Конспект урока окружающего мира 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Галимова Гульнара Дамировна

Урок окружающего мира во 2 классе по ОС "Школа 2100". Урок изучения нового материала. Тема "Экосистемы". На изучение этой темы предполагается 2 учебных часа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.zip14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Экологические системы»

Программа: Школа 2100

Класс: 2-г

Учитель: Шарафелисламова Гульнара Дамировна

Дата проведения: 24.02.2011 г.

Цель: сформировать представление об экосистеме.

Задачи:

  1. Обучающие: 
  1. закрепить понятие о местообитании животных и растений, об экосистеме;
  2. помочь осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
  3. показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
  1. Развивающие: 
  1. научить систематизировать, выделять главное; способствовать развитию воображения;
  2. научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
  3. развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи;
  1. Воспитательные: 
  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения(видео фрагменты) и создание ситуации успеха.
  2. формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
  3. прививать любовь к окружающей природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме. Понятия: экосистема.

Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые.

Средствами обучения: 

  1. печатные издания: учебник, наглядное пособие;
  2. записи на доске;
  3. видеофильмы;
  4. слово учителя.  

Каналы общения: 

  1. ученик – учитель;
  2. ученик – литературный источник (учебник);

Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.

Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

Оборудование: иллюстрации с городом, лесом, живыми организмами разных профессий, плакат «Экологические системы» из комплекта «Наглядный материал по окружающему миру для 2 класса».

ТСО: мультимедиа установка

  1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку окружающего мира.

Итак, какими качествами нам с вами нужно обладать, чтобы на уроке сделать своё маленькое открытие?

Дети: быть внимательным, любознательным, терпеливым

- Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый сделает для себя открытие.

Мы с вами закончили первую часть учебника, переходим ко второй. Внимательно пролистайте вторую часть, карты в конце учебника, содержание и установите, о чём мы будем говорить, изучая эту часть.

Дети: мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Мы начнём рассматривать жителей разных частей света и материков.

- Молодцы! Конечно, именно этому будут посвящены следующие уроки.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Ребята, сейчас я вам предлагаю представить две ситуации. Вам нужно ответить как всегда на два вопроса: как из первой ситуации возникла вторая, кто принимал в это участие и какой вывод вы можете сделать.

Ситуация 1. 

На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодные.

На второй иллюстрации город тот же, только в нём всё чисто, красивые клумбы с цветами и довольные собаки и кошки гуляют по улицам.

- Как произошло изменение? (в городе убирались, поливали цветы)

- Кто участвовал в этом процессе? (люди, человек)

- Какой вывод можно сделать? (За городом нужно ухаживать, чтобы поддерживать порядок и вырастить растения и животных)

Ситуация 2.

На первом рисунке: День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи.

На втором рисунке: День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков есть маленькие волчата, они лежат сытые и довольные. В этом месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве в дупле белка что-то прячет.

- Как произошли эти изменения? (у волков родились волчата, появились новые побеги)

- Кто участвовал в этом процессе? (растения и животные)

- Какой вывод можно сделать? (все изменения происходили без участия человека)

- Почему же во второй ситуации не требуется участие человека, а в первой требуется?

Дети: растения сами растут, животные рождают потомство, а в городе человек сам заботится об окружающем мире.

- Какой вопрос у вас возникает?

Дети: кто же в лесу помогает животным и растениям?

Молодцы! Чему будет посвящён наш урок?

Дети: мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения наводят порядок.

- Ребята, какие профессии помогают в городе поддерживать порядок?

Дети: дворники, садовники…

- Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть?

Дети: нет ли профессий у животных и растений?

- Да, с этим вопросом нужно разобраться. Эти процессы в лесу, по вашему мнению, происходят постоянно, систематически или от случая к случаю.

Дети: это тоже нам надо сегодня выяснить.

- Итак, выносим несколько вопросов для общего наблюдения и обсуждения.

  1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?
  2. Нет ли профессий у животных и растений?
  3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?
  1. Совместное открытие знаний.

- Чтобы ответить на вопросы, сначала поиграем в «Третий лишний»

Белка, белый медведь, бурый медведь. (белый медведь живёт на северном полюсе – ледяная пустыня)

Жираф, заяц, зебра. (заяц – в лесном массиве)

Осьминог, дельфин, ёрш. (ёрш – живёт в реке)

- Какой вывод можно сделать?

Дети: у каждого животного есть своё место жительства.

- Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть фильм. И попробовать ответить на вопрос как приспосабливаются животные и растения к жизни в разных тепловых поясах.

- Что вы узнали из фильма?

Дети:

- Какой вывод можем сделать?

Дети: все животные и растения приспосабливаются к жизни в своём поясе, им там комфортно и они не смогут жить в других условиях.

Физминутка. (музыка). Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте зимний лес. Ярко светит февральское солнце. Снег переливается яркими, радужными цветами. Вы поймали лучик солнца в свою ладонь. Стало очень тепло, что захотелось поделиться теплотой с другими. Вы тихо улыбнулись и открыли глаза.

Продолжаем работать.

с.4 У каждого своё место обитания. Чтение вслух.

С каким новым термином познакомились? (место обитания)

На с.4 посмотрим на картинки внизу и ответим на вопрос: Как связаны друг с другом эти животные и растения?

Дети: растёт дуб, гусеницы питаются его листьями, синица питается гусеницами, а ястреб – синицами.

- Кто знает, как называется эта связь дуб-гусеницы-синицы-ястреб?

Дети: пищевая цепь

Верно! Эти растения и животные объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где достаточно пищи.

- скажите, а где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы вместе?

Дети: в лесу

Хорошо. А давайте проверим наше утверждение по учебнику. с. 5. Экосистема.

Вспоминаем материал 1-ого класса. Растения и животные экосистемы выполняют какую-то роль. Какую?

Дети:

Растения – «Кормильцы» (чтение текста с.5)

Животные – «Едоки» (чтение текста с.5-6)

Бактерии, грибы, мелкие животные – «Мусорщики» (чтение текста с.6)

Попробуем составить схему.

- Давайте посмотрим на плакат «Экологические системы».

- Что изображено  в первой рамочке?

Дети: растения (кормильцы)

- Кто во второй рамочке?

Дети: животные (едоки)

- Кто или что в третьей?

Дети: грибы, черви, бактерии (мусорщики)

Попробуйте составить пищевые связи.

- Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву – волшебный слой, обладающий плодородием.

IV. Закрепление изученного.

Вы – молодцы! Сумели ли мы с вами ответить на наши вопросы?

  1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок? (порядок поддерживается за счёт связей, никаких остатков не остаётся, в лесу всё как механизм)
  2. Нет ли профессий у животных и растений? (есть. Растения – кормильцы, животные – едоки, бактерии  - мусорщики)
  3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю? (эти механизмы в природе происходят систематически)
  4. Какую роль в экосистеме играют люди? (люди иногда очень много берут от природы и она начинает болеть, а сейчас люди научились лечить нарушения экосистемы)
  5. Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?

- На последний вопрос найдите ответ, прочитав рубрику «Подведём итоги» на с.9.

Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием – экосистема. Попробуйте сами сформулировать, что такое экосистема. 

Прочитайте на с. 9.

V.Инструктаж д/з 

С.4-9 читать,  отв. на вопросы.

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...