Методическая разработка урока по теме "Музыка Э.Грига"
методическая разработка по музыке (2 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_muzyke.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по музыке

1.Тема урока: Музыка Э.Грига (тип урока – сообщение новых знаний)

2. Цель: познакомить учащихся творчеством Э.Грига

Задачи:

- образовательные – изучить взаимосвязь музыкального и литературного творчества на примере музыки Э.Грига,  дать представление о таких компонентах музыки как  мелодия, регистр, динамика, тембр,  интонация.

-  воспитательные: воспитывать любовь к музыке народов мира.

- развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений, развивать умение применять музыкальные знания; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала.

3. Оборудование:

 музыкальный материал:

Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

В.Салманов «Утро в лесу» (фрагмент), 

П.Чайковский «Зимнее утро» (фрагмент), 

С.Прокофьев «Утро» (фрагмент),

Д.Кабалевский «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» (фрагмент),

И.Космачёв «Здравствуй, детство!»;

дополнительный материал:

И.Никитин «Утро», А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…» (фрагмент),

С.Есенин «С добрым утром!»,

И.Тургенев «Бежин луг»,

А Толстой «Какая бывает роса на траве»,

И.Шишкина «Утро в сосновом бору»,

В.Сидоров «Утро на подоле»,

Каспар Давид Фридрих «Утро в горах»,

презентация,

выставка «Кистью, словом, звуком»,

таблички со словами «Интонация», «Темп», «Тембр», «Мелодия», «Регистр», «Лад» «Ритм»;

технические средства обучения:

музыкальный центр

компьютер

проектор

4.План урока:

Музыкальное приветствие

Вводное слово

Вступительная беседа

Физминутка

Сообщение новой информации.

Систематизация и обобщение знаний

Подведение итогов

Организационное завершение урока.

5. Ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Музыкальное приветствие

Вводное слово

«Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность». (Д.Б.Кабалевский).

Именно о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается, мы поговорим с вами сегодня. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. А поможет нам туда перенестись музыка, созданная в той стране. Давайте закроем глаза.

Звучит «Утро» Э. Грига (главная интонация). 

3. Вступительная беседа

Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию. Слайд 1. 

- Знакомо ли вам это произведение?

Сообщение высказываний композитора и о композиторе. Слайд 3. 

История создания и краткое содержание. Слайд 4. 

- Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт».

-Что же такое сюита?



Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э.Грига (полностью).

4. Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки?

1) Грубые они или нежные?

2) Тихие или громкие?

3) Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4) Грустные или радостные?

5)Что же представил Пер?

6) Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца?

Красота утра привлекала не только композиторов, но и поэтов и писателей. Обратите внимание на выставку. В книгах, которые здесь представлены, вы сможете найти стихи таких поэтов, как И.Никитин, С. Есенин, В.Жуковский, Ф.Тютчев, а также прозу М.Горького, И. Тургенева, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова. Экскурсия по выставке.

Сейчас  прозвучат стихи И.Никитина, А.Фета, С.Есенина.

«Утро» Э.Грига – (фрагмент). Мелодекламация поэзии  Слайды 6,7,8,9.

- Понравились вам стихи?

– О чём они рассказывают?


- Ребята, вы все видели росу на траве.

- А какая она утром?

– А знаете ли вы что очень полезно бегать босиком по росе?




Дети высказывают предположения.


















музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру









Ответы и предположения детей.





Свист, щелканье, игра на дудочке, пение птиц, шелест травы.









Понравились. Каждое стихотворение рассказывает об утре, но у каждого оно свое.



Да.

Холодная, блестящая, сверкающая, чистая, свежая.

Да.

Физминутка

Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой.

Дети выполняют движения.

5. Сообщение новой информации.

Красоту утренней природы запечатлели на своих полотнах и художники. Здесь вы видите репродукции картин Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», Валентина Сидорова «Утро на подоле». Каспар Давид Фридрих запечатлел «Утро в горах». А здесь художником изображено озеро Севан на рассвете… А вот «Утро в гавани», Экскурсия по выставке.

Я же вам предлагаю увидеть утро глазами фотографов.

Слушание музыки Э.Грига «Утро» с просмотром видеоряда. Слайды 10 – 18. 

Понравилось вам? Вы обратили внимание, каким разным может быть утро? Какими словами вам хочется его описать?

Утро может быть разным. А музыка, описывающая утро, будет ли одинакова?

Прослушаем фрагменты музыки утра разных композиторов.

В.Салманов «Утро в лесу» (фрагмент).

П.Чайковский «Зимнее утро» (фрагмент).

С.Прокофьев «Утро» (фрагмент).

Д.Кабалевский «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» (фрагмент).

Теперь еще раз внимательно прослушаем музыку Э.Грига.

 - Вся эта музыка выросла из маленького зерна, которое называется…

На доску – слово (центр солнышка) 

- Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось?


 Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения

Слово на доску (1-й лучик солнца) 

- А голос мелодии был всегда одинаково высоким?

 Значит, мелодия звучала в разных…

Слово на доску (2-й лучик солнца) 

Нашему музыкальному солнышку добавить лучики сможете вы и дальше, если будете внимательны. При следующем прослушивании обратите внимание: меняется ли сила звука и какими движениями это показано.

Слушание и восприятие музыкально-ритмических движений с элементами пластического интонирования. «Утро» Э.Грига – (фрагмент). 

Повтор вопроса и ответ на него. 

- Значит менялась – …

Слово на доску (3-й лучик солнца) 

А ещё об одном музыкальном средстве, при помощи которого развивается музыка, мы узнаем при помощи музыкальных инструментов.

Исполнение - игра на музыкальных инструментах (слушание) «Утро» Э.Грига. 

- Какие же инструменты звучали в симфоническом оркестре?

 Скажите, пожалуйста, а как мы различаем эти инструменты?

Слово на доску (4лучик солнца)

















Да, утро бывает радостное и умиротворенное, солнечное и хмурое, яркое и тусклое, веселое и грустное.


Она будет разная. У каждого композитора соя музыка утра.




















Интонация





Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх.

Мелодии.


 Нет, то высоким, то более низким. 

Регистрах.









Динамика







Флейта, рожок, скрипка.

по голосам, тембрам.



Систематизация и обобщение знаний

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Норвегию.

Музыка какого норвежского композитора звучала во время путешествия?

 Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига?

Благодаря этой музыке наше солнышко стало музыкальным. Но ему не хватает нескольких лучиков.

О развитии музыки при помощи таких музыкальных средств как лад, темп и ритм мы поговорим с вами на следующем уроке.



Э.Грига.

Мелодия, регистр, динамика, тембр










Подведение итогов

Учитель ставит отметки за урок.

Дети ставят их  в дневник.

Организационное завершение урока.

На этом урок окончен. До свидания!

Дети прощаются с учителем и несут дневники на подпись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...