Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Виговская  Галина Николаевна

Рабочая программа к УМК "Начальная инновационная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx37.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке составлена на основе:

•         Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования;

•        требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

        программы формирования универсальных учебных действий;

•        основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  Кошурниковской СОШ № 8;

•        на основе  авторской программы   Д. А. Рытова «Музыка». Система С. А.  Болотовой «Начальная инновационная школа» - Москва:  ООО «Русское слово» 2013г

Цели и задачи преподавания учебного курса

Цели:

- формирование духовно развитой личности ребенка;

- формирование у ребенка основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

Задачи:

-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, к своему народу, к ближнему;

-воспитывать уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос;

-приобретать знания о музыке, в том числе во время знакомства с музыкальными произведениями;

-овладевать практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных и народных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

                                                                ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   КУРСА

  Курс «Музыка» разработан с учетом специфики психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, системно-сти и последовательности при решении задач музыкального образования младших школьников и формирования у них умения учиться.

  В программе курса одним из ключевых направлений является концепция  деятельностного  развития ребенка на традициях народной музыкальной культуры. Она рассматривается как пропедевтический фундамент для мотивационно-осмысленного постижения в дальнейшем более сложных музыкальных явлений, понятий и характеристик.

Музыка является доминантным явлением в решении задач личностного, познавательного, коммуникативного, социального, эстетического и духовного развития ребенка. Ребенок через эмоционально-образное восприятие музыки получает, с одной стороны, знания о лучших образцах духовного наследия человечества, а с другой стороны — возможности для реализации своего творческого потенциала, природных задатков и музыкальных способностей, приобретения созидательного музыкального опыта.

Все это способствует решению вопросов развития ребенка через искусство, постижение эмоционального мира музыки.

                                                    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержание курса в соответствии с учебным планом Кошурниковской СОШ №8  разработано на 135 ч, из них 33 ч отводится на изучение изобразительного искусства в 1  классе (1 ч в неделю), во  2-4 классах на изучение курса отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  Ценностью программы курса «Музыка» является то, что в ней особое внимание уделено духовно-нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию детей, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к искусству, в том числе и через метапредметное взаимодействие и связь с внеурочной деятельностью детей. Этому способствует знакомство с лучшими произведениями русской народной музыкальной культуры, музицирование на доступных музыкальных инструментах, особенно народных, погружение в мир народных игр и танцев.

  Музыкальный и иллюстрирующий его дополнительный материал, широко представленный в программе курса, воспевающий красоту родной природы и эстетического отношения человека к ней, направлен на формирование экологического мышления учащихся в различных познавательных, коммуникативных и социальных ситуациях. Вместе с тем музыкальный материал преподносится детям во взаимосвязи с контекстом окружающей жизни и жизнью самого школьника. В заданиях задействованы знания и опыт школьников, полученные на других уроках и в повседневной жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

- укрепление культурной и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Метапредметные  результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности ;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям : анализ,сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия ;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества,  поиска компромиссов,  распределения функций и ролей.

Предметные результаты:

Раздел «Всегда пусть музыка звучит!»

             « Музыкальная азбука»

Выпускник научится:

-  воспринимать  музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- ориентироваться в музыкально -поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- воплощать художественно-образное содержание  иинтонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества(в пении, слове, движении, играх, действах и др.)

Выпускник получит возможность научиться:

-  реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных  видах деятельности;

-  организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «На родимой сторонке».

             « Музыка не имеет границ».

Выпускник научится:

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

- реализовыватъ  собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах ,музыкально-пластическом движении и импровизации);

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Праздник круглый год».

             « Путешествие в мир музыкальных шедевров».

Выпускник научится:

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация ,музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,  импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-

поэтического творчества народов мира;

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пени ,инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека ,видеотека).

Раздел «Творческая мастерская музыканта».

Выпускник научится:

- узнавать и распознавать музыку, написанную в различных жанрах и стилях;

- уметь находить отличия в звучании симфонического и эстрадного оркестров, музыкального коллектива, исполняющего рок-музыку;

- создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками трещотках, ансамблевое музицирование.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять цветомузыкальную деятельность: подбор определенного цвета во время звучания музыкального произведения, анализировать свою деятельность;

- участвовать в коллективном музицировании на народных, элементарных и электронных музыкальных инструментах.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

                Тема урока

Кол.час.

                   Виды деятельности

   Дата

(план)

Дата

 (факт)

                                                                                               Всегда пусть музыка звучит ( 9 ч)

1

Мелодия – душа музыки.

1

Слушают « Вокализ» С .В. Рахманинова , Ноктюрн ми-бемоль мажор Ф .Шопена .Соотносят основные образно-эмоциональные сферы музыки.

02.09

2

Камерная музыка.

