Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.
материал по музыке

Худякова  Елена  Анатольевна

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, целью которых является  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности, но я бы хотела остановиться  на технологии метода организации проектной музыкально-творческой деятельности учащихся.

Ученические  проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки.  

Основной тезис метода проектов:

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить».

Главными целями введения этого метода  являются:   

  • развитие интереса к предмету;
  • приобретение исследовательского опыта;
  • развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной   аудитории необходимую информацию;
  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве
  • развитие умения работать  в парах, в группах и т.д.;
  • получение дополнительных знаний по теме;
  • развитие развитие критического мышления и навыков монологической речи

Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, по которой я работаю, предлагает   тематическое планирование  уроков музыки,  позволяющее использовать проектно -  исследовательскую  деятельность.

Творческое начало в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской проектной деятельности учащихся может найти отражение  при восприятии музыки и размышлениях о ней (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в исполнительской деятельности, импровизации (вокальные, ритмические, пластические, речевые, художественные и др.).

В ученических проектах могут  взаимодействововать такие виды урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, музейные и краеведческие исследования, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Осуществляя эту работу, школьники могут рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяются следующие

виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов и т.д.)

Подобное погружение в тему позволяет ученикам лучше запомнить материал, "вжиться", сделать знание личностным.

2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов) Классическая работа в стиле информационно-исследовательских проектов, с целью выступления перед классом, способствует развитию устной речи ученика.

3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений и т.д.)

Работа над таким проектом способствует раскрытию способностей и талантов учеников.

5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)

6. Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток)

По количеству участников проекта:

индивидуальные

парные

групповые

По результатам:

доклад, альбом

афиша

видеофильм

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее.

Обучающиеся,  имеющие  разный уровень музыкальной компетенции,  могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть  компьютером и.т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца.

Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

«…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; «…творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В.С. Ротенберг и что

«на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта делается его собственностью.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, свою деятельность по внедрению проектного метода  начала с изучения теоретической литературы:

Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,

в  пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

В начальной школе проектная учебная деятельность существует в форме творческих заданий по темам, изученным ранее. На первых этапах обучения такой подход становится наиболее эффективным, он позволяет сформировать соответствующие навыки учеников и привычки к новой и нестандартной форме работы.

Проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Начиная с 1 класса ролевые проекты  - разыгрываются песни, проводятся музыкальные игры.

Творческий проект: «Музыкальные инструменты»

Дети  готовят   небольшие сообщения о музыкальных  инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций, могут выступать в роли музыкантов и исполнить небольшую импровизацию на этих инструментах.  В результате  дети знакомятся с инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают форму представления своего инструмента, а так же играют на  музыкальных инструментах.

Проект: «У моей России».

Цель: Подбор песен о России  и иллюстрация их.

 Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками.

В качестве тем можно предложить  слова: дружба, природа, мама, папа и др.

Выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация.

Как учебный проект  - фотоальбом

Создание альбома с фотографиями композитора.

Найти в Интернете точно такой же портрет, как в учебнике. На уроке выбирается наиболее достойный и размещается в альбоме. Когда будут искать, обязательно будут сравнить - та ли фотография, что в учебнике. При этом развивается зрительная память.

По Федеральным государственным образовательным стандартам есть базовый, есть повышенный уровень: когда закладывается  возможность для продвинутых   ребят  научиться чему-то большему.

Как вариант выполнения: можно прикреплять рисунки к произведениям этого композитора.

Можно делать комментарии к сочинениям

Такой альбом ничто иное как групповое портфолио.

Просмотр фильма как проектная деятельность

Хронометраж

Какие фрагменты звучат?

Музыка и видео: выдержаны в одном настроении, или имеют самостоятельное значение?

Досочинить «увертюру»

Какие музыкальные фрагменты можно включить дополнительно?

Информативно-исследовательские проект я включаю в практику, начиная с 3 класса – например, «Изучение биографии композитора»

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы.

ФГОС выдвигает требование умения формулировать мысли не только устно, но и в письменной форме.

Написание эссе по прослушанному произведению.

Звучит музыка. Либо во время звучания, либо после, ни говоря ни слова, чтобы не нарушить ауру, которая создалась во время звучания музыкального произведения, дети записывают в течение 1-2 минут свои впечатления.

Это может быть индивидуальный  проект. Можно проводить как вариант парной работы.  

Передать ученикам, которых выберут на роль «писателей»  Их задача  попытаться понять, как услышали музыку одноклассники и написать маленькое эссе, от  имени класса, включив наиболее часто встречающиеся эпитеты, наиболее содержательно оформленное  высказывание.

При этом  дети учатся друг у друга, а не у учителя.

Составление кроссвордов - то групповое задание проектного типа, проводится по завершении какой – либо темы, при выполнении которого происходит формирование познавательных и коммуникативных  УУД.

Хороший Интернет – ресурс для такого рода работы - Фабрика кроссвордов

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (в том числе и в Интернете); учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения, мышление).

Тема проекта

Водная стихия

Актуальность проекта

Сталкиваясь ежедневно с водой, мы воспринимаем ее как нечто обычное, однако не все догадываются о том, какими свойствами она обладает, как влияет на возникновение разнообразных природных явления, такие, как радуга, венцы, гало и другие.

Проблема исследования

Отсутствие знаний у обучающихся о некоторых свойствах воды и явлениях природы, связанных с не.

Объект исследования

Вода

Предмет исследования

Свойства воды. Явления природы, связанные  с водой.

Цель проекта

-  Формировать у учеников представление о ценности и значении воды в жизни человека;
- развивать умение формулировать проблему и искать пути ее решения, самостоятельно делать выводы;
- воспитывать стремление беречь воду.

-изучить  свойства  воды со стороны физики, а также явления, возникающие в природе благодаря воде.

Задачи проекта

  1. Расширить кругозор учащихся.
  2. Рассмотреть  физические свойства воды.

Изучить загадочные явления, возникающие в природе благодаря воде.

  1. Спланировать дальнейшую работу в классе по данному направлению.

Гипотеза исследования

Знакомые нам предметы хранят в себе много тайн.

Методы исследования

Изучение и анализ  различных  информационных  источников.

Наблюдение.

Тип проекта (по продолжительности)

Исследовательский, долгосрочный

Этапы реализации проекта, краткое их описание

1.Подготовительный этап

-« Мозговой штурм» ( формулировка темы исследований.

-Обсуждение логического аппарата исследования.

-Обсуждение плана работы . .

2.Теоретический этап – сбор информации по исследуемой теме.

3.Практический этап – выполнение заданий по итогам изучения темы.

4.Аналитический этап – анализ полученной информации по теме.

5. Презентационный этап - презентация разработанных проектов по теме

6. Рефлексивный этап – анализ результатов работы. Оценка  работы своих товарищей в группе. Оценивание групп между собой.

Оборудование для проведения исследования

Мультимедийная доска, планшеты с выходом в интернет.

Продукт проекта

-оформить стенд в классе;

- подготовить презентации по теме;

-совместно с другими классами школы разработать сценарий и провести игру «Знатоки свойств воды».

Перспектива проекта

  1. Проведение опытов на уроке окружающего мира по изучению свойств воды.
  2.  - Экскурсия на водоочистную станцию.

Используемые источники

 Ссылки – главное, чтобы открывались.

Ресурсы проекта

Информационные: материал по теме в сети интеренет.

Человеческие: учащиеся 3 класса.

1.Выбор темы.

(начать занятие можно с любой песни о воде, буквально несколько секунд, можно включить журчание ручейка или бурлящей реки и т.д.)

-Самые обычные предметы и явления таят в себе много секретов. Как хочется, чтобы этих секретов было меньше, и сегодня мы постараемся вместе открыть секреты водного царства.

- Николас Спаркс сказал «Наблюдая за водой, человек может узнать так много» (слайд).

- А разве мы чего – то не знаем о воде? Ведь мы сталкиваемся с ней ежедневно на протяжении всей жизни.

-Давайте вспомним, что мы знаем о воде? (имеет 3 состояния, влияет на климат, человек состоит из воды и т.д.).

(общий слайд, где много картинок, например вода в разных состояниях, необычные водоемы, человек, сама планета, покрытая водой – вид из космоса и т.д.)

- Вода повсюду, она вокруг нас и внутри нас. Все мы произошли из воды. Но мы многого не знаем о ней. Например, того, что вода имеет не совсем понятные нам свойства и является причиной некоторых природных явлений, таких как радуга, например.

-Давайте вместе сформулируем тему нашего исследования? (Загадки воды).(слайд)

2.Постановка цели и задач.

( в процессе обсуждения, можно выводить на экран то, как ты подводишь детей к формулировке логического аппарата, но в виде вопросов, на которые потом появляется ответ).

-А как вы думаете, почему я назвала наше занятие исследованием? (учащиеся будут выступать в роли ученых исследующих воду).

-Что нам необходимо определить, прежде чем приступить к исследованию?

- То, что мы хотим изучить?( Объект и предмет исследования: Вода и ее загадки.).

-Зачем это необходимо именно нам? (Актуальность: Мы ежедневно сталкиваемся с водой, но не все знаем о ней)

-Что мы хотим получить в результате исследования? (Цель: хотим разгадать загадки воды ).

-А что нам будет необходимо для достижения цели? (Задачи: вспомнить, что мы знаем о воде, изучить новое, сделать выводы).

-И в итоге, что мы должны подтвердить или доказать ? (Гипотеза: Вода хранит много тайн).

3. Организация исследования

1.- Внимание на экран. Я предлагаю всем вместе расставить карточки, чтобы в итоге нам удалось доказатьто, что мы хотим).

-Давайте вспомним правила работы в команде. (слайд). Быстро проговариваешь и идешь дальше.

( как тебе удобнее, делай эти карточки просто на смарт доске или в презентации, главное, чтобы дети потом вместе обсудили и расставили как надо).

  • подумать, вспомнить»,
  • «спросить у другого человека»,
  • «получить информацию в интернет»
  • «понаблюдать»,
  • «описать то, что узнал »,
  • «обсудить в группе»,
  • «подвести итоги»,
  • «оформить результаты»

«- Что у нас получилось? (план)

2.- Откройте документ с заданиями на планшетах. В парах вам нужно обсудить и доказать путем анализа наблюдений из жизни свойства воды. (дети смотрят, обсуждают, потом представляют поочереди свои выводы, в это время идет дубляж этих свойств: на слайде свойство и картинка. Требуй от них научные ответы, типа «Вода прозрачная, так как, если…).

( Задание 1.: Обсудите в парах и представьте доказательства следующих свойств воды).

1.Отсутствие собственной формы (принимает форму любого сосуда).

2.Прозрачность (любой предмет виден в воде, если она чистая)

3.Отсутствие запаха и вкуса (вода приобретает вкус, если в нее что – то добавить).

4.Текучесть (если опрокинуть стакан с водой, то она тут же растечется)

5.Вода-растворитель ( в ней растворяется сахар и т.д.)

  1. А можем ли мы сказать, что воду можно есть? (можем, так как в разных продуктах содержится разное количество воды).

(опять идет работа с планшетами, но одну пару вызываешь к документ камере – но она пока выключена или закрыта крышка, у них разрезанные на карточки продукты. Им нужно расставить продукты в порядке наибольшего содержания воды – от самого большого к самому маленькому) ).

Задание 2. Расставьте продукты в порядке уменьшения % содержания воды ( от самого большого к самому маленькому)

  1. Огурцы- 95 %
  2. Томаты -93%
  3. 2.Арбуз – 92 %
  4. 3. Свежие грибы – 91 %
  5. Молоко – 88%
  6. Апельсин 87%
  7. Колбаса вареная- 71 %
  8. Мясо – 67 %
  9. Майонез – 25%
  10. Крупа гречневая – 14 %.

(проверка)

  1. А вот издает ли вода звуки? Если да, то когда? (В состоянии покоя вода молчит, а в движении издает звуки : ручей, водопад, волны и т.д.)  ( если в начале занятия включала звуки воды, а не песню, то говоришь им вспомните с чего начали занятие).
  2. Какого цвета вода? (голубой цвет).
  3. А как вы думаете, почему вода в некоторых морях и озерах разного цвета? (цвет воды в водоемах зависит от местности, почвы в которой находится водоем)

(слайд)

  1. Вода, является причиной появления очень необычных явлений, которые мы можем увидеть в небе.

-Привычная и знакомая всем нам Радуга (слайд).

После дождя в воздухе остается много водяных частиц, невидимых глазу, именно через них просвечиваются солнечные лучи и разделяются на такие удивительные цветные линии в небе. Поэтому радугу мы можем увидеть только во время "грибного" дождя: когда одновременно идет дождь и светит солнце.

-Гало (слайд)

Как и радуга, Гало возникают в результате преломления лучей в атмосфере, только гало возникают благодаря кристалликам льда.

-Венцы — светлые туманные кольца на небесном своде вокруг диска Солнца или Луны. Появляются при прохождении перед светилом полупрозрачных облаков или тумана и отличаются от гало меньшим радиусом колец...

-Солнечные столбы (слайд) 

Возникают, когда лучи заходящего солнца отражаются от разных слоев облаков, содержащих кристаллы льда. В результате получается столб света, уходящий высоко в небо. Бывают и лунные столбы.

  1. Подведение итогов исследования

-Ребята, давайте вспомним, какие свойства воды мы назвали.

-Давайте вспомним о плане нашей работы, все ли получилось?  ( можно его на слайд)

-А как вы думаете,  нужно ли охранять воду, ведь ее так много?

Это необходимо делать, так как без воды не будет жизни на земле. А вы знаете, что в мире есть даже музеи воды. Я приглашаю вас в интерактивный музей.

http://h2o-institute.com/museum/ (сайт Аква Академия).

(тут смотри по времени, можно самой по ссылке зайти и показать им или ссылку в задания планшетов и потом рассказать остальным, что узнали или увидели).

  1. Обсуждение перспектив проекта

Давайте вместе обсудим, перспективы дальнейшего изучения загадочного мира воды то как мы с вами можем представить результаты сегодняшнего исследования.

-Что мы можем сделать в ближайшее время)

(идет обсуждение в группах продуктов проекта

-оформить стенд в классе;

- подготовить презентации по теме;

-совместно с другими классами школы разработать сценарий и провести игру «Знатоки свойств воды».

-А что можно сделать чуть позже:

-проведение опытов на уроке окружающего мира по изучению свойств воды.

 - Экскурсия на водоочистную станцию.

  1. Рефлексия

Попроси детей продолжить фразы.

было интересно…

было трудно…

я помог…

теперь я могу…

меня удивило…

мне захотелось…

1.Выбор темы.

(Начать занятие с мелодии. Примерно до 1 минуты, можно меньше, буквально несколько секунд)  https://sites.google.com/site/muzejrusskogoslova/home - сайт Виртуальный музей русского слова.

- Велик и разнообразен могучий русский язык. Словарный состав любого живого языка находиться в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства.

- А где мы можем найти значение незнакомого нам слова, проверить его написание, произношение? (в словарях)

(слайд – разные словари)

-Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Трудно представить себе, что было бы в нашей жизни без словарей и справочников.

-А мы с вами можем образовать новые слова и что нам для этого нужно знать? (правила словообразования)

- А что такое «словообразование»?  образование новых слов от однокоренных слов с помощью приставки и суффикса).

-Давайте вместе сформулируем тему нашего исследования? (Занимательное словообразование).(слайд)

2.Постановка цели и задач.

( в процессе обсуждения, можно выводить на экран то, как ты подводишь детей к формулировке логического аппарата, но в виде вопросов, на которые потом появляется ответ).

-А как вы думаете, почему я назвала наше занятие исследованием? (учащиеся будут выступать в роли ученых исследующих воду).

-Что нам необходимо определить, прежде чем приступить к исследованию?

- То, что мы хотим изучить?( Объект исследования: способы образования слов в русском языке).

-Зачем это необходимо именно нам? (Актуальность: Чтобы быть грамотными, разносторонне-развитыми и образованными людьми, необходимо знать способы образования слов.)

-Что мы хотим получить в результате исследования? (Цель: потренироваться в составлении новых слов;

-А что нам будет необходимо для достижения цели? (Задачи:   повторить способы словообразования.)

-Как вы думаете какие существуют способы образования слов? (приставочный, суффиксальный)

 -И в итоге, что мы должны подтвердить или опровергнуть ? (Гипотеза: новые слова в русском языке образуются с помощью приставки и суффикса)

3. Организация исследования

1.- Внимание на экран. Я предлагаю всем вместе расставить карточки, чтобы в итоге нам удалось доказать то, что мы хотим).

