Мастер-класс «Игра на музыкальных народных инструментах»
материал по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса
Тема: «Игра на музыкальных народных инструментах»
Уровень: начальная школа
Цели мастер-класса:
Познакомить учащихся с народными музыкальными инструментами.
Научить простым приёмам игры на них.
Воспитывать интерес к музыке и уважение к традициям.
Задачи:
Образовательные: познакомить с видами народных инструментов, научить основам игры.
Развивающие: развить чувство ритма, слух, внимание.
Воспитательные: воспитать уважение к народной культуре, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты (по ФГОС):
Личностные: интерес к традициям, желание участвовать в совместном музицировании.
Метапредметные: умение сотрудничать, договариваться, проявлять инициативу.
Предметные: знание названий инструментов, владение элементарными приёмами игры.
Оборудование:
Инструменты: ложки, бубен, трещотки, свирель
Аудиозаписи этих инструментов.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент. Вступление (3–4 мин)
Учитель:
– Ребята, сегодня мы отправимся в мир народной музыки. Скажите, как вы думаете, зачем люди создавали музыкальные инструменты?
Предполагаемые ответы учеников:
– Чтобы играть музыку.
– Чтобы веселиться.
– Чтобы выражать свои чувства.
Учитель:
– Верно! Музыкальные инструменты помогали людям и радоваться на праздниках, и выражать грусть в трудные времена. А сегодня вы сами попробуете сыграть на народных инструментах.
2. Знакомство с инструментами (10 мин)
Учитель показывает ложки.
– Как вы думаете, можно ли на обычных деревянных ложках играть музыку?
Ученики:
– Да! / Нет!
Учитель демонстрирует звучание.
– Послушайте, как они звучат. А теперь угадайте, какой инструмент я сыграю (включается аудиозапись с ложками).
Задание: Учащиеся угадывают, какой инструмент звучит.
Аналогично демонстрируются бубен, трещотки, свирель.
Учитель:
– Чем отличаются эти инструменты?
Ученики:
– Одни стучат, другие звенят, а свирель играет мелодию.
3. Практическая часть (15 мин)
Учитель:
– Давайте попробуем сыграть вместе. Начнём с ложек. Слушайте внимательно ритм: тук-тук — пауза — тук-тук. Повторите!
Ученики отбивают ритм.
Учитель:
– Отлично! А теперь возьмём бубен. Ваша задача – бить только на сильную долю, когда я хлопну в ладоши.
Задание: дети слушают музыку, бьют на первую долю такта.
Учитель показывает свирель:
– На ней мы можем сыграть простую мелодию. Попробуем извлечь звук.
Ученики пробуют, учитель помогает.
4. Совместное исполнение (10 мин)
Учитель:
– А теперь мы соберёмся в «народный оркестр». Разделимся на группы:
1-я группа – ложки,
2-я группа – бубны,
3-я группа – трещотки,
4-я группа – свирель.
Куплет – Припев
1. Ложки (группа 1) – ритмическая основа
Ударяют по схеме: тук-тук – пауза – тук-тук.
Играют на протяжении всего куплета и припева.
В припеве («Калинка, калинка, калинка моя…») можно добавить более частый ритм: тук-тук-тук-тук.
2. Бубен (группа 2) – акцент на сильную долю
Ударяют на первую долю каждого такта.
В припеве усиливают звук (можно добавлять двойной удар).
Задача – удерживать общий ритм ансамбля.
3. Трещотки (группа 3) – шумовой фон
В куплете играют только в конце каждой музыкальной фразы (как «аплодисменты»).
В припеве – можно играть ритмично вместе с ложками, но тише, создавая фон.
4. Свирель / Дудочка (группа 4) – мелодия
В куплете – исполняют простую мелодическую линию (или играют «поддержку» на одной-двух нотах).
В припеве – пробуют сыграть тему (упрощённо: по верхним нотам, с учителем или под запись).
Учитель (дирижёр-ведущий)
Начинает вступление хлопком или словами «Раз, два, три – играй!»
Показывает начало куплета, припева и места пауз.
Управляет динамикой: в куплете играют тише, в припеве – громче, радостнее.
🎶 Пример распределения:
Куплет: ложки + бубен (основа), трещотки – в конце фраз, свирель – лёгкие звуки.
Припев: подключаются все инструменты, звучание яркое и громкое, ложки ускоряют ритм.
Учитель дирижирует, дети играют на инструментах под запись русской народной песни «Калинка».
Учитель:
– Молодцы! У нас получился настоящий ансамбль. Что мы сделали правильно, а что можно улучшить?
Ученики:
– Мы слушали друг друга.
– Иногда играли быстрее.
– Нужно быть внимательнее.
5. Рефлексия (5 мин)
Учитель:
– Какой инструмент вам понравился больше всего?
Ученики: – Ложки! / Бубен! / Свирель!
Учитель:
– Чему вы научились сегодня?
Ученики:
– Играть ритм.
– Слушать друг друга.
– Узнали новые инструменты.
Учитель заключает:
– Народная музыка – это часть нашей культуры. Сохраняя её, мы сохраняем историю и традиции.
Итог мастер-класса:
Дети познакомились с народными инструментами.
Научились простейшим приёмам игры.
Почувствовали радость коллективного музицирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер- классу "Игра в ПРИДУМКУ"
Аннотация к мастер классу "Игра в Придумку". Работу выполнила Аюдуллина А.А воспитатель ГПД (группы продленного дня) коррекционной школы VII вида г.Нефтеюганска ХМАО-Югра.Дидактический материал способ...

Мастер-класс "Игра и игровые приемы при работе с лексикой"
Мастер-класс "Игра и игровые приёмы при работе с лексикой"...

Мастер - класс "Играя, развиваем речь"
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что в начальной школе мы обнаружива...

Мастер класс : "Игра как средство достижения планируемых результатов"
Данный мастер-класс включает в себя игровые приемы технологии ТРИЗ и не только...

Мастер - класс "Играя, учимся общаться"
Играя, мы общаемся и передаём друг другу знания, опыт, обмениваемся мнениями и впечатлениями, делимся чувствами, открываем других людей и при этом лучше узнаём себя....

Мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся».
Участвуя во во Всероссийском конкурсе "Учитель года - 2017", мной был разработан мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся...

мастер-класс «Игра как средство развития детей с нарушением зрения»
Игровая деятельность, ведущая в детстве, не теряет своего значения и в первом классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в ...
