Урок музыки "Волшебный мир музыки Э. Грига"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Митрофанова Елена Викторовна

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе общеобразовательной школы по теме"Сказка в музыке" по программе Г.С.Ригиной "Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_vo_2_klasse_po_teme.docx191.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 классе по теме «Волшебный мир музыки Э. Грига»

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе общеобразовательной школы по теме «Сказка в музыке» по программе Г.С. Ригиной «Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание». Урок включает в себя различные виды деятельности: исполнение, слушание и импровизирование. Исполнить песню «Пестрый колпачок» Г. Струве учащимся предлагается с двигательным ее сопровождением. Каждый желающий имеет возможность   выразить себя, выполняя задание: подобрать игровые движения  к песне в соответствии с ее содержанием.

Чтобы преодолеть слуховую пассивность детей и сделать  процесс слушания более интересным, учащимися выполняется задание: придумать видеоклип на музыку Э. Грига «В пещере горного короля». Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, темп исполнения и динамические оттенки.

В процессе игры «Крещендо» происходит закрепление нового музыкального понятия. Учащимся предлагается произнести  стихотворение не только с постепенным нарастанием звучности, но и от имени сказочных героев: гномов, великанов, что способствует развитию умения подбирать различную тембровую окраску словесным фразам.

Цель урока: Знакомство с новым сказочным сюжетом «В пещере горного короля».

Задачи:

Образовательные: Познакомить с творчеством выдающегося норвежского композитора Э. Грига; с понятием «крещендо».

Развивающие: Развивать навыки хорового пения, музыкальной творческой активности; способности к восприятию музыки; умения импровизировать, сравнивать и анализировать.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством; эстетический вкус.

Методы  обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы обучения:  Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: Кроссворд, тест; портрет Э. Грига; иллюстрации с изображением Норвегии, гномов и троллей; атрибуты сказочных персонажей: колпачки гномов, корона короля.

Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.

.

Ход урока

Организационный момент.

Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.

Актуализация знаний.

- На прошлых уроках вы познакомились с музыкальными произведениями на разные сказочные сюжеты. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка». У каждого из вас на столе есть листочек с названиями музыкальных произведений. Напротив каждого названия есть пустая клеточка. Я буду играть фрагменты из этих произведений, а вы проставите в эти клеточки цифры, т.е. под каким номером прозвучит музыка.

Угадай-ка

Танец маленьких лебедей

Песенка веселых козлят

Добрый жук

Песенка белочки «Во саду ли»

Марш Черномора

Исполняет начальные такты произведений:

  1. Тема «Белочки» («Три чуда») из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова
  2. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского
  3. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
  4.  «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» А. Спадавеккиа
  5.  «Песенка веселых козлят» из оперы «Семеро козлят» М.Коваля.

- А теперь обменяйтесь листочками со своим соседом. Я открываю вам правильные ответы. Сравните их с ответами на листочках и поставьте галочки, если ответ совпадает. Посчитайте галочки – это будет количество баллов за выполненное задание. Поднимите руку, если ваш сосед ошибся. В каком задании? (Ответы детей.) 

- А сегодня вы встретитесь с новыми сказочными героями, об одном из них я спою вам песню. (Исполнение.)

 Исполнение песни «Пестрый колпачок» Г. Струве

Раз сидел веселый гном   на пеньке под елкой

И  латал свой колпачок  хвойною иголкой

Ти - ла - ла,  да  ти - ла - ла   на пеньке под елкой

И  латал свой колпачок  хвойною иголкой.

Гному было много лет, он не удивлялся,

Что колпак за столько лет у него порвался.

Ти - ла - ла,  да  ти - ла - ла  он не удивлялся

Что колпак  за столько лет у него порвался.

От заплаток колпачок пестрый был у гнома,

Сине-красно-голубой, розово-зеленый.

Ти - ла - ла,  да  ти - ла - ла   пестрый был у гнома,

Сине-красно-голубой, розово-зеленый.

Ну а гномик песню пел на пеньке под елкой,

И латал свой колпачок  хвойною иголкой

Ти - ла - ла,  да  ти - ла - ла  на пеньке под елкой

И  латал свой колпачок  хвойною иголкой.

- Повернитесь  к своему соседу и расскажите друг другу об этом сказочном герое. Первым начинает тот, у кого темнее волосы. Поменялись ролями. (Рассказы детей.) Кто хочет поделиться с нами тем, что рассказал вам ваш сосед? (Ответы детей.) А теперь споем эту песню  (Разучивание песни.) Предлагаю исполнить эту песню с танцевальными движениями. Но танец наш будет необычный -  «сидячий», ведь гном старенький, он сидит на пеньке. Кто хочет быть хореографом? (Один из учеников садится на стул перед классом и показывает движения. Класс поёт, повторяя движения.)

