Урок окружающего мира Друзья", 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Нестерова  Елена  Анатольевна

Урок окружающего мира "Друзья", 2  класс

Главный акцент урока делается на представлениях детей о дружбе, о друзьях, на знаниях детьми пословиц и поговорок о дружбе, анализе проблемных ситуаций. Материал оснащён презентацией к уроку и методическими материалами для учителя и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc59.5 КБ
Office presentation icon doska.ppt1002.5 КБ
Microsoft Office document icon poslovicy_problemnye_situacii.doc27 КБ
Microsoft Office document icon stihi.doc28.5 КБ
Файл ty__da_ya__da_my_s_toboi.kar20.95 КБ
Файл kogda_moi_druzya_so_mnoi.kar41.8 КБ

Предварительный просмотр:

I.Организация начала урока.

II.Подготовка к основному этапу урока.

- Сегодня на уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами.

(звучит 1 куплет песни «Если с другом вышел в путь …» в исполнении ребят)

III.Обобщение и систематизация имеющихся знаний.

1) - Как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока окружающего мира будет звучать так « Твои друзья».

2)Стихотворение «Давайте будем дружить друг с другом»,

И. Мазнин

Давайте будем

Дружить друг с другом.

Как птица – с небом,

Как поле с плугом.

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица,

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

3) – А теперь я предлагаю  поговорить на тему сегодняшнего урока.

- Как называют учеников, которые учатся в одном классе?

- Есть ли у вас друзья среди одноклассников?

- Где вы бываете вместе?

- С кем вы чаще всего общаетесь?

- Кого вы можете назвать своим другом?

(Друг – тот, кто ..)

4) - Любите ли вы ходить на дни рождения к своим друзьям?

- О чём вы думаете, когда выбираете подарок?

- Когда вы считаете, что этот день прошёл хорошо? Выберите ответ:

  1. Было много вкусной еды
  2. Играли в интересные игры

-  Почему вы так считаете?

-Как вы думаете, всегда ли нужен повод, чтобы сделать подарок другу?

5)Стихотворение А.Барто «Требуется друг»

  1. Все живут не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

  1. Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

- Почему с девочкой никто не хотел дружить?

- Что бы вы ей посоветовали?

- Можно ли заставить насильно дружить?

6)Итог- Мой  друг …

- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

7) - Наш народ в своей речи употребляет очень много крылатых выражений о дружбе, о друзьях.  Давайте попробуем их объяснить.

8) -А сейчас мы с Сашей Страховым предлагаем послушать стихотворение Михаила Пляцковского «Поеду к бабушке в деревню».

-Послушайте его и скажите: «О каких друзьях говорится в этом стихотворении?»

Поеду к бабушке в деревню,

Там ждут меня друзья-луга,

Там ждут меня друзья-деревья,

Друзья-цветы, друзья-стога.

Поеду в гости я к туманам,

Воды колодезной напьюсь.

И по мосточкам деревянным

Со скрипом медленно пройдусь.

Поеду к бабушке в деревню-

Она не очень далеко.

Там ждёт клубничное варенье,

Там ждёт парное молоко.

Сбегу со старого крылечка,

Помчусь по травам босиком

Туда, где ждёт девчонка Речка

Меня за ближним бугорком!

- О каких друзьях говорится в этом стихотворении?

- А есть ли у вас такие друзья?

- А где можно наблюдать за такой дружбой?

(звучит песня - клип «Дружба»)

IV.Закрепление знаний и способов действий.

1) Работа в группах.

Дети получают конверты, в конвертах пословицы о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных частей и объяснить свою пословицу (выберите человека, кто будет объяснять).

1гр. Старый друг – лучше новых двух.

2гр. Друг познаётся – в беде.

3гр. Нет лучшего дружка – чем родная матушка.

4гр. Без друга – на душе вьюга.

5гр. Новых друзей заводи – старых береги.

- Какие пословицы не встретились при выполнении задания в конверте?

3) Работа в группах продолжается.

Дети получают конверты, в конвертах описание проблемной ситуации. Обсудить данную ситуацию в группе и прокомментировать её.

1гр. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ваши  действия.

2гр. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Ваши действия.

3гр. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Ваши действия.

4гр. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Ваши действия.

5гр. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. Ваши действия.

V.Подведение итогов урока.

1)- А знаете ли вы, что 9 июня – международный день друзей? В это день друзья всего мира поздравляют друг друга с праздником.

2)- Давайте же  мы сейчас выйдем и образуем круг. Посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем пожелание своему однокласснику, каким он должен быть для своего друга (по одному качеству).

(Взялись за руки или обнялись, все вместе поём песню «Ты да я, да мы с тобой»)

V.Информация о домашнем задании.

 Домашнее задание.

 - Я предлагаю вам написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать этому человеку письмо.

Стр. 48 (учебник)

- Наш урок окончен. Всего вам доброго! Хороших вам друзей!

Слайд  1

(название урока)

Фонограмма песни

Слайд  2

Рассказывают мальчик и девочка

Слайд  3

Читают две девочки

Слайд  4

Слайд  5

Читает ученик

Песня-клип «Дружба»

Конверты с пословицами

Слайд  6

Слайд  7

Слайд  8

Слайд  9

Слайд  10

Слайд  11

Слайд  12

Фонограмма песни «Ты да я, да мы с тобой»

Слайд  13

Слайд  14

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема. Твои друзья.

