Конспект урока . Предмет : Музыка
план-конспект урока по музыке

Батаева Юлия Леонидовна

Тема:  Башкирская думбыра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_spomuzyka.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО "Нефтекамский педагогический колледж"

Конспект урока

Предмет: музыка.

Тема:  Башкирская думбыра.

Цели: 1) Познакомить с башкирскими музыкальными инструментами: думбра, кубыз.

            2)Развивать вокально- хоровые навыки через исполнение песен «Ты не бойся мама», «Солнышко мое».

            3)Воспитывать любовь к музыке.

Школа: СОШ №6

   Класс:  

Дата: 26.02.13

Проводит: Сенькина Ю. Л.

Группа: 41

Методист: Шаехмурзина Л. У.

Учитель: Амирханова В. В.

Этапы урока

Содержание урока

Оформление доски

1.Организационный

момент.

2.Основная часть.

-Повторение пройденного материала .

5. Итог.

   Вход учащихся под «Марш Салавата».

 Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок музыки проведу у вас я . Меня зовут Юлия Леонидовна.

  Я надеюсь, что сегодня мы активно поработаем. Вы узнаете много нового , интересного и вам понравится сегодняшний урок. А кто будет активно работать на уроке, получит пятерки в журнал.

    Ребята, как называется произведение, под которое вы вошли в класс? («Марш Салавата»).

Какой инструмент исполнил? (Кубыз). Какие разновидности кубыза вы знаете?

Кто играл на кубызе? (Роберт Загретдинов). Что вы знаете о башкирском народном музыканте? (Кубызист, баянист, композитор, изготовитель кубыза). Какое звание присвоили Роберту Загретдинову? (Виртуальный комусист мира).

   В последние годы в Башкортостане стали создаваться оригинальные образцы кубызов. Усовершенствованные инструменты мастера Роберта Загретдинова обладают широким диапазоном.

   Сегодня всех, кто интересуется этим инструментом, приглашают фирминые магазины Уфы, где можно приобрести кубыз в качестве сувенира и инструмента для музыцирования .

    Еще один башкирский народный музыкальный инструмент – думбыра. Думбыра- это башкирский народный струнно- щипковый инструмент.

    А сейчас мы с вами прослушаем и просмотрим видеозапись в исполнении оркестра  народных инструментов Республики Башкортостан. Произведение  называется  «Кара юрга». Кара юрга в переводе с башкирского значит вороной конь.  Внимательно прослушайте и просмотрите  видеозапись, а потом ответите мне на вопросы : 1) Какой характер и настроение у этого произведения?

2)Какие инструменты узнали?

3)Что вы представляете себе под звучание этой музыки?

   А сейчас все приняли позу слушателя. Сели прямо, спинки выпрямили, руки на парте. Будьте внимательны.

  Мы с вами прослушали и просмотрели видеозапись, а теперь давайте ответим на вопросы: 1) Какой характер и настроение у этого произведения? 2)Какие инструменты узнали?3)Что вы представляете себе под звучание этой музыки?

(Представляем как скачут конницы, резвые кони.  Эта музыка стремительная.)

    На башкирской думбыре в давние времена играли сказатели сэсэны.

     Кто такие сэсэны? (Сочинители и исполнители народных песен).

     Под аккомпанемент  думбры сэсэны в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли. А кубаир- это песня хвала, песня прославление.

     Реконструкцию думбыра в начале  1980-х годов начал мастер Вакиль Шугаюпов. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент.

    А сейчас просмотрим еще одну видеозапись с конкурса юных думбуристов. Произведение исполнит  Рина Микрюкова, а название произведения

 Сейчас вы внимательно прослушаете и просмотрите , а потом вы мне ответите на вопросы: 1)В каком темпе исполнено произведение?

2) Какое настроение у этого произведения?

   И так, приняли позу слушателя, слушаем и смотрим внимательно.

       Мы с вами прослушали и просмотрели видеозапись, а теперь давайте ответим на вопросы: 1)В каком темпе исполнено произведение?

2) Какое настроение у этого произведения?

(Эта музыка веселая, озорная, игривая).

      А сейчас откройте тетради и запишите число и тему нашего урока «Башкирская думбыра».

А так же запишем в тетрадь все то, что записано на доске.  (Думбыра- это башкирский народный струнно- щипковый музыкальный инструмент. Вакиль Шагаюпов- мастер по изготовлению национального музыкального инструмента думбыры и курая. Думбыра- это сольный и ансамблевый инструмент.)

    Кто уже записал, закройте тетради и отложите их в сторонку .

    Ребята, какой праздник празднуем 23 февраля? ( День защитника отечества). Кого мы поздравляем в этот день? (Пап, дядь, дедушек, братьев, а так же поздравляем всех тех кто служил, служит, и будет служить в армии).

