6 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Инструментальный концерт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.87 КБ
Office presentation icon metel.ppt2.36 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 25.02.17                                                                                                                                                                          Учитель школы: Ипатова Н.П

Класс: 6                                                                                                                                                                                   Студентка: Ипатова К.Д

Кабинет: 3                                                                                                                                        

Школа: МОУ Вознесенска ООШ                                                                                                                                      

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Инструментальный концерт»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель деятельности: создать условия для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г. Свиридова «Метель».

Предметные:

  1. Познакомить с отрывками из сюиты Г. Свиридова «Метель», созданной на основе повести А. Пушкина; направить детей на чувственные ощущения и осмысление музыкальных образов;
  2. Развивать умение анализировать музыкальное произведение.
  3. Воспитывать интерес к произведениям музыкального искусства.

Метапредметные:

  1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;
  2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни;

Личностные:

  1. Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-этическому росту как слушателя и зрителя;
  2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала;

Оборудование: компьютер, презентация, проектор.  

Этапы методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Орг момент

5

Здравствуйте ребята. Что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем. 2 слайд. Эта работа посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. 3 слайд. Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день. А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели. В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

Настраиваются на урок

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать  в диалоге

2

Слушание

20

Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино. Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе. Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира. В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

4 слайд. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

Слушание тройка

5 слайд. Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Музыка Свиридова иллюстрирует эпиграф к повести из баллады Жуковского «Светлана». Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель».

6 слайд. Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более.

Слушание Вальса

Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.

Слушание Венчание.

7 слайд. Третьим фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.  Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

Слушание Весна и осень

8 слайд. Есть хорошая русская поговорка – «Время лечит». Следующий номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце! Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично. Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно. В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.

Слушание Пастораль

9 слайд. Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести, рисует картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную. В повести можно найти короткое упоминание о природе, на фоне которой происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа». Пьеса наполнена  нежным трепетным чувством влюбленного сердца, созвучна образу Марьи Гавриловны. Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов.

Слушание Марш

10 слайд. Следующая пьеса – яркий жизнерадостный «Военный марш». В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных,  восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

Слушание Романс

11 слайд. “Романс” является кульминацией музыкальных иллюстраций.

Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры. Пьеса рисует музыкальные портреты Марьи Гавриловны и Бурмина. Тембр трубы придает мелодии силу звучания, выражая глубокие искренние чувства любви героев. И «Романс» становится гимном любви. Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

Слушание Отзвуки Вальса

12 слайд. Восьмой номер иллюстраций “Отзвуки вальса” интонационно  похож на “Вальс”, но звучит эта музыка по-другому… Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.  Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер перекликается с номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Слушание Зимняя дорога

13 слайд. Таким образом, убеждаемся, что великого поэта А.С.Пушкина и Г.Свиридова объединяет любовь к Родине, русскому народу.

14 слайд “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

Слушают

Отвечают на вопросы

Регулятивные  развивать  эмоциональное восприятие  произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности

Коммуникативные

Участвовать  в диалоге

Регулятивные Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

3

Пение

10

Из покон веков каждый народ в песнях и в музыке стремится выразить любовь к своей родине и к своему народу. И не только классическая музыка помогает нам понять широту и красоту нашей Родины, но есть и современные песни о родине, сегодня мы с вами разучим песню, которая так и называется мы дети твои Россия.

ВХР

Методы и приемы

Перенос согласный к последующему слову

Показ  песни.

Собственный показ

Дирижерский жест

Верходящее движение мелодии

Повторение мелодии с текстом.

Разучивание песни

Слушание

Проговаривание слов куплета

Личностные позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности

4

Итог

5

Давайте подведем итог

С какими произведениями мы с вами сегодня познакомились? Какой композитор написал эти произведения? С какой песней познакомились?

Повторение пройденного материала

Отвечают на вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель"

Слайд 3

Тройка Кони мчатся по буграм Топчут снег глубокий... Вот, в сторонке божий храм Виден одинокий... Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы... Жуковский

Слайд 4

Вальс Первая мелодия – легкая, игривая, полетная. Вторая – яркая, праздничная. Третья – энергичная, торжественная.

Слайд 5

Венчание "Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски... Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" - "Начинайте, начинайте, батюшка", - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветренность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь", - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" - и упала без памяти".

Слайд 6

Весна и осень

Слайд 7

Пастораль Пастораль в переводе с латинского означает "пастушечий". Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы

Слайд 8

Военный марш Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу... Время незабвенное! Время славы и восторга!

Слайд 9

Романс Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является "Романс".

Слайд 10

Отзвуки вальса Зимняя дорога

Слайд 11

Так что же объединяет А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова? ...Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.

Слайд 12

Слушая музыку Свиридова так и видишь бесконечные заснеженные просторы России, занесенную дорогу, и по ней мчится вдаль русская тройка. Кони преодолевают снежную пелену, ямщик напряженно вглядывается вдаль, а путник, укутанный в теплую шубу, мирно дремлет под однозвучную песню русского колокольчика. Метель! Как бы беде не случиться, не сбиться с дороги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...