4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Анастасия Витальевна Эпп

Конспекты уроков по предмету "Музыка" Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                                              

Тема урока музыки: «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля»

Цель: формирование музыкального представления у детей об оперном спектакле; познакомить детей с бальными танцами: полонез, мазурка.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать музыкальное и литературное содержание оперы «Иван Сусанин»; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.

Тип занятия: урок открытия «нового» знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, метод музыкальных обобщений, словесный (беседа, рассказ), метод «пластическое интонирование»

Материалы, оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, видеофрагмент Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», видеофрагменты полонеза и мазурки из оперы «Иван Сусанин».

Музыкальный репертуар: слушание: полонез и мазурка из оперы «Иван Сусанин», пение: «У каждого из нас своя Россия» автор неизвестен

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

4. Рефлексия.

 

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент (музыкальное привествие)

- Здравствуйте, ребята!

- Мы стоим на месте, нам сказали тихо сесть.

Дети пропевают.

Дети пропевают и садятся.

1 минута

2

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Меня зовут Анастасия Витальевна, сегодня мы с вами отправимся в мир танцевальной музыки, погрузимся в атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля.

- Посмотрите на экран. Что же вы там видите? (На слайде: театр Ла Скала в Милане, Большой театр оперы и балета, Мариинский оперный театр в Санкт-Петербурге, Театр оперы и балета г.Челябинск)

- О чём рассказывается в стихотворении А.С. Пушкина?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

- Скажите, что такое театр?

- Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра?

- Что такое опера?

- Что такое балет?

- Внимание на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите? (На слайде – видеофрагмент хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»)

- Совершенно верно. Вы посмотрели видеофрагмент из оперы. А конкретно – это был видеофрагмент из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

- Давайте вспомним, кто такой Михаил Иванович Глинка. Это великий русский композитор. Годы жизни композитора. (1804 – 1857)

- Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.

- Итак, театр приглашает нас занять поудобней места и продолжить знакомство с этой оперой.

- И сейчас, мы отправляемся на бал к польскому королю. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?

- Совершенно верно.

- А что такое бал?

- Балы отличаются повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

- Наш бал будет раскрывать образов поляков.

- Закройте глаза и представьте: роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине – танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами – 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

- Давайте мы посмотрим и познакомимся с двумя танцами: полонез и мазурка.

- И так, наш бал открывает полонез. Полонез

торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами

геометрическим фигурам. Величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике. (Звучит полонез)

- Какой характер у мелодии полонеза?

- Ребята, какая динамика? (громко или тихо)

- А такой темп у мелодии?

- Какой образ польского войска нарисовала нам

музыка?

- А сейчас я вам предлагаю нарисовать мелодию танца, но не просто карандашом или ручкой, а рукой.

- Отлично! А наш бал продолжается. Следующий танец – мазурка. Родина этого танца Польша. Сначала он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука. (Видеофрагмент мазурки)

- А вы знаете почему этот танец так называется?

- Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.

- Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем.

- Молодцы. Какой характер у мелодии мазурки?

- Какая динамика у этой мелодии? (громко или тихо)

- А какой темп у мелодии?

- Правильно.

- Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в

войне. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

- А сейчас я предлагаю вам проверить себя. Вам необходимо ответить на 5 вопросов. Те, кто ответит на все 5 вопросов правильно, получат за урок пятерки.

1. Кто из композиторов написал оперу «Иван

Сусанин»?

А) Прокофьев

Б) Глинка

В) Римский-Корсаков

2. Кем был Иван Сусанин?

А) Ополченец

Б) крестьянин

В) князь

3. Музыкой, каких танцев показал композитор

образ польского войска? (Выбери два варианта

ответа)

А) мазурка

Б) полонез

В) полька

4. В каком танце движения решительные, с

вызовом, с бравым ударом каблука.

А) мазурка

Б) полонез

5. Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

А) спас своих детей

Б) пожертвовал собой ради своей Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

В) погиб в плену

- Молодцы. Давайте сверим ваши ответы. Там, где правильный ответ ставьте плюсик.

- У кого 6 и 5 правильных ответов – поставьте себе оценку «5»; у кого 4 правильных ответов – отметку «4»; 3 правильных ответа – отметку «3». Остальным нужно подтянуться.

- Разные театры.

Ответы детей.

- Театр — это вид искусства,

представляющий собой синтез различных искусств

— литературы, музыки,

хореографии, вокала и других.

- Опера, балет.

- Опера – это музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.

- Балет – это спектакль, где все артисты танцуют.

- Это опера.

Записывают годы жизни композитора.

- Потому что король уже думал, что они победили и праздновал победу.

- Бал – это место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души.

Ответы детей.

- Мелодия исполняется то громко, то тихо.

- Быстрый

- Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый.

Пластическое интонирование. Учащиеся выполняют, стоя на месте между рядами парт.

- Нет

- Мелодия звучит то громко, то тихо.

- Темп быстрый.

23 минуты

3

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- А наша Россия страна – песенная. Помните песню про Россию, которую вы уже учили?

- Как она называется?

- Предлагаю вам ее повторить.

- Да.

- Она называется «У каждого из нас своя Россия»

10 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

1. Повторение мелодии от разных звуков (секвенция);

2. Восходящее и нисходящее движение мелодии;

3. Плавное соединение звуков (мелодия);

4. Низкая тесситура пения.

1. Звуковысотный показ;

2. Звуковысотный показ, дирижерский жест;

3. Дирижерский жест;

4. Звуковысотный показ.

4

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

К (формирование умения грамотно строить речевые высказывания)

- Окончен бал, погасли свечи…

Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.

Закрылся занавес тотчас.

- И так, ребята. Какой образ польского войска

нарисовала вам музыка?

- Как музыка рассказала об этом?

- Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

- Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе бал в замке польского короля.

- Торжественный, гордый,

важный, величественный, хвастливый.

- С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов

- Пожертвовал своей жизнью ради Родины,

перед смертью думал не о себе, а о том, как

закончится война

3 минуты



Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                      

Тема урока музыки: «Балет «Петрушка» И.Стравинский» (дистанционный урок)

Цель: формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Стравинского.

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Предметные: определять, какие чувства возникают при прослушивании музыкального произведения Балет «Петрушка» И.Стравинского.

Личностные: актуализировать эмоциональные отклики на музыкальные произведения, формирование этических чувств доброжелательности.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, словесный (рассказ).

Материалы, оборудование: презентация, компьютер, аудиозапись произведений Балет «Петрушка» И.Стравинский (4 картины), М.Минков «Дорога добра»

Музыкальный репертуар: слушание: И.Стравинский Балет «Петрушка» (4 картины); пение: М.Минков «Дорога добра»

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)  

- (1 слайд) Добрый день, тема нашего урока «Балет «Петрушка»»

Дети слушают

1 минута

2

Организация слушательской деятельности

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

- (2 слайд) Для начала давайте вспомним, что же такое балет? Балет-это вид сценического искусства; музыкальный спектакль, где все артисты танцуют.

- (3 слайд) И сегодня мы познакомимся с творчеством русского композитора Игоря Федоровича Стравинского.

- Игорь Федорович Стравинский – русский композитор, дирижер и пианист. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. 

- (4 слайд) В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка». Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

- (5 слайд) 1-я картина – народное праздничное гулянье на масленицу, весёлый праздник проводов русской зимы. Уличные музыканты играют на шарманке. Внимание толпы привлекают два барабанщика. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трёх кукол: Балерину, Арапа и Петрушку. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты, и, к великому удивлению толпы, они дружно пускаются в пляс.

- (6 слайд – слушание 1-я картина «Ярмарка» - Балет «Петрушка»)

- (7 слайд) 2-я картина характеризует образ Петрушки - незадачливого, но тонко чувствующего народного шута. Он тяжело переживает своё уродство, одиночество, неразделённое чувство к Балерине.

- (8 слайд – слушание 2-я картина Балет «Петрушка»)

 - (9 слайд) 3-я картина портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.

- (10 слайд – Слушание 3-я картина – Балет «Петрушка»)

- (11 слайд) - 4-я картина - сцена на улице. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

- (12 слайд – слушание 4-я картина – Балет «Петрушка»)

- (13 слайд) – В чем же особенность музыки И.Ф.Стравинского?

Музыка И.Ф.Стравинского написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную музыку.

14,15 слайд – Проверь себя!

Слушают учителя.

7 минут

3

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- (16 слайд) А сейчас вспомним песню, которую вы выучили на прошлом уроке.

- Слушайте плюс и подпевайте.

 (Звучит плюс песни М.Минкова «Дорога добра»)

- А теперь попробуйте под минус.

(Звучит минус песни М.Минкова «Дорога добра»)

Исполняют песню под плюс, затем пробуют под минус.

5 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

Повторение мелодии от разных звуков (секвенция)

Плавное соединение звуков (легато)

1. Звуковысотный показ;

2. Дирижерский жест.



Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                              

Тема урока музыки: «Исповедь души. Ф.Шопен. Революционный этюд» (видеоурок)

Цель: осознание образа Родины как одной из главных тем искусства в творчестве Ф.Шопена; формирование представления о понятии «этюд».

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Предметные: определение темы урока, формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведения Ф.Шопена «Революционный этюд».

Личностные: развитие эмоционально-смыслового восприятия произведения Ф.Шопена.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, словесный (рассказ).

Материалы, оборудование: презентация, компьютер, аудиозапись произведений «Прадедушка» А.Ермолов, «Революционный этюд» Ф.Шопен

Музыкальный репертуар: слушание: Ф.Шопен «Революционный этюд», пение: А.Ермолов «Прадедушка»

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)  

- (1 слайд) Добрый день, тема нашего урока «Исповедь души»

Дети слушают

1 минута

2

Организация слушательской деятельности

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

- (2 слайд) Исповедь души – откровенное признание о чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

- (3 слайд) Фридерик Шопен – польский композитор, пианист-виртуоз, педагог. Родился 1 марта 1810 года в Польше. Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

- (4 слайд) Окончив училище, Ф.Шопен попадает в высшее общество, которое было впечатлено его обаятельной внешностью и изысканными манерами.

- (5 слайд) С 1829 года начинается его артистическая деятельность. В 1830 году он переезжает из Польши в Париж. Со временем Фредерик Шопен начал вести преподавательскую деятельность, любовь к преподаванию игры на фортепиано была отличительной чертой Шопена.

- (6 слайд) Особенности творчества Ф.Шопена: Тема родины – главная творческая тема Шопена В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирается на польские народные истоки. Исключительное мелодическое богатство.

- (7 слайд) Каждое произведение Ф.Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята»

- (8 слайд) «Революционный этюд» был написан композитором во время восстания в Польше в 1830 году против русского самодержавия.

 - (9 слайд) Что же такое «этюд»? Этюд – в живописи это зарисовка, эскиз; в музыке – упражнение для развития беглости пальцев.

- (10 слайд) Решение написать произведение Шопен принял под впечатлением известия о том, что Польское восстание подавлено русскими войсками и Варшава пала. Этюд был написан в Париже в сентябре 1831 года, а издан через два года.

- (11 слайд – слушание «Революционный этюд»)

Слушают учителя.

5 минут

3

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- (12 слайд) Приближается большая дата: 75 лет победы в Великой Отечественной Войне, и в преддверии этой даты я предлагаю вам выучить песню российского композитора А.Ермолова «Прадедушка»

- Слушайте плюс и подпевайте.

 (Звучит плюс песни А.Ермолова «Прадедушка»)

- А теперь попробуйте под минус.

(Звучит минус песни А.Ермолова «Прадедушка»)

Исполняют песню под плюс, затем пробуют под минус.

6 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

Повторение мелодии от разных звуков (секвенция)

Плавное соединение звуков (легато)

1. Звуковысотный показ;

2. Дирижерский жест.



Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                              

Тема урока музыки: «Прелюдия С.В.Рахманинов» (дистанционный урок)

Цель: осознание образа Родины как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала.

Предметные: определение темы урока, формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведения С.В.Рахманинова «Прелюдия до-диез минор».

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, словесный (рассказ).

Материалы, оборудование: презентация, компьютер, аудиозапись произведений «Русь» Л.А.Семеновой, «Прелюдия до-диез минор» С.В.Рахманинова.

Музыкальный репертуар: слушание: С.В.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор», пение: Л.А.Семенова «Русь»

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)  

- (1 слайд) Добрый день, тема нашего урока «Прелюдия. С.В.Рахманинов»

Дети слушают

1 минута

2

Организация слушательской деятельности

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

- (2 слайд) Сергей Васильевич Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа – центральное звено в его творчестве. 

- (3 слайд) Родился в Новгородской губернии 20 марта 1873 года. С 4 лет играл на фортепиано, а уже в 9 лет он стал обучаться на фортепианном отделении консерватории Петербурга. Также Сергей Рахманинов учился в знаменитом пансионе Зверева, где познакомился с Петром Чайковским, а позже – в Московской консерватории.

- (4 слайд) В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.

- (5 слайд) Сергей Васильевич Рахманинов был гениальным пианистом. Он обладал феноменальной техникой. Его мастерство оказывало почти магическое действие на слушателей.

- (6 слайд) В годы учебы были написаны 1-й концерт для фортепиано с оркестром, ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений и романсов. Ко времени окончания консерватории он был уже автором нескольких сочинений, среди которых – знаменитая «Прелюдия до-диез минор».

- (7 слайд) Что же такое прелюдия? Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

- (8 слайд) Сочиненная восемнадцатилетним юношей прелюдия обошла весь мир задолго до того, как ее автор объездил его вдоль и поперек с концертами. Прелюдия С.В.Рахманинова – это настоящая лирико-драматическая поэма, написанная смело, с виртуозным размахом. Удивительно, но в этой небольшой пьесе в сжатом виде отражен образный мир всей музыки Рахманинова: здесь и драматический образ колокольного звучания, и бушующая лирическая стихия, окрашенная в тона трагедии, и волевое начало ритма.

 - (9 слайд- слушание «Прелюдия до-диез минор»)

- (10 слайд) По сей день «Прелюдия до-диез минор» - наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты: насыщенность и красочность звучания; пронзительная «колокольность»; продуманная динамичность развития.

Слушают учителя.

5 минут

3

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- (11 слайд) В начале урока вы узнали, что центральным звеном творчества С.В.Рахманинова является любовь к Родине, любовь к истории народа. Также одной из главных тем творчества челябинского композитора Людмилы Семеновой остается любовь к родному краю. Песни о Челябинске и уральских красотах – Аркаиме, Тургояке, Таганае часто исполняют школьные творческие коллективы. И сегодня мы познакомимся с ее песней «Русь», которую исполняла советская и российская певица, народная артистка РСФСР – Валентина Толкунова.

- Слушайте плюс и подпевайте.

 (Звучит плюс песни Л.Семеновой «Русь»)

- А теперь попробуйте под минус.

(Звучит минус песни Л.Семеновой «Русь»)

Исполняют песню под плюс, затем пробуют под минус.

8 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

Повторение мелодии от разных звуков (секвенция)

Плавное соединение звуков (легато)

1. Звуковысотный показ;

2. Дирижерский жест.



Предварительный просмотр:

Класс 4                                                                                                                                      

Тема урока музыки: «Русский Восток. Восточные мотивы» (дистанционный урок)

Цель: знакомство с особенностями восточных интонаций в творчестве русских композиторов

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные: определение темы урока, ставить перед собой задачи.

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, ЭОР, словесный (рассказ).

Материалы, оборудование: презентация, компьютер, аудиозапись произведений «Славный День Победы» муз. и сл. М.Басовой, С.С.Прокофьев «Скифская сюита» (4 части)

Музыкальный репертуар: «Дорога добра» М.Минков, «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, М.П.Мусоргский «Хованщина» - «Пляска персидок», А.Хачатурян Балет «Гаянэ» - «Танец с саблями».

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

Этап урока

Универсальные Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный

момент

К (владение монологической и диалогической формами речи)  

- (1 слайд) Добрый день, тема нашего урока «Русский Восток». Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.

Дети слушают

1 минута

2

Организация слушательской деятельности

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П (структурирование знаний)

- (2 слайд) Я хочу рассказать вам, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура всегда постигала черты, характер культуры других народов. «Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более доступным именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, необычной одеждой, пищей и т.д.

- Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям.

- (3 слайд) В русской музыке, начиная с М.И.Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. В волшебном замке Наины из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» звучит хор девушек. В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор».

- (4 слайд – слушание «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила»)

- (5 слайд) В опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» мы встречаемся с «Пляской персидок». Вслушайтесь, как по-разному звучит музыка: сначала медленно, томно, затем стремительно, зажигательно.

- (6 слайд – слушание «Пляска персидок» из оперы «Хованщина»)

- (7 слайд) А теперь познакомимся с балетом «Гаяне» армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Вдохновением этого композитора стала страна Армения. В музыке этой страны отражается звон мечей, а танец выражает яркий темперамент народ. И чтобы убедиться в этом мы посмотрим фрагмент из балета «Гаяне» - «Танец с саблями»

- (8 слайд – слушание «Танец с саблями» из балета «Гаянэ») 

Вот мы с вами вместе и приоткрыли дверь в этот таинственный, сказочный мир.

Слушают учителя.

9 минут

3

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- (9 слайд) Известный академик, ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека». Этому учит и песня «Дорога добра» из кинофильма «Приключения маленького Мука».

- Слушайте плюс и подпевайте.

 (Звучит плюс песни М.Минкова «Дорога добра»)

- А теперь попробуйте под минус.

(Звучит минус песни М.Минкова «Дорога добра»)

Исполняют песню под плюс, затем пробуют под минус.

5 минут

ВХР трудности

Методы и приемы

Повторение мелодии от разных звуков (секвенция)

Плавное соединение звуков (легато)

1. Звуковысотный показ;

2. Дирижерский жест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...