Памятка по подготовке урока с использованием текста в режиме продуктивного чтения.
учебно-методический материал

Рыжова Венера Идиетулловна

Методический материал для работы учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx13.65 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения

 

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);

– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах);

– концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке:

– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;

– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

Например,: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п.

(Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами.

Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения –вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);

– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...