Использование элементов ТРИЗ - педагогики на уроках родного языка
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Солодухина Лилия Юрьевна

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ.
 ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_elementov_triz.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов ТРИЗ - педагогики

на уроках родного языка

            «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» — так писал В.А. Сухомлинский.

Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении. Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое, творить может «Теория решения изобретательных задач» (ТРИЗ). Эле менты ТРИЗ-педагогики используются мною в практике работы, в частности, на уроках русского языка.

На уроках школьники часто путешествуют.

— Представьте себя на пороге зимнего леса. Поднимите головы, взгляните на верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега. Что вы чувствуете? Послушайте тишину...

Ученики пользуются тремя опорами: «Я вижу...», «Я слышу...», «Я чувствую...» Вот как начинают они устные описания воображаемого мира.

«Я вижу солнечный луч, он проходит сквозь спутанные ветки...»

«Я слышу, как шуршат хвоинки на соснах...»

«Я чувствую снежинку на щеке...»

Так дети описывают картину реального мира. Существует, однако, еще один мир — мир образов, Зазеркалье. В Зазеркалье — все как в реальном мире, с одной только разницей: мы видим не сами предметы, а то, на что они похожи. Вначале Зазеркалье строится на уроке. На доске — два глаза: один смотрит в реальный мир, другой — в Зазеркалье.

Например, ученики получают задание: «Сравните сосульку на крыше с чем-то целым».

—        Расческа, гусеница, замок вверх нога
ми, пила.

На часть чего похожи сосульки на крыше?

—        Это гребень динозаврика, чьи-то зу
бы, кто-то сидит на крыше и ноги свесил.

А если наоборот, сравнить сосульки с множеством чего-то? Что получится?

Перевернутый город, иголки в игольнице Снежной королевы.

Взгляните на сосульку глазами карлика. С чем, по-вашему, карлик сравнил бы сосульку?

А теперь превратимся в великанов. Что скажете, великаны?

У образа должна быть своя жизнь, своя история. Этому тоже надо учить.

  • Представьте себе: висела сосулька на
    крыше и вдруг неожиданно для вас со звоном слетела вниз и раскололась на мелкие кусочки. Найдите зазеркальные причины: почему разбилась сосулька?
  • Она поспорила с подругами, что может вырасти. Тянулась, тянулась вниз! — и упала.
  • В качестве примера приведу сочинение ученицы II класса.

О чём мечтает сосулька?

Наступила зима. На крыши домов намело много снега. Пригрело солнышко, и родилась сосулька. Огляделась сосулька вокруг — белым-бело. Захотелось ей увидеть красивые цветы. Она мечтала о васильках, ромашках, колокольчиках. Но солнце пригревало всё сильней, и сосулька начала плакать. Слёзы падали на землю, и там выросли цветы, о которых она мечтала.

Мечта сосульки сбылась.

Так ученики тренируются на уроках раз в неделю, а иногда и чаще. Работа сначала устная. Школьники учатся не только высказывать свою точку зрения, но и слушать ответы товарищей.

В ТРИЗ-педагогике есть прием — эмпатия. Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идет речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на нее глазами данного предмета. Это чисто психологический прием, расчет на то, что неожиданный взгляд на задачу позволит увидеть нечто новое.

— А что, если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? С кем ты подружился? О чем шепчутся твои листочки?

Предлагаю ученикам задуматься об отношении к окружающим нас предметам. На одном из уроков предложила им представить себя линейкой, портфелем и т.д.

И вот что получилось.

Я тетрадь аккуратного ученика Коли. Я живу в портфеле. У меня много друзей: линейка, карандаш и очень умный учебник. Коля заботится обо мне. Когда я попала в руки к этому мальчику, он меня сразу нарядил в прозрачное и блестящее платье. Вот Коля сел за стол, взял ручку и красиво написал домашнюю работу. Я поняла, что очень приятно быть в руках хорошего человека. Желаю, чтобы у всех тетрадей были такие хорошие и умные хозяева.

Часто на уроках играем в игру «Колодец желаний», цель которой — помочь ученикам выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты; учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей; развивать речь, воображение, фантазию, помочь разобраться в своих чувствах, понять себя.

Если бы я был насекомым, то превратился бы в паука. Мне нравится, как пауки плетут паутину. Она получается очень красивая. Я был бы трудолюбивым пауком. Плёл бы не только паутину, но и сети для рыбаков. А ещё я бы хотел стать царём всех пауков. В моём царстве жили бы самые добрые, самые смелые пауки.

