рабочая программа
рабочая программа по музыке (4 класс)

музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_b_muzyka.docx83.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»

Принята

на заседании педагогического совета          

Протокол от 30.08. 2019 г. № 1

 

Утверждена и введена в действие

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № 8»

  от 30.08.2019 г. № 55 о/д

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учителя начальных классов

1 квалификационной категории

Королевой Ирины Анатольевны

по музыке 4 класс б

базовый уровень

на 2019- 2020 учебный год

                 Королева Ирина Анатольевна

(Ф.И.О. разработчика, подпись)

        

Количество часов:

всего – 34 ч, в неделю - 1 ч

Промежуточная  аттестация (тест) - 1

УМК

  1. Учебник: Музыка: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций/ Д.А. Рытов.- ООО «Русское слово – учебник» , 2014
  2. Дидактические материалы Электронное приложение к учебнику: Музыка. Учебник для 4 класса.Д.А. Рытов (с CD-приложением) М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013.

Пособие для учителя:

1. Методические рекомендации к учебнику Музыка: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций/ Д.А. Рытов.- ООО «Русское слово – учебник» , 2014

г. Рославль

2019

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  •  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  •  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  •  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  способность к оценке своей учебной деятельности;
  •  основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за общее благополучие;
  •  ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  •  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  •  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  •  установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной и художественной культурой;  умения работать в коллективе и группе, проявлять доброжелательность при обсуждении творческих работ одноклассников, брать ответственность на себя за общий результат и выполнение своего участка работы, желание принимать активное участие в беседе;
  •  потребность в творческой самореализации, в общении с искусством, интерес к явлениям культуры и искусства, понимание искусства как формы познания мира, самосознания и самовыражения;
  •  способность самостоятельного вычленения (постановки) художественной задачи и её решения доступными средствами, понимание личностного смысла учения и творчества; — бережное отношение к культурному, историческому, духовному, художественному, музыкальному наследию, мотивация к освоению искусства и культуры;
  •  интерес к музыке, желание её слушать и больше о ней узнать;
  •  умение эмоционально откликаться на звучащую музыку, слова песен, поступки главных героев музыкальных произведений;
  • интерес к изучению изобразительного искусства;
  •  желание видеть и замечать красоту окружающего мира, заниматься творческой деятельностью;
  • эстетический вкус, желание осознавать и реализовывать свои творческие возможности; музыкальный вкус, потребность ходить на концерты;
  •  умение видеть особенное, неповторимое вокруг себя;
  •  желание расширять  музыкальный кругозор;
  •  умение проявлять позицию вдумчивого, пытливого зрителя и слушателя;
  •  интерес к мировой музыкальной культуре;
  • внимательное отношение к миру как копилке художественных образов;
  •  желание развивать чувство прекрасного на основе знакомства с музыкальной культурой;
  •  желание больше узнать о музыкальных профессиях;
  •  желание совместно с одноклассниками решать творческие задачи;
  •  любовь к своей стране, уважение к её культурным традициям, истории;
  • патриотические чувства, гражданско-патриотические качества;
  •  интерес к изучению музыкальных традиций своей страны и других государств;
  •  бережное отношение к истории своей страны, города, желание сохранять преемственность поколений;
  • уважительное отношение к официальным государственным символам Российской Федерации: гербу, флагу, гимну; — потребность общаться с народным искусством, желание попробовать свои силы в новом для себя виде художественной деятельности (интерес к народным песням, желание их слушать);
  • интерес к хоровому (совместному) пению, музицированию;
  •  положительное отношение к коллективным и групповым видам деятельности, умение создать и поддерживать хорошее настроение в коллективе;
  •  умение концентрироваться на выполнении задания, испытывать радость от собственного творческого успеха;
  •  интерес к проведению музыкально-театрализованных представлений, праздников, в том числе на- родных праздников, концертов;
  •  желание испытывать чувство радости, единения, которые возникают во время проведения праздников;
  • умения прийти на помощь, поделиться идеей, взять ответственность за результаты коллективной работы на себя;
  •  уважение к труду мастеров
  •  авторов и изготовителей музыкальных инструментов;
  •  умение организовывать своё рабочее место, поддерживать его в порядке;
  •  желание расширять свой словарный запас;
  •  желание проявлять ответственное отношение к порученной работе;
  •  желание самостоятельно осуществлять выбор музыкальных произведений для концерта (анализировать их характер, средства музыкальной выразительности, содержание текстов, возможность создания театрализации, танцевального номера, сценки, номера с игрой на музыкальных инструментах); — желание самостоятельно готовить творческие материалы и задания к празднику, концерту, музыкально-театрализованному представлению;
  • позитивная самооценка, основанная на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
  • основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества;
  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
  • уважительного отношения к культуре других народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  желания сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;
  •  музыкального вкуса и предпочтений;
  •  эстетического вкуса;
  • толерантности и уважения к культуре других народов;
  • креативных качеств и творческой активности;
  •  артистических способностей, индивидуальности;
  •  самостоятельности, творческой инициативы; музыкального слуха;
  •  наблюдательности, аналитического мышления; — эмоционально-образной сферы;
  •  фантазии, воображения, пространственного мышления;
  •  аккуратности в процессе выполнения творческой работы (рисунка);
  •  желания решать на уроке нестандартные задачи;
  • способности легко входить в контакт, радоваться успехам других;
  • собранности, умения концентрироваться на выполнении контрольного задания;
  •  организаторских способностей;
  •  эмоционально-чувственной сферы в процессе восприятия искусства и самостоятельной творческой деятельности;
  •  творческой активности при решении учебных задач, желания самореализовать себя в музыкальной деятельности;
  •  желания передавать собственное отношение к услышанным музыкальным произведениям, осуществлять их анализ;
  • желания передавать с помощью подобранной палитры красок своё настроение и впечатления от услышанной музыки;
  •  умения применять знания, полученные на уроках музыки, в жизни и в процессе освоения других учебных дисциплин;
  •  композиционного и проектного мышления;
  •  эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, эмоционально-образному восприятию мира природы и своего непосредственного окружения, способности эстетической и художественной оценки произведений искусства и явлений действительности

Регулятивные результаты

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выполнять действия под руководством учителя и самостоятельно;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  •  учитывать выделенные учителем действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  учиться работать по предложенному плану;
  •  планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия- ми её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; — различать способ и результат действия;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • вырабатывать предложения в соответствии с поставленной учителем задачей;
  • осуществлять деятельность при освоении игры на музыкальном инструменте (например, на свирели) по образцу (показывает учитель), осуществлять контроль точности выполнения операций;
  •  решать проблемы творческого и поискового характера под руководством учителя и самостоятельно; — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •  искать собственные варианты решения поставленных на уроке задач;
  • использовать необходимые дидактические средства; — прогнозировать результат своей работы;
  • оценивать свои действия;
  •  учиться отличать верно выполненное задание от неверного, адекватно воспринимать оценку учителя;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • вносить дополнения;
  •  контролировать действия партнёра.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  •  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные результаты.

  • ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);
  •  делать предварительный отбор источников информации (ориентироваться в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре);
  •  добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник с мультимедийным приложением и рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);
  •  перерабатывать полученную информацию (делать выводы в результате совместной работы всего класса);
  •  наблюдать и получать необходимую информацию о явлениях окружающего мира на основе включения разных каналов восприятия (слухового и зрительного);
  •  анализировать, сравнивать и группировать произведения разных видов искусства, находить у них общие черты, соответствия;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания (переводить музыкальный образ в изобразительный);
  •  осуществлять поиск необходимого материала для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  •  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  •  использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач;
  •  строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • учиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, музыки (песен); выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (анализировать и сравнивать по звучанию музыкальные инструменты; устанавливать причинно-следственные связи зависимости звука инструмента и использования тех или иных материалов, а также особенностей его конструкции и способов звукоизвлечения);
  •  обобщать;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  •  устанавливать аналогии;
  •  применять на уроке знания, полученные ранее;
  • применять на уроке знания, полученные во время изучения других учебных предметов; находить варианты решения задания;
  • строить устное рассуждение;
  • составлять рассказ по опорным словам;
  •  анализировать и систематизировать собранный материал;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  •  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  •  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
  •  произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные результаты.

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы на уроке;
  •  давать чётко сформулированные ответы на поставленные вопросы;
  •  правильно использовать в речи музыкальные термины;
  •  выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  •  уметь слушать и понимать собеседников;
  • формировать опыт межличностной коммункации в процессе беседы и пения, анализа музыкальных произведений, во время совместного исполнения песни, создания к ней инструментального сопровождения, музицирования, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом;
  •  участвовать в групповых и коллективных видах работы (договариваться о правилах поведения и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности; планировать работу, распределять обязанности между участниками проекта, учиться быть лидером и исполнителем, понимать общую зада- чу и точно выполнять свою часть работы);  контролировать действия партнёра; — использовать речь для регуляции своего действия; — реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); — оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; — представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.). Обучающиеся получат возможность научиться:
  •  учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  •  продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру не- обходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

Обучающиеся научатся:

  • эмоционально откликаться на звучащую музыку; внимательно и осознанно её слушать и анализировать (определять характер музыки, происходящие в ней изменения и развитие, выразительные и изобразительные интонации);
  •  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  •  определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
  • различать и называть жанры русской народной песни;
  •  анализировать роль мелодии в музыкальном произведении;
  •  анализировать интонационную выразительность исполнения музыкального произведения;
  • определять, отличать и сопоставлять интонации в музыке и интонации в живописи, поэзии, фотографии;
  •  анализировать и сопоставлять созданные композитором музыкальные образы, давать им характеристику;
  •  определять средства музыкальной выразительности, при помощи которых композитор создаёт яркие образы в музыкальном произведении;
  •  находить в музыке картины природы, краски окружающего мира;
  • соотносить музыкальные образы определённого времени года с его изображением на картине, а так- же в поэтическом произведении; связывать зрительный и музыкальный образы, рассказывать об особенностях и схожести созданных в этих произведениях образах;
  • трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы средствами изобразительного искусства (выполнение заданий в рабочей тетради), передавать услышанные изменения в музыке через детское художественное творчество;
  • отличать особенности роли композитора и исполнителя в развитии музыкального произведения;
  • определять отличия музыкального развития, которые может создать композитор (мелодическое, ритмическое, ладовое развитие) и исполнитель (регистровое, динамическое, темповое развитие);
  • определять основные элементы построения музыкальной речи (фраза, предложение, период);
  • находить сходства и отличия разговорной и музыкальной речи, сравнивать и сопоставлять интонации разговорной и музыкальной речи;
  • понимать выразительные возможности и особенности музыкальных форм (типов развития [повтор, контраст], простой двухчастной и трёхчастной форм, вариаций, рондо);
  •  отличать на слух части в музыкальном произведении двухчастной и трёхчастной форм, в музыкальной форме рондо — начало нового эпизода и повтор рефрена, сопоставлять разные части рондо и слышать в музыке контраст;
  •  различать на слух ансамбли по количественному признаку (дуэт, трио, квартет, квинтет) и по качественному признаку (ансамбль однородного и смешанного составов);
  • определять, анализировать и запоминать тембры различных народных музыкальных инструментов, выделять их звучание, знать их названия, правильно называть детали музыкальных инструментов; — слушая музыку, определять солирующие инструменты и их названия, выделять характерное звучание разных музыкальных инструментов;
  • определять солирующие в произведении музыкальные инструменты, название инструмента по кар- тине с изображением музыканта;
  • определять по звучанию соло балалаек, домр, баянов и других музыкальных инструментов;
  •  объяснять, что такое ансамбль и оркестр, чем они отличаются;
  • определять вид оркестра по его звучанию;
  • рассказывать о группах инструментов, входящих в состав разных оркестров (симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового, современного оркестра русских народных инструментов);
  •  отличать симфонический оркестр от эстрадного, понимать, какую музыку исполняет эстрадный оркестр (танцевальную и инструментальную различных жанров);
  • определять роль музыкальных инструментов и их звучания в создании музыкального образа;
  • различать акустические и электромузыкальные инструменты;
  • рассказывать о роли электромузыкальных инструментов в музыкальном ансамбле, об особенностях их звучания, узнавать и правильно называть музыкальные инструменты (ритм-гитара, соло-гитара, бас- гитара, ударная установка);
  • узнавать народную музыку различных народов мира;
  • узнавать и правильно называть народные инструменты различных стран (Украины, Беларуси, Латвии, Литвы, Эстонии, государств Европы, Закавказья и Средней Азии, Америки и Африки), сравнивать их звучание с русскими народными инструментами;
  • отличать джазовую музыку, выделять её характерные черты; — узнавать голоса некоторых джазовых исполнителей;
  •  определять отдельные джазовые произведения;
  • понимать значение мастера, создавшего или усовершенствовавшего музыкальный инструмент, и особенности роли музыканта-исполнителя в раскрытии музыкального образа;
  • эмоционально откликаться на красоту и своеобразие архитектуры, совершенство лучших музыкальных площадок мира; — принимать активное участие в проектной деятельности;
  • систематизировать свои знания и собранный материал по заданной теме;
  • осуществлять осознанный выбор музыкальных произведений для музыкально-театрализованных представлений (анализировать их характер, средства музыкальной выразительности, содержание текстов, возможность создания театрализации, танцевального номера, сценки, номера с игрой на музыкальных инструментах), упорядочивать их, совместно с одноклассниками исполнять концертные номера;
  •  организовывать совместную деятельность в процессе подготовки концертной программы с учителем и одноклассниками;
  • участвовать в распределении ролей, разучивании вокальных партий и танцевальных движений, театрализации, игры на музыкальных инструментах, создании декораций к мюзиклу;
  •  проявлять творческую активность во время придумывания музыки к сочинённому тексту песни, исполнения её вместе с одноклассниками;
  •  демонстрировать предметные результаты по основным видам музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра и импровизация на народных и детских музыкальных инструментах [в том числе на инструментах, созданных своими руками], музыкально-пластические движения, драматизация музыкальных произведений, подготовка театральной постановки);
  •  владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллектив- ной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  •  грамотно, интонационно чисто и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием;
  •  определять способы и приёмы выразительного музыкального интонирования;
  •  соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения правильное певческое дыхание;
  •  петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твёрдую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни; петь доступным по силе, не форсированным звуком;
  • ясно выговаривать слова песни, округлять гласные звуки, отчётливо произносить согласные звуки; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;
  •  исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия;
  •  определять официальные государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн;
  •  узнавать и запоминать слова и мелодию Гимна Российской Федерации;
  •  находить сходство музыкальной культуры славянских народов;
  •  проявлять активность на уроке при анализе и исполнении песен;
  •  осуществлять ценностно-смысловой анализ песен, характеризовать значимость содержания текста и применяемых в музыке средств музыкальной выразительности;
  •  анализировать музыкальные произведения патриотической направленности (содержание текста песни) и выявлять выразительные особенности музыки;
  •  понимать значение музыки, песни в историческом контексте;
  • проявлять творческую активность во время выразительного исполнения песни, создания инструментального сопровождения, придумывания танцевальных движений под звучащую песню;
  •  исполнять хоровые и инструментальные произведения по нотам в рамках полученных музыкальных знаний и сформированных навыков;
  • играть на элементарных инструментах детского оркестра (блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах);
  •  исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях;
  •  владеть основами игры в детском инструментальном ансамбле, в ансамбле — дуэте, трио (простейшее двух-трёхголосие);
  • использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора;
  •  прохлопывать в соответствии с нотной записью ритмический рисунок, создавать ритмическое сопровождение к музыке на знакомых ударных инструментах;
  •  придумывать музыкальное сопровождение и коллективно его исполнять с помощью музыкальных, в том числе народных, инструментов;
  •  проявлять творческую активность при игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на свирели, синтезаторе, исполнять несложные мелодии на этих инструментах по нотам; показывать динамическое развитие во время создания инструментального сопровождения музыкального произведения;
  • определять и анализировать акустические зависимости (сила звучания, тембр инструмента) от величины музыкального инструмента, его конструктивных особенностей, способов звукоизвлечения;
  • экспериментировать со звуком (создавать инструмент с желаемым определённым звучанием);
  •  имитировать игру на «сложных» музыкальных инструментах;
  •  участвовать в создании ансамбля с одноклассниками (распределять музыкальные инструменты; продумывать, где будет звучать ритмический аккомпанемент, помогающий, а не мешающий выразитель- ному исполнению слов песни);
  •  участвовать в народных, дидактических играх, музыкальных викторинах, проявлять себя в коллективной музыкально-игровой деятельности;
  •  участвовать и проявлять себя в музыкально-театрализованных представлениях, тематических и календарных праздниках;
  •  делать своими руками ударный музыкальный инструмент из доступных материалов с помощью элементарных технологий, создавать при помощи его инструментальное сопровождение к песне в соответствии с поставленными учебными задачами;
  •  понимать значение музыкальных названий и терминов (свойства музыкального звука; типы мелодического движения; интонация; клавиатура фортепиано [синтезатора]; длительность [восьмые, четверти, половинные]; пауза; акцент в музыке [сильная и слабая доли]; такт; сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах; двух- и трёхдольность [восприятие и передача в движении]; лад [мажор, минор; тональность, тоника]; элементы нотной грамоты [скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объёме первой-второй октав, диез, бемоль]; интервалы в пределах октавы, трезвучия [мажорное и минорное], интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки);
  •  «читать» ноты первой-второй октавы, петь по нотам выученные на слух простейшие попевки (двух-, трёх-, пятиступенные), песни, разучивать по нотам хоровые и оркестровые партии;
  •  узнавать и правильно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и музыкально-сценические жанры (балет, опера, мюзикл), определять музыкальные формы (виды развития: повтор, контраст);
  • выделять в музыкальном произведении композиционные части (вступление и заключение, куплетная форма, вариации, рондо), использовать свои знания в различных видах деятельности (слушание музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах);
  •  давать определение, что такое инструментальный концерт; — определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр;
  •  определять различные типы интонаций, средства музыкальной выразительности, используемые при создании образа;
  •  понимать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительские возможности и особенности репертуара;
  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  •  объяснять, для чего предназначена танцевальная народная музыка и инструментальная, понимать их отличие; — узнавать на слух музыкальные произведения, написанные разными композиторами (И.С. Бах, Ф. Шопен, И. Штраус (сын), Н. Паганини и др.);
  •  осуществлять ценностно-смысловой анализ песен военных лет, характеризовать значимость содержания текста и применяемых в музыке средств музыкальной выразительности;
  •  определять запев и припев в песне, представляющей двухчастную форму в песенном жанре;
  •  определять по звуковысотному диапазону звучание различных певческих голосов (бас, баритон, те- нор, сопрано, меццо-сопрано);
  •  владеть и давать определение музыкальным терминам: «фуга», «прелюдия», «токката», «менуэт», «симфония», «серенада», «соната», «мазурка», «ноктюрн», «полонез», «этюд», «пассаж», «каприс», «оратория», «кантата», «тропарь» и др.;
  •  рассказывать о том, какую роль играет дирижёр в оркестре, что обозначают его жесты (ауфтакт);
  • понимать, как взаимодействуют оркестр, хор и балет при раскрытии музыкальных образов;
  •  внимательно слушать классическую музыку, выделять в ней элементы народных мелодий;
  •  различать и называть жанры русской народной песни;
  •  различать части симфонии;
  •  различать и правильно называть виды камерных ансамблей;
  •  узнавать и правильно называть части сюиты;
  •  различать танец и танцевальную музыку;
  •  понимать особенность балетного искусства;
  •  различать классические и характерные танцы в балете;
  •  воспринимать искусство балетного танца в комплексе с архитектурой здания театра, украшением фойе, сценическими декорациями;
  •  понимать, из каких частей состоит опера, какое значение имеют в ней вокальные и оркестровые номера; — характеризовать образ оперного героя;
  •  отличать мюзикл от других музыкальных жанров;
  •  понимать, какую роль выполняет музыка в кино, какими возможностями она обладает;
  •  объяснять важность каждого этапа в жизни музыкального произведения: «роль композитора
  • роль исполнителя — роль слушателя»;
  •  определять и называть черты рок-н-ролла (рок-музыки);
  • отличать рок-оперу от других музыкальных жанров, рассказывать о круге обязанностей специалистов, которые принимают участие в создании рок-оперы;
  •  узнавать различные носители информации для воспроизведения музыки (грампластинка, аудиокассета, компакт-диск); — придумывать и рисовать афишу, декорации и новогодний костюм к празднику;
  •  придумывать музыкальные истории, сочинённые в заданной музыкальной форме (на примере рондо);
  •  создавать инструментальное сопровождение, чётко обозначая ритм, передавать собственное отношение к услышанному музыкальному произведению;
  • импровизировать на свирели, на различных музыкальных инструментах на тему исполняемой песни;
  •  составлять план (сценарий) музыкально-литературной композиции, посвящённой Победе в Великой Отечественной войне;
  •  размышлять о музыке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • \анализировать прослушанные на уроке музыкальные произведения разных жанров по памяти;
  • передавать собственное отношение к услышанным музыкальным произведениям, определять их характер с помощью выразительных определений (прилагательных);
  •  осуществлять анализ музыкальных интонаций, применяемых в произведении средств музыкальной выразительности, слышать развитие музыки, делиться своими впечатлениями о прослушанной музыке;
  • проявлять творческую активность и личную позицию при обсуждении музыкальных впечатлений, в ходе беседы о роли, которую выполняли музыкальные, в том числе электромузыкальные, инструменты при исполнении музыкального произведения на концерте;
  • вдумчиво смотреть кино, в комплексе воспринимать в нём замысел, сюжет и музыку, учиться понимать, что хотел рассказать режиссёр;
  • трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы средствами изобразительного искусства (выполнение заданий в рабочей тетради), передавать с помощью подобранной палитры красок своё настроение и впечатления от услышанной музыки;
  •  показывать жестом руки сильные доли у звучащего вальса, сильные доли каждого такта, имитировать движения музыкантов (скрипача, гармониста, гитариста и др.) при игре на разных музыкальных инструментах;
  •  внимательно слушать музыку, придумывать под неё ритмичные движения;
  •  выражать свою индивидуальность в процессе сольного хорового пения;
  • раскрывать музыкальные образы во время разучивания и исполнения произведений;
  • использовать вокально-хоровые умения и навыки импровизации в процессе выразительного исполнения музыкального произведения, при передаче музыкально-исполнительского замысла;
  • передавать собственное отношение к услышанному музыкальному произведению, художественный образ песни через выразительное пение;
  • проявлять творческую активность во время исполнения песни, её драматизации, подбора движений и музыкальных инструментов для создания аккомпанемента;
  • передавать настроение времени года, времени суток и определённые образы через выразительное пение; — выразительно исполнять Гимн Российской Федерации;
  • исполнять русские народные песни и танцы, участвовать в народных играх;
  • передавать художественные образы детского мюзикла через пение, танец, драматизацию, проявлять творческую активность при исполнении мюзикла, передаче его художественно-образного содержания, создаваемого образа во время различных видов деятельности (придумывания эскиза костюма, афиши, оформления пригласительного билета на мюзикл для своих близких и знакомых);
  • участвовать в коллективном музицировании на народных ударных и духовых инструментах и детских музыкальных инструментах;
  • создавать звукоимитации, экспериментировать со звуком на музыкальных инструментах, импровизировать, сочинять ритмы и наигрыши;
  • изготавливать из доступных предметов с помощью простых технологий разнообразные музыкальные инструменты, формировать личностные исследовательские качества в процессе поиска уникальной окраски звука создаваемого музыкального инструмента; создавать на нём инструментальное сопровождение к песне в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками в ученическом ансамбле (придумывание аккомпанемента, импровизационная игра на сделанных своими руками музыкальных инструментах);
  •  создавать инструментальное сопровождение, чётко обозначая ритм, передавать собственное отношение к услышанному музыкальному произведению, импровизировать на музыкальных инструментах под звучащую музыку;
  • экспериментировать, создавать музыкальное развитие исполняемой песни с помощью музыкальных инструментов;
  • осуществлять грамотный подбор музыкальных инструментов для создания ритмического аккомпанемента музыкальному произведению, написанному в трёхчастной форме, показывать характер различных частей, используя тембровые возможности музыкального инструмента;
  • создавать ритмический аккомпанемент к музыкальному произведению; проявлять творческую активность во время придумывания и исполнения танцевальных движений под звучащую песню, чувствовать и передавать характер музыки;
  • демонстрировать свои возможности во время создания и исполнения музыкального сопровождения к песням;
  • чередовать исполнение песни и игры мелодии этой песни на свирели, импровизировать на свирели на тему исполняемой песни;
  • создавать ритмический аккомпанемент в ладоши под звучащую джазовую музыку, подыгрывать на ударных инструментах в такт марша, экспериментировать с ритмом (показывать сильные и слабые доли такта);
  • осуществлять совместное музицирование в составе детского оркестра (ансамбля);  
  •  выполнять творческое задание по придумыванию своей аранжировки
  • музыкального переложения произведения для исполнения другим инструментом или группой инструментов (записывать характеристики этого произведения, определять состав музыкальных инструментов, планируемых в музыке изменений);
  • работать с этимологией новых для себя слов, музыкальных терминов;
  • объяснять на музыкальных примерах изученные на уроке музыкальные термины, правильно воспроизводить их написание;
  • применять полученные знания нотной грамоты в практической музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах по нотам);
  • определять средства музыкальной выразительности, которые помогают мелодии создавать музыкальный образ;
  •  сравнивать одночастную, двухчастную и трёхчастную формы, объяснять отличия между ними;

