Урок музыки в общеобразовательной школе
статья по музыке

Полякова Валентина Викторовна

Эта статья посвящена уроку музыки, который и учителя, и родители считают не нужным в процессе обучения. Это лишний предмет, который ничего не развивает, а только мешает. Я, как учитель музыки, пытаюсь объяснить всем, что предмет музыки - это самый значимый предмет в школе. Предметы искусства (Изо и музыка) не могут тормозить процесс обучения, а наоборот, стимулируют его развитие. Это крик души, которая не может найти решение. Должно пройти лет 70, чтобы изменилось мировоззрение и отношение ко всему окружающему нас миру у нашего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.docx17.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки Полякова Валентина Викторовна

ГБОУ школа № 375  с углубленным изучением  английского языка Красносельского района

"Урок музыки в Общеобразовательной школе"

"А нужен ли урок музыки  в современной школе?"

"Музыка или пение?"

        Я работаю в школе 35 лет. Уроки мои посещали и методисты города, и районные методисты.  Делились опытом с коллегами на районных семинарах. В работе мы проходим все ступени профессионального роста.  Когда ты молод, многого не замечаешь. Ты отдаёшься полностью творческой работе, стараешься делать так, как тебя учили. Меня всегда окружали интеллигентные  люди, коллеги, педагоги и никогда не звучали обидные слова в адрес нашего предмета.

Мы все вместе занимались воспитанием и обучением нашего подрастающего поколения. И только сейчас, когда за плечами большой опыт работы, сталкиваешься с огромной проблемой, которую решить, лично я, не могу.

        Ещё лет 10 назад я находила понимание со стороны администрации, учителей, я  и сама была завучем в этой школе.  И никто не позволял себе говорить о предмете,  что это ненужный предмет, что мы, учителя музыки ничего не делаем. Подумаешь, песни петь, большого ума не надо. А родители  вообще не понимают, зачем этот предмет в школе. Говорят:"У нас школа с английским языком, а не музыкальная. Нам заданий по английскому хватает, а еще и по музыке надо песни учить, ссылки смотреть, рисовать, запоминать какие-то понятия...  И зачем нам музыка нужна? Мама сказала, главное по русскому и математике хорошо учиться». Ходят жаловаться к директору, завучу. Я не встречаю поддержки со стороны администрации, гасить "пожар" приходится самой. Отношение учителей-предметников такое же, как и у родителей. Все время слышу слова: "Да что там твоя музыка, кому она нужна..."

        Мне, в 21 веке, в веке скоростей,  интеграции, информации, новых технологий, интернета и новой  прогрессивной молодежи,  чья жизнь все время в движении, приходится выступать на родительских собраниях, говорить о том, что урок – это напряжённая работа, которая требует от учителя огромных усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологически ситуациях, показывать программу, что это не я придумала, что давно уже музыка – это не пение. Музыка в школе – это целое искусство. И цель учителя музыки сделать из ребят не оперных певцов, не профессиональных дирижёров, не виртуозных исполнителей, для этого есть музыкальные школы, училища, консерватории, а сделать гармонично развитую образованную, культурную и воспитанную личность. Где ребята услышат классическую музыку в жизни? Ведь совсем, крохотная часть людей ходят в театры, на концерты. И многие из них не знают самые известные фамилии композиторов и их произведения. А ответить на вопрос: чем отличается опера от балета, что такое кантата, мюзикл, оперетта? Ведь, это наша культура, это духовный опыт поколений! Именно культура говорит о развитии и воспитании человека. Нет культуры – нет образованных, воспитанных людей.

         Когда дети занимаются творчеством у них проявляется активность к познанию окружающего мира, активизируется творческое мышление  и деятельность. Художественно-музыкальный образ формируется постепенно, в ходе наблюдений и анализа увиденного и услышанного.    Урок искусства - похож на мини - спектакль. Иногда бывает такое чувство, как будто все дети и я  - краски. И в какой то момент  все краски начинают смешиваться, образуя единую цветовую гамму. Как будто все дышат как один и наоборот. Ты от этого получаешь такое удовольствие, которое трудно с чем-либо сравнить. Важно разбудить у ребят чувственные и эмоциональные способности, расширить кругозор,  логическое, абстрактное мышление,  научить думать и анализировать, переживать и чувствовать. Чувства включаются в момент мышления.

         Эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу,  изображать это в своих рисунках, в высказывании своих мыслей.

 Эмоции и чувства - это психическое состояние. Оно отражает отрицательное или положительное отношение к явлениям, к реальности. Чувства равнодушия и безразличия не могут побудить к мыслительной деятельности и творческому настроению. Творческая деятельность невозможна без логического мышления. О значимости предметов в общеобразовательной школе можно говорить бесконечно. Каждый предмет направлен на развитие человеческих качеств, но без усилий  и работы самого человека над собой всё это не имеет никакого смысла.  Н.А. Римский – Корсаков сказал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

        Большое значение в развитии детей оказывает активное участие родителей, среда, в которой находится ребёнок. Нужно не разрушать мир созданный Творцом, а украшать и созидать. Больше времени посвящать ребенку, рассказывая ему о значении окружающего нас мира, делиться положительным опытом, читать и смотреть нашу классику. Ответственно подходить ко всему, что вокруг тебя, научится самому и научить ребёнка любить всех и все, прощать и сопереживать, радоваться и наслаждаться, читать, смотреть, слышать и слушать, научить анализировать свои поступки, поступки других. Научить отличать подлость от честности, предательство от преданности.

        Очень не заслуженно учителей музыки считают теми, кто на уроке отдыхает и что урок не приносит пользы человечеству. А я, как учитель музыки, могу сказать, что мы – настоящие труженики. И многое изменилось бы, если администрация школы обратила бы внимание на этот предмет, не слушала жалобы родителей, а компетентно объясняла  родителям  о значимости этого предмета.  Очень хочется верить, что отношение к этому предмету искусства (рисование и музыка) в скором будущем  будет совсем иное , а значит, и мир станет чуточку добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы.  Но стремительно развивающиеся изменения в...

Интегрированные уроки музыки в общеобразовательной школе: опыт организации и проведения

Методические рекомендации проведения интегрированного урока в общеобразовательной школе....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Свирель на cовременном уроке музыки в общеобразовательной школе.

Свирель на cовременном уроке музыки в общеобразовательной школе....

Методическая разработка "Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе "

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у младших школьников....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоров...