Разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему: Безопасность в общественном транспорте.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок способствует обобщению и систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения в транспорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему: Безопасность в общественном транспорте.

Цель урока: 

1. Продолжить знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

2. Закрепить правила поведения на остановках, при входе и выходе из транспорта.

3. Воспитать чувство ответственности за личную жизнь, правила примерного поведения.

 

Тип урока: 

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемое оборудование: 

картинки с изображением транспортных средств.

Краткое описание: 

 Урок способствует обобщению и систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения в транспорте.

Ход урока

 

I. Организация начала урока.

         1. Приветствие.

         2. Проверка готовности к уроку.

         3. Проверка домашнего задания.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

 

III. Изучение нового материала.

         - Вы уже знакомы со всеми видами общественного транспорта. А как нужно правильно войти и выйти из него? Как перейти на противоположную улицу после выхода из транспорта?

  1. Жди транспорт на посадочной площадке или на тротуаре у указанной остановки.
  2. При посадке соблюдай очередность, не мешай другим пассажирам.
  3. Входить нужно в задние двери, а выходить через передние.
  4. Войдя в салон, нужно взять билет и пройти вперед.
  5. При входе не толкаться.
  6. Выйдя из трамвая, автобуса, убедиться, нет ли проходящего транспорта, дойти до тротуара, затем до пешеходного перехода и только там перейти улицу.
  7. Запомни, что транспортное средство не обходят ни сзади, ни спереди, а ждут, когда оно уйдет.

         - Все эти знания помогут вам избежать больших неприятностей. Но для полной безопасности нужно знать безопасные места в транспорте.

         - Безопасные места в транспортном средстве находятся на первых 3-4 сидячих местах. Поэтому они и предназначены для инвалидов, стариков, детей. Как бы не было надежно транспортное средство, всегда имеется опасность их столкновений. Резких остановок и даже возгораний.

         - От неожиданного торможения пассажиры по инерции падают вперед и, если вы будете находиться среди них, то можете получить серьезные повреждения. Для того чтобы такое не произошло, все пассажиры обязаны держаться за специальные устройства, тогда таких падений можно избежать. Очень опасно стоять у входной двери. Еще опаснее на нее опираться. Она в любой момент может открыться и тогда беды не избежать.

         - Передвигаться в транспортном средстве можно только при его полной остановке.

Кроме того, помните: не читайте и не засыпайте во время движения, а лучше наблюдайте за обстановкой в салоне и транспортными ситуациями за окном. В этом случае вы в любой момент будете не только готовы к различным опасным ситуациям, но и своевременно и правильно среагируете на их возникновение.

 

         - А как вести себя в транспорте при аварии, пожаре и других происшествиях?

  1. Помни, что наиболее безопасное место в поезде – нижняя полка. Ты должен сидеть спиной к направлению движения.
  2. При крушении или внезапном торможении хватайся за поручни, упирайся во что-нибудь ногами.
  3. При аварии и пожаре действуй быстро, но не суетись и не пугайся. Не прячься, постарайся не потеряться. Прежде чем выйти в задымленный коридор. Защити дыхание, приложив влажную тряпку к лицу. Напомни взрослым, что выходит через двери лучше на ту сторону, где нет рельсов. Еще можно использовать аварийные выходы (обычно 3 и 6 купе), где ест специальные рычаги с инструкцией.
  4. Не старайся протиснуться к двери, если там давка. Лучше выбирайся через аварийный выход, открытое окно. Ты сможешь пролезть даже в форточку. Будь осторожен с металлическими частями в трамвае и троллейбусе. Из-за аварии они могут ударить током.
  5. После аварии в машине, как можно быстрее выходи из нее. Она может вспыхнуть, особенно, если перевернулась. Если двери не открываются сразу, вылезай через открытые или разбитые окна. Убегай в сторону от дороги, как можно дальше от машины.

 

         - Давайте вспомним, какие существуют правила на железной дороге? (ответы детей)

         - Кроме того, нужно помнить следующее:

  1. При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки. Лучше всего переходить через железнодорожный переход.
  2. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – когда нет близко идущего подвижного состава.
  3. При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
  4. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы; будьте внимательны – не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.

 

IV. Закрепление полученных знаний.

         1. Отгадывание загадок и сообщение учителя о происхождении слов.

Что за чудо – синий дом,

Ребятишек много в нем.

Просит обувь из резины

И питается бензином? (Автобус)

         - Слово «автобус» означает «авто» и «бус». То есть, «авто» - сам, сам ездит. Автобусы бывают разной формы, а в Англии даже в два этажа.

 

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (Автомобиль)

         - Слово «автомобиль» состоит из двух частей: «авто» - сам, свой, собственный; «мобиль», мобильный – подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению. Значит, автомобиль – самоходное транспортное средство.

 

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились.

И помчались в пути далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

 

Дом чудесный – бегунок

На своей восьмерке ног.

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум рейкам. (Трамвай)

         - Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Там оно произносится «трэм вэй». «Трем» - вагон, ходящий по путям, по рельсам. Движется он за счет тока, который поступает от электростанции в верхний провод, оттуда в дугу трамвая и к электродвигателю, который и движет его. Затем ток идет через колеса к рельсам и возвращается на электростанцию. Трамвай может иметь 1, 2, а иногда и 3 вагона.

 

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

         - «Бус» - это сокращенное слово «омнибус» - карета для всех. Слово «троллейбус» означает «контактный провод».

 

2. Ситуация: Кто повел себя правильно?

         Тиктормас только что вскочил в трамвай, растолкав всех, уселся на переднем месте. Он что-то весело попевал, громко разговаривал со своим попутчиком. Но скоро ему это надоело. Тиктормас высунулся из открытого окна трамвая и, увидев кого-то, закричал: «Давай, догоняй!» В это время в другом конце трамвая находился Гадельжан. Он вошел в вагон в заднюю дверь, прошел в середину салона и сел. На очередной остановке в трамвай вошла старушка, он быстро уступил ей место, а сам стал с ней рядом, держась двумя руками за поручни кресла.

 

V. Обобщение полученных знаний.

         - Как нужно правильно войти в транспорт и выйти из него?

         - Какие места в транспорте безопасны?

         - Можно ли читать или спать во время движения?

         - Как нужно вести себя при аварии?

         - Можно ли играть на платформе? Почему?

 

VI. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"

В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2  классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....