1

Знакомятся с новыми музыкальными жанрами и стилями. Слушают «Романс» С. Рахманинова и вторую часть Струнного квартета №2 А. Бородина .Размышляют об отличиях музыкальных произведений.

09.09

3

Симфонический цикл.

1

Слушают фрагменты четырёх частей «Прощальной» симфонии Гайдна. Описывают настроение ,созданное композитором в музыке. Описывают характер и темп каждой части.

16.09

4

Старинные танцы.

1

Знакомятся с понятием «Сюита». Слушают одну из частей Французской сюиты №3  И . С .Баха, фрагмент Первой сюиты из балета «Золушка»  С .Прокофьева. Рассуждают о роли солирующих музыкальных инструментах в передаче характера музыки.

23.09

5

Балетный спектакль.

1

Просматривают видеофрагменты разных балетов: «Лебединое озеро» П .Чайковского  , «Конёк- Горбунок» Р. Щедрина. Рассказывают, как танцоры передают характер главных героев и их общение друг с другом.

30.09

6

Оперное искусство.

1

.Слушают хор «Солнцу красному слава!» из оперы А.Бородина  «Князь Игорь». Рассказывают об услышанных музыкальных интонациях , об образе оперного героя , который создал певец.

07.10

7

Зажигательный мюзикл.

1

Смотрят видеофрагменты мюзикла «Кошки» . Размышляют о том , почему мюзикл называют музыкальным спектаклем . Устанавливают различия между мюзиклом и оперой. Пробуют передать с помощью пения и танца художественный образ.

14.10

8

« Вставайте  , люди русские!»

1

Слушают 5-ю часть «Ледовое побоище» С. Прокофьева . смотрят фрагмент «Вставайте, люди русские!». Рассказывают о взаимосвязи и взаимодополнении музыки и киносюжета. Разучивают музыкальную тему этой части.

21.10

9

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

1

Рассуждают : почему музыканты являются связующим звеном между композитором и слушателями .Рассказывают как вести себя на концерте

28.10

                                                                                              Музыка не имеет границ ( 7 ч )

1/10

Музыка  Украины.

1

Знакомятся со старинными украинскими инструментами.

Слушают игру на кобзе, бандуре, русских гуслях и балалайке , находят сходства и отличия в звучании этих инструментов. Слушают ,разучивают и разыгрывают по ролям  украинскую народную песню .

11.11

2/11

Музыка Беларуси.

1

Слушают белорусскую обрядовую песню «Каляда» и  народную песню «Купалинка». Вспоминают , как звучат русские колядки , определяют общее в этих песнях. Разучивают и разыгрывают  по ролям белорусскую народную песню «Перепёлочка»

18.11

3/12

Музыка Прибалтики.

1

Слушают эстонскую народную песню «Труби, рожок!» и песню в исполнении латышского хора. Высказывают своё мнение об особенностях этих музыкальных произведений .Разучивают эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент».

25.11

4/13

Музыкальное путешествие по Европе.

1

Знакомятся с музыкальной культурой европейских государств. Рассказывают о характерных особенностях услышанной музыки.

02.12

5/14

Музыка Америки и Африки.

1

Знакомятся с музыкальной культурой Америки и Африки. Слушают звучание  африканского ударного инструмента балафона.  Рассказывают о тембре музыкального инструмента и характере звучащего инструмента.

09.12

6/15

Музыка Закавказья и Средней Азии

1

Знакомятся с многообразием восточной музыкальной культуры в песенном , танцевальном, инструментальном жанрах .Разучивают и поют азербайджанскую народную песню «Играй,танцуй!»

16.12

7/16

Музыка не имеет границ.

1

Смотрят сцены из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Размышляют о том , какие средства выразительности , использованные в этой музыке , кажутся наиболее яркими. Рассуждают : почему так важно беречь музыкальную культуру своего народа ,знать и уважать культуру других народов?

23.12

                                                                              Путешествие в мир музыкальных шедевров - 9 ч.

1/17

Великий мелодист Сергей Рахманинов.

1

Знакомятся с творчеством С. Рахманинова. Слушают вторую часть Концерта №2 для фортепиано С Рахманинова  Сравнивают голос звучащего в этой части фортепиано с голосом человека.

30.12

2/18

Подвиг ленинградцев.

1

Слушают  «Песня о ленинградских мальчишках»  муз. И. Шварца , слова .В. Коростылёва.Слушают фрагмент первой части Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. Делятся впечатлениями  от услышанной музыки .Рассказывают , как композитор передаёт нашествие врагов.

13.01

3/19

За честь Отчизны.

1

Смотрят видеофрагмент оперы «Жизнь за царя» М. Глинки. Характеризуют  эту музыку, пытаются представить образ Кутузова. Слушают , разучивают и поют песню «Учил Суворов вперёд глядеть».

20.01

4/20

Великие оперные певцы.

1

Слушают голоса великих певцов и певиц( музыкальные произведения) , делятся своими впечатлениями. Рассуждают на тему: «Музыкальное искусство вечно».

27.01

5/21

Маэстро . брависсимо!!!

1

Рассматривают фотографии музыкантов , заслуживших титул «маэстро», слушают музыкальные произведения в их исполнении.

03.02

6/22

В храме музыки.

1

Рассматривают фотографии лучших оперных и концертных залов мира . Рассказывают о своих впечатлениях.

10.02

7/23

Джаз! Джаз! Джаз!

1

Рассказывают о джазе и исполнителях джазовой музыки. Слушают произведения  «Привет, Долли» в исполнении Луи Армстронга , «Караван» ДюкаЭллингтона. Создают к звучащему произведению ритмический аккомпанемент на ударном инструменте.

17.02

8/24

Посвящение женщине.

1

Слушают музыкальные произведения , посвящённые женщине. Рассуждают о том, как певец в романсе передаёт художественный образ , созданный поэтом и композитором.

03.03

9/25

Играем мюзикл!

1

Принимают участие в постановке детского мюзикла . Распределяют роли , разучивают вокальные партии и танцевальные движения.

10.03

                                                                                            Мастерская музыканта ( 9 ч )

1/26

Секрет Страдивари.

1

Знакомятся  с мастерами и изобретателями музыкальных инструментов. Слушают звучание скрипки , созданную Страдивари . Рассказывают о её звучании. Слушают звучание балалайки мастера С.И. Налимова . рассказывают об особенностях тембра балалайки.

17.03

2/27

Мастерим и играем.

1

Фантазируют и мастерят музыкальные инструменты из предметов , которые можно найти в каждом доме. Подыгрывают исполнению песни на самодельных инструментах.

24.03

3/28

Электромузыкальные инструменты.

1

Рассматривают фотографии инструментов , которые используются как в сольной , так и в ансамблевой игре. Смотрят видеофрагмент концентра , определяют , какие музыкальные инструменты звучат.

07.04

4/29

«Битлз»

1

Слушают песню «Битлз»  «Вчера». Определяют звучащие в песне инструменты. Рассуждают о том , какими средствами музыкальной выразительности передаётся её характер.

14.04

5/30

Рок – опера.

1

Смотрят видеофрагмент рок-оперы. Рассказывают об игре артистов. Делятся своими впечатлениями о том . как музыка помогает героям в передаче своих чувств друг к другу . Объясняют ,чем рок-опера отличается от оперы и мюзикла.

21.04

6/31

« На безымянной высоте…»

Новое звучание классической музыки.

1

Слушают песни о Великой Отечественной войне , рассматривают картины художников. Делятся своими впечатлениями об этих произведениях искусства

 Слушают «Вокализ» С. Рахманинова в  двух вариантах. Делятся своими впечатлениями об услышанной музыке. Выделяют основные музыкальные отличия .

28.04

7/32

Промежуточная  аттестация

1

Различает основные музыкальные понятия, изученные на уроках музыки в течении учебного года.

Работает в группе, разгадывает музыкальный кроссворд. Изготавливает из подручных инструментов музыкальный инструмент.  Обыгрывает и исполняет  с участниками группы  песню с музыкальным сопровождением.

05.05

8/33

Симфония света.

1

Смотрят видеофрагменты водных светомузыкальных представлений в Барселоне и в Дубае. Делятся своими впечатлениями. Определяют роль света и музыки в этих представлениях.

12.05

9/34

Да здравствует музыка!

1

Выразительно исполняют песню «Всегда пусть музыка звучит!» ( муз. А. Зарубы , сл. Д . Рытова).Организуют праздничный концерт

19.05

Описание материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса

  1. Д.А. Рытов. Программа курса «Музыка» 1-4 классы. -  Москва; ООО «Русское слово - учебник», 2013.
  2. Д. А. Рытов Учебник «Музыка» 4 класс – Москва; ООО «Русское слово - учебник», 2013.
  3. Д.А. Рытов. Рабочая  тетрадь для 4 класса. – Москва; «Русское слово- учебник», 2014.
  4. Мультимедийное  приложение к учебнику Д.А. Рытова  «Музыка» для 4 класса.- Москва.,ООО «Русское слово- учебник», 2013.

Технические средства обучения

1.Классная магнитная доска.

2. Ноутбук  учителя.

3. Мультимедийный  проектор

4. Экран

5. Магнитофон

Промежуточная  аттестация

Дата проведения (план) –   05.05.2017г

Место  проведения – МБОУ Кошурниковская  СОШ № 8, кабинет № 21

Форма  проведения –  тест + музыкальная викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...