Рабочая программа
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Корниенко Елена Михайловна

Рабочая программа по музыке, 3 класс, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3-muzyka_3_kl.doc621.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для обучающихся 3 класса

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Корниенко Елена Михайловна,

учитель музыки

пос. Маршальское

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе:

  • программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
  • Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ "Маршальская СОШ".        

Цели:

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи:

  • формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
  • развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
  • развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
  • приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
  • формировать целостную художественную картину мира;
  • воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
  • развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию;
  • формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начального овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа курса музыки в 3 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.

 Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям стандарта:

•патриотизм — любовь к  родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

•социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и  гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

•гражданственность — долг перед Отечеством, правовое  государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

•семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

•личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

•наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

•природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы,  села, района и т.д.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника 3 класса:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

  1.  Содержание учебного предмета

  1. Раздел 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» -  9 часов.

Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

  1. Раздел 2. «Интонация» - 7 часов.

Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? Смысловое содержание тем:

  1. Раздел 3. «Развитие музыки» - 9 часов.

Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

  1. Раздел 4. «Построение (формы) музыки» - 9 часов.

Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 12 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной  деятельности  

Раздел 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность  и маршевость» - 9 часов

1.

Открываем для себя новые

качества музыки

1

-рассказывать о прослушанном произведении;

-исполнять вокальные произведения.

2.

Мелодичность – значит песенность?

1

-подбирать подходящие слова для описания характера музыки

3.

Мелодичность –значит песенность?

1

-исполнять разученные песни;

-характеризовать музыку

4.

Танцевальность бывает не только в танцах

1

-определять и называть музыкальные инструменты.

5.

Танцевальность бывает не только в танцах

1

-определять танцевальный жанр;

-выполнять танцевальные импровизации.

6.

Где слышится маршевость?

1

-сравнивать темп музыки;

-передавать движениями корпуса пульс вальса.

7.

Где слышится маршевость?

1

-развивать художественный вкус;

-подбирать характеристики к прослушанным музыкальным произведениям

8.

Встречи с песенно –танцевальной и

песенно – маршевой музыкой

1

-применять полученный опыт во внеурочной деятельности

9.

Встречи с

песенно –танцевальной и

песенно – маршевой музыкой

1

-размышлять о музыке;

-музицированию на музыкальных инструментах.

Раздел 2. «Интонация» - 7 часов

10.

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

1

-играть в музыкальные игры;

-выражать образно содержание муз. произведения.

11

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

Подготовка к

Проекту «Концерт для родителей»

1

-подбирать характеристики для определенного музыкального настроения.

12.

Подготовка к проекту «Концерт для родителей»

1

-исполнять движения в парах;

-исполнять попевки.

13.

Зерно – интонация в музыке

1

-осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.

14.

Проект «Музыкальный

спектакль»

1

-использовать различные приемы при выполнении заданий творческого характера

15.

Как связны

между собой

выразительные

и изобразительные интонации?

1

Научится:

-инсценировать песни;

само выражаться в пении.

16.

 Проект «Школьный фольклорный праздник»

1

-оценивать произведения разных видов искусств;

-исполнять вокально-хоровые произведения

Раздел 3. Развитие музыки – 9 часов

17.

Почему развивается музыка?

1

-определять характер произведения;

18.

Почему развивается музыка?

1

Готовность к логическим действиям:

анализ, сравнение, классификация по жанрам музыкального искусства

19.

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1

-применять знания основных средств музыкальной выразительности

20.

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1

-определять жанр и характер музыки;

-развивать художественный вкус.

21.

Что такое исполнительское развитие музыки?

1

-различать балет; -применять знания при анализе прослушанного произведения

22.

Развитие, заложенное в самой музыке

1

ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении интонации;

23

Проект «Музыкальный спектакль»

1

соотносить простейшие жанры с их воплощением в крупные музыкальные жанры

24

Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк?»

1

исполнять вокально – хоровые произведения

25.

Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк?»

1

-размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека

Раздел 4. Построение (формы) музыки – 9 часов

26.

Почему музыкальные произведения бывают одно

частными?

соотносить различные элементы музыкальной речи

27.

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1

делить музыкальные произведения на части

28.

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1

исследовать и определять форму построения музыкального произведения

29.

Рондо – интересная музыкальная форма

1

исследовать и определять форму построения музыкального произведения

30.

Рондо – интересная музыкальная форма

1

исследовать и определять форму построения музыкального произведения

31.

Как строятся вариации?

1

-сравнивать и оценивать специфические особенности произведений разных жанров

32.

Как строятся вариации?

1

импровизировать в соответствии с самостоятельно выбранным муз. образом

33.

О важнейших средствах построения музыки

1

-участвовать в хоровом исполнении гимна РФ.

34.

Проект «Концерт для родителей»

1

-определять роль музыки в жизни человека и его духовно – нравственном развитии

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя:/ Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...