Главные вкладки

    Свирель на cовременном уроке музыки в общеобразовательной школе.
    статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

    Киселева Зоя Викторовна

    Свирель на cовременном уроке музыки в общеобразовательной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Свирель на современном уроке музыки в общеобразовательной школе.

    Роль музыки в развитии человека, его духовного мира, интеллекта и нравственных чувств хорошо известна. Однако не всегда музыка органично входит в повседневную жизнь ребёнка. Игра на музыкальном инструменте многим кажется недоступной. Поэтому так важно использовать разные пути приобщения детей не только к слушанию музыки, но и к музицированию.

    Больше 20 лет назад, прослушав курс обучения Елены Валентиновны Евтух (Санкт-Петербург), я сначала просто увлеклась новым интересным видом деятельности на своих уроках – игрой на свирели. А потом быстро поняла, какое огромное значение, развивающее музыкальность ребёнка, имеет этот маленький недорогой инструмент – свирель. Какой удивительный и увлекательный мир раскрывается перед каждым школьником!

    Не во всех классах дети и их родители тогда согласились на покупку свирели, даже коллеги не сразу приняли новшество. Но, в конечном итоге, заиграли все дети начальной и средней школы. А выпускники на празднике Последнего звонка даже приготовили подарок: исполнили мелодию из к/ф «Титаник».

    Практика показала, что в играющих классах учащиеся значительно лучше и чище интонируют, поэтому вопрос: нужны ли свирели, отпал очень быстро. В самом начале своей работы прослушала один пятый класс по просьбе, переживающего за своих воспитанников, классного руководителя. Итог: один ребёнок чисто поющий, остальные «даже рядом с мелодией не ходят». Вместе решили хоть и большие уже детки, а попробуем научить их играть на свирелях. И ведь всё у них получилось! И играли замечательно, и как здорово пели на школьных конкурсах патриотической песни!

    В 1 классе, как правило, сначала разучиваем и поём новую песню, а потом пробуем сыграть её на свирели. Постепенно появляются элементарные навыки игры. Со сменой сложности музыкального материала меняется порядок разучивания: разбираем нотный текст, ритмический рисунок, играем и, наконец, поём, причём сначала в унисон, а потом и двух- и трёхголосные произведения. Благодаря свирели ребёнок многократно проигрывает свою партию, непроизвольно её запоминает и поёт. А если придумать аккомпанемент, например, в стиле фолк, рэп, диско, рок-н-ролл на синтезаторе, то процесс разучивания произведения превращается в весёлую забавную игру, в которой надо внимательно вслушиваться в новый ритм и успевать правильно и точно исполнять заданную мелодию.

    На основе многолетних наблюдений я убедилась в том, что свирель берёт на себя очень важные задачи постановки голоса. Часто замечала – после 10 - 15 минутной игры дети поют лёгким полётным звуком (без пояснений и бесед учителя о правильном звукоизвлечении). Свирель как будто сама задаёт программу хорошего вокала, без предварительного распевания подготавливает голос к пению. Играя длинные фразы, ученики учатся экономно распределять воздух, впоследствии применяя эти навыки в пении без особых усилий. Стимулом для развития дыхания могут послужить игры «Кто дольше всех продержит звук?», «Кто на одном дыхании сможет сыграть, например, две фразы подряд?» и т.д.  

    Свирель – это ещё и возможность приобрести начальное знание музыкальной грамоты, без которой сложно заниматься программированием звука, что существенно для школьников 21 века, изучающих информатику. Освоение музыкального произведения ребёнком идёт намного глубже, он в буквальном смысле музыку «пропускает через себя», а главное – не пассивно слушает, а активно участвует в общем исполнительском процессе, требующем от каждого максимальной сосредоточенности и выдержки.

    Такая музыка не скоро забудется. Из опыта работы знаю, что одарённые учащиеся, даже если и не поступили в детские музыкальные школы, находят применение своим творческим способностям в хоровых студиях, музыкальных кружках, самодеятельных ансамблях и оркестрах.

    Часто дети просят фонограммы аккомпанемента. Зачем? Можно сначала порепетировать дома, а потом пойти в гости с уже готовым концертным номером. Есть возможность порадовать своим музыкальным подарком маму в день 8 Марта или удивить папу в день рождения. Или просто сыграть безупречно на уроке и услышать аплодисменты своих одноклассников. А это тот приятный итог, окрыляющий и вдохновляющий на дальнейшую работу в этом направлении.

    В репертуаре часто использую народную музыку, которая является благодатным материалом. Это и чешская песня «Маленькая рыбка», и болгарская – «Пасла Стойка пиленца», и белорусская - «Савка и Гришка» и, конечно же, русские песни – «Я на горку шла», «Вечерний звон», «Во поле берёза стояла», «В сыром бору тропина» … Русская классика тоже не остаётся без внимания: М. Глинка «Жаворонок», «Ты, соловушка, умолкни», Г. Свиридов «Романс» и др.

    Выработался принцип при подборе вокального репертуара обязательно проверять можно ли эту песню сыграть? А если позволяет диапазон произведения, то и сыграть многоголосие, а значит, и спеть двух- или трёхголосное произведение.

    Свирель в музыкальном развитии детей играет положительную роль. Она позволяет исполнять произведения старинной, народной, классической и современной музыки, наполняя душу ребёнка радостью соприкосновения с чудесным, прекрасным и таинственным миром звуков неведомой красоты и силы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.

    Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы.  Но стремительно развивающиеся изменения в...

    Интегрированные уроки музыки в общеобразовательной школе: опыт организации и проведения

    Методические рекомендации проведения интегрированного урока в общеобразовательной школе....

    Использование современных мультимедийных технологий на уроках в начальной общеобразовательной школы

    Методическая разработка представляет использование интерактивного обучения и мультимедийных технологий на примере урока по предмету «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательной школы....

    План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

    Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

    Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...

    Методическая разработка "Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе "

    В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у младших школьников....