Образовательная программа по вокалу "Музыкальная гостиная (1, 2 класс)
рабочая программа по музыке (1 класс)
Эта программа поможет педагогам дополнительного образования по вокалу в работе с учащимися младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_gostinnaya_1-2_klass_dlya_sertifikatsii.docx | 59.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 81» г. Сыктывкара
(МАОУ «Прогимназия № 81»)
167016 Республика Коми г. Сыктывкар ул. Карьерная д.18 progimnazia81@yadex.ru
8 (8212) 31 – 22 – 33 (тел), 8 (8212) 32 – 20 – 27 (факс)
ПРИНЯТА педагогическим советом Прогимназии протокол № 1от «28» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Прогимназия № 81» _____________ Т.В.Чернавина «___»________ 201___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальная гостиная»
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Гаджиева Светлана Загидовна, музыкальный руководитель
г. Сыктывкар, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная гостиная» (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г № 1726-р;
- Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми, утвержденные Министерством образования науки и молодежной политики Республики Коми 01.06.2018 г. № 214-п;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Приложение к письму Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росии) от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность программы:
Необходимость введения вокального искусства обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания. «Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. В процессе изучения курса «Музыкальная гостиная» обучающиеся осваивают основы индивидуального и хорового исполнительства и приобретают опыт сценического выступления, у обучающихся развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор.
Отличительная особенность:
Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Адресат программы – дети в возрасте от 7 до 9 лет без специального отбора и категории. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей).
Объем и срок освоения программы. Реализация программы рассчитана на 2 года обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы составляет 128 часов. Программа состоит из 2-х модулей. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий – 35 минут.
Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе – от 8 до 10 человек. Состав группы постоянный.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: создание условий для развития вокально-хоровых навыков у младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать у обучающихся исполнительское мастерство и художественный вкус, основанные на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
- развивать музыкальность; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, певческий голос;
- приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- создавать условия для самовыражения ребёнка в пении;
Развивающие:
- развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
- выявлять и развивать творческую индивидуальность каждого обучающегося;
- развивать инициативу, самостоятельность обучающихся;
Воспитательные:
- формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
- вовлекать детей в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
- воспитывать у подрастающего поколения уважение к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
- развивать умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Наименование программы | Количество часов | ||
первый год обучения | второй год обучения | всего | ||
1 | «Музыкальная гостиная» | 64 | 64 | 128 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Модуль 1. | ||||
Вводное занятие. Певческая установка. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Тембр. Диапазон. Интонация. | 1 | 1 | 2 | |
Вокальные упражнения. | 1 | 1 | 2 | |
Музыкально-ритмические движения. | 1 | 1 | 2 | |
Лирическая песня. | 1 | 4 | 5 | |
Песни о школе. | 1 | 2 | 3 | |
Песни об осени. | 1 | 5 | 6 | |
Песни о зиме. | 1 | 5 | 6 | |
Песни о весне (к 8 марта). | 1 | 5 | 6 | |
Песни о лете (к окончанию учебного года). | 1 | 5 | 6 | |
Эстрадная детская песня. | 1 | 3 | 4 | |
Сводные репетиции. | 3 | 10 | 13 | |
Концертные выступления. | - | 7 | 7 | |
Творческий отчёт. | - | 1 | 1 | |
Всего: | 13,5 | 50,5 | 64 | |
Модуль 2. | ||||
Вводное занятие. Певческая установка. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Тембр. Диапазон. Интонация. | 1 | 1 | 2 | |
Вокальные упражнения | 1 | 1 | 2 | |
Лирическая песня. | 1 | 4 | 5 | |
Песни о школе. | 1 | 2 | 3 | |
Песни о Родине. | 1 | 1 | 2 | |
Песни об осени. | 1 | 5 | 6 | |
Песни о зиме. | 1 | 5 | 6 | |
Песни о весне (к 8 марта). | 1 | 5 | 6 | |
Песни о лете (к окончанию учебного года). | 1 | 5 | 6 | |
Эстрадная детская песня. | 1 | 3 | 4 | |
Сводные репетиции. | 3 | 10 | 13 | |
Концертные выступления. | - | 7 | 7 | |
Творческий отчёт. | - | 1 | 1 | |
Всего: | 13,5 | 50,5 | 64 |
Содержание модулей Программы
Учебно-тематический план двух модулей имеет схожие темы, так как развитие вокальных навыков, дыхания, артикуляции предусмотрено во всех возрастных группах. Содержание тем «Вокальные упражнения», «Лирическая песня», «Песни о школе и родном крае», «Песни об осени», «Песни о зиме», «Песни о весне (к 8 марта)», «Песни о лете (к дню окончанию учебного года)», «Эстрадная детская песня» отличается за счет вокального репертуара, подобранного согласно возрастным особенностям обучающихся.
Сводные репетиции и концертные выступления проводятся в соответствии с воспитательным планом Прогимназии и планом мероприятий Управления дошкольного образования администрации МОГО «Сыктывкар».
