Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа по музыке 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_3_klass.docx211.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

F:\РП Титульники\Музыка.jpg

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего образования, утв. приказом Минобрануки России от 30.08.2013 №1015;

- Федеральным государственным стандартом начального общего образования утв. приказом Минобрануки России от 0610.2009 №373;

-Уставом МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

         -  Рабочие программы. Музыка. Сергеева Г. П., Критская Е. Д.и др.: 1-4 классы. М.: Просвещение 2015г.

        Учебник: «Музыка» 3 класс Е.Д Критская, Г.П. Сергеева - М., Просвещение, 2017гг.

          На изучение предмета «Музыка» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цели и задач педагога на текущий учебный год

Цель: постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
  2.  Развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям, развитие ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
  3. Постижение музыкального искусства обучающимися в различных формах общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности через хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
  4.  Развитие творческого начала в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

1. Результаты изучения курса «Музыка».

         Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты (базовый уровень):

1.        Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Руссой православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.

2.        Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов национальных стилей.

3.        Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.

4.        Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5.        Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

6.        Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов.

7.        Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющем себя в музыкально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности (базовый уровень):

1.        Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования в разных формах и видах музыкальной деятельности.

2.        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.

3.        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

4.        Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.

5.        Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

6.        Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания в устной и письменной форме.

7.        Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.)

Выпускники получат возможность научиться:

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Предметные результаты:

1.        Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

2.        Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

3.        Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.

4.        Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусства и музыкальной деятельности.

5.        Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

6.        Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

7.        Умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыку религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

8.        Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композициях.

Выпускники получат возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

2. Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкальный проект «Сочиняем сказку». Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом. Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов. Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров.

           В программе 3 класса семь разделов:

1. «Россия - Родина моя» (5 часа)

2. «День, полный событий» (4 часов)

3. «О России петь - что стремиться в храм» (7 часов)

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

5. «В музыкальном театре» (6 часов)

6. «В концертном зале» (4 часов)

7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)

3. Календарно-тематическое планирование:

Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности (планируемые результаты)

Дата по плану

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. «Россия - Родина моя» (5 часа)

1

Мелодия – душа музыки.

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).

Регулятивные: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения.

01.09

2

Природа и музыка.

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость

08.09

3

Жанр канта в русской музыке.

Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.

Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; формирование волевых усилий.

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

15.09

4

Кантата «Александр Невский».

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола.

Познавательные: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С. Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования

Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки,

Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.

22.09

5

Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.

Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов

Познавательные: овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные: умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;

Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; формирование волевых усилий.

Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.

29.09

Раздел 2. «День, полный событий» (4 часов)

6

Образы утренней природы в музыке.

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

06.10

7

«В каждой интонации спрятан человек».

Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения.

Познавательные: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

13.10

8

В детской. Игры и игрушки.

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке

Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

20.10

9

Образы вечерней природы.

Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; осмысление интонационной выразительности музыки

27.10

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» (7 часов)

10

Два музыкальных обращения к Богородице.

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва);

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери

10.11

11

Древнейшая песнь материнства.

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва).  

Коммуникативные: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления.

17.11

12

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран.

24.11

13

Вербное воскресение.

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

Познавательные: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.

01.12

14

Музыкальный образ праздника в музыке.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Познавательные: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления;

08.12

15

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декламациях.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.

15.12

16

Обобщающий урок.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декламациях.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

22.12

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

17

«Настрою гусли на старинный лад»

Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа;

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.

Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье.

12.01

18

Образы народных сказителей в русских операх

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора

Регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России

19.01

19

Масленица – праздник русского народа.

Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

Познавательные: выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора;

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления;

26.01

Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 часов)

20

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки Образы героев

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях

Познавательные: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа;

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям,

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

02.02

21

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы героев

Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий.

уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

09.02

22

Опера. Контраст образов.

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;

Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий.

уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

16.02

23

Опера «Снегурочка»Танцы и песни в заповедном лесу.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности

Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий

02.03

24

Образы природы в музыке

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности

Познавательные: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

09.03

25

В современных ритмах.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом.

Познавательные: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля;

16.03

26

Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.

Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.)

Познавательные: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).

Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.

23.03

27

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;

Познавательные: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.

06.04

28

Развитие образов мужества в «Героической симфонии» Л. Бетховена.

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.

Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.

13.04

29

Мир Л. Бетховена: Особенности музыкального языка.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л. Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.

Научатся: сопоставлять образы некоторых  музыкальных произведений Л. Ван Бетховена.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.

Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений.

20.04

Раздел 6. «Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье» (5 часов)

30

Острый ритм музыки джаза.

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

Определение характерных элементов джазовой музыки.

Научатся:  воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества

Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.

04.05

31

«Люблю я грусть своих просторов…».

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности  музыкального языка музыки П. Чайковского и Э. Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа

Познавательные: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы;

Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные:  планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений.

Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений..

11.05

32

Особенности музыкального языка разных композиторов

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности  музыкального языка музыки С.Прокофьева; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа.

Познавательные: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные:  планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений.

Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры

18.05

33

Прославим радость на земле.

Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств.

Познавательные: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры

25.05

34

Обобщающий урок

Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств.

Познавательные: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений;

Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры

26.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...