конспект урока "моя малая родина"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Планируемый результат: Личностный – формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа. Метапредметный: Литературное чтение – знакомство с поэтами нашего города и их творчеством; Русский язык – знакомство с написанием строчной и заглавной буквы «Р р» в слове родина. Предметный - ознакомление учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_predmetu.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 2 класс

Учитель начальных классов Никитина Лариса Александровна

Тема урока: «Моя малая родина»

Класс: 2

Форма: урок - путешествие

Цель урока:  познакомить учащихся с  историей, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего города, сформировать в них чувство патриотизма и  гордости за свой город.                     

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта, символика России, Челябинской области и Катав-Ивановска, фотографии руководителей государства, области, города.

Подготовка к уроку: подготовка творческих заданий, заучивание стихотворений наших поэтов, рисование одного из уголков нашего города, поиск в словаре слова Родина.

Планируемый результат:  

Личностный – формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа.

Метапредметный:

Литературное чтение – знакомство с поэтами нашего города и их творчеством;

Русский язык – знакомство с написанием строчной и заглавной буквы «Р р»  в слове родина.

Предметный -  ознакомление учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего города.

Ход урока

Этапы занятия

Ход занятия

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент

 (1 мин)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Активизация внимания

Актуализация знаний

(4 мин)

Привлечь внимание на доску, там написано слово тема: а самой темы нет.

- О чем же будет наш урок?

 Определится с темой урока нам поможет веселый клоун, он принес вот такой кроссворд. Разгадав его, мы все узнаем.

На доске нарисован кроссворд, вопросы к нему мы видим  на экране. (Слайд 1-6)

Вопросы кроссворда:

1. Катав, Мила, Юрюзань, Ай, Белая, Волга – это….

2. Ямантау, Иремель, Шиханка – это…?

3. Литейный, Приборостроительный, Цементный, - это …?

4. Главная улица нашего города.

5. Отгадайте загадку:

На виду у детворы

Речка прыгает с горы.

Как она не разобьется?

А река в ответ смеется:

- Я не просто прыгаю,

Я турбину двигаю!

6. Отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю -хворостиной.

Ответы: реки, горы, заводы, Ленина, плотина, леса, ключевое слово РОДИНА.

- Так о  чем мы сегодня будем говорить?  О родине.

На экране написаны два слова Родина, родина (слайд 7).

 -  В чем отличие этих слов? В первой букве

А что же это такое? Что говорит словарь об этом слове? Дети зачитывают определения.

Когда мы говорим о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы (обратить внимание детей на флаг, герб, президента), а когда мы говорим о малой родине, о нашем городе, улице, доме,  то слово пишем с маленькой буквы (обратить внимание на герб и мэра).

Разгадывание кроссворда, самостоятельная формулировка темы уроки

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативная

Личностные

Работа над темой урока (25 мин)

Что же мы сегодня узнаем на уроке? Ответить на этот вопрос нам поможет путешествие по городу вот с этим веселым солнышком (слайд 8).

Физкультминутка

Горы у нас высокие (руки вверх)

Реки у нас широкие (руки в стороны)

Леса у нас шумные (махи руками из стороны в сторону)

Детки у нас умные (сели на места)

  1. Посмотрим карту Челябинской области и найдем там наш город (обратить внимание на герб и губернатора).

Географию нашего города нам прочитает Лера Гафарова. Зачитывается сообщение.

  1. Про историю города мы узнаем из докладов Симонова Влада  и  посмотрим видео (3 мин) (слайд 9).

  1. Следующий пункт нашего путешествия – это достопримечательности города.

В нашем городе сохранилось много памятников архитектуры, и некоторые их них мы сейчас посмотрим и постараемся понять, где они находятся (слайды 11-18)

Храм Иоанна Предтечи (слайд11-13) - Величественная церковь Иоанна Предтечи – архитектурная достопримечательность  города Катав-Ивановска. Это уникальная церковная постройка. Согласно документам, которые хранятся в  Катав-ивановском краеведческом музее, таких храмов в мире существует всего три.  В нижнем этаже престол во имя  СВ. Иоанна Предтечи, а в верхнем – Казанской Богородицы». Подвальный этаж храма был мало благоустроен. Он соединялся проходными подземными туннелями с домами настоятеля церкви и управляющего заводом. В подвале хранились плошки, украшения и другой инвентарь. До наших дней  церковь в первозданном виде не дошла. В 1929 году были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись.  Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр. В 1990 году храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению.

Особняк князей Белосельских-Белозерских (слайд 14-15). С 1990 года музей располагается в бывшем особняке князей Белосельских-Белозерских, владельцев Катав-Ивановского железоделательного завода. Особняк князей Белосельских-Белозерских, в котором находится музей - памятник архитектуры XIX века областного значения. Здание двухэтажное, кирпичное. Второй этаж украшен ложной аркой, опирающейся на витые полуколонны, спаренные на боковых фасадах. Из внутреннего убранства сохранились потолочные гипсовые тяги и печи, облицованные кафелем.

Серпиевский пещерный град и Игнатьевская пещера (слайд 16-18)

 Природный парк «Серпиевский пещерный град» расположен у села Серпиевка Катав-Ивановского района Челябинской области на реке Сим. Серпиевский пещерный град - 15-километровый участок верхнего течения реки Сим с прилегающей территорией на левом и правом берегах. На территории парка площадью  около 3 тыс.га встречаются практически все формы карстовых пещер: горизонтальные и лабиринтовые арки, ниши, навесы и гроты, карстовые воронки и провалы, подземные реки и озера, родники и суходолы, подземные русла рек. Все это вместе представляет собой совершенно уникальный образец карстового ландшафта со всем многообразием типов и форм. Здесь, на территории  Серпиевского пещерного града,  открыто более 12 археологических памятников.

Во многих пещерах и гротах обнаружены следы пребывания первобытных людей, что ставит данные пещеры в ряд уникальных археологических памятников мирового значения. Наиболее интересные пещеры: Колокольная, Эсюмская и самая знаменитая - Игнатиевская, которую именуют также Серпиевской и Ямазы-Таш. В 1964 году пещера была объявлена памятником природы, а 1994 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. По значимости Игнатиевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии.

Игнатьевская пещера - не единственная достопримечательность Серпиевского пещерного города. Горная река Сим - памятник природы и самая «пещерная» река в Челябинской области имеет у Игнатьевской пещеры подземное течение. На высоких прибрежных скалах – уникальные комплексы скальных растений , среди которых много эндемиков и реликтов. В верхнем течении реки Сим, на участке в 15 км, более 150 удивительных скал, пещер с кальцитовыми реками и пещерным жемчугом, гротов. В нескольких километрах от Серпиевки река Сим ныряет под землю, спрямляет путь, прорыв насквозь горы Эссюм. Вход в Эссюмскую пещеру обнажается, выступая из реки лишь в сильную засуху, и тогда можно проникнуть в ее отполированный водами 250-метровый Сима, заливаемого лишь в половодье, когда подземная река переполняется.  

  1. В нашем маленьком старинном городке есть и герои и это не просто люди, это люди которые отдали свою жизнь во благо Родины

Иван Александрович Кукарин (слайд 19) – присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда, за геройский подвиг, проявленный при форсировании реки Днепр и прочное закрепление плацдарма на правом берегу реки.

Михаил Денисович Медяков (слайд 20) – Герой Советского Союза, был командиром орудия стрелковой дивизии. Медякову Михаилу Денисовичу присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска» 7 сентября 2004 года.

Валентин Алексеевич Фигичев (слайд 21) – прославленный летчик  - истребитель Герой Советского Союза

Дмитрий Дмитриевич Сырцов (слайд 22) - прославленный летчик  - истребитель Герой Советского Союза

Более 40 фашистских самолетов уничтожили в воздушных боях летчики-истребители Валентин Фигичев и Дмитрий Сырцов.

Николай Павлович Бездетнов (слайд 23) – летчик-испытатель, Герой Советского Союза, ему была вручена Золотая Звезда

Наш район дал стране несколько генералов, крупных военачальников (слайд 24):

Федор Иванович Буров – генерал-майор, Василий Зиновьевич Бисярин – генерал-полковник, Александр Михайлович Заболотнов – генерал-майор авиации, Николай Григорьевич Сутягин - генерал-майор авиации, Петр Александрович Быков - контр- адмирал..

  1. Поэты. Просмотр ролика. Чтение стихов детьми: Рамазанова Алена и Аляпин Кирилл (слайд 25)

Физкультминутка

Самостоятельно формулируют цели урока

Зачитывают сообщения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативная

Личностные

Закрепление нового материала

(5 мин)

Солнышко нам очень помогло в нашем путешествии. Давайте его порадуем и повторим все что запомнили. Сейчас вы получите карточки, в них нужно соединить линией картинку и соответствующую ей запись

Устное повторение материала

Выполняют тест на соответствие

Регулятивные

Коммуникативная

Личностные

Рефлексия

(7 мин)

Закончим наш урок игрой.

Игра в мэры – сейчас мы с вами разделемся на 3 команды, 1-ая команда вицемэров находит все положительные качества города, все что в городе «хорошо», 2-ая  находит отрицательные качества города, все что «плохо», 3-ая команда сами мэры, выслушивают все мнения и дают свое, что бы они хотели изменить в городе к лучшему

Дайте определение нашему городу, какой он:

Г - гордый

О – отличный, огромный, обворожительный

Р – родной, радостный

О – образцовый

Д – добрый, деловой, дружный

Отвечают на вопросы.

Регулятивные

Коммуникативная

Личностные

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. (3 мин)

Катав-Ивановск – это наша родина. Родина – самое прекрасное место на свете. У каждого своя родина, Без родины, без своего народа человек не может жить. И мы с вами должны приложить все усилия, что бы наш город был самым лучшим.

Пожелания городу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)

Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по...

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Моя малая родина.

внеурочная деятельность по программе Мой край...

Конспект НОД «Мой город - моя малая Родина».

На занятии по теме «Мой город - моя малая Родина» воспитатель формирует чувства патриотизма у детей старшей группы, используя проблемные ситуации, художественное слово, ситуативный разговор....

Конспект классного часа с презентацией по теме "Моя малая Родина - Шаховская"

"Моя малая Родина". Шаховской муниципальный район....

Конспект классного часа на тему "Моя малая родина"

Конспект классного часа может помочь учителю 3-4 класса  интересно построить разговор с учащимися  о любви и гордости за свою страну, задуматься  о людях, которые прикладывают большие у...

План конспект классного часа (1 сентября) "Моя малая Родина - Санкт - Петербург"

Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

План-конспект классного часа «Большая и малая Родина»

План-конспект классного часа «Большая и малая Родина» проведен 1 сентября...