Модуль 1.
Образовательная задача:
- Познакомить с понятием «средства музыкальной выразительности» (тембр, интонация, гармония, лад);
- Познакомить с понятием «диапазон»;
- Познакомить с песенным репертуаром, соответствующим возрастным особенностям и темам модуля.
Учебные задачи:
- Научить передавать чувства, эмоции посредством музыкально-вокального произведения;
- Научить взаимодействовать в группе, слушать и слышать друг друга.
Тематические рабочие группы и форматы:
- индивидуальные (соло, дуэт)
- подгрупповые (трио, квартет)
- групповые
Модуль 2.
Образовательная задача:
- Напомнить о понятии «средства музыкальной выразительности» (тембр, интонация, гармония, лад);
- Напомнить о понятии «диапазон»;
- Познакомить с песенным репертуаром, соответствующим возрастным особенностям и темам модуля.
Учебные задачи:
- Продолжать обучение эмоциональному исполнению музыкально-вокального произведения;
- Продолжать обучение взаимодействию в группе, умению слушать и слышать друг друга.
Тематические рабочие группы и форматы:
- индивидуальные (соло, дуэт)
- подгрупповые (трио, квартет)
- групповые
Тематическая программа
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Модуль 1. | |||
Тема 1.1. Вводное занятие. Певческая установка. | Беседа. Практическое занятие. Фронтальная. | Знакомство с певческой установкой (для чего нужно развивать дыхание, артикуляцию/дикцию) | 1 |
Тема 1.2. Тембр. Диапазон. Интонация. | Беседа. Практическое занятие. Фронтальная, индивидуальная работа. | Знакомство с понятиями «тембр» (окрасом звука), «диапазон» (широта звука). Значение диапазона при выборе вокального репертуара. Знакомство с музыкальной интонацией. Определение рабочих групп (дуэт, трио) по тембру голоса для дальнейшего исполнения вокальных произведений. | 2 |
Тема 1.3. Вокальные упражнения. | Беседа. Практическое занятие. Игра. Фронтальная, групповая, парная работа. | Расширение и развитие диапазона обучающихся через распевание вокальных упражнений. | 2 |
Тема 1.4. Музыкально-ритмические движения. | Беседа. Практическое занятие. Игра. Фронтальная. | Использование музыкально-ритмических движений для развития эмоционально-артистических навыков обучающихся. | 2 |
Тема 1.5. Лирическая песня. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с лирической песней и её значением в жизни человека. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 5 |
Тема 1.6. Песни о школе. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями школьной тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 3 |
Тема 1.7. Песни об осени. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в осенний период. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.8. Песни о зиме. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в зимний период; новогодними и рождественскими песнями. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.9. Песни о весне к (8 марта). | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями о весне и песнями, посвященными празднованию 8 марта. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии, о значении мамы, бабушки в жизни ребёнка. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.10. Песни о лете (к окончанию учебного года). | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Закрепление песен о школе; знакомство с песнями летней тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.11. Эстрадная детская песня. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями современных композиторов. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и в дуэте с педагогом. | 6 |
Тема 1.12. Сводные репетиции. | Практическое занятие. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Закрепление навыков исполнения изученных произведений. Работа над дикцией, артистичностью, умением вести себя на сцене. | 13 |
Тема 1.13. Концертные выступления. | Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Исполнение песен | 7 |
Тема 1.14. Творческий отчёт | Концертное выступление. | Исполнение песен школьной и летней тематики. | 1 |
Модуль 2. | |||
Тема 1.1. Вводное занятие. Певческая установка. | Беседа. Практическое занятие. Фронтальная. | Знакомство с певческой установкой (для чего нужно развивать дыхание, артикуляцию/дикцию) | 1 |
Тема 1.2. Тембр. Диапазон. Интонация. | Беседа. Практическое занятие. Фронтальная, индивидуальная работа. | Знакомство с понятиями «тембр» (окрасом звука), «диапазон» (широта звука). Значение диапазона при выборе вокального репертуара. Знакомство с музыкальной интонацией. Определение рабочих групп (дуэт, трио) по тембру голоса для дальнейшего исполнения вокальных произведений. | 2 |
Тема 1.3. Вокальные упражнения. | Беседа. Практическое занятие. Игра. Фронтальная, групповая, парная работа. | Расширение и развитие диапазона обучающихся через распевание вокальных упражнений. | 2 |
Тема 1.4. Лирическая песня. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с лирической песней и её значением в жизни человека. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 5 |
Тема 1.5. Песни о школе. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями школьной тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 3 |
Тема 1.6. Песни о Родине | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями о Родине и о красоте родного края. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | |
Тема 1.7. Песни об осени. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в осенний период. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.8. Песни о зиме. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в зимний период; новогодними и рождественскими песнями. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.9. Песни о весне к (8 марта). | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями о весне и песнями, посвященными празднованию 8 марта. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии, о значении мамы, бабушки в жизни ребёнка. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.10. Песни о лете (к окончанию учебного года). | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Закрепление песен о школе; знакомство с песнями летней тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения. | 6 |
Тема 1.11. Эстрадная детская песня. | Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Знакомство с песнями современных композиторов. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и в дуэте с педагогом. | 6 |
Тема 1.12. Сводные репетиции. | Практическое занятие. Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Закрепление навыков исполнения изученных произведений. Работа над дикцией, артистичностью, умением вести себя на сцене. | 13 |
Тема 1.13. Концертные выступления. | Исполнение песен. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. | Исполнение песен | 7 |
Тема 1.14. Творческий отчёт | Концертное выступление. | Исполнение песен школьной и летней тематики. | 1 |
* Песенный репертуар подбирается на усмотрение учителя с учётом возрастных особенностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Метапредметные результаты.
