Урок по теме "Вежливые формы переписки"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Вежливые формы переписки"

Цель : познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи

1Развитие коммуникативных способностей учащихся

2 Соблюдение стилевого единства письма

3умение выделять смысловые части письма

4 воспитывать интерес к эпистолярному жанру

Эпиграф

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…

                                  Н. Кузовлева

1.Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся  с эпистолярным жанром.

-Что такое эпистолярный жанр? (это жанр письма)

-В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится читать их ?

  А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

-Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?

3 основная часть урока

Стук в дверь, входит почтальон Печкин

Почтальон

-Ребята! Я  к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано,  тоже. Вот, что написано на конверте: "На деревню, дедушке Константину Макарычу". Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найдите адресата!

-Проходи , почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра. Об этом нам расскажет сказочник.

Сказочник

-Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду капов. Но им не повезо: у отца сломалось копье. Девочка придумала , что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто не умел ни читать , ни писать: в те времена письменности еще не существовало. А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи- вождь племени, и что он в опасности. "Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон",- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. "Я пойду и приведу ему на выручку все его племя",- решил незнакомец.

И совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочитала его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади. Ох, и досталось же незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо -это только пол дела: нужно его еще прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом вождь племени сказал: "О. Девочка - которую нужно хорошо отшлепать, за то, что ты такая шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день , когда люди назовут его умением писать!"

-Понравилась ли вам эта сказка? А знаете ее автора? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите как трудно  древности было распространить какие-либо известия. Нужно либо долгие месяцы долбить зубилом камень, либо обжигать глиняные таблички.

В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел в виду совсем другое.

А как вы думаете, каким же способом письма доставлялись адресатам? Об этом нам расскажет экскурсовод музея почтовой связи.

Экскурсовод -Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течении нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в санкт- Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи им. А.С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года . Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.

Учитель

-Ну, вот теперь вы знаете, как был изобретен почтовый ящик, но у нас еще одна гостья, давайте послушаем, о чем она нам расскажет. Наша гостья- госпожа Бревер-жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне, она расскажет о том, как был придуман почтовый конверт.

-В 1820 году мой муж решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием  пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной - листок бумаги величиной с визитную карточку. Днем и ночью собиралась толпа у витрины. Особенно привлекал внимание листок  на вершине пирамиды. После выставки особенным шиком стало писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно. Вскоре Бревер изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и стали называться "конвертами". С этого дня прошло более двухсот лет. За это время менялись  его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней- нести по почте вести людям.

4. Практическая часть урока

Учитель

-Спасибо нашим гостям, благодаря им мы много узнали об истории почты. А теперь перейдем к практической части нашего урок. Подумайте, какие бывают письма? (деловое, личное)

-Познакомимся с некоторыми словами связанными с эпистолярным жанром

Эпистола-литературный жанр, послание в форме письма

Адресат-тот, кому адресовано письмо

Адресант-тот, кто пишет письмо

Здравствуйте-живите и будьте здоровы

До свидания- до скорого свидания

-Как вы считаете, для чего мы пишем письма?

Сообщить, оповестить

Поздравить

Извиниться

Поделиться чувствами, впечатлениями

Поблагодарить

-Из каких частей состоит письмо , как вы думаете?

1. Приветствие или обращение-имя того, кому предназначено письмо

2. Вступление-вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение- выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись, дата.

-А теперь достаньте конверты и мы попробуем их правильно заполнить (образец на доске)

-Сейчас я прочитаю вам отрывки из некоторых писем. Послушайте.

"Привет, Диман! Как житуха? У меня все по- старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку, да еще классная отругала за то, что с лит-ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы! Ну все, пока, Диман, увидимся. До встречи, Леха"

-Чего не хватает в этом письме?

-Без чего можно было бы обойтись?

-Каким стилем было написано письмо?

-Интересно читать такое послание?

-Пред вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите на структуру этих писем, на речевые обороты. Отрывок из письма Тургенева Полине Виардо

"…Кругом было восхитительно красиво, и если Вы когда -нибудь приедете в  Спасское, я поведу Вас к этой скамье. Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или вернее, Спасское озеро… Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые , к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон; это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…"

-Каким стилем оно написано?

-Какие обороты вам понравились, прочитайте.

-А теперь мы прочитаем письмо Гоголя  к матери.

"Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с Вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновение оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновение воздухом деревни! Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…"

-Какие это письма?

-Каким стилем нужно писать личные письма? (художественным)

- А деловые? (официально-деловым)

- Теперь ,когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо. У меня есть слова подсказки, которые вы можете использовать.

Дети приступают к работе

5. Заключительная часть урока .Рефлексия.

- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конвертов, писали письма .А что же объединяет все письма?

Наконец пришло время открыть секрет: письмо пришло к вам по ошибке, написал его герой рассказа Чехова -Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки.

Вот и подошел к концу наш урок. На столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно и понравилась работа на уроке, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, то выберите лепесток с вопросительным знаком. Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых еще есть вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. А сейчас передайте свои письма почтальону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени" и презентация по уроку

Урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени", который проходит в форме урока-игры, урока-сказки с использованием презентации...

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...