Изучение нового материала

- А сейчас я вам задам неожиданный вопрос! (Показывает на фортепиано.) Что это такое? (Пианино.) 

- На самом деле, это пещера. Там, внутри, живут крошечные человечки – гномы и тролли.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\норвегия\04.photo.extrem-81-10.06.22.11.07.08-8--1.jpg

- Они танцуют по ночам в лунном свете, водят хороводы и оставляют крошечные следы от своих деревянных башмачков. Еще они очень боятся солнечного света: ведь он превратит их в камень. Вы в это верите? (Ответы детей.) Такую картину представлял себе один талантливый мальчик, сидя за инструментом. Когда он вырос, он стал знаменитым композитором. Фамилию этого композитора вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Работаем в паре со своим соседом. (Выполняют задание.)

Кроссворд

3.

         

1.111

2.1

11

4.11

1. Композитор – автор «Марша Черномора». (Глинка)

2. Музыкальный инструмент с клавишами. (Рояль)

3. Струнно-смычковый инструмент. (Скрипка)

4. Сказочный персонаж – герой песни «Пёстрый колпачок». (Гном)

- Как фамилия этого композитора? (Григ.) 

- Об этом композиторе, и не только,  вы узнаете из небольшого рассказа.

Работа с текстом

Далеко на севере, на берегу моря расположена страна Норвегия. Склоны её гор   покрыты лесами, а скалистые обрывистые берега с глубокими ущельями изрезаны заливами.

В одном из таких живописных мест, в местечке Тролльхауген, жил норвежский композитор Эдвард Григ. Это название означает «Холм троллей». Тролли, эльфы и гномы – герои норвежских сказок, - все они живут в горах. Любовь к Норвегии, к её суровой и прекрасной природе Григ выразил в своей музыке. Музыка композитора покоряет слушателей необычайной красотой.

- В какой стране жил Григ? (В Норвегии.)   

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\норвегия\норв2.jpg

- Что вы узнали об этой стране? (Ответы детей.)

- Однажды Эдвард Григ прочитал удивительную сказочную историю. Главный герой сказки – красивый и смелый юноша, фантазер и искатель приключений, отправляется  в дальние странствия в поисках счастья. И вот однажды он попадает в подземное царство гномов и троллей. Их король сидит на троне в пещере.

- Предлагаю вам придумать видеоклип на музыку Эдварда Грига. (Дети выбирают роли: горный король сидит на троне, главный герой прячется и наблюдает за жителями пещеры. Остальные учащиеся исполняют роли гномов и троллей. Разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждая группа придумывает действие, которое будет выполнять под музыку.)

- Все артисты готовы. А теперь мы подошли к самому главному. Что самое важное в нашем клипе? (Музыка.) Волшебная музыка Грига! (Записывает название на доске -  «В пещере горного короля».) Постарайтесь все свои действия выполнять в характере музыки, не заглушая ее.

Слушание музыки «В пещере горного короля»

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием и внимательно слушали музыку. Как менялась музыка? (Ответы детей.) Как вы думаете, что хотел показать Э. Григ изменением темпа, громкости? (Ответы детей.)

Знакомство с новым понятием «крещендо»

- Вы уже знаете, что в музыке многие слова итальянские. Как будет по-итальянски «тихо», «очень тихо», «громко», «очень громко»? (Пиано, пианиссимо…). Покажите руками «пиано», «форте». А теперь покажите постепенный переход от «пиано» до «форте». Вот такое постепенное нарастание звучания называется итальянским словом «крещендо». Повторите это слово. (Повторяют за учителем.) Такой приём мы и услышали в музыке Грига.

 Игра «Крещендо»

- А теперь послушайте небольшое стихотворение:

  Я молчу, молчу, молчу.

  Я терплю, терплю, терплю, терплю.

  Я ворчу, ворчу, ворчу,

  А потом как закричу!

- Повторите его, используя приём крещендо. (Можно предложить выполнить задание в  обратном порядке,  произнести  голосом великана, гнома…)

- Молодцы. Здорово у вас получилось!

Итоги урока. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу. Вам сегодня на уроке было интересно или скучно? (Ответы детей.)

- Вам хотелось бы еще послушать музыку Э. Грига? (Ответы детей.)

- Какими вы представляете себе жителей пещеры? Нарисуйте их дома.

- Вы все сегодня заслужили отличные оценки!

Музыкальное прощание. Выход из класса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов....

Литературное чтение 4 класс." Музыка Э.Грига в произведении К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Цели и задачи. Совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; работать над выразительностью чтения; обеспечить эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского с помощью музы...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок музыки по теме "Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига"

Цель урока: познакомить с биографией норвежского композитора Э. Грига, с сюжетом драмы «Пер Гюнт» Х. Ибсена, с музыкальными номерами из сюиты.Задачи:- учить определять музыкальный образ произвед...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...