- сформировано исполнительское мастерство и художественный вкус, основанные на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
- сформирована музыкальная культура как неотъемлемая часть духовной культуры.
Личностные результаты.
- развита мотивация к познанию и творчеству;
- созданы условия для развития творческой индивидуальности каждого обучающегося;
- обучающиеся вовлечены в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
- развита инициатива, самостоятельность обучающихся;
- созданы условия для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
- развито умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.
Предметные результаты:
- созданы условия для развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- созданы условия для приобщения к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- созданы условия для самовыражения ребёнка в пении.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ | Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Характеристика оценочных материалов | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Виды аттестации |
1 | Средства музыкальной выразительности | Исполнение песен на занятиях | Музыкальное произведение | Выразительность и чистота исполнения произведения | Высокий уровень – при исполнении произведения используются все средства музыкальной выразительности. Средний уровень – музыкальное произведение исполнено с недостаточной четкостью артикуляции, не полное знание текста; не всегда верное ведение мелодии. Низкий уровень – незнание текста; неэмоциональное восприятие произведение; отсутствие большинства средств музыкальной выразительности при исполнении произведения. | Текущая |
2 | Средства музыкальной выразительности; артистичность | Концерты; конкурсы (различные уровни) | Музыкальное произведение | Выразительность и чистота исполнения произведения | Оценивание производится членами жюри конкурсов или зрителями. | Промежуточная |
3 | Средства музыкальной выразительности; артистичность | Отчетные концерты | Музыкальное произведение | Выразительность и чистота исполнения произведения | Высокий уровень – при исполнении произведения используются все средства музыкальной выразительности. Средний уровень – музыкальное произведение исполнено с недостаточной четкостью артикуляции, не полное знание текста; не всегда верное ведение мелодии. Низкий уровень – незнание текста; неэмоциональное восприятие произведение; отсутствие большинства средств музыкальной выразительности при исполнении произведения. | Итоговая |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ.
Методы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический.
Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.
Формы организации занятия: игра, практическое занятие, беседа, открытое занятие, концерт.
Педагогические технологии: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм занятия:
- подготовительный (короткая беседа, подводящая обучающихся к теме занятия).
- основной (вводится материал по теме занятия, отрабатывается в формах, предусмотренных книгой для учителя).
- физминутка (интегрируется в основной этап)
- завершающий (подводятся итоги занятия, рефлексия).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет
Музыкальный зал 120 кв.м.
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Наглядные пособия:
- предметные картинки (муз.инструменты, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям)
- плакаты
Дидактические материалы: музыкальные инструменты, игрушки (по необходимости).
Аудио и DVD записи
- Диски с записями
Информационно-методические условия
Ноутбук
Проектор
Колонки
Фортепиано
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Для педагога:
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя – музыканта», «Владос», 2000 год.
- Алиев Б.Ю. Пение на уроках музыки, М.: Просвещение, 1978.
- Бандина А., Попов В. «Школа хорового пения», «Музыка», 1981 год.
- Вендрова Т.Е., Пигарева И.В., Воспитание музыкой: из опыта работы, М.: Просвещение, 1991
- В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва 1998г.;
- Емельянов В. «Фонопедический метод сольному пению», М. «Просвещение», 1988 год.
- Менабени А. «Методика обучения сольному пению», М. «Просвещение», 1987 год.
- Огороднов Д. «Музыкально-певческое воспитание детей», К. «Украина», 1989 год.
- Струве Г. «Школьный хор», М. «Просвещение», 1985 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...
Рабочая образовательная программа по информатике для 2 класса на основе программы Бененсон Е.П.
Рабочая образовательная программа по информатике для 2 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе программы и учебника Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 к...
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
образовательная программа по литературному чтению 4 класс, ОС "Начальная школа 21 века"
Образовательная программа по литературному чтению для 4 класса составлена с учетом требований и изменений ФГОС РФ. Представляет собой документ, в который включены: пояснительная записка,с подроб...
образовательная программа по математике для 4 класса. "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы...
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 2 класс
Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса, имеющей отклонения здоровья, ребенок - инвалид.Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР...
Дополнительная образовательная программа «Я - артист» для 1 класса
Рабочая программа кружка «Я - артист» модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.Возраст 7-9 лет....