КТП музыка 2 класс 2023 год
рабочая программа по музыке (2 класс)

Кравцова Елена Викторовна

КТП музыка 2 класс 2023 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_2_klass_kravtsova.odt142.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДЕНО
        ШМО учителей начальных классов                                     Директор МАОУ СОШ № 8 г. Холмска                                                                                                          

        Руководитель ШМО учителей начальных классов                                          

                                                                                                         

                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.

Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным не директивным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

        В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
        
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
        
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;         3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

        2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

        5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
        
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
        
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
        
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
        
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);         д) Исследовательские и творческие проекты.

        6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

        7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

  1. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.         Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
        
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
        
модуль № 2 «Народная музыка России»;
        
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
        
модуль № 4 «Духовная музыка»;
        
модуль № 5 «Классическая музыка»;
        
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
        
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
        
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).

                                              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.

Песня, танец, марш
        
Оркестр
        
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —музыкальное соревнование солиста с оркестром
        
Русские композиторы-классики
        
Творчество выдающихся отечественных композиторов
        
Мастерство исполнителя
        
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
        
Вокальная музыка
        
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.

        Европейские композиторы-классики
        
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
        
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
        
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

        Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
        
Театр оперы и балета
        
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле

        Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
        
Звукоряд
        
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
        
Ритм
        
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
        
Размер
        
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
        
Высота звуков
        
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары)
        
Ноты в разных октавах
        
Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ
        
Музыкальный язык
        
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
        
Ритмические рисунки в размере 6/8
        
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
        
Тональность. Гамма
        
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков приключе)
        
Музыкальная форма
        
Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды

        Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
        
Музыкальные пейзажи
        
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами

        Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
        
Край, в котором ты живёшь
        
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
        
Сказки, мифы и легенды
        
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
        
Фольклор народов России
        
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители

        Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
        
Музыка Средней Азии
        
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона

Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Инструментальная музыка в церкви
Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха

        Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
        
Современные обработки классической музыки
        
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
        
Гражданско-патриотического воспитания:
        
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

        Духовно-нравственного воспитания:
        
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

        Эстетического воспитания:
        
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

        Ценности научного познания:
        
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

        Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:         соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

        Трудового воспитания:
        
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
        
1. Овладение универсальными познавательными действиями.

        Базовые логические действия:
        
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
        
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
        
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

        Базовые исследовательские действия:
        
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
        
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
        
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
        
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
        
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
        
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

        Работа с информацией:
        
выбирать источник получения информации;
        
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
        
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
        
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
        
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
        
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
        
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

        2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
        
Невербальная коммуникация:
        
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
        
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
        
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

        Вербальная коммуникация:
        
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
        
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
        
признавать возможность существования разных точек зрения;
        
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
        
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
        
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
        
готовить небольшие публичные выступления;
        
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

        Совместная деятельность (сотрудничество):
        
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
        
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
        
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
        
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
        
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
        
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
        
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
        
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;         имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
        
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
        
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

        Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

        Модуль «Музыка в жизни человека»:
        
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
        
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
        
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.

        Модуль  «Народная музыка России»:
        
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
        
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
        
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
        
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
        
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
        
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;         исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;         участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

        Модуль  «Музыкальная грамота»:
        
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
        
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
        
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
        
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
        
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
        
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

        Модуль «Классическая музыка»:
        
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
        
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
        
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
        
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;         воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
        
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
        
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

        Модуль «Духовная музыка»:
        
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
        
исполнять доступные образцы духовной музыки;
        
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

        Модуль «Музыка народов мира»:
        
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;         определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
        
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);         различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

        Модуль «Музыка театра и кино»:
        
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
        
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
        
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
        
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

        Модуль «Современная музыкальная культура»:
        
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
        
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
        
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.

                                                                                                                                     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество  часов

Репертуар

Дата
изучения

 всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для музицирования

Модуль 1. Классическая музыка

1.1.

Композиторы —детям

1

0

0

Музыкальный мир С. С.

Прокофьева. Музыкальные произведения по выбору: С. С. Прокофьев.

Симфония № 1
«Классическая» ре мажор, соч. 25, Концерт № 2 для фортепиано, балет «Ромео и Джульетта» («Улица
просыпается», «Танец
рыцарей»).

Музыка и слова Е. Плотниковой, исполняет
мультиКейс.

"Листвой шелестит сентябрь".

Прокофьев С.С.

«Пятнашки» из цикла«Детская музыка»;

01.09.2022

1.2.

Оркестр

2

0

0

Состав симфонического оркестра. Мелодические линии и тембры сольных инструментов
симфонического оркестра. С.С. Прокофьев.

