Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.
статья по музыке

Ерохина Наталья Александровна

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, целью которых является  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. 

Ученические  проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

Ерохина Н.А.,

учитель музыки МБОУ «Губинская СОШ»

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, целью которых является  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности, но я бы хотела остановиться  на технологии метода организации проектной музыкально-творческой деятельности учащихся.

Ученические  проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки.  

Основной тезис метода проектов:

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить».

Главными целями введения этого метода  являются:   

  • развитие интереса к предмету;
  • приобретение исследовательского опыта;
  • развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной   аудитории необходимую информацию;
  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве
  • развитие умения работать  в парах, в группах и т.д.;
  • получение дополнительных знаний по теме;
  • развитие развитие критического мышления и навыков монологической речи

Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, по которой я работаю, предлагает   тематическое планирование  уроков музыки,  позволяющее использовать проектно -  исследовательскую  деятельность.

Творческое начало в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской проектной деятельности учащихся может найти отражение  при восприятии музыки и размышлениях о ней (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в исполнительской деятельности, импровизации (вокальные, ритмические, пластические, речевые, художественные и др.).

В ученических проектах могут  взаимодействововать такие виды урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, музейные и краеведческие исследования, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Осуществляя эту работу, школьники могут рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяются следующие

виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов и т.д.)

Подобное погружение в тему позволяет ученикам лучше запомнить материал, "вжиться", сделать знание личностным.

2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов) Классическая работа в стиле информационно-исследовательских проектов, с целью выступления перед классом, способствует развитию устной речи ученика.

3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений и т.д.)

Работа над таким проектом способствует раскрытию способностей и талантов учеников.

5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)

6. Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток)

По количеству участников проекта:

индивидуальные

парные

групповые

По результатам:

доклад, альбом

афиша

видеофильм

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее.

Обучающиеся,  имеющие  разный уровень музыкальной компетенции,  могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть  компьютером и.т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца.

Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

«…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; «…творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В.С. Ротенберг и что

«на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта делается его собственностью.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, свою деятельность по внедрению проектного метода  начала с изучения теоретической литературы:

Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,

в  пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

В начальной школе проектная учебная деятельность существует в форме творческих заданий по темам, изученным ранее. На первых этапах обучения такой подход становится наиболее эффективным, он позволяет сформировать соответствующие навыки учеников и привычки к новой и нестандартной форме работы.

Проектная технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Начиная с 1 класса ролевые проекты  - разыгрываются песни, проводятся музыкальные игры.

Творческий проект: «Музыкальные инструменты»

Дети  готовят   небольшие сообщения о музыкальных  инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций, могут выступать в роли музыкантов и исполнить небольшую импровизацию на этих инструментах.  В результате  дети знакомятся с инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают форму представления своего инструмента, а так же играют на  музыкальных инструментах.

Проект: «У моей России».

Цель: Подбор песен о России  и иллюстрация их.

 Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками.

В качестве тем можно предложить  слова: дружба, природа, мама, папа и др.

Выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация.

Как учебный проект  - фотоальбом

Создание альбома с фотографиями композитора.

Найти в Интернете точно такой же портрет, как в учебнике. На уроке выбирается наиболее достойный и размещается в альбоме. Когда будут искать, обязательно будут сравнить - та ли фотография, что в учебнике. При этом развивается зрительная память.

По Федеральным государственным образовательным стандартам есть базовый, есть повышенный уровень: когда закладывается  возможность для продвинутых   ребят  научиться чему-то большему.

Как вариант выполнения: можно прикреплять рисунки к произведениям этого композитора.

Можно делать комментарии к сочинениям

Такой альбом ничто иное как групповое портфолио.

Просмотр фильма как проектная деятельность

Хронометраж

Какие фрагменты звучат?

Музыка и видео: выдержаны в одном настроении, или имеют самостоятельное значение?

Досочинить «увертюру»

Какие музыкальные фрагменты можно включить дополнительно?

Информативно-исследовательские проект я включаю в практику, начиная с 3 класса – например, «Изучение биографии композитора»

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы.

ФГОС выдвигает требование умения формулировать мысли не только устно, но и в письменной форме.

Написание эссе по прослушанному произведению.

Звучит музыка. Либо во время звучания, либо после, ни говоря ни слова, чтобы не нарушить ауру, которая создалась во время звучания музыкального произведения, дети записывают в течение 1-2 минут свои впечатления.

Это может быть индивидуальный  проект. Можно проводить как вариант парной работы.  

Передать ученикам, которых выберут на роль «писателей»  Их задача  попытаться понять, как услышали музыку одноклассники и написать маленькое эссе, от  имени класса, включив наиболее часто встречающиеся эпитеты, наиболее содержательно оформленное  высказывание.

При этом  дети учатся друг у друга, а не у учителя.

Составление кроссвордов - то групповое задание проектного типа, проводится по завершении какой – либо темы, при выполнении которого происходит формирование познавательных и коммуникативных  УУД.

Хороший Интернет – ресурс для такого рода работы - Фабрика кроссвордов

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (в том числе и в Интернете); учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения, мышление).

Алгоритм подготовки и защиты проектов, рекомендованных в содержании учебников.

В начале учебного года учителю необходимо познакомиться с содержанием УМК «Музыка» и поурочными разработками к каждому конкретному классу, чтобы спланировать работу по проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Учитель организовывает знакомство учащихся с темами проектов, стимулирует их выбор и его аргументацию.

Определяется тип проекта (познавательный, исследовательский, творческий, игровой, информационный и др.).

В зависимости от учебных задач и уровня готовности класса к проектно-исследовательской деятельности, определяются временные рамки подготовки проекта (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).

Составляется план подготовки проекта с учетом промежуточных этапов.

Прогнозируется форма представления результатов проекта и сроки его презентации перед учащимися школы, родителями  и т.п.

Согласовывается степень участия в проекте родителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.

Совместно с учащимися определяются группы учащихся, которые будут заниматься разработкой отдельных линий проекта, включая его художественное оформление, использование информационно-коммуникационных технологий.

Выявляются взаимосвязи содержания проекта с содержанием учебных тем УМК «Музыка».


Опираясь на теоретическую литературу, учитывая свою практику, можно сделать вывод:

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому.

Проектная деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников.

Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы.

Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала. 

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность.

Ведь недаром эти технологии относят к ведущим технологиям ФГОС нового поколения.

В заключении было бы уместным процитировать китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».


Используемая литература:

  1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  3. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка). ISBN 5-89415-400-6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Краткое изложение средств  к мотивации  занятиями музыкально-образовательной деятельностью в начальной школе....

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе.

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе....