конспект урока в 3 классе
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Конспект урока в 3 классе. Тема урока "Русские народные праздники"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1

Тема урока: «Веселый праздник Маслениц»

Цели урока:

          Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

          Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

          Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: урок-обобщение.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, доска, музыкальный центр.

Ход урока:

Слайд №2

I.Организационный момент.

         Звучит музыка (дети входят в класс).

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока».

Приветствие обучающихся. Я  рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

Слайды  №3 и №4

II. Повторение и закрепление пройденного.

- нотный стан;

- название нот;

- понятие (слушатель, исполнитель, композитор)

III. Основная тема урока.

 Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества).

- Посмотрите, сколько праздников!

 Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого,  традиции проведения и значение разные.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все  без труда догадаетесь из стихотворения:

Слайды  №5 и №6

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

 Слайды №7 и №8

 

Цель нашего урока – познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки  и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности

А кто из вас бывал на таком народном гулянье,  знает, что же это за праздник Масленица?

Масленица - древний славянский праздник.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
А главным угощением были -…?

Правильно – блины.

Они  имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали  - символом солнца,  которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с  румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

Слайд №9

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.

В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.

- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

  • Катание с гор
  • Бой мешками
  • Ледяной столб
  • Снежный тир
  • Кулачные бои
  • Перетягивание каната
  •  Жмурки  

Все дни  масленой недели имеют свои названия:

Слайд №10

Понедельник -  наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье -  устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Давайте вместе встретим масленицу песней, но вначале повторим правило, как надо сидеть во время пения.

Слайд №11 (правило)

Слайд №12

Песня «Эх, Масленица» (исполняет учитель, дети поют припев)

Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Закрепляют слова песни.

Чем мы выразили понедельник? (песней)

Слайд №13

Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

 А в какие игры играют на Масленицу?

  • Катание с гор
  • Бой мешками
  • Ледяной столб
  • Снежный тир
  • Кулачные бои
  • Перетягивание каната
  • Жмурки  

Давайте и мы поиграем в «Жмурки» (Какой инструмент пропал?)

          Чем мы во вторник занимались? (играли)

 Слайд №14

Вот среда подходит «Лакомкой зовется»

Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

 Какое главное угощение на празднике?

Дети: Блины

Ох и вкусный первый блинок!  А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Давайте вспомним   русскую народную песню  «Блины»                                        Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием  настрой на вокально - хоровую работу.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);
  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

 Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)

На что блины похожи? (на солнышко)

Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Давайте все вместе придумаем движения к веселой  песне про солнышко и исполним с движением.

Слайд №15

Физминутка

Слайд №16

Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои.Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

Посмотрите на картину русского художника  Бориса Кустодиева.

Что вы видите, какой праздник  здесь изображен?

Докажите - какие приметы праздника вы  видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

Внимательно приглядитесь, какую музыку можно  услышать вглядываясь в  эту картину?

Д: Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

А какой муз. инструмент  главный  на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент.  Ни один праздник на Руси не обходится без  этого музыкального инструмента ?

В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)

Слайд №17

 Вот картина Кустодиева  ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? Подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей). Кто сочиняет частушки? исполняются они  в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

А кто хочет сам исполнить частушки - выходите смелее! А теперь,  мы все вместе споем  частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, если будем дружно петь – будет песенка звенеть!

(Дети исполняют частушки)

1.Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!

2.Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!

3.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

4.Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.

5.Ты прости дружочек Федя,

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.

6.На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

7. На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости  

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась.  Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

 ( сжигали  чучело в костре)

Слайд №18

- Как вы думаете, зачем его сжигали?

 ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день  праздника люди просили друг у друга прощения .

А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.)

А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение?  Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!»..

 Шумный веселый праздник  заканчивался большой ярмаркой.

Слайд №19

Дети исполняют песню «Прощай, Масленица»

Рефлексия (подведение итогов урока)

 И наш  урок подошел  к концу, сядьте поудобнее.

 Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?  Где побывали?  А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.  

Слайд №20

Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)  

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -…
(блины)!

Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?                                                     (Игры)

А блины на Масленице символ чего?

Дети: Символ солнца.

 Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу:  Кто доволен своей работой? Почему ты доволен?  А трудности вам встречались? Как вы их преодолели?

И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.

Звучит песня «Масленица» - раздаю солнышки

Ребята,  я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:  кому-то выучить  частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы  все очень замечательно пели, играли, отвечали на вопросы - Молодцы!

       

 Слайд №21

 До свидания!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...