 объяснять значение понятия «ария», рассказывать о характерных признаках арии;

  • объяснять и находить отличия значения понятий «рефрен», «эпизод»;
  • понимать значение гимна, канта и марша-песни в историческом прошлом страны, передавать музыкальные интонационные особенности при выразительном исполнении песни патриотической направленности;
  • воспринимать и понимать оперу, мюзикл, балет, рок-оперу;
  • сравнивать музыкальные произведения разнообразных жанров разных стран, понимать, как музыка и танец отражают национальный характер;
  •  высказываться о народных истоках в творчестве композитора;
  •  понимать, как создаются произведения, включающие взаимодействие музыки и света, их взаимосвязь, рассказывать об экспериментах в области светомузыки;
  • проявлять творческую активность при обсуждении творчества музыкантов, заслуживших титул маэстро;
  • организовывать продуктивную творческую деятельность с одноклассниками;
  • проявлять творческую активность в проектной деятельности (выбирать тему исследования и форму презентации и обосновывать свой выбор), при решении учебных задач;
  • составлять план (сценарий) музыкально-театрализованного представления (музыкально-литературной композиции, концерта и др.);
  • проводить коррекцию собственных действий, самостоятельно находить ошибки, понимать их причину и исправлять;
  • экспериментировать (рисовать фрагмент придуманного музыкального произведения для музыки, воды и света; составлять план этого музыкального произведения, написанного в форме рондо);
  • разрабатывать идею собственного мюзикла (сюжет; название; вокальные, танцевальные, пластические номера);
  •  придумывать танцевальные движения, соответствующие характеру и жанру звучащей музыки;
  • участвовать в представлении и защите своего проекта, основой которого является последовательное выполнение заданий, предложенных в рабочей тетради;
  • проявлять творческую инициативу в процессе рисования проекта здания музыкального театра или концертного зала, который будет называться «Храм Музыки»;
  • готовить мультимедийную презентацию о творчестве музыкального коллектива («Битлз»);
  • придумывать и рисовать афишу, декорации и костюмы к музыкально-театрализованному представлению, рисовать театральную афишу на основании увиденных видеофрагментов спектакля;
  • рисовать театральную афишу по воображению; — создавать коллаж из фотографий на заданную тему;
  • обмениваться впечатлениями о произведениях, посвящённых событиям героической защиты блокадного Ленинграда;
  • передавать своё отношение к памяти о событиях Великой Отечественной войны через разработку сценария музыкально-литературной композиции, рисование к ней афиши; продумывать в комплексе все нюансы проведения этого мероприятия (от расстановки в сценарии песен и танцевальных номеров, придумывания между ними связующих реплик, выбора ведущего и его одежды до необходимого оборудования и технических средств). В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретённые в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Овладение основными видами музыкальной деятельности будет способствовать гармоничному становлению личности школьника, формированию его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитию музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Используя опыт, полученный на уроках, дети смогут принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

III. Содержание учебного предмета

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

«Всегда пусть музыка звучит!» (9 ч)

Понятия: Музыкальный образ. Мелодия. Вокализ. Романс. Ноктюрн. Вокальная и инструментальная музыка. Камерный зал. Камерный ансамбль. Камерная музыка. Романс. Фортепианный дуэт. Струнное трио. Струнный квартет. Симфония. Репертуар. Принцип контраста. Капельмейстер. Кода. Пюпитр. Композитор Йозеф Гайдн. Сюита. Аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Менуэт, ригодон, гавот, бурре. Пленэр. Контраст. Балет. Номера, картины, сюжетное действие. Декорации. Либретто. Либреттист. Хореография. Балет- мейстер. Классический танец. Пуанты. Характерный танец. Опера. Либретто. Элементы оперы: пролог, картины, эпилог, увертюра, вокальные (сольные и хоровые) номера, арии, речитативы, симфонические и хоровые эпизоды, танцы. Дуэт, трио, квартет, хор. Мюзикл. Композитор. Либреттист. Режиссёр- постановщик. Хореограф. Кинематограф. Музыка и кино. Фильм режиссёров Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева «Александр Невский». Кантата композитора С. Прокофьева «Александр Невский». Меццо-сопрано. Композитор, исполнители, слушатели. Премьера. Авторское исполнение композитором своего музыкального произведения. Музыкальная импровизация. Правила поведения в концерт- ном зале

 

Слушание музыкальных произведений («Вокализ» С. Рахманинова для голоса с фортепиано; «Вокализ» С. Рахманинова, соло виолончели с фортепиано) и их анализ, знакомство с понятием «вокализ». Слушание романса «Соловей» (музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига), анализ этого произведения с обращением внимания на особую роль мелодии при создании художественного образа, знакомство с понятием «романс». Слушание Ноктюрна ми-бемоль мажор Ф. Шопена и его обсуждение (анализ музыкального произведения проводится, исходя из целевой установки урока). Работа с иллюстрацией (картина Д. Баррабла «Песня без слов») и выполнение заданий учебника на с. 9. Задание на диске: слушание музыкальных произведений («Вокализ» С. Рахманинова для голоса с фортепиано; «Вокализ» С. Рахманинова, соло виолончели с фортепиано, романс «Соловей» [музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига], Ноктюрн ми-бемоль мажор Ф. Шопена) и составление рассказа об услышанных музыкальных образах. Высказывание своего мнения о значении мелодии в вокальной и инструментальной музыке.

Знакомство с историей камерного музицирования, с различными формами камерного ансамбля, с понятиями «камерный ансамбль», «фортепианный дуэт». Слушание «Романса» С. Рахманинова из Сюиты № 2 для фортепианного дуэта, выполнение заданий в учебнике на с. 12 в контексте с целевой установкой урока (устный анализ прослушанного музыкального произведения, его названия, средств музыкальной выразительности; определение, является ли фортепианный дуэт камерным ансамблем). Слушание Струнного квартета № 2 ре мажор (2 часть) А. Бородина; определение отличий музыкального произведения, исполняемого камерным ансамблем и оркестром. Выполнение вместе с друзья- ми заданий, способствующих исполнению произведения в составе камерного ансамбля. Чтение басни И.А. Крылова «Квартет», высказывание обучающимися своего мнения, что нужно было сделать главным героям басни, чтобы у них получился настоящий ансамбль. Знакомство с понятием «симфония», классическим построением её формы, с понятием «репертуар». Чтение статьи учебника на с. 14—15 о роли австрийского композитора Й. Гайдна в развитии симфонической музыки. Слушание его Прощальной симфонии (№ 45 [1—4 части]), анализ музыкального произведения. Знакомство с понятиями «капельмейстер», «кода», «пюпитр». Составление устного описания настроения, созданного композитором в музыке, впечатления и образов, которые возникают при прослушивании. Разыгрывание с одноклассниками музыкальной ситуации, похожей на историю исполнения Прощальной симфонии Й. Гайдна по предложенному в учебнике алгоритму. Знакомство с понятием «сюита», с характерными особенностями её основных частей. Чтение статьи учебника на с. 20 о роли И.С. Баха в развитии сюиты. Слушание и музыкальный анализ его Французской сюиты № 3 си минор (на выбор: аллеманда, куранта, жига). Чтение статьи учебника на с. 21 об основоположнике сюит на пленэре Г.Ф. Генделя. Слушание одной из частей его сюиты «Музыка на воде» № 3 соль мажор (на выбор из предложенных на диске), выполнение задания в учебнике на с. 22. Чтение статьи учебника на с. 22 о том, что многие композиторы составляют сюиты из музыки собственных балетных спектаклей. Слушание фрагмента Первой сюиты из балета «Золушка» С. Прокофьева («Вальс Золушки» — «Полночь»), подготовка ответов на вопросы учебника. Знакомство с искусством балета. Просмотр видеофрагментов разных балетов («Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, «Золушка» С. Прокофьева). Участие в коллективной беседе о том, какое значение в балете имеют движения, музыка, костюмы; как танцоры передают характер главных героев и их общение друг с другом (на основе анализа увиденного). Знакомство с историей создания и развития мирового оперного искусства (первоначальная связь итальянской оперы с древнегреческой трагедией). Слушание и просмотр видеофрагментов оперных произведений (хор «Солнцу красному слава!», ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе», «Половецкие пляски» и Плач Ярославны «Ах! Плачу я, горько плачу я!» из оперы А. Бородина «Князь Игорь», ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря!» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя») с последующим проведением аналитической работы (выполнение устных заданий в учебнике на с. 29—30). Знакомство с театральными работами художников К. Коровина (эскизы декораций) и Н. Рериха (эскизы костюмов). знакомство с историей создания и развития мюзикла и его основными отличиями от других музыкальных жанров; с людьми разных профессий, которые участвуют в подготовке мюзикла. Просмотр видеофрагментов мюзикла «Кошки» (музыка Э.Л. Уэббера, либретто Т. Райса), проведение беседы с обучающимися по вопросам на с. 32 учебника, позволяющим выделить характерные особенности мюзикла. Слушание фрагмента из мюзикла «Город „Да” и город „Нет”» (музыка А. Зарубы, либретто З. Мушинской). Исполнение обучающимися сцены из мюзикла, передача художественного образа с помощью пения и танца. Знакомство с историей создания кинематографа, значением и возможностями музыки в кино, примерами (вариантами) соединения кино и музыки. Слушание музыкального произведения (С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», 5-я часть «Ледовое побоище»), анализ образов, которые возникли у обучающихся после прослушивания. Просмотр видеофрагмента из фильма «Александр Невский» (режиссёры С. Эйзенштейн, Д. Васильев, музыка С. Прокофьева), где звучит эта музыка, выступления детей с рассказом о взаимодополнении музыки и киносюжета. Просмотр видеофрагмента «Вставайте, люди русские!», разучивание музыкальной темы этой части и выразительное её исполнение хором. Проведение с обучающимися беседы патриотической направленности по вопросам учебника на с. 37. Приведение примеров музыки в кино и составление рассказа на тему «Почему эта музыка тебе запомнилась?». Знакомство с этапами жизни музыкального произведения — от самого рождения до исполнения. Проведение беседы с обучающимися о том, почему музыканты являются связующим звеном между композитором и слушателями. Слушание музыкальных произведений в авторском исполнении («Музыкальный момент» ми-бемоль минор С. Рахманинова, «Песня о друге» В. Высоцкого, «Волна» А. Жобина), анализ их исполнения, обмен мнениями об услышанном. Знакомство с правила поведения в концертном зале. Составление рассказа каждым обучающимся, как он будет себя вести на концерте. Подведение итогов урока — рассуждение о том, в чём заключается связь между композитором, исполнителем и слушателем.

«Музыка не имеет границ» 7 ч

Понятия: Украинский музыкальный фольклор. Кобза. Бандура. Сопилка. Гопак. Белорусский музыкальный фольклор. Дудка. Цимбалы. Колёсная лира. Белорусский народный танец «Бульба». Объединение нот в группы вязками («рёбрами»), лиг. Кокле. Канклес. Каннель. Диез и бемоль. Волынка. Волынщик. Фламенко. Кастаньеты. Шансон. Шансонье. Боливийская флейта тарка. Блюз, джаз. Регтайм, синкопа, музыкальная доля, метр. Африканские барабаны, балафон. Банджо. Кантри. Дудук. Мундштук. Лезгинка. Рубаб. Фольклор. Армянский композитор А.И. Хачатурян

Знакомство с музыкальной культурой Украины (её народными песнями, танцами, музыкальными инструментами), с особенностями музыкальных традиций этой страны.

 

Слушание звучания украинских народных инструментов (кобзы, бандуры, сопилки) и русских народных инструментов (балалайки, гуслей, свирели), определение сходства между ними и отличий. Просмотр фрагмента видеозаписи танца гопак, составление рассказа о том, как музыкальное сопровождение помогает танцующим. Слушание, разучивание и коллективное исполнение украинской народной песни «А мой миленький вареничков хочет» (разыгрывание по ролям). Знакомство с музыкальной культурой прибалтийских государств (песенные и танце- вальные фестивали, хоровые праздники; народные песни. Знакомство с музыкальной культурой и традициями европейских государств — Великобритании (Шотландии), Испании, Италии, Франции, Германии. Слушание музыкального произведения в исполнении шотландского волынщика, анализ и обмен впечатлениями о звучании этого инструмента. Знакомство с испанским танцем фламенко, музыкальным инструментом кастаньетами. Определение характера этого танца после просмотра видеофрагмента. Хлопание в ладоши в такт музыке танца. Слушание и обмен впечатлениями о неаполитанской песне «О, моё солнце» («O, solemio»), анализ её русского перевода, характерных особенностей голоса исполнителя (Р. Лоретти), передающего содержание пес- ни. Знакомство с песенным жанром шансон, слушание и анализ песен «Вечная любовь» в исполнении Ш. Азнавура и «Под небом Парижа» в исполнении И. Монтана, проведение беседы по вопросам учебника на с. 64. Знакомство с отличиями музыкальной культуры Германии. Слушание и составление рассказа о характерных особенностях музыки старин- ной немецкой песни «Ах, мой милый Августин» в исполнении немецкого инструментального ансамбля. Знакомство с музыкальной культурой американского континента (народная музыка, танцы, музыкальные инструменты), с особенностями его музыкальных традиций. Актуализация знаний о русских народных духовых инструментах на основе анализа фотографий боливийской флейты тарка и музыканта из Эквадора, играющего на индейской флейте. Слушание индейской народной песни с обращением внимания обучающихся на звучащие в этом произведении индейские народные инструменты. Знакомство с особенностями создания регтайма и его отличительными чертами. Слушание регтайма американского пианиста и композитора С. Джоплина «Кленовый лист», подыгрывание в ритм звучащей музыке на любых ударных инструментах по предложенному в учебнике алгоритму. Знакомство с понятиями «музыкальная доля», «метр». Знакомство с историей распространения банджо в Америке, его конструктивными особенностями и основными приёмами звукоизвлечения, слушание музыкального произведения, исполненного на банджо. Знакомство с музыкальным стилем кантри. Слушание и анализ песни, написанной в этом стиле, в исполнении В. Нельсона (США). Знакомство с особенностями африканской народной культуры (звучание африканских ударных инструментов: балафона [слушание], барабанов и других ударных инструментов [просмотр видеофрагмента]). Сочинение на барабане фантазии в африканском стиле. Знакомство с музыкальной культурой народов Закавказья и Средней Азии (народные музыкальные инструменты, песни, танцы), с особенностями их музыкальных традиций. Про- смотр видеофрагмента исполнения мелодии на армянском духовом инструменте — дудуке, определение характерных особенностей его тембра, интонаций звучащего произведения, образа, который хотели создать музыканты. Слушание грузинской народной песни «Криманчули», составление рассказа о звучании голосов исполнителей, как они ведут мелодию и какое ощущение возникает после прослушивания песни. Знакомство с кавказским народным танцем лезгинкой, его содержанием. Просмотр видео- записи этого танца, выполнение заданий учебника на с. 75. Разучивание и выразительное исполнение азербайджанской народной песни «Чал, ойна!» («Играй, танцуй!»). Просмотр видеофрагмента и определение национального колорита в песне «Мой Узбекистан» с обращением внимания на сочетание звучания современных музыкальных инструментов и узбекских народных инструментов. Знакомство с особенностями творчества армянского композитора А.И. Хачатуряна на примере написанной им музыки к балету «Гаянэ». Просмотр видеофрагментов сцен из этого балета с последующим проведением анализа по предложенному в учебнике алгоритму на с. 78. Проведение беседы по вопросам в учебнике на с. 79. Проведение музыкальной викторины (просмотр танцев разных народов и отгадывание по музыке и характерным музыкально- пластическим движениям названия танца и из какой он страны).

Путешествие в мир музыкальных шедевров 9 ч

Понятия: Самобытность музыки С.В. Рахманинова. «Колокольность». Интонационная связь творчества композитора с русской народной музыкой. Выразительные и изобразительные интонации. Высота регистра. Композитор Д.Д. Шостакович. Симфония № 7 (Ленинградская) Д.Д. Шостаковича. Патриотизм. Опера С. Прокофьева «Война и мир». Музыкальные образы в опере. Певческие голоса: бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано. Артистизм. Браво (брава, брави). Виртуоз. Маэстро. Концертный зал. Мариинский театр (Санкт- Петербург, Россия), Королевский оперный театр «Ковент-Гарден» (Лондон, Великобритания), оперный театр «Ла Скала» (Милан, Италия), Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США), Опера Гарнье (Париж, Франция). Джаз. Джазовая музыка (интеллектуальная музыка). Джазовый ансамбль. Полиритмия. Музыкальная импровизация. Солирующая партия. Аранжировка. Синкопированный ритм. Сильные доли такта, слабые доли такта. Музыкальный образ. Художественный образ. Багатель. Романс. Авторская песня. Мюзикл.

 

Знакомство с особенностями творчества композитора С.В. Рахманинова, с созданными в его произведениях образами русской природы, «колокольности». Слушание второй части Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова, проведение беседы по вопросам учебника на с. 83. Слушание и сравнение двух Прелюдий С. Рахманинова — диез минор и соль-диез минор (проведение устной работы по вопросам учебника на с. 84). Знакомство с событиями Великой Отечественной войны 1944 г. — рассказ о блокаде Ленинграда, чтение фрагментов стихотворений О. Берггольц из «Ленинградской поэмы», «Реквиема» Р. Рождественского и слушание песен («Песня о ленинградских мальчишках» [музыка И. Шварца, слова В. Коростылёва], «Песня о Ла- доге» [музыка П. Краубнера и Л. Шёнберга, слова П. Богданова], 1 часть симфонии № 7 (Ленинградской) [Д.Д. Шостаковича]) о подвиге людей, героически защищавших блокадный Ленинград от фашистов, о мужестве народа, который боролся за свою свободу. Знакомство с фотографиями, афишами военного времени, скульптурами и памятниками, посвящёнными этой теме знакомство с произведениями, воспевающими патриотические чувства к родной стране и посвящёнными героическим подвигам русского народа (опера С. Прокофьева «Война и мир»). Знакомство с личностью Кутузова и его ролью в Отечественной войне 1812 года. Просмотр видеофрагмента арии Кутузова и финального хора «За отечество шли мы в смертный бой» и проведение музыкального анализа, составление характеристики образа Кутузова, составление рассказа о чувствах, которые вызывает эта музыка. Слушание и осуществление анализа формы, количества частей и музыкального развития в музыке лирического вальса ко 2 картине («Бал у екатерининского вельможи»), исполнение танцевальных движений под эту музыку). Знакомство с личностью русского полководца А.В. Суворова. Анализ его изображения на картинах (К. Штейбен «Портрет А.В. Суворова»; В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»). Слушание песни «Учил Суворов вперёд глядеть» (музыка А. Новикова, слова М. Левашова), её разучивание и выразительное исполнение; сочинение ритмического аккомпанемента на барабане в такт маршу. Знакомство с творчеством выдающихся оперных певцов на основе прослушивания музыкальных произведений в их ис- полнении, составления рассказа о полученных впечатлениях. Рассуждение на тему «Музыкальное искусство вечно». Знакомство с творчеством вы- дающихся музыкантов, владеющих игрой на музыкальных инструментах, и дирижёров на основе прослушивания музыкальных произведений в их исполнении. Составление рассказа о полученных впечатлениях. Знакомство с понятием «виртуоз». знакомство с историей создания и развития лучших концертных и оперных залов различных стран (Мариинский театр [Санкт-Петербург, Россия], Королевский оперный театр «Ковент-Гарден» [Лондон, Великобритания], оперный театр «Ла Скала» [Ми- лан, Италия], Метрополитен- опера [Нью-Йорк, США], Опера Гарнье [Париж, Франция], продолжение знакомства с джазом и исполнителями джазовой музыки (Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен). Слушание и анализ музыкальных произведений в их исполнении в контексте решения задач урока. Знакомство с понятиями «полиритмия», «музыкальная импровизация». Создание к звучащему джазовому произведению в исполнении оркестра Бенни Гудмена ритмического аккомпанемента на ударном инструменте. знакомство с музыкальными произведениями разных жанров, посвящённых женщине, и историей их создания. Знакомство с понятием «багатель». Слушание фортепианной пьесы-багатель «К Элизе» Л. Бетховена, проведение устного анализа этого музыкального произведения по вопросам учебника на с. 106. Знакомство с особенностями передачи художественного образа в романсе (на примере романсов «Я помню чудное мгновенье…» [музыка М. Глинки, слова А.С. Пушкина] и «Только раз бывает в жизни встреча» [музыка Б. Фомина, слова П. Германа]). Знакомство с особенностями авторской песни, в которой воспевается любовь к женщине (на примере песни «Милая моя» [музыка, слова и исполнение Ю. Визбора]); разучивание и выразительное исполнение этой песни. принятие участия в подготовке и исполнении мюзикла «Город „Да” и город „Нет”» (музыка А. Зарубы, либретто З. Мушинской). Задание на диске: разучивание номеров мюзикла «Город „Да” и город „Нет”» (музыка А. Зарубы, либретто З. Мушинской) и участие в его постановке, исполнение мюзикла с одноклассниками.

«Творческая мастерская музыканта» 9 ч.

Понятия: Скрипичные мастера Николо Амати (1596— 1684), Антонио Страдивари (1644—1737), Джузеппе Гварнери (1698—1744). Дека, обечайка. Мастер на- родных инструментов С.И. Налимов (1857— 1916). Усовершенствование музыкальных инструментов. Различные разновидности погремушек (из спичечных коробков, из упаковок от шоколадных яиц, трещотка из линеек и бусин, горшкофон, бутылкофон, ударная установка из консервных банок). Рок-н-ролл.  Рок-музыка. Рок-н-ролл. Блюз. Музыкальный альбом. Грампластинка, аудио- кассета, компакт-диск. Рок-группа. Репертуар. Рок-опера. Рок-опера «Юнона и Авось» (композитор А. Рыбников, либретто А. Вознесенского). Средства музыкальной выразительности (лад, ритм, темп, динамика, тембр). Песня. Великая Отечественная война. Опус. Музыкальная обработка, аранжировка. Музыкальный коллектив, эстрадный оркестр. Популяризация классической музыки. Витраж. Светомузыка. Светомузыкальные представления.

Тестовая работа  на промежуточной аттестации

  Знакомство с трудом мастеров и изобретателей музыкальных инструментов (представителей Кремонской школы — Страдивари и др.). Слушание музыкального произведения, исполненного на скрипке Страдивари, сделанной в 1671 г.; анализ её звучания; знакомство с интересной судьбой этой скрипки. Чтение статьи учебника на с. 117 о «балалаечном Страдивари», русском мастере С.И. Налимове, и его инструментах; слушание звучания балалайки русского мастера, изготовленной в 1902 г.; составление рассказа об особенностях тембра этого инструмента. Чтение статьи учебника. Создание ударного музыкально- го инструмента своими руками из предложенных в учебнике материалов; демонстрация приёмов игры на нём. Слушание и исполнение русской народной песни «Как под наши ворота»; подыгрывание на созданном своими руками музыкальном инструменте в процессе исполнения этой песни. Придумывание собственного музыкального инструмента.

Знакомство с электромузыкальными инструментами (электрогитара, бас-гитара, синтезатор), ударной установкой, особенностями игры на них и характерным звучанием. Знакомство с звукоусилительным оборудованием (микрофон, звуковая колонка, усилитель мощности звука, микшерный пульт), его предназначением. Просмотр видеофрагмента концерта, определение, какие электромузыкальные инструменты звучат и какой они имеют характерный тембр. Слушание песни в исполнении ансамбля, в котором звучат электромузыкальные инструменты; составление рассказа о влиянии звучащих электромузыкальных инструментов при создании образа песни. знакомство с историей становления рок-н-ролла, с особенностями творчества вокально-инструментального ансамбля «Битлз». Закрепление представлений о роли электромузыкальных инструментов в музыкальном ансамбле, об их отличительных особенностях на основании рассматривания фотографии ансамбля «Битлз», слушания песен в исполнении этого ансамбля. Знакомство с понятиями «рок- н-ролл», «музыкальный альбом», с различными источниками для записи и воспроизведения музыки вне концертного зала (грампластинка, аудиокассета, компакт-диск). Слушание пес- ни «Yellow Submarine» («Жёлтая подводная лодка», музыка и слова П. Маккартни), коллективное исполнение припева этой песни, с ориентировкой на нотный текст; имитация игры на электрогитаре, ударной установке. Исполнение мелодии песни на синтезаторе или фортепиано (при наличии соответствующего навыка у обучающихся), создание ритмического сопровождения на ударных инструментах. Создание ансамбля с одноклассниками согласно рекомендациям учебника на с. 133. Знакомство с историей создания и становления рок-оперы как музыкального жанра. Знакомство с содержанием и музыкально-сценическими особенностями рок-оперы «Юнона и Авось» (музыка А. Рыбникова, стихи А. Вознесенского) на примере просмотренных и про- анализированных видеофрагментов различных сцен этого произведения, выполнение заданий в учебнике на с. 135—137 в рамках целевых установок урока. Выполнение задания на выделение сходств и отличий музыкальных жанров: рок-оперы, оперы и мюзикла на с. 137 учебника. знакомство с песнями о Великой Отечественной войне, написанными современными авторами, их значением для современного поколения. Слушание песен о Великой Отечественной войне («На безымянной высоте» [музыка В. Баснера, слова М. Матусовского], «Последний бой» [музыка и слова М. Ножкина], «Москвичи» [музыка А. Эшпая, слова Е. Винокурова], «За того парня» [музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского]), чтение их текстов, рассматривание картин художников в учебнике (А. Семёнов «Подвиг младшего лейтенанта Николая Шевлякова», П. Кривоногов «Поединок», М. Кугач «Возвращение»); обмен впечатлениями. знакомство с особенностями взаимодействия света, цвета и музыки в различных произведениях искусства. Знакомство с творчеством А.Н. Скрябина и его экспериментами по синтезу цвета и музыки с помощью модели светового аппарата «Прометей». Просмотр видео- фрагмента светомузыкальной постановки (Финала симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей» [«Поэма огня»], светомузыкальной композиции «А. Скрябин + В. Кандинский»), составление рассказа о своих впечатлениях, о взаимосвязи образов, созданных композитором и художником. Принятие участия в эксперименте, посвящённом созданию светомузыки, в основу которого положен фрагмент симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей» [«Поэма огня»]. Просмотр видеофрагментов водных светомузыкальных представлений в Барселоне и в Дубае, обмен впечатлениями с одноклассниками, обсуждение вопроса «Какую роль в этих представлениях играют свет и музыка?». Знакомство с творчеством французского композитора и исполнителя собственной музыки на синтезаторе. Разучивание и выразительное исполнение песни «Всегда пусть музыка звучит!»

Всего 34 ч

IV. Календарно-тематическое планирование

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

                                Тема урока

«Всегда пусть музыка звучит!» (9 ч)

05.09

1

1

Мелодия — душа музыки

12.09

2

2

Камерная музыка

19.09

3

3

Симфонический цикл

26.09

4

4

Старинные танцы.

03.10

5

5

Балетный спектакль

10.10

6

6

Оперное искусство

17.10

7

7

Зажигательный мюзикл

24.10

8

8

«Вставайте, люди русские!»

31.10

9

9

Композитор. Исполнитель. Слушатель

Музыка не имеет границ 7 ч

14.11

10

1

Музыка Украины

21.11

11

2

Музыка Беларуси

28.11

12

3

Музыка Прибалтики

05.12

13

4

Музыкальное путешествие по Европе

12.12

14

5

Музыка Америки и Африки

19.12

15

6

Музыка Закавказья и Средней Азии

26.12

16

7

Музыка не имеет границ.

Путешествие в мир музыкальных шедевров 9 ч

16.01

17

1

Великий мелодист Сергей Рахманинов

23.01

18

2

Подвиг ленинградцев

30.01

19

3

За честь Отчизны!

06.02

20

4

Великие оперные певцы

13.02

21

5

Маэстро, брависсимо!!!

20.02

22

6

В храме музыки

27.02

23

7

Джаз! Джаз! Джаз!

05.03

24

8

Посвящение женщине

12.03

25

9

Играем мюзикл!

Мастерская музыканта - 9 ч

19.03

26

1

Секрет Страдивари

Мастерим и играем!

02.04

27

2

Презентация проекта «Новый музыкальный инструмент»

09.04

28

3

Электромузыкальные инструменты

16.04

29

4

«Битлз»

23.04

30

5

Рок- опера

30 04

31

6

«На безымянной высоте...»

07.05

32

7

Новое звучание классической музыки

14.05

33

8

Тестовая работа  на промежуточной аттестации

21.05

34

9

Симфония света. Да здравствует музыка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...