Организация самостоятельной работы на уроке в условиях индивидуально-дифференцированного обучения
статья (2 класс)

Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями уже само по себе предполагает дифференцированный подход. Разделение учеников на классы с учетом тяжести их нарушения основа дифференцированного образования. Однако и внутри одного класса учитель дифференцирует учеников на подгруппы, в зависимости от их типологических особенностей: скорости усвоения знаний, умений и навыков, темпа работы на уроке, особенностей восприятия информации, поведенческих сложностей и сложностей в коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brovkina_a.i._statya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы на уроке в условиях индивидуально-дифференцированного обучения

Гуманизация образования – это направленность образовательного процесса на уважение прав и свобод каждого участника системы образования. Гуманизация образования наиболее ярко проявляется в обучении детей с особенностями развития. Гуманная педагогика не просто уравнивает в праве на получение образования каждого ребенка, но и предполагает использование здоровьесберегающих технологий, внимание к нравственному развитию ученика, ориентацию на интересы и склонности каждого отдельного учащегося, учет его личных особенностей.

Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями уже само по себе предполагает дифференцированный подход. Разделение учеников на классы с учетом тяжести их нарушения основа дифференцированного образования. Однако и внутри одного класса учитель дифференцирует учеников на подгруппы, в зависимости от их типологических особенностей: скорости усвоения знаний, умений и навыков, темпа работы на уроке, особенностей восприятия информации, поведенческих сложностей и сложностей в коммуникации.

Принцип дифференцирования на уроке реализуется за счет разноуровневых задач и заданий для каждой группы учеников. По какому принципу определяются эти группы? Группы могут формироваться по уровню усвоения программного материала, степени работоспособности и\или утомляемости во время урока, степени самостоятельности ребенка в выполнении заданий, а также уровню оказываемой помощи. Группы детей не статичны – они могут меняться в зависимости от урока, личных особенностей, по мере освоения новых умений и знаний.

Индивидуальный подход подразумевает учет особенностей развития каждого конкретного ученика. Дети с интеллектуальными нарушениями нередко имеют ряд сопутствующих особенностей, не позволяющих им в полной мере усваивать материал во время групповой и подгрупповой работы. Среди таких особенностей могут быть расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения, нарушения речи и другие.

В своей статье я хочу рассмотреть визуальную поддержку как средство помощи детям с РАС и интеллектуальными нарушениями во время самостоятельного выполнения индивидуальных заданий.

Одна из стратегий помощи детям с особенностями интеллектуального развития и расстройством аутистического спектра является визуальная поддержка. Это метод с доказанной эффективностью, который применяется и в организованном обучении, и в досуговой деятельности. Визуальный канал восприятия, как правило, является ведущим у детей этой нозологической группы. Для освоения каждого нового навыка таким обучающимся требуется большое количество повторений одной и то же задачи, а также значительное количество подсказок. Визуальное расписание является своего рода подсказкой для ребенка «Что нужно сделать дальше? Смотри расписание».

Расписание может быть составлено на день, на часть дня, на урок или часть урока.

В ситуации, когда ребенок не может принимать участие в запланированной групповой или подгрупповой работе в силу его личностных особенностей, целесообразно предложить ему задания для самостоятельной работы. Однако не каждый ребенок может сразу начать самостоятельно заниматься. И тут ему понадобится не только визуальное расписание на эту часть урока, но и помощь тьютора на этапе обучения.

Еще до начала обучения самостоятельной работе по расписанию нужно продумать и подготовить все необходимое. Как будет выглядеть расписание? Как ребенок будет им пользоваться? Где будут лежать задания? Как ребенок должен сообщить о выполнении задания?

Предположим, что мы выбрали визуальное расписание в виде карточек с картинкой и подписью для ребенка, который уже может прочитать простые слова. Карточки будут приклеены горизонтально в той очередности, в которой предстоит выполнять задания. Задания будут в виде печатных листков в кармашке слева от ребенка. После выполнения каждого пункта расписания ребенок отрывает карточку из графы «Нужно сделать» и приклеивает ее в графу «Сделано». Сделанные задания ребенок складывает в папку справа. Последним пунктом в графе «надо сделать» приклеена карточка «приз». Для того, чтобы поучить свой приз ребенок должен поднять руку и дождаться, когда учитель к нему обратится.

На первом этапе мы учим ребенка пользоваться визуальным расписанием. Начинаем работу всегда с одного простого задания, после которого ребенок должен поднять руку и получить свой приз. На этапе структурированного обучения тьютор молча, оказывая полную физическую подсказку показывает на первый пункт расписания (например, на карточку «Обведи»), озвучивает задание ребенок или тьютор, если ребенок невербальный, затем из папки слева ребенок с помощью тьютора достает листок, на котором нарисован такой же значок «обведи», берет карандаш и выполняет задание. После окончания самого задания – тьютор молча жестом показывает на папку (или контейнер), в который надо положить сделанное задание. Также молча указывает на следующую карточку, на которой нарисован значок «поднять руку, приз». Тьютор также молча помогает ребенку поднять руку. В этот момент к работе подключается учитель, который хвалит ребенка за самостоятельно выполненное задание, красиво поднятую руку, ожидание, и выдает желаемый приз.

В целом процедура обучения довольно проста. По аналогии с первым шагом мы учим выполнять самостоятельно задание из двух, трех и так далее шагов.  Задания могут быть разными, например, «Обведи», «раскрась», «посчитай», «собери», так и просто пронумерованы в порядке выполнения цифрами. Здесь все зависит от особенностей ребенка – понимание порядка цифр, изображений в целом. Задания могут быть не только на листах, но и в виде 3д объектов – пазлы, мозаика, кубики.  

Что может служит поощрением для ребенка – призом? Все что угодно. Игрушки, вкусности, сенсорные активности, подвижные и социально-тактильные игры. Следует регулярно проводить оценку предпочтений ребенка, путем наблюдения за ним в свободной деятельности, опроса родителей или проведения структурированной шкалы МОП (моментальная оценка предпочтений). Таким образом, мы будем понимать примерный диапазон развлечений которые мотивируют нашего ученика выполнять задания. И на основании этого предлагать в качестве приза заведомо интересные и приятные игрушки и активности. Приз может быть объявлен заранее (например, мы предлагаем ребенку выбор из двух-пяти предметов, которые мы определили как предпочитаемые в процессе оценки) или это может быть сюрпризный момент (ребенок не знает заранее, что именно его ждет в качестве приза, но педагог дает что-то из предметов, являющихся поощрением по результатам МОП).

При поощрении ребенка следует помнить, что социальная похвала выдается всегда одновременно с физическим поощрением, чтобы сформировать связь «Похвала-приз». Это позволит ребенку со временем понять ценность социального поощрения, похвалы.

Важно, по мере освоения навыка самостоятельной работы, постепенно редуцировать подсказку. Так от полной физической подсказки мы постепенно уходим к частичной помощи (нужно лишь немного подтолкнуть ребенка за локоть к заданию, а возьмет он его сам), затем к самостоятельному выполнению всей процедуры.  Если ребенку сложно воспринимать физическую помощь, то можно использовать жестовую подсказку. Важно помнить, что визуальное расписание само по себе явзяется подсказкой для ребенка, и довольно быстро уходить от помощи тьютора во время выполнения заданий. Вербальная подсказка («Смотри», «возьми», «положи») категорически запрещена в этой процедуре! Почему? Если мы постоянно говорим ребенку, что ему следует делать это учит его выполнять инструкции, но совершенно не помогает обучиться самостоятельности, моторному планированию, и, в конечном счете, пользоваться расписанием. Происходит так называемая «вербализация» ребенка. Ребенок не может без вербальной инструкции самостоятельно совершать даже простые действия.

Таким образом, грамотно организованная тьюторская помощь и слаженная работа команды учитель-тьютор позволяет научить ребенка опираться на предмет (визуальное расписание), а не на человека (тьютор, учитель), что способствует развитию самостоятельности, а также инициативы в планировании собственных действий, проактивной коррекции нежелательного поведения.

Список литературы

  1. Довбня С. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью //СПб.: Сеанс. – 2018.
  2. Визуальное расписание // Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Пскова [Электронный ресурс] URL: http://clp.pskov.ru/novosti/vizualnoe-raspisanie
  3. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – 2018.
  4. Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.
  5. Сороко Е.Н. Современные подходы к обучению коммуникации детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, 2018.
  6. Холмогорова В.Ю. Реализация дифференцированного подхода в процессе обучения математике в инклюзивных классах, 2021

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида....

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....

Организация самостоятельной работы на уроке в условиях малокомплектной школы.

При планировании самостоятельной работы в условиях малокомплектной школы для учителя важно:хорошо понимать её цель;отчётливо видеть её место и роль в данном уроке;обосновано выбирать её объём;по возмо...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...