Образовательная программа по вокалу "Музыкальная гостиная (1, 2 класс)
рабочая программа по музыке (1 класс)

Гаджиева Светлана Загидовна

Эта программа поможет педагогам дополнительного образования по вокалу в работе с учащимися младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_gostinnaya_1-2_klass_dlya_sertifikatsii.docx59.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия  81» г. Сыктывкара

(МАОУ «Прогимназия  81»)

167016 Республика Коми г. Сыктывкар ул. Карьерная д.18 progimnazia81@yadex.ru

8 (8212) 31 – 22 – 33 (тел), 8 (8212) 32 – 20 – 27 (факс)

ПРИНЯТА

педагогическим советом Прогимназии

протокол № 1от «28» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

«Прогимназия  81»

_____________ Т.В.Чернавина

 «___»________ 201___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Музыкальная гостиная» 

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: Гаджиева Светлана Загидовна, музыкальный руководитель

г. Сыктывкар, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная гостиная»  (далее - Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  • Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г № 1726-р;
  • Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми, утвержденные Министерством образования науки и молодежной политики Республики Коми 01.06.2018 г. № 214-п;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Приложение к письму Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росии) от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Актуальность программы:

Необходимость введения вокального искусства обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания. «Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, игра на музыкальных инструментах знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. В процессе изучения курса «Музыкальная гостиная» обучающиеся осваивают  основы индивидуального и хорового исполнительства и приобретают опыт сценического выступления, у обучающихся развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор. 

Отличительная особенность:

Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей.

        Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса,  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Адресат программы – дети в возрасте от 7 до 9 лет без специального отбора и категории. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей).

Объем и срок освоения программы. Реализация программы рассчитана на 2 года обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы составляет 128 часов. Программа состоит из 2-х модулей. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий – 35 минут.

Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе – от 8 до 10 человек. Состав группы постоянный.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель:  создание условий для развития вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся исполнительское мастерство и художественный вкус, основанные на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
  • развивать музыкальность; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, певческий голос;
  • приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • создавать условия для самовыражения ребёнка в пении;

Развивающие:

  • развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
  • выявлять и развивать творческую индивидуальность каждого обучающегося;
  • развивать инициативу, самостоятельность обучающихся;

Воспитательные:

  • формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • вовлекать детей в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
  • воспитывать у подрастающего поколения уважение к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
  • развивать умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Наименование программы

Количество часов

первый год обучения

второй год обучения

всего

1

«Музыкальная гостиная»

64

64

128

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Модуль 1.

Вводное занятие. Певческая установка.

0,5

0,5

1

Тембр.  Диапазон. Интонация.

1

1

2

Вокальные упражнения.

1

1

2

Музыкально-ритмические движения.

1

1

2

Лирическая песня.

1

4

5

Песни о школе.

1

2

3

Песни об осени.

1

5

6

Песни о зиме.

1

5

6

Песни о весне (к 8 марта).

1

5

6

Песни о лете  (к окончанию учебного года).

1

5

6

Эстрадная детская песня.

1

3

4

Сводные репетиции.

3

10

13

 Концертные выступления.

-

7

7

Творческий отчёт.

-

1

1

Всего:

13,5

50,5

64

Модуль 2.

Вводное занятие. Певческая установка.

0,5

0,5

1

Тембр.  Диапазон. Интонация.

1

1

2

Вокальные упражнения

1

1

2

Лирическая песня.

1

4

5

Песни о школе.

1

2

3

Песни о Родине.

1

1

2

Песни об осени.

1

5

6

Песни о зиме.

1

5

6

Песни о весне (к 8 марта).

1

5

6

Песни о лете  (к окончанию учебного года).

1

5

6

Эстрадная детская песня.

1

3

4

Сводные репетиции.

3

10

13

 Концертные выступления.

-

7

7

Творческий отчёт.

-

1

1

Всего:

13,5

50,5

64

Содержание модулей Программы

Учебно-тематический план двух модулей имеет схожие темы, так как развитие вокальных навыков, дыхания, артикуляции предусмотрено во всех возрастных группах. Содержание тем «Вокальные упражнения», «Лирическая песня», «Песни о школе и родном крае», «Песни об осени», «Песни о зиме»,  «Песни о весне (к 8 марта)», «Песни о лете  (к дню окончанию учебного года)», «Эстрадная детская песня» отличается за счет  вокального репертуара, подобранного согласно возрастным особенностям обучающихся.

Сводные репетиции и концертные выступления проводятся в соответствии с воспитательным планом Прогимназии и планом мероприятий Управления дошкольного образования администрации МОГО «Сыктывкар».

Модуль 1.

Образовательная задача:

  • Познакомить с понятием «средства музыкальной выразительности» (тембр, интонация, гармония, лад);
  • Познакомить с понятием «диапазон»;
  • Познакомить с песенным репертуаром, соответствующим возрастным особенностям и темам модуля.

Учебные задачи:

  • Научить передавать чувства, эмоции посредством музыкально-вокального произведения;
  • Научить взаимодействовать в группе, слушать и слышать друг друга.

Тематические рабочие группы и форматы:

  • индивидуальные (соло, дуэт)
  • подгрупповые (трио, квартет)
  • групповые  

Модуль 2.

Образовательная задача:

  • Напомнить о понятии «средства музыкальной выразительности» (тембр, интонация, гармония, лад);
  • Напомнить о понятии «диапазон»;
  • Познакомить с песенным репертуаром, соответствующим возрастным особенностям и темам модуля.

Учебные задачи:

  • Продолжать обучение эмоциональному исполнению музыкально-вокального произведения;
  • Продолжать обучение взаимодействию в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Тематические рабочие группы и форматы:

  • индивидуальные (соло, дуэт)
  • подгрупповые (трио, квартет)
  • групповые  

 

Тематическая программа

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Кол-во часов

Модуль 1.

Тема 1.1. Вводное занятие. Певческая установка.

Беседа. Практическое занятие.

Фронтальная.

Знакомство с певческой установкой (для чего нужно развивать дыхание, артикуляцию/дикцию)

1

Тема 1.2. Тембр.  Диапазон. Интонация.

Беседа. Практическое занятие.  

Фронтальная, индивидуальная работа.

Знакомство с понятиями «тембр» (окрасом звука), «диапазон» (широта звука). Значение диапазона при выборе вокального репертуара. Знакомство с музыкальной интонацией. Определение рабочих групп (дуэт, трио) по тембру голоса для дальнейшего исполнения вокальных произведений.

2

Тема 1.3. Вокальные упражнения.

Беседа. Практическое занятие. Игра.

Фронтальная, групповая, парная работа.

Расширение и развитие диапазона обучающихся через распевание вокальных упражнений.

2

Тема 1.4. Музыкально-ритмические движения.

Беседа. Практическое занятие. Игра.

Фронтальная.

Использование  музыкально-ритмических движений для развития эмоционально-артистических навыков обучающихся.

2

Тема 1.5. Лирическая песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с лирической песней и её значением в жизни человека. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

5

Тема 1.6. Песни о школе.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями школьной тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

3

Тема 1.7. Песни об осени.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в осенний период. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.8. Песни о зиме.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в зимний период; новогодними и рождественскими песнями. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.9. Песни о весне к (8 марта).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями о весне и песнями, посвященными празднованию 8 марта. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии, о значении мамы, бабушки в жизни ребёнка. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.10. Песни о лете  (к окончанию учебного года).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление песен о школе; знакомство с песнями летней тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.11. Эстрадная детская песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями современных композиторов. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и в дуэте с педагогом.

6

Тема 1.12. Сводные репетиции.

Практическое занятие. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление навыков исполнения изученных произведений. Работа над дикцией, артистичностью, умением вести себя на сцене.

13

Тема 1.13. Концертные выступления.

Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Исполнение песен

7

Тема 1.14.  Творческий отчёт

Концертное выступление.

Исполнение песен школьной и летней тематики.

1

Модуль 2.

Тема 1.1. Вводное занятие. Певческая установка.

Беседа. Практическое занятие.

Фронтальная.

Знакомство с певческой установкой (для чего нужно развивать дыхание, артикуляцию/дикцию)

1

Тема 1.2. Тембр.  Диапазон. Интонация.

Беседа. Практическое занятие.  

Фронтальная, индивидуальная работа.

Знакомство с понятиями «тембр» (окрасом звука), «диапазон» (широта звука). Значение диапазона при выборе вокального репертуара. Знакомство с музыкальной интонацией. Определение рабочих групп (дуэт, трио) по тембру голоса для дальнейшего исполнения вокальных произведений.

2

Тема 1.3. Вокальные упражнения.

Беседа. Практическое занятие. Игра.

Фронтальная, групповая, парная работа.

Расширение и развитие диапазона обучающихся через распевание вокальных упражнений.

2

Тема 1.4. Лирическая песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с лирической песней и её значением в жизни человека. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

5

Тема 1.5. Песни о школе.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями школьной тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

3

Тема 1.6. Песни о Родине

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями о Родине и о красоте родного края. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

Тема 1.7. Песни об осени.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в осенний период. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.8. Песни о зиме.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями, описывающими красоту природы в зимний период; новогодними и рождественскими песнями. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.9. Песни о весне к (8 марта).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями о весне и песнями, посвященными празднованию 8 марта. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии, о значении мамы, бабушки в жизни ребёнка. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.10. Песни о лете  (к окончанию учебного года).

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление песен о школе; знакомство с песнями летней тематики. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии и об особенностях времени года. Исполнение песни по куплетам и всего произведения.

6

Тема 1.11. Эстрадная детская песня.

Беседа. Практическое занятие. Работа с текстом. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Знакомство с песнями современных композиторов. Слушание произведения в исполнении учителя. Знакомство и разучивание текста. Беседа о характере мелодии. Исполнение песни по куплетам и в дуэте с педагогом.

6

Тема 1.12. Сводные репетиции.

Практическое занятие. Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Закрепление навыков исполнения изученных произведений. Работа над дикцией, артистичностью, умением вести себя на сцене.

13

Тема 1.13. Концертные выступления.

Исполнение песен.

Фронтальная,  групповая, индивидуальная работа.

Исполнение песен

7

Тема 1.14.  Творческий отчёт

Концертное выступление.

Исполнение песен школьной и летней тематики.

1

* Песенный репертуар подбирается на усмотрение учителя с учётом возрастных особенностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Метапредметные результаты.

  • сформировано исполнительское мастерство и художественный вкус, основанные на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.
  • сформирована музыкальная культура как неотъемлемая часть духовной культуры.

Личностные результаты.

  • развита мотивация к познанию и творчеству;
  • созданы условия для развития творческой индивидуальности каждого обучающегося;
  • обучающиеся вовлечены в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков;
  • развита инициатива, самостоятельность обучающихся;
  • созданы условия для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и коми культуры.
  • развито умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.

Предметные результаты:

  • созданы условия для развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
  • созданы условия для приобщения к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • созданы условия для самовыражения ребёнка в пении.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Предмет оценивания

Формы и методы оценивания

Характеристика оценочных материалов

Показатели оценивания

Критерии оценивания

Виды аттестации

1

Средства музыкальной выразительности

Исполнение песен на занятиях

Музыкальное произведение

Выразительность и чистота исполнения произведения

Высокий уровень – при исполнении произведения используются все средства музыкальной выразительности.

Средний уровень – музыкальное произведение исполнено с недостаточной четкостью артикуляции, не полное знание текста; не всегда верное ведение мелодии.

Низкий уровень – незнание текста; неэмоциональное восприятие произведение; отсутствие большинства средств музыкальной выразительности при исполнении произведения.

Текущая

2

Средства музыкальной выразительности; артистичность

Концерты; конкурсы (различные уровни)

Музыкальное произведение

Выразительность и чистота исполнения произведения

Оценивание производится членами жюри конкурсов или зрителями.

Промежуточная

3

Средства музыкальной выразительности; артистичность

Отчетные концерты

Музыкальное произведение

Выразительность и чистота исполнения произведения

Высокий уровень – при исполнении произведения используются все средства музыкальной выразительности.

Средний уровень – музыкальное произведение исполнено с недостаточной четкостью артикуляции, не полное знание текста; не всегда верное ведение мелодии.

Низкий уровень – незнание текста; неэмоциональное восприятие произведение; отсутствие большинства средств музыкальной выразительности при исполнении произведения.

Итоговая

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ФОРМАТЫ.

Методы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический.

Формы организации образовательного процесса: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Формы организации занятия: игра, практическое занятие, беседа, открытое занятие, концерт.

Педагогические технологии: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм занятия:

  • подготовительный (короткая беседа, подводящая обучающихся к теме занятия).
  • основной (вводится материал по теме занятия, отрабатывается в формах, предусмотренных книгой для учителя).
  • физминутка (интегрируется в основной этап)
  • завершающий (подводятся итоги занятия, рефлексия).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный кабинет

Музыкальный зал 120 кв.м.

Перечень учебно-методического обеспечения программы

Наглядные пособия:

  • предметные картинки (муз.инструменты, портреты композиторов, иллюстрации к произведениям)
  • плакаты

Дидактические материалы: музыкальные инструменты, игрушки (по необходимости).

Аудио и DVD записи

  • Диски с записями

Информационно-методические условия

Ноутбук

Проектор

Колонки

Фортепиано

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Для педагога:

  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя – музыканта», «Владос», 2000 год.
  2. Алиев Б.Ю. Пение на уроках музыки, М.: Просвещение, 1978.
  3. Бандина А., Попов В. «Школа хорового пения», «Музыка», 1981 год.
  4. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В., Воспитание музыкой: из опыта работы, М.: Просвещение, 1991
  5. В. К. Тевлина «Методика работы над песней». Изд. « Музыка» Москва 1998г.;  
  6. Емельянов В. «Фонопедический метод сольному пению», М. «Просвещение», 1988 год.
  7. Менабени А. «Методика обучения сольному пению», М. «Просвещение», 1987 год.
  8. Огороднов Д. «Музыкально-певческое воспитание детей», К. «Украина», 1989 год.
  9. Струве Г. «Школьный хор», М. «Просвещение», 1985 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...

Рабочая образовательная программа по информатике для 2 класса на основе программы Бененсон Е.П.

Рабочая образовательная программа  по информатике для 2 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе программы  и учебника Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 к...

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

образовательная программа по литературному чтению 4 класс, ОС "Начальная школа 21 века"

Образовательная программа по литературному чтению для 4 класса составлена с учетом требований и изменений ФГОС РФ.  Представляет собой документ, в который включены: пояснительная записка,с подроб...

образовательная программа по математике для 4 класса. "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса  составлена на основе примерной программы начального общего образования по  математике   и авторской программы...

Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 2 класс

Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса, имеющей отклонения здоровья, ребенок - инвалид.Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР...

Дополнительная образовательная программа «Я - артист» для 1 класса

Рабочая программа кружка  «Я - артист»   модифицированная,  рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.Возраст 7-9 лет....