Конспект урока музыки 5 класс
план-конспект урока по музыке

Солдатова Антонина Васильeвна

Значимость колокольных звонов в культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О колокольных звонах России.21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Колокольные звоны России.

Программа:   Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, раздел «О России петь – что стремиться в храм».  

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в культуре русского народа.

Задачи урока:          

  • образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси, с понятием «тембры», с тембрами колоколов, с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов, научить определять на слух разные виды колокольных звонов, узнавать имитацию колокольного звона на основе сформированных знаний;
  • развивающие: развивать умение применять полученные знания, умения в ситуации интерграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к русским традициями исторически сложившимся символам русской земли.

 Музыкальный материал: 

«Вечерний звон» слова И.Козлова, музыка народная, исп. Мужской хор «Пересвет»,

М.П. Мусоргский, фрагмент из оперы «Борис Годунов», (пролог, 2 картина, оркестровое вступление), Запись колокольных звонов: Ростовский перезвон, Благовест.

«Песня о России» муз. В.Локтева, сл. О.Высотской.

 

Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, аудио- и видеозаписи фрагментов музыкальных произведений.  

 Дидактические средства: учебник, колокольчики.      

        Организация начала урока. 

Вход детей в класс, музыкальное приветствие У.: Прозвенел звонок,

Д.: Начался урок!

У.: Здравствуйте, ребята! Д.: Здравствуйте!

У доски выставлены колокольчики разных размеров . 

II.         Актуализация опорных знаний. 

У.: Когда сегодня вы вошли в класс, на что вы обратили внимание?

Д.: Увидели колокольчики.

У.: А что такое колокольчики, или колокола?

Если дети затрудняются, пояснить, что колокол – это инструмент чашеобразной формы, который издает звук. У.: Где вы раньше видели колокольчики или колокола?

Д.: Видели в церкви, на линейке в школе, в деревне у бабушки.  

У.: А как извлекается звук? (показать детям ближе, дать позвонить одним колокольчиком)

Д.: Мы раскачиваем колокольчик, внутри язычок, который стучит о стенки колокольчика.

У.: Чем отличаются данные инструменты?

Д.: Они разного размера

У.: Одинаково ли они звонят, одинаковые звуки издают? (позвонить разными колокольчиками).

Д.: Разные колокола издают разные по высоте звуки. Большой колокол – низкий звук, маленький колокольчик – высокий звук.

III. Изучение нового материала. 

У.: У каждого колокольчика свой звук, как и у каждого человека, свой голос. А можно ли сыграть мелодию этими инструментами?

Д.: Можно, если будет много колоколов.

У.: А где можно увидеть много колоколов?

Д.: В церкви.

Слушание Ростовского перезвона 

У.: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Д.: О колоколах, о том, как они звонят.

У.: Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка», называется он «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока – «Колокольные звоны России».   Сегодня мы узнаем о том, как возникли колокола, как извлекается звук, как они звонят, какими бывают колокольные звоны, как они называются, где мы их можем услышать и почему они так важны для России.

У.:   Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. А управляет ими мастер звонарского дела – звонарь. Музыка колоколов называется колокольным звоном. Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа. Именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России. На Руси, так в старину называли Россию, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.

А откуда же появился колокол? Его придумали не сразу. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева – било, от слова «бить».   Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре. Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае, по другим - в Италии. Первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали). Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг, чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.  

Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера литейщики справлялись с трудным делом так :  

  1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
  2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
  3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
  4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
  5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.

К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Про колокола и колокольные звоны всегда говорили много добрых и красивых слов. Колокола называли русским чудом, и даже называли их молитвой. А вы знаете, что такое молитва?

Д.: Это обращение к Богу, просьба.

У.: Верно. А в народе говорили, что икона – это молитва в красках,   храм – это молитва в камне,   а колокол – это молитва в звуке.   Колокольные звоны называли «звучащей иконой». А еще говорили, что это голос Родины. А о чем нам может говорить голос Родины, то есть колокол? О добре и зле, и счастье, о печали и радости, о любви. Когда нам колокол говорит о печали, зле, горе?

Д.: Когда война, пожар, беда.

У.: А каким голосом нам говорит колокол об этом?

Д.: Тихим, низким, или наоборот очень кричащим, очень громким.

У.: А когда колокол говорит о радости, счастье, о любви?

Д.: Когда радостные события – победа, свадьба, праздник.

У.: А каким голосом нам об этом колокол сообщает?

Д.: Нежным, ласковым, добрым.

У.: Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу, сказали о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д.,   другими словами, вы назвали окраску разным голосам, т.е. ТЕМБР. Тембр – это окраска звука.   У каждого человека свой голос, а значит, свой тембр. И у каждого колокола своя окраска звука, свой тембр. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького – высоким.

Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много,   но мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. Один из колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ.   Это особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в самый большой колокол. Это слово состоит из двух слов: благо и весть, что значит благая весть. (повторить вслух вместе с детьми слово БЛАГОВЕСТ)

Давайте послушаем, как звучит Благовест. (видеофрагмент) 

У.: Куда нас приглашают колокола?

Д.: в церковь, на службу.

Одни люди любили звонить, а другие любили слушать. А среди слушателей находились сочинители музыки – композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы русского композитора М.П. Мусоргского.  

III. Слушание и анализ музыки  

М.П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», пролог, 2 картина оркестровое вступление.

У.: Что вы услышали? На что похожа эта музыка?

Д.: Звучат колокола, колокольный звон.

У.: Как звучит этот колокольный звон?

Д.: Тревожно, взволнованно, величественно, мощно.

У.: Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?

Д.: Большие и маленькие.

У.: А как вы догадались?

Д.: Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.

У.: А вы услышали именно колокола?

   (это музыкальные инструменты подражают звучанию колоколов),  

У.: А теперь обратите внимание на музыкальное произведение - песню, написанную на народную музыку и стихи И.Козлова. Она называется   «Вечерний звон».

Звучит фрагмент песни "Вечерний звон" сл. И.Козлова, муз. Народная

 У.: Есть ли что-то удивительное в исполнении песни?

Д.: Да, голоса изображают звучание колоколов

У.: В какой момент это происходило?

Д.: В начале и в конце фрагмента.

У.: Это были одинаковые колокола?

Д.: У каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких

У.: Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня?

Д: Нет, ещё пели слова, как в обычной песне

 У.: О чём была эта песня?

Д.: О воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул

У.: А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты?

Д.: Нет, только голоса

У.: Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии?

Д: Подражание колокольному звону

 О чем говорил   музыкант?

Д.: О любви к Родине.

V. Итог урока 

  У.: Ребята, давайте вспомним, о чем мы  сегодня говорили на уроке?    

Д.: О колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр.

У.: Что такое тембр?

Д.: Окраска звука.

У.: Где мы слышим колокольные звоны?

Д.: В церкви, они зовут нас на службу.

У.: С каким колокольным звоном мы с вами познакомились?

Д.: Благовест.

У.: Что означает слово благовест?

Д.: Добрая, радостная весть.

У.: Закончить наш сегодняшний урок хотелось бы «Песней о России», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"

Урок музыки в первом классе с элементами театрализации.  Тема: "Осенние краски в музыке"....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...