Симфоническая сказка "Петя и волк". П.И.

Чайковский большой
симфонический оркестр.

1. Музыка и слова Е.

Плотниковой, исполняет
мультиКейс.

"Листвой шелестит сентябрь".

2. Музыка и слова А.

Ермолова.

"Осенний блюз".

Тембры музыкальных инструментов на
электронном
фортепиано.

08.09.2022 15.09.2022

1.3.

Русские
композиторы-классики

1

0

0

Музыкальные
произведения по выбору: Н. А. Римский-Корсаков.“Океан-море синее” (из оперы «Садко»); П. И.

Чайковский. «Песнь жаворонка» (из цикла«Времена года»).

1. Музыка и слова А.

Ермолова.

"Осенний блюз". 2. Музыка Б.

Гулякова, слова К. Ибряева
"Учительница".

П.И. Чайковский пьеса из цикла
«Ноябрь»/главная тема.

22.09.2022

1.4.

Мастерство
исполнителя

1

0

0

В.А, Моцарт. Менуэт. Симфония № 40.

1. Музыка Б.

Гулякова, слова К. Ибряева
"Учительница".

В.А. Моцарт.

Менуэт/главная тема.

1.5.

Вокальная музыка

1

0

0

Вокализ. Детский хор. С.В. Рахманинов.

Вокализ в
тональности C -dur.

Песни для детей с вокализами в
мажорных
тональностях.

Итого по модулю

6

Модуль 2. Музыка театра и кино

2.1.

Театр оперы и балета

2

0

0

Опера и балет в
музыкальном театре.

Музыкальные
произведения по выбору: П. И. Чайковский
«Щелкунчик», К.

Хачатурян «Чиполлино»; С. Прокофьев. «Золушка», М.В. Коваль Опера "Волк и семеро козлят".

1. Музыка Б.

Гулякова, слова К. Ибряева
"Учительница".

С.С. Прокофьев
"Золушка" /главная тема.

Итого по модулю

2

Модуль 3. Музыкальная грамота

3.1.

Звукоряд

1

0

0

Фортепианный звукоряд вверх и вниз.

1. Песенка про нотный
звукоряд. А.

Александровой. 2. Музыка Е.

Зарицкой
"Росиночка -Россия".

Песенка о звукоряде. Р. Роджерса.

3.2.

Ритм

2

0

0

М. П. Мусоргский из
сборника пьес “Картинки с выставки”. Капельки», В. Павленко, Э. Богдановой.

Гимн России. Музыка А.

Александрова, слова С.

Михалкова.

Ритмические поппури.

3.3.

Размер

1

0

0

Музыкальные
произведения по выбору: М. П. Мусоргский. Сюита«Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); М. Глинка. «Патриотическая песня»; П. И. Чайковский.

Первый концерт для
фортепиано с оркестром (1 часть), С. В. Рахманинов.«Вокализ», Второй концерт для фортепиано с
оркестром (начало).

Гимн России. Музыка А.

Александрова, слова С.

Михалкова.

М.П. Мусоргский. Сюита "Картинки с выставки/главная тема.

24.11.2023

3.4.

Высота звуков

1

0

0

Высота звуков в мажорных и минорных тональностях.

Музыка и слова А. Ермолова.
"Новый год" и "Снежинки".

Слушание - игра на электронном
фортепиано
различных звуков в разных регистрах.

01.12.2023

Итого по модулю

5

Модуль 4. Музыка в жизни человека

4.1.

Музыкальные пейзажи

2

1

0

М. П. Мусоргский.

«Картинки с выставки»;
Музыка Г. Гладкова, слова А. Кушнера. «Песня о
картинах».

1. Музыка и слова А.

Ермолова.

"Новый год" и "Снежинки".

2. "Песня
друзей". Ничего на свете лучше нету. Музыка:
Геннадия
Гладкова, слова: Ю. Энтина.

Музыка Г. Гладкова, слова А. Кушнера.

«Песня о
картинах»/главная музыкальная мысль композитора.

08.12.2022 15.12.2023

Итого по модулю

2

Модуль 5. Народная музыка России

5.1.

Край, в котором ты живёшь

1

0

0

Народные музыкальные традиции. Музыкальные произведения по выбору: детский фольклорный
ансамбль «Зоренька»,
Государственный
академический русский
народный хор имени М. Е.

Пятницкого. «Вдоль по улице широкой».

1. Слова и музыка А.

Вербицкого
"Мой Сахалин".

2. Слова и музыка В.

Шемтюка
"Рождество".

песня И. Николаева
"Человек влюблённый в Сахалин".

22.12.2023

5.2.

Сказки, мифы и легенды

1

0

0

Мотив, напев, наигрыш.

Музыкальные
произведения по выбору: плясовые наигрыши
«Камаринская», «Светит месяц»

1. Слова и музыка А.

Вербицкого
"Мой Сахалин".

2. Слова и музыка В.

Шемтюка
"Рождество".

р.н.п. "Светит месяц" -главная тема/игра на инструменте.

12.01.2024

5.3.

Фольклор народов России

2

0

0

Народные музыкальные традиции. Музыкальные произведения по выбору: детский фольклорный
ансамбль «Зоренька»,
Государственный
академический русский
народный хор имени М. Е.

Пятницкого. «Вдоль по улице широкой».

Слова и музыка А. Ермолова.

Песня "Про папу".

Слова и музыка А. Ермолова.

Песня "Мой дед".

Потешки, прибаутки.

19.01.2023 26.01.2024

Итого по модулю

4

Модуль 6. Музыкальная грамота

6.1.

Ноты в разных октавах

2

1

0

Слушание нот в первой и второй октавах на
музыкальном инструменте и в записи.

1. Песня «До, ре, ми, фа, соль».

2. Слова и музыка А.

Ермолова. Песня "Про папу".

3. Слова и музыка А.

Ермолова. Песня "Мой дед".

отрывок "Тема Пети»из музыкальной
сказки С.С.

Прокофьева «Петя и волк.

02.02.2023 09.02.2024

Итого по модулю

2

Модуль 7. Музыка народов мира

7.1.

Музыка Средней Азии

2

0

0

Таджикская народная
песня «Хлопок». Узбекская народная песня-танец
«Мавриги».

1. Мы вместе.

Муз. и сл. К.

Ситник.

2. Вместе мы с тобой. Муз и сл. А. Ермолова.

3. Слова и музыка О.

Осиповой
"Улыбка мамы".

Ф. Бахор
«Мараканда».

16.02.2023 02.03.2024

Итого по модулю

2

Модуль 8. Классическая музыка

8.1.

Мастерство
исполнителя

2

0

0

Музыкальные
произведения по выбору: Ф. Мендельсон. Увертюра "Сон в летнюю ночь"; Дж. Россини. Увертюра к опере "Вильгельм Телль"; Д.

Шостакович «Праздничная увертюра».

1. Мы вместе.

Муз. и сл. К.

Ситник.

2. Вместе мы с тобой. Муз и сл. А. Ермолова.

3. Слова и музыка О.

Осиповой
"Улыбка мамы".

Д. Шостакович.

"Праздничная
увертюра"/исполнение учителем главной
темы на фортепиано.

09.03.2023 16.03.2024

Итого по модулю

2

Модуль 9. Музыкальная грамота

9.1.

Музыкальный язык

1

0

0

Мажорное и минорное
звучание. Музыкальные
произведения по выбору: Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс №10 (си минор). Мазурка №1. Мазурка № 47. Мазурка№ 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд№ 12 (до минор). Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до минор).

1. Мы вместе.

Муз. и сл. К.

Ситник.

2. Вместе мы с тобой. Муз и сл. А. Ермолова.

3. Слова и музыка О.

Осиповой
"Улыбка мамы".

Музыкальные пьесы из детского альбома П.И. Чайковского.

23.03.2024

9.2.

Ритмические
рисунки в размере 6/8

1

0

0

М.И. Глинка. Ты
соловушка умолкни.

Мамин вальс, сл. В. Крючкова и л. Дербенёва, муз. Ю.

Чичикова/размер 6/8

р.н.п. "Весёлая
пастушка"/ размер 6/8.

06.04.2024

Итого по модулю

2

Модуль 10. Духовная музыка

10.1.

Инструментальная музыка в церкви

1

0

0

Образы духовной музыки.

Музыкальные
произведения по выбору: народные песнопения о Сергии Радонежском.

Утренняя молитва; П.

Чайковский. «В церкви».

Дети поют
классику. Аве Мария.

И.С. Бах "Хоралл".

13.04.2024

Итого по модулю

1

Модуль 11. Классическая музыка

11.1.

Европейские композиторы-классики

1

0

0

Музыкальные
произведения по выбору: Марсельеза; Ф. Шуберт.

«Аве Мария»; Л. Ван Бетховен. «Лунная
соната»; К. Дебюсси.

«Лунный свет» (из
«Бергамасской сюиты»); А. Моцарт. «Турецкое рондо», Симфония № 40,
Маленькая ночная
серенада.

1. Дети поют классику. Аве Мария.

2. Слова
Аркадия
Вайнера.

Музыка:
Натальи Вайнер.

Мой дедушка герой!

Л.В. Бетховен «К Элизе».

11.2.

Музыкальные инструменты.

Скрипка,
виолончель

1

1

0

Многообразие красок
фортепиано, виолончели.

Музыкальные
произведения по выбору: Л. Бетховен, Соната № 4; П. И. Чайковский
"Воспоминание о дорогом месте".

1. Слова
Аркадия
Вайнера.

Музыка:
Натальи Вайнер.

Мой дедушка герой!

Звуки скрипки и виолончели на
музыкальном
инструменте.

Итого по модулю

2

Модуль 12. Музыкальная грамота

12.1.

Тональность. Гамма

1

0

0

C - dur и a - moll -
поступенное движение вверх и вниз. Скачки в музыке по устойчивым и неустойчивым ступеням.

1. Слова
Аркадия
Вайнера.

Музыка:
Натальи Вайнер.

Мой дедушка герой!

2. Слова и музыка А.

Ермолова. Песня "Про папу".

3. Слова и музыка А.

Ермолова. Песня "Мой дед".

C - dur и a - moll -
поступенное
движение вверх и
вниз. Скачки в музыке по устойчивым и
неустойчивым
ступеням. / игра на
инструменте.

12.2.

Музыкальная форма

1

0

0

В.А. Моцарт. Рондо в турецком стиле.

1. Слова
Аркадия
Вайнера.

Музыка:
Натальи Вайнер.

Мой дедушка герой!

2. Слова и музыка А.

Ермолова. Песня "Про папу".

3. Слова и музыка А.

Ермолова. Песня "Мой дед".

В.А. Моцарт.

Рондо/тема рефрена.

11.05.2024

Итого по модулю

2

Модуль 13. Современная музыкальная культура

13.1.

Современные обработки
классической музыки

2

0

0

В.А. Моцарт. Симфония №40. Ф. Шопен "Вальс
дождя". Л.В. Бетховен
"Лунная соната" в
современной обработке.

1. Музыка и слова А.

Ермолова "Мы вместе".

2. Детская песня про дружбу.

Ф. Шопен "Вальс
дождя"/ игра учителя на музыкальном
инструменте/главная тема.

18.05.202424.05.2024

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

0

                                               ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Классическая музыка. Композиторы — детям.

1

0

0

01.09.2023

http://school-
collection.edu.ru/catalog/ РЭШ

http://school-
collection.edu.ru/catalog/

2.

Классическая музыка. Оркестр.

1

0

0

08.09.2023

3.

Классическая музыка. Оркестр.

1

0

0

15.09.2023

4.

Классическая музыка. Русские композиторы-классики.

1

0

0

22.09.2023

5.

Классическая музыка.

Мастерство исполнителя.

1

0

0

29.09.2023

6.

Классическая музыка. Вокальная музыка.

1

0

0

06.10.2023

7.

Музыка театра и кино. Театр оперы и балета.

1

0

0

13.10.2023

8.

Музыка театра и кино. Театр оперы и балета.

1

0

0

20.10.2023

9.

Музыкальная грамота. Звукоряд.

1

0

0

27.10.2023

10.

Музыкальная грамота. Ритм.

1

0

0

10.11.2023

11.

Музыкальная грамота. Ритм.

1

0

0

17.11.2023

12.

Музыкальная грамота. Размер.

1

0

0

24.11.2023

13.

Музыкальная грамота. Высота звуков.

1

0

0

01.12.2023

14.

15

Музыка в жизни человека. Музыкальные пейзажи.

2

1

0

08.12.2023

15.12

15.

Музыка в жизни человека. Музыкальные пейзажи.

1

0

0

15.12.2023

16.

Народная музыка России. Край, в котором ты живёшь.

1

0

0

22.12.2023

17.

Народная музыка России. Сказки, мифы и легенды.

1

0

0

12/29/23

18.

Народная музыка России. Фольклор народов России.

1

0

0

12.01.2024

19.

Народная музыка России. Фольклор народов России.

1

0

0

19.01.2024

20.

Музыкальная грамота. Ноты в разных октавах.

1

1

0

26.01.2024

21.

Музыкальная грамота. Ноты в разных октавах.

1

0

0

02.02.2024

22.

Музыка народов мира. Музыка Средней Азии.

1

0

0

09.02.2024

23.

Музыка народов мира. Музыка Средней Азии.

1

0

0

16.02.2024

24.

Классическая музыка.

Мастерство исполнителя.

1

0

0

01.03.2024

25.

Классическая музыка.

Мастерство исполнителя.

1

0

0

03/15/24

26.

Музыкальная грамота. Музыкальный язык.

1

0

0

22.03.2024

27.

Музыкальная грамота. Ритмические рисунки в размере 6/8.

1

0

0

04/05/24

28.

Духовная музыка.

Инструментальная музыка в церкви.

1

0

0

04/12/24

29.

Классическая музыка.

Европейские композиторы-классики.

1

0

0

04/19/24

30.

Классическая музыка.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.

1

1

0

04/26/24

31.

Музыкальная грамота. Тональность, гамма.

1

0

0

03.05.2024

32

Музыкальная грамота. Музыкальная форма.

1

0

0

17.05.2024


33.

Современная музыкальная культура. Современные
обработки классической музыки.

1

0

0

24.05.2024

34.

Современная музыкальная культура. Современные
обработки классической музыки.

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ  

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

 

 

 

 

 

 

 

1.

Музыкальные пейзажи

1

0

0

 

Устный опрос;

2.

Музыкальные портреты

1

0

0

 

Устный опрос;

3.

Танцы, игры и веселье

1

0

0

 

Устный опрос;

4.

Главный музыкальный символ

1

0

0

 

Устный опрос;

5.

Мелодия

1

0

0

 

Устный опрос;

6.

Мелодия

1

0

0

 

Устный опрос;

7.

Сопровождение

1

0

0

 

Устный опрос;

8.

Песня

1

0

0

 

Устный опрос;

9.

Тональность. Гамма

1

0

0

 

Устный опрос;

10.

Композиторы — детям

1

0

0

 

Устный опрос;

11.

Музыкальные инструменты. Фортепиано

1

0

0

 

Устный опрос;

12.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

1

0

0

 

Устный опрос;

13.

Звучание храма

1

0

0

 

Устный опрос;

14.

Звучание храма

1

0

0

 

Устный опрос;

15.

Песни верующих

1

0

0

 

Устный опрос;

16.

Песни верующих

1

0

0

 

Устный опрос;

 

 

17.

Интервалы

1

0

0

 

Устный опрос;

18.

Русский фольклор

1

0

0

 

Устный опрос;

19.

Русские народные музыкальные инструменты

1

0

0

 

Устный опрос;

20.

Народные праздники

1

0

0

 

Устный опрос;

21.

Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов

1

0

0

 

Устный опрос;

22.

Вариации

1

0

0

 

Устный опрос;

23.

Музыкальная сказка на сцене, на экране

1

0

0

 

Устный опрос;

24.

Театр оперы и балета

1

0

0

 

Устный опрос;

25.

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

1

0

0

 

Устный опрос;

26.

Программная музыка

1

0

0

 

Устный опрос;

27.

Симфоническая музыка

1

0

0

 

Устный опрос;

28.

Музыкальный язык

1

0

0

 

Устный опрос;

29.

Лад

1

0

0

 

Устный опрос;

30.

Композиторы - детям

1

0

0

 

Устный опрос;

31.

Европейские композиторы-классики

1

0

0

 

Устный опрос;

32.

Русские композиторы-классики

1

0

0

 

Устный опрос;

33.

Мастерство исполнителя

1

0

0

 

Устный опрос;

34.

Искусство времени

1

0

0

 

Устный опрос;

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

 

 

33

3

0

Праздник-10.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка, 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»; Школа России.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства

просвещения РФ от 31 мая № 286;

2. Рабочая программа для 2 класса начального общего образования;
3. Поурочные разработки для учеников 2 класса;
4. Презентации (поурочные) для учеников 2 класса;
5. Музыкальные сборники для учеников 2 класса;
6. Аудио музыкальных произведений для учеников 2 класса;

   7. Учебник для 2 класса.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru/catalog/
РЭШ

Учи.ру
Образовательная сеть НС (сайты коллег музыкантов).

http://school-collection.edu.ru/catalog/
Российская электронная школа

Раздел сайта корпорации «Российский учебник» «Начальное образование» https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/
База разработок для учителей начальных классов http://pedsovet.su
Бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др. http://www.uroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Лепбук-как приём систематизации знаний учащихся начальных классов"-2023

Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной кн...

КТП для первого класса 2023

КТП для первого класса  2023г...

КТП для второго класса 2023

КТП для второго  класса  2023г...

КТП для третьего класса 2023

КТП для третьего  класса 2023...

КТП для четвертового класса 2023

КТП для четвертового  класса 2023...

Рабочая программа по музыке 1-4 класс 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по музыке для 1-4 классоына 2023-2024 учебный год  составлена с помощью конструктора  с ФГОС 3 поколения....

Рабочая программа по музыке с5 по 8 классы 2023 год

Рабочая программа по музыке 5-8 класс ФГОС 2023 год...