Цель.1.Обобщить знания обучающихся по теме данного урока, рационально сочетать разнообразные формы и методы на уроке, обеспечить оперативную обратную связь.

          2.Формировать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности, творческую инициативу и активность, самооценку, умение аргументировать свою точку зрения и умение вести рассуждение.

          3.Воспитывать нравственные качества у обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.

Методы и приёмы обучения на уроке:

  1. репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – интонационное выделение учителем логически важных моментов урока, сопровождение выводов приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся текстов заданий, облегчающих понимание их смысла, намёк-подсказка, содержащая готовую информацию, задания учащимся на приведение собственных примеров
  2. частично-поисковый – наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задач, организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию вывода, задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности
  3. исследовательский – задания обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений, на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций, « на соображение»
  4. проблемное изложение – интригующее начало урока, установка учителя на мысленное решение учениками различных заданий, выдвинутых в ходе изложения материала, предъявление обучающимся проблемных ситуаций и пути их разрешения

Формы организации обучения на уроке:

  1. фронтальная
  2. групповая
  3. индивидуальная

Средства активизации на уроке:

  1. поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию
  2. предоставить возможность для коллективного делового общения
  3. способствовать созданию внутреннего комфорта
  4. обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей
  5. использование компьютера

Оборудование:

  1. мультимедиапроектор
  2. экран
  3. ноутбук
  4. конверты с заданиями для групповой работы

Самоанализ  урока

      Урок окружающего мира по теме «Друзья» во 2 классе соответствует тематическому планированию по данному предмету. Это урок является пятым уроком по теме «Общество». Ему предшествовали уроки по темам «Как мы общаемся», «Уроки вежливости», «Красота человека», «Хорошее настроение». На уроке была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей урока (перечислить), выбранная структура урока была рациональна для решения задач урока, продуманы все «связки» между этапами урока. Главный акцент урока – мои друзья – делался на представлениях детей о дружбе, о друзьях, на знаниях детьми пословиц  и поговорок о дружбе, анализе проблемных ситуаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира во 2 классе по УМК «Гармония» учитель начальных классов МОУ СОШ п.Усть-Уда Нестерова Е.А.

Слайд 2

Твои друзья

Слайд 3

Друг – тот, кто ….

Слайд 4

Мой друг - добрый - верный - преданный - терпеливый - всегда придёт на помощь - никогда не подведёт

Слайд 5

Крылатые выражения - давнишняя дружба; - дружба народов; - не в службу, а в дружбу

Слайд 6

Пословицы о дружбе Без друга на сердце вьюга. Дружбу помни, а зло забывай. Верному другу цены нет. Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться. Друзья познаются в беде.

Слайд 7

Твой друг употребляет плохие слова и выражения

Слайд 8

Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить

Слайд 9

Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя

Слайд 10

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать

Слайд 11

Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду

Слайд 12

9 июня – международный день друзей!

Слайд 13

Домашнее задание: стр. 48 + написать письмо другу

Слайд 14

Спасибо за урок! Хороших вам друзей!



Предварительный просмотр:

Старый друг

лучше новых двух.

 Друг познаётся

 в беде.

Нет лучшего дружка,

чем родная матушка.

 

Без друга

 на душе вьюга.

 

Новых друзей заводи,  старых береги.

 Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ваши  действия.

 Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Ваши действия.

 Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Ваши действия.

 Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Ваши действия.

 Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду. Ваши действия.



Предварительный просмотр:

Давайте будем

Дружить друг с другом.

Как птица – с небом,

Как поле с плугом.

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица,

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Стихотворение А.Барто «Требуется друг»

Все живут не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд  у Ильиной и девчонок  свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Поеду к бабушке в деревню,

Там ждут меня друзья-луга,

Там ждут меня друзья-деревья,

Друзья-цветы, друзья-стога.

Поеду в гости я к туманам,

Воды колодезной напьюсь.

И по мосточкам деревянным

Со скрипом медленно пройдусь.

Поеду к бабушке в деревню –

Она не очень далеко.

Там ждёт клубничное варенье,

Там ждёт парное молоко.

Сбегу со старого крылечка,

Помчусь по травам босиком

Туда, где ждёт девчонка Речка

Меня за ближним бугорком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

Урок окружающего мира 1 класс по теме:"Твои друзья"

Урок по теме"Твои друзья" даёт первичные представления о том, что такое дружба, кого можно назвать друзьями. Во время работы учащиеся выводят правила дружбы....

Урок, окружающего мира. 2 класс. УМК «Школа России» Ты и твои друзья

Цель: формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом;научить  формулировать правила  этикета; умение работать с пословицами; воспитывать умен...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК Гармония по теме "Верные друзья и помощники"

Конспект урока составлен по учебнику О.Т. Поглазовой 1 класс по теме "Верные друзья и помощники"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс. Тема:Ты и твои друзья»

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Ты и твои друзья»Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия, а именно принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за ст...