-Давайте вспомним правила работы в команде. (слайд). Быстро проговариваешь и идешь дальше.

( как тебе удобнее, делай эти карточки просто на смарт доске или в презентации, главное, чтобы дети потом вместе обсудили и расставили как надо).

  • подумать, вспомнить»,
  • «спросить у другого человека»,
  • «получить информацию в интернет»
  • «понаблюдать»,
  • «описать то, что узнал »,
  • «обсудить в группе»,
  • «подвести итоги»,
  • «оформить результаты»

- Что у нас получилось? (план)

-2. Ребята, посмотрите на экран. Что это? (на слайде китайские иероглифы)

-А это тоже они? (на слайде знаки частей слова) – это части слова.C:\Users\Alla\Desktop\морфемы.jpg

-Давайте вместе расшифруем эти символы. (на слайде эта таблица, но без слова морфема)

3. Посмотрите, на слова и определите, каким способом они образованы. ( на слайде слова).(задание в планшетах)- работа в парах

Задание 1.

(для них таблица будет в разбросанном виде).

бежать → добежать

С помощью приставки  – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову.

гриб→ грибок

С помощью суффикса – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова.

город → пригородный

С помощью приставок и суффиксов – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки  и суффикса к основе слова

Потом проверка – у тебя сразу правильная таблица.

-И так, давайте сделаем вывод. Что служит для образования новых слов?

Работа со всей группой. Работа с документ камерой или со смарт доской, если найдешь где значки частей- я туплю, поэтому от руки.C:\Users\Alla\Downloads\image-01-10-20-03-08.jpeg

Соедините слова со схемами. Слова и их разбор по составу разбросан. Надо собрать


- Русский язык на столько богат и разнообразен, что существуют даже музеи Русского языка.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в музей Русского слова.  

(по сноске заходишь сама на доске и листаешь вместе с детьми, ссылка как в песне) - https://sites.google.com/site/muzejrusskogoslova/home

У детей в документе с заданиями тоже есть ссылка.

-В виртуальных залах музея можно узнать много интересного о слове. (смотришь внизу слева «Тайны русского слова».

  • -Например то, что в Книге рекордов Гиннесса самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографический» или то, что в русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

- Ребята, а вы любите разгадывать ребусы?

-Сейчас мы попробуем создать ребус.

(показываешь сама на примере слова «СЛОВО»)

https://sites.google.com/site/muzejrusskogoslova/novosti-muzea/rebusy-golovolomki-zagadki  -снизу там, где «Перейти».

-Потом они заходят со своих планшетов и пробуют. Ссылка тоже в документе с заданием.

  1. Подведение итогов исследования

-Ребята, давайте вспомним, какие существуют способы образования слов в русском языке?

-Давайте вспомним о плане нашей работы, все ли получилось?  ( можно его на слайд)

5.Обсуждение перспектив проекта

Я считаю, что мы только в начале пути изучения секретов занимательного словообразования и нам необходимо продолжить  изучение этой темы.

Давайте вместе обсудим, перспективы проекта, что мы можем сделать в самое ближайшее время? (идет обсуждение в группах:

-потренироваться работать с ресурсами музея и составить подборку ребусов для развития мышления и воображения;

--подготовить памятку по разбору слова по составу, для выполнения домашней работы.

А что можно запланировать на более позднее время?

-экскурсию в библиотеку для знакомства со словарями;

-разработать и провести игру «Знаток словообразования русского языка».

1.Выбор темы.

- Развитие человеческого общества было невозможным без постижения искусства счета. Но и этого оказалось мало. Для ведения многих дел нужны были и определенные единицы длины и веса. Их человек придумывал в самых неожиданных формах. Например, любые расстояния определялись переходами, или шагами. Старинные меры измерения соответствовали длине пальца или размаху рук, то есть всему тому, что всегда находилось при себе.

Выражение «Человек –мера всего» понималось буквально.

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

-Изучая народный фольклор или классические произведения, мы встречаемся со словами, значения которых нам не понятны: «Косая сажень», «Три дюйма», «Четыре пуда», эти слова кажутся нам красивыми, но  современному человеку сложно представить, какое количество или длину они  обозначают. (слайд разные меры длины – в старинном стиле).

