Конспект урока музыки 5 класс
план-конспект урока по музыке
Значимость колокольных звонов в культуре русского народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Колокольные звоны России.
Программа: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, раздел «О России петь – что стремиться в храм».
Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в культуре русского народа.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси, с понятием «тембры», с тембрами колоколов, с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов, научить определять на слух разные виды колокольных звонов, узнавать имитацию колокольного звона на основе сформированных знаний;
- развивающие: развивать умение применять полученные знания, умения в ситуации интерграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к русским традициями исторически сложившимся символам русской земли.
Музыкальный материал:
«Вечерний звон» слова И.Козлова, музыка народная, исп. Мужской хор «Пересвет»,
М.П. Мусоргский, фрагмент из оперы «Борис Годунов», (пролог, 2 картина, оркестровое вступление), Запись колокольных звонов: Ростовский перезвон, Благовест.
«Песня о России» муз. В.Локтева, сл. О.Высотской.
Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, аудио- и видеозаписи фрагментов музыкальных произведений.
Дидактические средства: учебник, колокольчики.
Организация начала урока.
Вход детей в класс, музыкальное приветствие У.: Прозвенел звонок,
Д.: Начался урок!
У.: Здравствуйте, ребята! Д.: Здравствуйте!
У доски выставлены колокольчики разных размеров .
II. Актуализация опорных знаний.
У.: Когда сегодня вы вошли в класс, на что вы обратили внимание?
Д.: Увидели колокольчики.
У.: А что такое колокольчики, или колокола?
Если дети затрудняются, пояснить, что колокол – это инструмент чашеобразной формы, который издает звук. У.: Где вы раньше видели колокольчики или колокола?
Д.: Видели в церкви, на линейке в школе, в деревне у бабушки.
У.: А как извлекается звук? (показать детям ближе, дать позвонить одним колокольчиком)
Д.: Мы раскачиваем колокольчик, внутри язычок, который стучит о стенки колокольчика.
У.: Чем отличаются данные инструменты?
Д.: Они разного размера
У.: Одинаково ли они звонят, одинаковые звуки издают? (позвонить разными колокольчиками).
Д.: Разные колокола издают разные по высоте звуки. Большой колокол – низкий звук, маленький колокольчик – высокий звук.
III. Изучение нового материала.
У.: У каждого колокольчика свой звук, как и у каждого человека, свой голос. А можно ли сыграть мелодию этими инструментами?
Д.: Можно, если будет много колоколов.
У.: А где можно увидеть много колоколов?
Д.: В церкви.
Слушание Ростовского перезвона
У.: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Д.: О колоколах, о том, как они звонят.
У.: Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка», называется он «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока – «Колокольные звоны России». Сегодня мы узнаем о том, как возникли колокола, как извлекается звук, как они звонят, какими бывают колокольные звоны, как они называются, где мы их можем услышать и почему они так важны для России.
У.: Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. А управляет ими мастер звонарского дела – звонарь. Музыка колоколов называется колокольным звоном. Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа. Именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России. На Руси, так в старину называли Россию, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.
А откуда же появился колокол? Его придумали не сразу. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева – било, от слова «бить». Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре. Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае, по другим - в Италии. Первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали). Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг, чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.
Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера литейщики справлялись с трудным делом так :
- Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
- Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
- В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
- Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
- Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Про колокола и колокольные звоны всегда говорили много добрых и красивых слов. Колокола называли русским чудом, и даже называли их молитвой. А вы знаете, что такое молитва?
Д.: Это обращение к Богу, просьба.
У.: Верно. А в народе говорили, что икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, а колокол – это молитва в звуке. Колокольные звоны называли «звучащей иконой». А еще говорили, что это голос Родины. А о чем нам может говорить голос Родины, то есть колокол? О добре и зле, и счастье, о печали и радости, о любви. Когда нам колокол говорит о печали, зле, горе?
Д.: Когда война, пожар, беда.
У.: А каким голосом нам говорит колокол об этом?
Д.: Тихим, низким, или наоборот очень кричащим, очень громким.
У.: А когда колокол говорит о радости, счастье, о любви?
Д.: Когда радостные события – победа, свадьба, праздник.
У.: А каким голосом нам об этом колокол сообщает?
Д.: Нежным, ласковым, добрым.
У.: Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу, сказали о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д., другими словами, вы назвали окраску разным голосам, т.е. ТЕМБР. Тембр – это окраска звука. У каждого человека свой голос, а значит, свой тембр. И у каждого колокола своя окраска звука, свой тембр. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького – высоким.
Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. Один из колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. Это особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в самый большой колокол. Это слово состоит из двух слов: благо и весть, что значит благая весть. (повторить вслух вместе с детьми слово БЛАГОВЕСТ)
Давайте послушаем, как звучит Благовест. (видеофрагмент)
У.: Куда нас приглашают колокола?
Д.: в церковь, на службу.
Одни люди любили звонить, а другие любили слушать. А среди слушателей находились сочинители музыки – композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы русского композитора М.П. Мусоргского.
III. Слушание и анализ музыки
М.П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», пролог, 2 картина оркестровое вступление.
У.: Что вы услышали? На что похожа эта музыка?
Д.: Звучат колокола, колокольный звон.
У.: Как звучит этот колокольный звон?
Д.: Тревожно, взволнованно, величественно, мощно.
У.: Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д.: Большие и маленькие.
У.: А как вы догадались?
Д.: Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
У.: А вы услышали именно колокола?
(это музыкальные инструменты подражают звучанию колоколов),
У.: А теперь обратите внимание на музыкальное произведение - песню, написанную на народную музыку и стихи И.Козлова. Она называется «Вечерний звон».
Звучит фрагмент песни "Вечерний звон" сл. И.Козлова, муз. Народная
У.: Есть ли что-то удивительное в исполнении песни?
Д.: Да, голоса изображают звучание колоколов
У.: В какой момент это происходило?
Д.: В начале и в конце фрагмента.
У.: Это были одинаковые колокола?
Д.: У каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких
У.: Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня?
Д: Нет, ещё пели слова, как в обычной песне
У.: О чём была эта песня?
Д.: О воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул
У.: А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты?
Д.: Нет, только голоса
У.: Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии?
Д: Подражание колокольному звону
О чем говорил музыкант?
Д.: О любви к Родине.
V. Итог урока
У.: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?
Д.: О колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр.
У.: Что такое тембр?
Д.: Окраска звука.
У.: Где мы слышим колокольные звоны?
Д.: В церкви, они зовут нас на службу.
У.: С каким колокольным звоном мы с вами познакомились?
Д.: Благовест.
У.: Что означает слово благовест?
Д.: Добрая, радостная весть.
У.: Закончить наш сегодняшний урок хотелось бы «Песней о России», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...

Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"
Урок музыки в первом классе с элементами театрализации. Тема: "Осенние краски в музыке"....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

