Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке

Калинкина Анастасия Евгеньевна

Вы можете увидеть конспекты уроков музыки в основной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx31.45 КБ
Файл 7klass.docx26.77 КБ
Файл 6_klass.docx27.75 КБ
Файл 5_klass.docx27.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 класс

Тема урока музыки: «В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича»

        

Цель: Формирование представлений творчестве Д.Д. Шостаковича с помощью симфонии №7.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
  2. Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели;
  3. Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция).

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный (беседа),  наглядно - зрительный, наглядно – слуховой,  метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, собственный показ.

Материалы и оборудование: муз. центр, компьютер, проектор, флешка, муз. инструмент.

Музыкальный репертуар:

  1. Симфония №7 Д.Д. Шостакович
  2. «Идет солдат по городу» Михаил Танич

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Евгеньевна, и я рада видеть вас на уроке музыка!

 Учитель приветствует детей музыкально.

- Ребята, скажите что такое Родина?

- Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?

- А должен ли я быть верным своей Родине?

В чём это должно проявляться?

- А на эти два вопроса вы ответите сами себе в течении урока. 

Звучит голос Юрия Левитана «Объявление Великой Отечественной войны»

Видеофрагмент песня «Священная война» музыка А. Александрова

- Почему мы начали урок именно с этой песни?

Песня «Священная война» является музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны песней – символом. Эта песня была написана в первые дни войны композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым – Кумачом.

- Какая песня по характеру?

- Прочтите со слайда письмо, которое писал Александр Васильевич Александров в своей статье «как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война»

Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения и гнева. …но у меня всё – таки оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага. Как и любое оружие.

- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить?

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память Людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны

- Наш народ совершал подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на святой Сталинградской земле, в Крыму.                    

- 22 июня 1941 года, в 4 часа 15 минут по московскому времени с этого момента начался отсчет 1418 дней и ночей, каждый из которых – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сыновей и дочерей Советского Союза.

Дети отвечают

Ответы детей

энергичная, решительная, призывная, суровая, маршевая.

О ВОВ

2 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

О войне писали не только рассказы, стихи, но создавались и произведения для симфонического оркестра. С одним из них мы сегодня познакомимся, это Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича

- Запишите тему в тетрадь.

- Д.Д. Шостакович – советский пианист, композитор, герой социалистического труда. Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады.

- Сегодня мы прослушаем 7 симфонию, которую еще называют как? Ленинградской.

- Все верно, 7 симфонию так же называют «Ленинградской», а все потому что музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории, грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение писалось долго, трепетно. Так ещё в 1935 году Д.Д. начал свою работу над данным произведением, а закончил лишь в 1945 году.

- «Седьмая симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», — писал Шостакович. Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить её в осаждённом городе. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфонию сыграли в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.

- Сегодня предлагаю вам прослушать данное произведение и описать чувства, которые оно вызвало.

Симфония №7 Д.Д. Шостаковича Первичное прослушивание

- Вот мы и прослушали произведение, ребята, скажите, какие чувства, эмоции у вас вызвало это произведение?

- А в чем была тревога?

- Да, совершенно верно! Немецкие солдаты напали на город Ленинград, погибло тысяча людей и детей.

- А сейчас послушайте еще раз отрывок симфонии и подберите к ней прилагательные, которые бы   охарактеризовали это произведение.

СЛУШАНИЕ

- Какие прилагательные вы написали и почему?

- Тревогу, но больше гордость, решительность .

Тревожная интонация. Как будто наступают немцы.

Бойкая, тревожная…

20 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

- Хорошо! Услышав симфонию не зная ее истории, вы бы могли сказать, что эта музыка написана о войне?

-Страшные события отражались везде. Люди рисовали картины, писали инструментальные произведения и, конечно, отразились все эти события в песнях.

- О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен, музыкальных произведений.