Что принято дарить в этот день? (подарить открытку, прочитать стихотворение, а еще можно подарить  песню, которая называется «Ты не бойся мама».  Давайте вспомним слова этой песни. Каждый куплет будем вспоминать отдельно. Вспомним слова первого куплета (тактирую рукой).  А теперь споем первый куплет . (дирижирую).

 Вспомним слова второго куплета (тактирую).

А теперь споем  второй куплет. (дирижирую).

Вспомним  слова третьего куплета (тактирую).

А теперь споем третий куплет. (дирижирую).

   А теперь прослушаем четвертый куплет этой песни. (Исполнение).

    А сейчас разучим  этот куплет. Прослушайте  первую фразу.  Вырасту, как папа, пролетят года. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

  Прослушайте вторую фразу четвертого куплета. И отменят войны люди навсегда. А теперь проговорим все вместе. (тактирую). Прослушайте мелодию и пропойте про себя. .  Споем все вместе. (дирижирую).

   Прослушайте третью фразу четвертого куплета. Пусть не знает горя добрый шар земной. . А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

   Прослушайте четвертую фразу четвертого куплета. Ты не бойся, мама, я с тобой. . А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

    А теперь споем весь куплет . Куплет начинается со слов вырасту как папа, пролетят года.(дирижирую).

    А теперь споем всю песню от начала до конца. Встаньте дети. (дирижирую).

   Садитесь, ребята.

 На сегодняшнем уроке разучим  новую песню которая называется «Солнышко мое». Послушайте внимательно песню, и определите какая она по характеру. Приняли позу слушателя, слушаем внимательно.

    И так, какая же по характеру эта музыка? (Нежная, веселая, ласковая, добрая).

    Начнем разучивать первый куплет. Прослушайте первую фразу. Увидела подсолнух в детстве  первый раз. . А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

А теперь разучим вторую фразу первого куплета. Я со шляпы золотой не сводила глаз. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

  Прослушайте третью фразу первого куплета. И шептала нежно глядя на нее. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

  Прослушайте четвертую фразу первого куплета. Маленькое солнце, солнышко мое.

А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

   Прослушайте мелодию  припева, которая  поется на ляляля и пропойте про себя. А теперь попробуем спеть.(дирижирую). Вторая фраза припева тоже поется на ляляля, а в конце добавляется солнышко мое.  Давайте споем весь куплет вместе. Первый куплет начинается со слов : увидела подсолнух, в детстве первый раз.

    Разучим слова второго куплета. Прослушайте первую фразу второго куплета. Вскоре стало ясно, как устроен свет. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

   Прослушайте вторую фразу второго куплета. В мире одно лишь солнце, а второго нет. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

    Прослушайте третью фразу второго куплета. Почему же мама, хоть и знает все. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

    Прослушайте четвертую фразу второго куплета. Часто говорила солнышко мое. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

  Теперь споем второй куплет полностью. Второй куплет начинается со слов. Вскоре стало ясно как устроен свет.

    Разучим слова третьего куплета. Прослушайте первую фразу третьего куплета. Нынче те сомненья вспомнить мне смешно. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

    Прослушайте вторую фразу третьего куплета. Нынче знаю точно солнце не одно. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

    Прослушайте третью фразу третьего куплета. Вот иду с тобою и душа поет. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

    Прослушайте четвертую фразу третьего куплета. Рядом ты со мною солнышко мое. А теперь проговорим все вместе. (Тактирую).  Прослушайте мелодию и пропойте про себя.  Споем все вместе. (дирижирую).

   А теперь споем всю песню от начала до конца.  Первый куплет начинается со слов: Увидав подсолнух в детстве первый раз.

 Молодцы. Садитесь.

     О каком башкирском инструменте мы с вами сегодня на уроке говорили? (Кубыз, думбыра). Давайте хором повторим названия.  Какие музыкальные произведения просмотрели и прослушали?(Музыку в исполнении оркестра народного инструмента РБ «Кара юрга», а так же музыку с конкурса юных думбуристов произведение Рины Микрюковой.) Какую песню мы повторили? («Ты не бойся мама»). Какую песню разучили? («Солнышко мое»).

   За активную работу на уроке пятерки получают….

Я думаю, что остальные ребята постараются на следующем уроке и получат пятерки.

    На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо. До свидания.

 

 

Наглядность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Конспект по предмету Музыка и пение "Времена года"

Знакомить  детей с временами года через танцевально-игровую гимнастику....

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "

Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...

Конспект по предмету "Музыка и движение" на тему "Музыкальные упражнения под колыбельную".

Конспект по предмету "Музыка и движение" разработан для детей 1 (дополнительного) и 1 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяже...