Методический сценарий урока Русские народные инструменты 2 класс.
проект по музыке (2 класс) по теме

                                                           

 

Курсовой проект по музыке. Тема: «Русские народные инструменты»

А посмотреть на некоторые музыкальные инструменты и сразу послушать, как они звучат, можно здесь  https://yadi.sk/d/Mjo4KXv43GcXfQ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский институт открытого образования»

 Кафедра эстетического образования и культурологии

                                                            Курсовой проект

по Музыке

Тема: «Русские народные инструменты»

Выполнил (а) Минченко Татьяна Рифкатовна

Учитель ГБОУ СОШ№15      ЮЗАО

                                                                                         Группа № 15 МУЗ 1.1 

Москва    2015  год

Методологическая карта урока

2 КЛАСС

Методический сценарий урока

Русские народные инструменты

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет

Музыка

Ступень обучения и класс

Начальная  школа, 2 класс

Тема урока

Русские народные инструменты

Цель  и задачи урока

Цель: познакомить учащихся с разнообразием русских народных инструментов.

Задачи:

Практический аспект:

- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;

-  определять звучание русских народных инструментов;

-  развитие у учащихся навык музицирования, игры на русских народных инструментах;

- способствовать формированию умения самостоятельного получения информации

Образовательный аспект:

- познакомить учащихся с историей появления русских народных инструментов в народе, тембровой окраской и их устройством ;

- развитие метапредметных навыков;

- развитие умений аналитического характера;  

 Развивающий аспект:

- развивать у учащихся способность взаимодействовать в процессе коллективного хорового воплощения образов русского фольклора;

- воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности: пение, игре  на детских элементарных музыкальных инструментах.

Воспитательный аспект:

- развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся,

- формирование и развитие музыкальной культуры,

- воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа

Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

– чувство гордости за свою Родину, историю России; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие музыкально – эстетического чувства, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные:

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческих задач на уроке;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа музыкальных сочинений.

Предметные:

– формирование представлений о роли музыки в жизни человека;

– формирование устойчивого интереса к музыке и к  музыкально – творческой деятельности;

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении  вокально – хоровых произведений, в импровизациях.

Необходимые ресурсы, материалы: видео материалы сервиса Youtube, мультимедийный проектор, экран компьютер, дидактические материалы, макбуки.

Источники информации: книги и сайты в Internet, посвященные теме «Русские народные инструменты».

Длительность урока

 Урок (45 минут)

Место проведения урока

 ГБОУ Школа №15 , класс 2

Ход урока

Ход урока

Ход урока

  1. Организационный момент. 1.Самоопределение к деятельности.

( Учащиеся заранее получили задание – провести поиск материалов по теме: «Русские народные инструменты».

(Учитель читает стихотворение)

Автор: Вадим Семернин

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает из сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Только приветствую ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.

- О чём это стихотворение?

- Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Дети приводят примеры)

- Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?

- Какие звуки вы можете слышать вокруг себя в каждодневной жизни?

2.Актуализация знаний.

- Споём закличку «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

- Почему это произведение называется «закличка»?

- Кто написал эту песенку? (Народ)

- Как родились народные песни?

- Народные песни пришли к нам из далёкого прошлого. На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них воспевается добро, мужество, человеколюбие. Они полны жизни, энергии, простоты и искренности.

- Мы сейчас исполнили «закличку», а какие еще виды народных музыкальных произведений вы знаете? (Хороводы, колыбельные, частушки, потешки.)

- Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения? (Музыкальный фольклор.)

- Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа.

II. Постановка проблемы «Русские народные инструменты»

- Сейчас мы с вами послушаем фрагмент музыкального произведения. (Звучит фрагмент «Плясового наигрыша»)

- Какое это было произведение вокальное или инструментальное? (Ответы детей. Дети говорят о тех инструментах, которые им известны.)

- Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить на уроке?  Какие мы поставим перед собой цели и задачи?

III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений делиться своими знаниями и умений слушать друг друга.

  Учащимся для рассмотрения предлагается раздаточный материал – карточки с изображением русских народных инструментов.

Баян                           Трещотка

Гусли                         Рубель

Балалайка                  Коробочка

Домра                         Колотушка

Жалейка                     Колокольчик

Рожок                         Бубен

Свирель                      Барабан

Гармонь                     Ложки

   Класс делится на 3 рабочие группы, которым предлагается задание:

- рассмотреть предложенные изображения на карточках и подумать, на какие 2 группы можно разделить карточки, проанализировать и выявить главные особенности инструментов,  на основании которых производилась группировка карточек;

- поделиться своими знаниями о тех представленных на карточках инструментах, которые им знакомы, подготовить сообщение для класса.

IV. Развитие умений  аргументированного высказывания.

    После выполнения групповой работы заслушиваются аргументированные выступления представителей каждой из рабочих групп. В ходе обсуждения уточняются названия русских музыкальных инструментов вошедшие в каждую из групп на основании особенностей инструментов. Учащиеся делятся своими знаниями о русских народных инструментах.

( Каждый ответ дополняет учитель, углубляя знания детей о русских народных инструментах, сопровождая свой рассказ иллюстрациями и музыкальными фрагментами.)

  1. Музыкальные инструменты 1 группы можно разделить на 2 группы:

струнные

духовые

Гусли

Домра

Балалайка

Рожок

Жалейка

Свирель

Сообщения детей. Дополнение сведений учителем. Слушание фрагментов музыкальных произведений.

1.Гусли – «Былинные наигрыши» Д. Локшин.

Рассматривание картины В.М. Васнецова «Гусляры» (Дети делятся своими впечатлениями.)

2.Домра – «Сама садик я садила» РНП

3.Балалайка – «Цыганочка»

4.Рожок – «Во кузнице» РНП

5.Жалейка – «Из Византии на Русь»

  1. Музыкальные инструменты 2 группы можно разделить на 2 группы:

духовые

шумовые

Баян

Жалейка

Рожок

Свирель

Трещотка

Ложки

Барабан

Рубель

Сообщения детей. Дополнение сведений учителем. Слушание фрагментов музыкальных произведений.

     1. Баян – «Коробейники» РНП (текст Н. Некрасова)

2.Свирель – «По Дону гуляет…» РНП

Рассматривание картины Б.М.Кустодиева. Почему так называется картина? Что художник хотел нам рассказать? «Масленица»

3.Ложки – видеофрагмент.

4.Рубель – «»

5.Трещотки -

  1.  Музыкальные инструменты 3 группы можно разделить на 2 группы:

музыкальные

шумовые

Гармонь

Свирель

Гусли

Балалайка

Коробочка

Колотушка

Барабан

Бубен

Сообщения детей. Дополнение сведений учителем. Слушание фрагментов музыкальных произведений.

1.Гармонь – «»

2.Бубен – «»

3.Колотушка - видеофрагмент

4.Коробочка – видеофрагмент

V. Практическая работа учащихся.

1. - Объясните значение слова «оркестр». (Многочисленный коллектив музыкантов инструменталистов, исполняющих произведения, специально предназначенных для данного состава.)

- Послушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении русского народного оркестра. Определите звучащие инструменты.

       Ответы детей. Затем, при повторном прослушивании, учащиеся играют на воображаемых музыкальных инструментах.

2.Физминутка.

1)У меня сосед – скрипач.

Утомительный хоть плачь.

Весь день он пилит от зари:

Тили – пили, тили – пили. (Показать скрипку.)

- Что за инструмент? Все показываем.

2)Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,

Инструмент то очень хрупкий, Называется …. (свирель).

3)У какого инструмента есть и «струны», и «педаль»?

- Что же это? Несомненно, это звонкий наш … (рояль).

4)Струн дано мне, очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну – ка, кто я? Отгадай – ка!

Озорная … (балалайка).

5)Громче флейты, громче скрипок,

Громче труб наш великан.

Он ритмичен, он отличен, наш веселый … (барабан).

3.Разучивание Русской народной песни «В хороводе». Затем учащиеся водят хоровод.

VI. Рефлексия.

Кроссворд «Русские народные инструменты».

Затем учащимся раздаются ударные шумовые инструменты. Звучит фрагмент плясового наигрыша «Смоленский гусачок» в исполнении русского народного оркестра. Участие ребят в исполнении произведения.

VII. Подведение итогов урока.  Оценка деятельности каждой из команд.

Домашнее задание. 

Произвести поиск материалов о тех инструментах, о которых учащиеся не рассказали на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные инструменты Выполнила: Минченко Татьяна Рифкатовна .

Слайд 2

Баян Гусли Ударные : Трещотки Рубель Барабан Ложки Колотушка Колокольчик Бубен Коробочки Балалайка Домра Струнные : Духовые: Жалейка Рожок Свирель Язычковые Гармонь

Слайд 3

Баян

Слайд 4

Гусли

Слайд 5

Балалайка .

Слайд 6

ДОМРА

Слайд 7

Жалейка

Слайд 8

Рожок

Слайд 9

Свирель

Слайд 10

Гармонь

Слайд 11

Трещотки

Слайд 12

Рубель

Слайд 13

Коробочки

Слайд 14

Колотушка

Слайд 15

Колокольчик

Слайд 16

Бубен

Слайд 17

Барабан

Слайд 18

Ложки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...

Конспект урока "Русские народные инструменты"

Урок формирует музыкальную культуру обучающихся как неотъемлемую часть их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной м...