Темы для творческих работ берутся самые разнообразные. Часто обращаюсь к идее Дж. Родари «Фантастические гипотезы»:

  1. Что было бы, если б животные и птицы смогли говорить на одном языке?
  2. Что было бы, если б растения моглине только расти, но и сами двигаться?
  3. Что было бы, если б внезапно исчезлосолнце?

Приведу пример подобной творческой работы.

Что было бы, если из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты? Я позвал бы соседей, друзей, знакомых собирать сладости. Затем накрыли бы стол прямо на улице. Все вместе пили бы чай, смеялись, шутили.

На уроках учащиеся познакомились с народными сказками всех жанров. Во внеурочное время слушали грамзаписи и сами делали постановки сказок. А потом им было предложено самим написать сказки. Сначала это были сказки-почемучки: «Почему у снегиря грудка красная?», «Почему ночью солнце не светит?» Ряд таких вопросов может предложить учитель, но поощряется и самостоятельный выбор темы. Однажды ученики спросили: «Почему так мало сказок про грибы?» Так был объявлен конкурс на лучшую грибную сказку.

«Жили-были папа-боровик, мама-боровик, и было у них три сына...»

В некотором лесном царстве, грибном государстве умер царь Мухомор I...»

«В одной подберёзовой республике решили грибы выбрать себе президента...»

И вот какие сказки получились.

Жили-были папа-боровик, мама-боровик, и было у них три сына. Однажды умерли их родители. Загоревали дети. Пошли они странствовать и оказались в волшебном царстве у подберёзовиков. Подберёзовики окружили их и спросили: «Откуда вы? Из какого царства, грибного государства?»

«Мы из царства Боровиков», — ответили боровички.

«Ну что ж, оставайтесь здесь», — предложили подберёзовики.

В этот день у подберёзовиков был праздник, а боровички были желанными гостями. Привыкли боровики жить с подберёзовиками. Перемешался их род, и получились грибы лисички. Стали на этой земле грибы лисички жить и сейчас живут.

Стали школьники пробовать свои силы в репортерском искусстве и объявили в классе конкурс на лучший репортаж из ле са. Ребята стали искать интересную тему: «Заготовка на зиму нового урожая шишек», «Муравьиное новоселье в районе берёзового пня», «К норе крота ведут таинственные следы». Ученики определили жанр репортажа. У кого-то было информационное сообщение, у кого-то — журналистское расследование, кто-то сделал интервью со «знаменитой» личностью.

Хроника происшествий с улицы Лесной

Была прекрасная солнечная погода. Трудяги пчёлы улетели собирать нектар. В это время медведь Василий ограбил улей. Хозяйки прилетели и увидели, что улей пуст. Пчёлы не растерялись и вызвали инспектора Волка Волковича. По горячим следам похитителя нашли. Медведь Василий написал чистосердечное признание. Его хорошенько наказали — два раза укусили за нос и хвост.

Использование на уроках элементов ТРИЗ-педагогики обеспечивает развитие речи учащихся, учит вести диалогические споры, дает прекрасные возможности для развития монологической речи.

Нужно помнить, что работа по развитию речи в начальной школе не терпит однообразности, суеты и первые успехи всегда заслуживают поощрения.

Предлагаю вашему вниманию урок развития речи с использованием элементов ТРИЗ-педагогики. (Система Занкова. II класс.)

Тема: * Рассказ-фантазия «Я — лиса».

Цели: обучать составлению описательных рассказов по картине от имени лисички; развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас; учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Оборудование: картина «У лисьей норы»; предметные рисунки, памятки; Толковый словарь СИ. Ожегова, любой школьный словарь синонимов и антонимов русского языка; «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; кассета «Звуки природы».

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Этюд «Улыбка».

Представьте свою любимую игрушку. Посмотрите на нее ласково. Улыбнитесь от всей души. Я думаю, что такое же хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

II.        Речевая разминка.

На доске записана загадка, которую читает учитель.

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её... лиса.

(Показ игрушки.)

—        По каким признакам вы определили,
что эта загадка о лисе?

Кто видел живую лису?

В словарю СИ. Ожегова сказано, что лиса — это хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Почему лису называют плутовкой?

Плутовка, а как сказать иначе? (Плутовка, хитрая, лукавая, жуликоватая, ушлая (словари синонимов и антонимов русского языка).

О каком человеке говорят «хитрый, как лисица»? (О хитром, льстивом человеке.)

Прочитайте загадку выразительно. Что постараетесь выразить при чтении? (Красоту лисы, ее хитрость.)

Какие слова несут эмоциональную окраску? Мы их выделим голосом при чтении? (В первой строчке слово «плутовка», так как нам важно показать, что она хитрая и т.д.)

III.        Подготовительная работа.

1.        Сообщение темы и цели урока.

—        Что бы вы еще хотели узнать о лисе?
На уроке постараемся ответить на все ваши вопросы. Итогом нашей работы будетнаписание рассказа-фантазии «Я — лиса».
(Открывается тема урока, записанная надоске.)

Приглашаю вас заглянуть в гости к лисе. Звучит музыка.

2.        Минутка релаксации.

—        Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение. Помните, что мы идем вгости. Нельзя тревожить жителей леса. Мыдолжны получить удовольствие от этойпрогулки. Откройте глаза.

Где очутились? (У лисьей норы.) IV. Работа по картине.

  1. Для того чтобы лучше узнать о жизнилисы, сложим ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и посмотрим через него. Да так, чтобы в глазок попал только один объект. Итак, что вы видите на картине через глазок? (Лиса, нора, лисята, мышка, дерево.)
  2. Игра «Ищу друга».

—        Какие два предмета можем связать между собой? Ответ нужно обосновать.

  • Соединю нору и дерево, так как лисья нора находится у дерева.
  • Соединю лису и дерево, так как лиса отдыхает под высоким деревом.
  • Соединю лисят и мышку, так как лисята играют с мышкой и таким образом
    учатся охотиться.

3.        — Подберите однокоренные слова.
(Лиса — лисица — лисонька — лисичка —лисий.)

А как иначе народ называет лису? (Кумушка, плутовка, хищница, Патрикеевна.) Почему хищница? Как называются эти слова? (Синонимы.)

4.        — Закройте на минутку глаза. Походите по лесу, мысленно притроньтесь ко всему, что встретилось на пути, проведите рукой. Что чувствуете? (Я чувствую, что мордочка у лисы вытянутая; я чувствую, что туловище   покрыто   густой   шелковистой шерстью, шерсть у лисы золотистая, рыжая; она блестит на солнце, переливается; хвост длинный, пушистый, большой, заметает следы, служит рулем; когда приходится удирать, он путается под ногами; ушки тор
чат на макушке; глаза зеленые, замечают все вокруг, хитрые; лапки коротенькие, в черных «сапожках».)

Так как же выглядит лисонька? (Очень нарядно, просто красавица.)

5.        Расширение и углубление знаний учащихся.

—        Сколько хороших слов было сказаноо лисе. Наступила очередь выступить нашей славной кумушке Лисе Патрикеевне.Не многих животных называют по имени-отчеству.

Лиса. Здравствуйте, ребята! Много хороших слов услышала о себе. Вам, наверное, интересно узнать о моем отчестве? Мама рассказывала, что шестьсот лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунто-вич, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». Мы, лисы, быстро бегаем, умеем ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Мы не боимся воды, так как умеем плавать. Живем в норах. Обычно устраиваем их под корнями больших деревьев. Лисы не живут стаями. Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаем на задние лапы и ходим мелкими шажками. Представляете, даже есть такой танец — фокстрот — «лисий шаг». Вот мы какие — и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу честь назвали. Лисы очень хорошие матери. В мае рождаются лисята. Через двенадцать дней они начинают видеть. Только через три месяца они выходят из норы. До свидания, друзья! Побегу к лисятам. До новых встреч.

V.        Работа с выставкой книг «Испокон века книга растит человека».

—        Многие писатели обращались к образу лисицы.

Вспомните произведения о красавице лисе.

Скажите, в каких произведениях лисичку все-таки перехитрили?

Как вы думаете, лиса переживает? (Ей не хочется вспоминать об этом позоре.)

Что понравилось в описании?

VI.        Написание рассказа-фантазии «Я —лиса».

—        Представьте, что вы лисица. Составь
те и запишите рассказ-фантазию «Я — лиса». Будьте внимательны! Обратите внимание на орфограммы. Вам помогут памятки, слова-помощники на доске.

VII.        Пальчиковая гимнастика.

— Учеными доказано, что таланты людей находятся на кончиках пальцев, а чтобы ваши сочинения были интересными и необычными, выполним пальчиковую гимнастику.

Вот за партами ребята Расшалились, как лисята. Парты пальчиками трут, Словно лапками скребут.

Школьники растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.

VIII.        Выполнение работы.
Чтение двух-трех сочинений.

IX.        Домашнее задание творческого характера — мини-сочинение «Я — лисенок».

X.        Итог урока. Рефлексия.

Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания, опыт ты сегодня получил?

Б (безымянный) — близость в цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?

У (указательный) — бодрость, физическая форма. Что я сегодня сделал для своего здоровья?

Б (большой) — состояние духа. Какое у меня настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.

В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...

«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».

Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...