Интеграция обучения как одно из направлений педагогического поиска
статья по теме

Барабанщикова Маргарита Юрьевна

Инновационные процессы, происходящие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят перед каждым учителем вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов, представляющих данную картину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_integratsiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Барабанщикова М. Ю.

Учитель начальных классов ОУ Лицея № 554, воспитатель ГПД

«Интеграция обучения как одно из направлений педагогического поиска, методическое явление, инновационная форма и требование времени».

Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере производства, науки и культуры.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят перед каждым учителем вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов, представляющих данную картину.

Однако, предметные программы составлены так, что знания ребят искусственно расчленяются по предметному признаку.

Такая предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у обучающихся органического восприятия картины мира и культуры в целом. В то время, как  вокруг преобладают тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции.

Кроме того, каждый учитель сталкивается с проблемой, когда успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другой образовательной компетенции. В подобных случаях требуется их сравнение и сопоставление, а все это и есть основание для интеграции.

Под интеграцией, вообще, понимают объединение в целом каких-либо частей или элементов. (Словарь иностранных слов под редакцией Л.С.Шаумяна)

В педагогике же интеграция – есть процесс сближения и связи наук, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Корни данного процесса лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей, которая родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.

Еще Ян Амос Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Позднее к этой идее обращались многие педагоги, развивая и обобщая ее.

Историю интеграции в просвещении XX века можно разделить на три этапа:

  • проблемно-комплексное обучение;
  • межпредметные связи;
  • собственно интегрирование.

Понятие «интеграции» в настоящий момент имеет два значения:

  1. создание у школьника целостного представления об окружающем мире (цель обучения);
  2. нахождение общей платформы сближения знаний (средство обучения).

Интегрирование можно разделить на горизонтальное (т.е. объединения школьных предметов одного года обучения) и вертикальное (т.е. охват однородного материала из программы разных лет обучения).

Интеграция в современной педагогике выполняет ряд функций:

  1. методологическая – формирование у обучающихся современных представлений изучаемых дисциплин;
  2. образовательная  - формирование системности, глубины, осознанности познаний;
  3. развивающая – формирование познавательной активности обучающихся, расширение кругозора;
  4. воспитывающая – отражает политехническую направленность;
  5. конструктивная – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм обучения.

Основной, из которых является интегрированный урок.

Интегрированный урок (от латинского «полный», «целостный»)  - урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

Это междисциплинарная форма.

Хорошо устанавливаются интеграционные связи между:

  • математикой и окружающим миром;
  • русским языком и чтением;
  • русским языком и окружающим миром;
  • чтением и музыкой;
  • чтением и ИЗО;
  • окружающим миром и технологией;
  • окружающем миром и ИЗО.

Самая распространенная интеграция в начальной школе – обучение грамоте и письмо.

Следует отмечать интегрированные уроки от интегрированных предметов и от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрированные уроки должны иметь четко сформированные учебные цели и задачи и соответствовать ряду требований:

  • тщательное планирование, выделение главной и сопутствующей цели;
  • моделирование – т.е. анализ и отбор материала, наполнение его содержанием, которое поддерживает главную цель;
  • оптимальная нагрузка детей;
  • привлечение к проведению уроков специалистов разных предметных компетенций.

В таких уроках могут участвовать два учителя. Однако, организовать одновременную работу на уроке нескольких учителей очень трудно из-за жесткого расписания. Хотя такие интегрированные уроки как чтение и английский язык, русский язык и английский язык, окружающий мир и английский язык были бы не только эффективными, но и запоминающимися.

Ведь урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.

Грамотно подготовленные и качественно проведенные интегрированные уроки:

  • вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну;
  • помогают обучающимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе, так как эти понятия, явления и процессы рассматриваются целостно и в тоже время разносторонне;
  • способствуют информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с разных сторон познавать явление или предмет изучения;
  • систематическое использование интеграции знании создает возможность для широкого применения ИКТ.

А главное превращает сорокаминутный момент жизни ребенка на уроке в продолжение домашней, уличной жизни, в кусочек истории его личностной судьбы.

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая диагностика процесса обучения как одно из направлений повышения качества образования по математике

Научно-методическая разработка  по  математике . Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Аттестационная работа учителя....

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...

Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «ЦО «Тавла»-СОШ №17» Фомичевой Екатерины Викторовны «Предупреждение компьютерной зависимости – одно из направлений здоровьесберегающих технологий».

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Наблюдая за своими учениками, я сделала выво...