-Давайте вместе сформулируем тему нашего исследования? (Старинные меры веса и длины).(слайд)

2.Постановка цели и задач.

( в процессе обсуждения, можно выводить на экран то, как ты подводишь детей к формулировке логического аппарата, но в виде вопросов, на которые потом появляется ответ).

-А как вы думаете, почему я назвала наше занятие исследованием? (учащиеся будут выступать в роли ученых исследующих воду).

-Что нам необходимо определить, прежде чем приступить к исследованию?

- То, что мы хотим изучить?( Объект и предмет исследования: Старинные меры веса и длины).

-Зачем это необходимо именно нам? (Актуальность: Сталкиваемся с этими мерами в литературе , но не знаем их значения).    

-Что мы хотим получить в результате исследования? (Цель: хотим знать значение этих мер и научиться пользоваться ими ).

-А что нам будет необходимо для достижения цели? (Задачи: изучить старинные меры длины и весы);

-А как вы думаете, удобно ли современному человеку использовать эти меры?

-И в итоге, что мы должны подтвердить или доказать ? (Гипотеза: Старинные меры веса и длины можно использовать в современной жизни, однако их данные не совсем точны и ими не удобно пользоваться).

3. Организация исследования

1.- Внимание на экран. Я предлагаю всем вместе расставить карточки, чтобы в итоге нам удалось доказать то, что мы хотим).

-Давайте вспомним правила работы в команде. (слайд). Быстро проговариваешь и идешь дальше.

( как тебе удобнее, делай эти карточки просто на смарт доске или в презентации, главное, чтобы дети потом вместе обсудили и расставили как надо).

  • подумать, вспомнить»,
  • «спросить у другого человека»,
  • «получить информацию в интернет»
  • «понаблюдать»,
  • «описать то, что узнал »,
  • «обсудить в группе»,
  • «подвести итоги»,
  • «оформить результаты»

- Что у нас получилось? (план)

 Старинные меры веса

Внимание! Внимание!

Открываем весёлое гуляние!

Торопись честной народ,

В гости ярмарка идёт! (слайд с картинкой или мелодия)

- -На ярмарку люди надевали всё самое лучшее, праздничное, нарядное. Себя показать - других посмотреть. Да и товар необходимый купить.

Смотрите, какое здесь изобилие товаров. Но как же добры молодцы и красны девицы из 21 века смогут что – то купить без тренировки?

Откройте документ с заданиями на планшетах. В парах вам нужно обсудить и соотнести меры веса с их значениями. Для получения дополнительной информации можно пользоваться интернет.

( у тебя на смарт доске тоже должно быть это задание в готовом виде, чтобы быстро потом проверить, можно в слайд презентации вставить, можно с картинкой).

( Задание 1.: Соотнесите меры веса с их значениями).

Пуд

Данная единица веса равнялась 840 золотникам и соответствовала 16,3804964 кг. Еще Иван Грозный предписывал взвешивать любой товар этой единицей.

Берковец.

Название этой единицы измерения массы произошло от торгового шведского города Бьерке. Один берковец соответствовал 10 пудам или 164 кг. Изначально столь большую величину купцы использовали для определения веса воска и меда.

Доля.

 Эта единица измерения на Руси была самой мелкой. Ее вес составлял 14,435 мг, что можно было сравнить с 1/96 золотника. Чаще всего она  использовалась в работе монетных дворов.

Фунт. 

Первоначально данная единица измерения массы носила название «гривна». Ее величина 0.4535923745  килограмма соответствовала 96 золотникам. С 1747 г. эта мера стала эталонным весом, который использовался вплоть до 1918 г.

(проверка)

-Молодцы! Вы такие талантливые! А знаете ли вы. Что в Римской империи «талант» соответствовал массе воды, по объему равной одной стандартной амфоре (т.е.1куб. римский футу или 26, 027 литрам). В современной Греции «талант» – мера веса равная 150 кг! (на слайд).

- Мы познакомились со значениями меры веса.

Теперь переходим к покупкам, а для этого вам необходимо решить задачи.

(работа с планшетами, работают все вместе, потом для быстрой проверки ты решение на документ камеру или доску). Если решили правильно, то на экране появляется картинка того, что купили)

-В задачах встречаются денежные единицы. Я выдаю вам их значения для быстрого решения задач.

Денежные единицы

Рубль=2 полтины

Полтина=50 копеек

Пятиалтынный=15 копеек

Алтын=3 копейки

Гривенник=10 копеек

2 деньги=1/2 копейки ( на экране подсказка денежных единиц)

Задача №1.

Продаётся курица в 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. 1 фунт  курицы стоит рубль с полтиной. Сом в 2 фунта не простой, а учёный. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками.

Решение:

1 фунт курицы – 150 копеек

3 фунта курицы - 150 x 3 = 450 копеек

1 фунт сома – 120 копеек

2 фунта сома – 120 x 2 = 240 копеек

вся покупка – 240 + 450 = 690 копеек (6 рублей 90 копеек)

Если задание решено верно, на экране курица.

Задача №2

В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за фунт, а  другую половину – по полтине за фунт.

Решение:

полбочонка – 16 фунтов огурцов

40 x 16 = 640 копеек (полбочонка)

50 x 16 = 800 копеек (полбочонка)

800 + 640 = 1440 копеек, или 14рублей 40 копеек (за весь бочонок)

Если задание решено верно,то соленые огурцы.

Задача №3

Дневной рацион поросёнка: картофель-10 фунтов; свёкла-2 фунта. Закупай овощей на 3 дня, если 2 фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свёклы - алтын.

Решение:

10 фунтов картофеля - (10 : 2) x 10 = 50 копеек

2 фунта свёклы – 3 x 2 = 6 копеек

На один день – 50 + 6 = 56 копеек

На три дня – 56 x 3 = 168 копеек, или 1 рубль 68 копеек

Если задание решено верно, то изображением поросёнка.

- Товар продан! Ярмарка закрывается!

-Как вы думаете можно ли точно измерить товар, пользуясь такими мерами? (нет)

Старинные меры длины

-Какие старинные меры длины вы знаете?

-Старинные меры измерения на Руси появились в 11-12 веках. Это были такие единицы, как верста, сажень, локоть и пядь.

1 верста=750 саженей=2250 локтей=4500 пядей

(на слайде меры в старинном стиле)

Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.

Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей.

Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом. ( на слайде с фото)

-Давайте пробуем измерить чему равен ваш аршин. (на экране показано от чего, до чего измеряем, дети линейкой измеряют, записывают в заранее подготовленную таблицу данные). Линейки и таблицу сделать заранее.  Кто готов поднимает руку, пишет имя того, кого измерили и пишет значения

-По данным таблицы видно, что измерение старинной мерой не точные.

-Какой вывод мы можем сделать? (старинные меры длины не дают точных вычислений).

  1. Подведение итогов исследования

-Ребята, давайте вспомним, какие старинные меры длины и веса мы изучили.

-Давайте вспомним о плане нашей работы, все ли получилось?  ( можно его на слайд)

  1. Обсуждение перспектив проекта

Я считаю, что мы только в начале пути изучения старинных мер длины и веса, и нам необходимо продолжить  изучение этой темы.

Давайте вместе обсудим, перспективы проекта, что мы можем сделать в самое ближайшее время? (идет обсуждение в группах:

-подготовить и провести классный час по изучению мер длины в сказках и литературе;

-подготовить памятку для стенда в классе по мерам длины и веса;

-- подготовить презентации по теме;

А что можно запланировать на более позднее время?

-изучить значение пословиц и поговорок с мерами длины и веса;

-провести эксперимент по измерению веса разных предметов;

-во время экскурсии измерить расстояние в мерах длины.

Вода — самое распространённое, загадочное и удивительное химическое соединение на Земле. Порядка 70% поверхности нашей планеты покрыты водой. Всё живое на нашей планете состоит из воды, в том числе и человек в зависимости от возраста на 60-97% состоит из воды Вода — самое распространённое, загадочное и удивительное химическое соединение на Земле. Порядка 70% поверхности нашей планеты покрыты водой. Всё живое на нашей планете состоит из воды, в том числе и человек в зависимости от возраста на 60-97% состоит из воды..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Краткое изложение средств  к мотивации  занятиями музыкально-образовательной деятельностью в начальной школе....

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, целью которых является  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулир...