Конспект урока музыки для 4 класса на тему "Музыкальный сказочник" (УМК Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской)
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Панасенко Александра Александровна

Методическая разработка (конспект урока) по музыке на тему "Музыкальный сказочник" для 4 класса. Содержит ссылки на ресурс ютуб с музыкальными фрагментами, исполненными педагогом на фортепиано. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

4 класс

Тема: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Тема урока: «Музыкальный сказочник».

Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.


Цель:  расширить понятие «музыкальная сказка», познакомиться с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
Задачи
Образовательные:  познакомить с сюитой как музыкальным жанром. 
Воспитательные:  приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики. 
Развивающие:  развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.

Планируемые результаты:

предметные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».

метапредметные: 

- регулятивные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; 

- познавательные- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и выполнения творческих заданий; 

- коммуникативные-формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, её оценки и представления в творческих формах работы;

личностные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозапись. Портреты: Н.А. Римского – Корсакова; А. С. Пушкина

Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков: Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 часть (фрагменты); опера «Сказка о царе Салтане» (фрагмент), песня А. Ермолова – Добрые сказки.

Ход урока:

1) Организационный этап.

Вход учащихся в класс под музыку песни «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича

2. Актуализация знаний. СЛАЙД 1

Я очень рада видеть вас, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу со сказочными героями, которые живут в музыке многих композиторов, особенно в музыке композитора, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке.

Сегодня на уроке вашим помощником будут карточки, которые лежат у вас на столах. А для того чтобы нам с вами было интереснее работать на уроке, я активным ученикам буду раздавать вот такие жетончики. Жетоны будут разных цветов: желтые за правильные ответы и активную работу на уроке, а красные – штрафные. А в конце урока жетончики обменяем на оценки. Договорились? Отлично.

Давайте с вами посмотрим один небольшой видеофрагмент, который поможет нам сформулировать тему урока.

Для постановки проблемы звучат фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. БЕЛОЧКА

3)ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. Мотивация учебной деятельности учащихся. СЛАЙД 2

- Как называется произведение? Опера «Сказка о царе Салтане.

- Кто композитор? (Римский-Корсаков).

- А кто автор произведения, которое послужило основой для создания оперы, иначе говоря, кто написал сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин) СЛАЙД 3

- Умнички! Вот у нас есть писатель, который пишет сказки. Его еще называют сказочником. И есть композитор, который пишет «сказочную» музыку.

4. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА 

Как вы думаете, как мы можем назвать такого композитора? (Музыкальный сказочник) СЛАЙД 4

- Абсолютно точно! И сегодня, как вы уже догадались, мы с вами поговорим про композитора-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова, узнаем, что такое программная музыка, сюита. СЛАЙД 5 

СЛАЙД 6 – СЛАЙД 8

РАЗГОВОР О УРОКАХ-МОСТИКАХ

Уроки выстроены по концентрическому принципу, поэтому мы возвращаемся из года в год к похожим темам и «наслаиваем» знания.

Откройте, пожалуйста, учебник на страничке 122 (учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), на ней расположен портрет композитора. СЛАЙД 9

- Как вы думаете, помимо оперы «Сказка о царе Салтане» у композитора есть ещё музыкальные сказки? (дети – да)

- Да, соглашусь с вами, есть. Римский – Корсаков написал СЛАЙД 10

1. оперу «Золотой петушок» по произведению А.С. Пушкина,

2. оперу «Майская ночь и «Ночь перед Рождеством» по произведениям Н. В. Гоголя,

3. оперу-сказку «Снегурочка» по произведению А. Островского,

4. оперу - былину «Садко». Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели.

Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых на сказочные сюжеты. И вот от того что у композитора так много музыкальных произведений на сказочные темы, его называют композитором-сказочником.

5. Первичное усвоение новых знаний. СЛАЙД 11

Композитор Н. А. Римский-Корсаков был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.

СЛАЙД 12 В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. 

СЛАЙД 13 На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.

Римский - Корсаков был влюблён в богатейшую художественную культуру, историю и быт народа. Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Причем не только русские народные, но и других народов мира.

Ребята, помогите мне разгадать одну тайну. Дело в том, что сегодня я зашла в класс, а на столе меня ждал вот такой сюрприз (ларец и цифровой код в записке в коробке).

- Кто знает что это? (достаю ларец)

- А еще тут лежит закодированное послание, давайте его отгадаем. СЛАЙД 14

У вас на столах лежат помощники. В них есть табличка с ключом от шифра. Ваша задача расшифровать послание. Работать будем в группах по два человека. Чья группа сделала задание, поднимает ручки вверх. (Группы составляют из карточек название «Тысяча и одна ночь», кто быстрее и правильно)

- Что получилось? (ответы детей) Отлично!

СЛАЙД 15

Сказки создавались многими поколениями разных народов: арабами, персами, индусами. Сборник этих сказок нашелся в во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки.

- Н. А. Римский-Корсаков написал к этой сказке музыку и назвал по имени главной героини «Шехерезада».

6) Первичная проверка понимания

 Мы сегодня познакомимся с симфонической сюитой, которая перенесет нас на восток, в волшебный мир сказок 1000 и 1 ночи. Давайте узнаем, что такое сюита.

СЛАЙД 16 Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. Как «музыкальные пазлы».

СЛАЙД 17 Симфоническая сюита «Шехерезада» была написана Римским – Корсаковым всего за два месяца в 1888 году. Это программное произведение.

СЛАЙД 18 Программная музыка – музыка, в основе которой лежит определённый сюжет, программа. Композитор приложил к партитуре следующую программу: СЛАДЙ 19 (иногда читают сами ученики) «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи.  СЛАЙД 20 Так, побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ.

СЛАЙД 21 ФИЗМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

7) Слушание музыки. Первичное закрепление

СЛАЙД 22 Сейчас мы послушаем I часть сюиты «Шехерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Сядьте удобно и настройтесь. Напоминаю, у нас два ушка и один ротик, а значит, мы в два раза больше слушаем и в два раза меньше говорим, т. е слушаем тихонечко и стараемся услышать, кого и как нам изображает музыка. В этом вам помогут карточки у вас на столах. Особенно обратите внимание на «Словарь эстетических эмоций». (Звучит музыка) Вы можете подчеркнуть подходящие слова. (До темы моря).

8) Беседа по прослушанному.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

СЛАЙД 23

- Кого нам изобразила музыка?

Во вступлении мы услышали музыку, которая нам нарисовала грозного царя Шахриара.

Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

- Какая здесь динамика? (Форте). В каком регистре? (Низком).

СЛАЙД 24 https://youtu.be/pjwSlTzN47Y 

Тему Шахерезады играет скрипка и аккомпанирует ей арфа.

-Чем отличается образ Шахерезады? (Мягкостью и женственностью).

- Какая здесь динамика? (Пиано). В каком регистре? (Высоком).

СЛАЙД 25 Отлично, теперь давайте продолжим прослушивание и постараемся услышать, а что ещё нарисовала музыка? (фрагмент МОРЕ)

Если не ответят, то может нам подскажет название первой части? (Море)

- Море было одинаковое?

(Нет, композитор изобразил разное состояние моря, по которому плывёт корабль Синдбада: то спокойное и безмятежное. То бурное и взволнованное.)

- В каком ладу написана музыка? (мажорный)

Отлично, умнички!

СЛАЙД 26

Давайте обратим свое внимание на страницу 123 учебника. Катюша, прочитай пожалуйста информацию. (Катя читает) Сказать про музыкальную живопись.

Обратите внимание на иллюстрации. На верхней мы видим сюжет арабской сказки, выполненной в технике палехской росписи. Эта роспись родом их русского городка Палех. Посмотрите, как здорово. Скажите, созвучна ли иллюстрация с музыкальным произведением, которое мы сегодня послушали?

СЛАЙД 27 - 30

11. Вокально-хоровая работа https://youtu.be/-VcBxsXqz98 

- Ребята, мы с вами сегодня говорили о сказках, так давайте же теперь споем о них. Но прежде чем начать, подготовим немного свой голосовой аппарат. Заведем моторчики (бесшумно), затем порычим, как тигры и споем распевку (мы перебегали берега). Все помним, что спинки ровные у всех, сидим на краешке стульев.

- Исполним песню «Добрые сказки». Слова песни есть у вас в карточках и вы можете их увидеть на экране.

СЛАЙД 31

Ребята, давайте узнаем, смогли ли мы достичь целей и выполнить все задачи урока?

СЛАЙД 32

9. Итог урока и рефлексия.

- Ребята, что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Почему Н. А. Римского – Корсакова называют музыкальным сказочником?

- Что такое сюита?

- Продолжи предложение я научился…я смог…мне захотелось…

СЛАЙД 33

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Давайте подведем итоги урока.

СЛАЙД 34

Открываем дневники. Записываем домашнее задание: Нарисовать героев сказки (живопись, графика, формат A4).

У кого пять жетончиков получают оценку «отлично» за работу на уроке и ставят ее в дневник, на переменке я распишусь. У кого четыре жетончика получают отметку «хорошо». У кого скопилось больше пяти, тот может поделиться с другом. У кого есть штрафные жетончики, тот также подает дневник на переменке.



Предварительный просмотр:

«ПОМОЩНИК» НА УРОКЕ

Ученики:         ____________________________        

____________________________

Тема урока_____________________________________________________________

H:\РАБОТА С10 ДО 12 МАЯ\ОТКРЫРЫЙ УРОК 4 КЛАСС ПН 13.05\Новая папка\Новый точечный рисунок.bmp H:\РАБОТА С10 ДО 12 МАЯ\ОТКРЫРЫЙ УРОК 4 КЛАСС ПН 13.05\Новая папка\b2ddba3a2cc5f8b8ec295e775c968010.png

Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

Песенка «ДОБРЫЕ СКАЗКИ»

1. Добрый и ясный,

Самый прекрасный

Мир, где живут без забот.

Солнечным светом

Сердце согрето -

Сказка нас в гости зовёт.

В мир приключений

Без исключений

Двери открыты для всех.

Если сумеешь -

В сказку поверишь,

Ждут тебя радость и смех.

ПРИПЕВ

А за окошком весёлый месяц май

Строит нам глазки,

И мы хотим танцевать,

И мы хотим рисовать -

Дайте нам краски.

Мы верим в светлые сны, и встретим день

Мы без опаски,

И не страшна нам беда,

Ведь будут с нами всегда

Добрые сказки.

СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ

H:\РАБОТА С10 ДО 12 МАЯ\ОТКРЫРЫЙ УРОК 4 КЛАСС ПН 13.05\Новая папка\соварь эмоций.png

H:\РАБОТА С10 ДО 12 МАЯ\ОТКРЫРЫЙ УРОК 4 КЛАСС ПН 13.05\ДИНАМИКА И Т Д.bmp