- Предлагаю вам послушать песню об одном солдате…

- Вы все знаете эту песню «Идет солдат по городу»

- Давайте вспомним текст песни и мелодию

( разучивают мелодию)

ВХР трудности

Методы и приемы

Собственный показ; Слуховая наглядность.

Нет, услышав такую музыку, я бы не смог сказать, что она написана при таких страшных событиях и что композитор хотел отразить это в своей музыке.

13 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний) М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- И так, наш урок подходит к концу, подведем итоги. Попрошу вас ответить на вопросы

  1. С какой симфонией мы познакомились на уроке?
  2. Чему посвящена данная симфония?
  3. Какую песню мы сегодня разучили?

3 мин.

5.

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

Сейчас я попрошу вас дополнить фразы у себя в тетрадях

Я понял…

Я научился…

Всем спасибо за урок!

2 мин.



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока музыки: «Симфония №5 Л. Бетховен»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.В. Бетховена.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  2. Предметные: углублять знания учащихся о понятии «симфония»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; мотивировать школьников к посещению городского театра;
  3. Личностные: формирование развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: Метод музыкального (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения, словесный метод (беседа)

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. 1 часть – «Симфония №5» Л. Бетховен;
  2. 4 часть (финал) – «Симфония №5) Л. Бетховен;
  3. «Закаты алые» - «Волшебники двора» Виталий Осошник.

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

(1сл) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Давайте мы с вами поздороваемся.

- Здравствуйте, ребята! (поёт учитель)

- Предлагаю вам вспомнить о чем вы говорила на прошлом уроке.

- И так, что такое симфония?

- Сколько частей в симфонии?

- С каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?

- Молодцы! Сегодня я предлагаю вам побыть журналистами! Нам необходимо написать статью об одном известном человеке. Но для начала нам необходимо назвать наш журнал, название должно быть связанно с музыкой. Ваши предложения…

- Хорошо!

(2сл) - Человек, о котором сегодня пойдет речь, оставил несколько фактов о себе… (на слайде) (Родился 16 декабря 1770 года в Бонне;

В 12 лет написал  1-е свое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.  

Был учеником известного австрийского композитора Гайдна.

В 1796 году начинает терять слух, но продолжает писать музыку.)

- И, так, ребята, о ком будет наша статья?

(2сл) - Да, тема нашей статьи: «Симфония №5 Л. Бетховен» запишите в тетрадь тему и факты.

- (на экране портрет композитора) 

(3сл) - Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.

(4сл) - Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

- Жизнь Бетховена была полна трудностей. Это не могло не отразиться на его музыке.                                                          

- Здравствуйте (поют дети)

Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра

4 части

Моцарт

Предложения детей

Л. Бетховен

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Слова, сказанные им однажды, относятся почти ко всем его произведениям: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой».

- Переломный момент в его жизни наступил, когда Бетховену было 32 года: у композитора начала развиваться глухота. Бетховен сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству.

- Героическим, мятежным духом проникнуты многие его произведения: увертюра «Эгмонт», «Героическая симфония» и, конечно «Симфония № 5».

- Когда произведение срастается с сознанием слушателя, его запоминают, напевают, наигрывают.

(5сл) Именно так произошло с «Симфонией № 5» с ее знаменитым «мотивом судьбы». Этот мотив, как проводник. Сочиняя это произведение, Бетховен говорил: «Я схвачу судьбу за глотку».

- Сейчас прозвучит первая часть «Симфонии № 5».

- Я разделю вас на 3 группы, каждой группе после прослушивания нужно ответить на вопрос.

1 группа - Что несет в себе это произведение?

2 группа – Прослеживается ли тема судьбы композитора?

3 группа - Какую картину вы можете себе представить, слушая музыку?

(Слушают и отвечают на вопросы)

- «Так судьба стучится в дверь» - сказал Бетховен о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.

- Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на все животрепещущие вопросы.

(6сл) - Сегодня, в 21 веке, «Симфония № 5» обретает особый нравственный смысл. Развитие музыки показывает, что есть нечто высшее – совесть человека, голос Бога и его собственная воля.                                                  - Многие слышат в первой части внутреннюю борьбу человека, тему совести, отношение человека к себе и другим.

-  А вот чем закончилась борьба, нам расскажет финал симфонии, который мы сейчас услышим. (прослушивание) 

- И так, чем же закончилась борьба?

(6сл) - Да, можно сказать, что композитор прошел борьбу с самим собой «Через борьбу к победе».

Ответы детей

Композитор победил себя, победил борьбу с собой.

20 мин.



Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока музыки: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения»

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки, формирование эстетического восприятия учащихся, посредством знакомства с понятием бельканто.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  2. Предметные: формирование знаний об основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведения;
  3. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, ассоциативный, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз.центр, компьютер, проектор, флешка, ноты, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1. В. Белинни Ария Амины из оперы «Сомнамбула»;
  2. М.И. Глника «Венецианская ночь»;
  3. А. Ермолов «Пой всегда!».

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

(1сл) - Здравствуйте, меня зовут Анастасия Евгеньевна, и я рада вас всех видеть.

(Приветствие боди-перкуссией).

(2сл) - Взгляните на экран и прочитайте что там написано. А читать будет (имя ребенка).

«Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовет…

- Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

- А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе?

- Верно!

(3сл) - Запишите тему урока: «Искусство прекрасного пения»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения Бельканто.

Здравствуйте

Ученик читает

О голосе!

Вокал

2 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

(4сл) - Давайте мысленно перенесемся в Италию. Как вы считаете, почему именно в Италии мы оказались?

(4сл) - Верно, именно в Италии в конце 16 века возник вокальный жанр - опера.

- Кто знает, что такое опера?

- Верно! Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове.

- Вы знаете столицу Италии?

- Рим, город с многовековой историей, прекрасной архитектурой, богатыми культурными традициями.

- В Венеции в 17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр.

- В Милане есть знаменитый на весь мир Оперный театр Ла Скала.

- Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto.

(5сл) Бельканто в переводе с итальянского означает красивое, прекрасное пение. Так же называют всякое виртуозное исполнение певца-мастера, которое доставляет эстетическое наслаждение.

(6сл) - Перед вами портрет известной российской певицы Анны Нетребко. Прослушайте фрагмент из оперы итальянского композитора 18 века Винченцо Белинни в ее исполнении.

(7сл) А после прослушивания ответьте мне на вопросы:  1 группа – На каком языке будет петь Анна Нетребко.

2 группа – Какие эмоции у вас вызвало это произведение?

3 группа - Можно ли сказать, что она пела в стиле Бельканто и почему?

(СЛУШАЮТ)

- И так, ваши ответы?

- Хорошо, молодцы, вы все правы!

(7сл) - Анна Нетребко исполняет на итальянском языке арию Амины - девушки   оплакивающей  свою любовь. В  руках она держит   увядший цветок, когда-то подаренный ей женихом.

(8сл) -  Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. Давайте познакомимся с исполнителями, которые исполняли бельканто: Р. Тебальди, М. Кабалье, Л. Паваротти, Н. Гяуров и др.

(9сл) А также Ирина Архипова и Елена Образцова, Галина Вишневская и  мног.др.

(10сл) - Италия действительно служила источником вдохновения для многих деятелей искусства, среди которых М. И. Глинка и его романс-фантазия «Венецианская ночь»

- Сегодня мы послушаем романс-фантазию Глинки в исполнении оперной певицы Галины Вишневской.

- Прослушайте произведение и подумайте, какой характер у данного романса. Подумайте, что же могло происходить

во время исполнения романса.

(СЛУШАНИЕ)

- Ответы.

- Да, действительно ведь в тексте романса действительно говорится о лунной ночи, о прогулке на гондоле, ночной тишине.

- Давайте сравним два наших произведения, которые мы слушали (В. Белинни – Ария Амины и романс – фантазия М. И. Глинки «Венецианская ночь»)

Как вы думаете, что их объединяет?

А в чем их разница?

- Молодцы!

Италия связана с пением, вокалом

Опера - музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.

Да, Рим.

  1. Итальянский
  2. Тревога, Надежда и т.д
  3. Да. Потому что она пела красиво, виртуозно управляла своим голосом.

Игривый, воздушный, ощущается любовь.

Влюбленные катаются на гондоле, наслаждаясь лунной ночью.

Оба произведения связаны с Италией, поют в жанре бельканто…

Написаны разными композиторами

20 мин.



Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока музыки: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Цель: раскрытие сходства и различия жанров инструментальной и вокальной музыки.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: формирование умений размышлять о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
  2. Предметные: углубление представлений учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой;
  3. Личностные: формирование умений выявлять особенности взаимодействия музыки и литературы; воспитание готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, ассоциативный, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз.центр, компьютер, проектор, флешка.

Музыкальный репертуар:

  1. «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского
  2. «Песня венецианских гондольеров» Ф. Мендельсон
  3. Песня «Кикимора»

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

\

(1 сл.) - Здравствуйте, меня зовут Анастасия Евгеньевна, и я рада вас всех видеть.

        

(2 сл.) - Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, что связывает между собой эти два искусства? (Вокальная и инструментальная музыка).

- Что такое вокальная музыка?

- А какие жанры вокальной музыки вы знаете?

- А что такое инструментальная музыка?

- А какие жанры инструментальной музыки вы знаете?  

(3 сл.)

- Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. (4 сл.) Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками, т.е. без слов.

- Как  вы  думаете,  какая  будет  тема  сегодняшнего  урока?

- Да, запишите тему нашего урока «Жанры инструментальной и вокальной музыки». 

Дети приветствуют учителя.

Ответы детей

- Это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами. Музыка для пения.

- Опера, романс, песня…

- Это музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса, или с его участием.

- Балет, симфония…

- Инструментальная и вокальная музыка.

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

 - Сегодня мы познакомимся с новыми жанрами в музыки. И в этом нам помогут произведения, которые вы сегодня услышите

(5 сл.)

 - Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». (6 сл.) Среди них есть «Песня венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

- Как вы думаете, что такое баркарола?

- (на слайде) Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка, т.е. песня лодочника.

- А что такое песня без слов? Ведь мы же знаем, что песни поются со словами.

(6сл.) Песни без слов – это небольшие инструментальные пьесы лирического характера.

Песни без слов также называют мелодии, арии, серенады.

(7 сл.) - Прослушайте произведение и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

- И так, что вы услышали? Можем ли назвать?

- Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

(8сл.)  А сейчас я поделю вас на две группы, первой группе нужно будет придумать историю, которую мог рассказывать гондольер в своей песне. А второй нарисовать образ этого гондольера.

(Учащиеся рассказывают придуманную историю, вторая группа показывает костюм, описывает, почему именно так они представили себе гондольера.)

- Молодцы, у вас хорошо получилось изобразить Гондольеров.

(9 сл.) 

– Хорошо, Я предлагаю вам прослушать следующее произведение, но его название я не скажу. Послушайте это произведение и подумайте, какое вы бы дали название и почему? (ПРОСЛУШАЛИ)

- Какое вы бы дали название?

- Хорошо! Это произведение так и называется «Баркарола» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

- Сейчас вы прослушайте еще раз фрагмент этого произведения, и подумайте, есть ли сходства и различия с «Песней венецианских гондольеров».
(Звучит песня «Баркарола» П. И. Чайковского)

- Есть ли сходства? Какие?

Ответы детей

Ответы детей

Как будто плеск волн, музыка красивая и напевная.

Да, можем, потому что нет слов, просто мелодия.

Ответы детей.

Да, есть. Она плавная, будто кто-то плывет по волнам. Оба произведения написаны в жанре «баркарола».

20 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Этот конспекты были использованы мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Начальная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе

Статья "Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе"...