Конспект «Моя малая родина».
классный час (4 класс)

Береговая Виктория Владимировна

Форма мероприятия: классный час.

Цель: Актуализация и развитие представлений обучающихся о своей малой родине, ее вкладе в прошлое, настоящее и будущее страны; формирование ценностной установки на сопричастность к будущему своего региона и России.

Задачи:

Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание;

Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1

 

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4а

Учитель: Пашкова Полина Сергеевна

Отметка за проведение:

Подпись:

                                       Студентки: Цыганова А., Береговая В.

                                       Методист: Гарбуз О.А.

                                       Подпись:

Конспект классного часа

Дата проведения

24.02.2025

Форма мероприятия

Классный час.

Тема мероприятия

«Моя малая родина».

Цель мероприятия

Актуализация и развитие представлений обучающихся о своей малой родине, ее вкладе в прошлое, настоящее и будущее страны; формирование ценностной установки на сопричастность к будущему своего региона и России.

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание;

Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина.

Необходимое оснащение

Презентация, компьютер, проектор, экран, раздаточный  материал.

Этапы мероприятия

Содержание этапов

Примечание

I. Организационный

- Здравствуйте ребята! Сегодня классный час проведем у вас мы – Анна Александровна и Виктория Владимировна. Давайте посмотрим видеоролик.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Верно, Мы поговорим сегодня о Родине. О том месте, где мы с вами живем, где нас окружают близкие и любимые  люди, о месте, с которым мы связаны историей, культурой, языком, биографиями наших предков. Мы называем это место малой родиной. Но в сердце каждого она занимает совсем не малое место. На протяжении всей жизни человек чувствует связь со своей малой родиной, потому что любит ее. А если любит, то желает ей благополучия и процветания.

Сегодня мы поговорим о важном: о прошлом, настоящем и будущем нашей малой родины и о том, какую роль в ее будущем будем играть мы. Сегодня в «Разговорах о важном» будет самый самый важный-важный разговор о малой Родине, а значит состоится разговор о Родине. Что такое Родина для каждого из нас?  Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»? Что такое малая Родина для каждого из нас? Малая Родина – это дом, где мы живём? Мы малой Родиной зовём. И всё?

Мы малой Родиной зовём…

Продолжи предложение.

Малая Родина – это …

Приветствие. Просмотр видеоролика.

Ответы учеников.

Видеоинтервью.

II. Основной

- Наша малая Родина Челябинская область сегодня – это важный экономический, культурный и научный центр страны, крупный транспортный узел, а Челябинск восьмой по численности населения город в Российской

Федерации. История у региона интересная и занимательная. Первым русским поселением на территории современной Челябинской области стал созданный в 1672 году в районе нынешнего парка «Таганай» Новоуральский острожек. Челябинск был построен в 1736 году, на реке Миасс, как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. С 1743 года он был центром («столицей») крупной Исетской провинции. В 1781 году крепость была переформирована в город. И уже спустя год был утвержден герб города, который действует и до сих пор. Навьюченный верблюд символизирует развитую торговлю, так как город

находился на пересечении путей.

- Кто знает, сколько лет будет праздновать Челябинск в 2025 году?

Когда отмечается день рождение Челябинска? Почему на гербе Челябинской области и Челябинска изображён верблюд? Есть ли такие факты, сколько лет со дня рождения нашему городу (населённому пункту), городу, где мы живём?

А зачем нам такие факты необходимо знать? Что изображено на гербе нашего города (населённого пункта) / муниципального района?

- Ребята, сейчас будет небольшое творческое задание! Оно называется «Чем вы гордитесь?» Вам нужно ответить на два вопроса «Чем вы гордитесь? Где бы вы хотели побывать в каникулы?» на выполнение задания у вас 2 минуты!

- В XIX веке Челябинск уездный горд, центр ремесла и торговли. Знаменитой становится ярмарка в городе Троицке, как город оружейников развивается

Златоуст. В середине XIX в. началось активное освоение степных районов Южного Урала. Населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и др. С 1896 года началось активное развитие города из-за запуска железной дороги (Транссиб (1891–1916)), соединяющей Европу и Азию. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.

После революции 1917 года в период первых советских пятилеток в Челябинске начинается индустриализация и возникают многие современные промышленные предприятия. С 1941 года Челябинск крупный центр оборонный

промышленности – «Танкоград». В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) Челябинская область стала кузницей Победы. Челябинский тракторный завод был главным центром по производству танков в стране.

- В годы Великой Отечественной войны Челябинск получил неофициальное название – Танкоград. Почему? Какие заводы вошли в состав Танкограда?

-  В годы войны был сформирован Уральский добровольческий танковый корпус – это танковое соединение, которое было создано сверхурочным трудом

уральских рабочих на добровольные взносы жителей трех областей – Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне – Пермский край). Он состоял из добровольцев-работников уральских заводов, на которых изготавливались знаменитые танки «Т-34» - Нижнего Тагила (Уралвагонзавод),

Свердловска (Уралмаш), Челябинска (Челябинский тракторный завод).

- История Южного Урала – это история различных народов, каждый из которых в своё время вносил вклад не только в историю Урала и России, но и во всемирную историю. Общая численность населения: 3407145 чел. (оценка численности населения на 1 января 2023 г.). Национальный состав населения (по данным переписи 2010 года):

русские – 83,8 %, татары – 5,36 %, башкиры – 4,81 %, нагайбаки и др. Южный Урал объединяет более ста сорока различных национальностей, одним из традиционно проживающих здесь народов являются башкиры. Традиционным башкирским жилищем является переносная юрта. Башкиры занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством и охотой. Из народных промыслов (ремесел) у башкир было распространено ткачество, выделка войлока, производство ковров, вышивка, обработка кожи. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды, выделывая украшения. Традиционными башкирскими блюдами являются казы (конская колбаса), пастила и курт. Немаловажной особенностью башкирских блюд является обилие мяса, в которое они добавляют малое количество приправ и большое количество зелени: лука, укропа и петрушки.

- Почему так говорят, что главное богатство Челябинской области – это её многонациональный народ. Придумайте разные занимательные вопросы по данной теме (Как называется деревянный крестьянский дом? (изба); Как называется жилище башкир и татар? (юрта); как называется мужской головной убор татар (тюбетейка)).

- Ребята, давайте встанем и немного разомнемся! Повторяйте движения, которые показаны на экране!

- Историю Челябинской области нельзя рассказывать, не рассказав про людей, которые жили и трудились в Челябинской области. Таких людей очень много.

Но есть знаменитые и известные люди, которые прославили нашу Челябинскую область своими открытиями, достижениями и делами. Известные люди (Челябинская область). Иван Бушуев –создатель златоустовской гравюры на стали, гравёр Златоустовской оружейной фабрики. Именно Иван Бушуев придумал знаменитого крылатого коня, который красуется на современном гербе Златоуста. В честь уральского гения Ивана Бушуева в Златоусте

установлен памятник и проводится единственный в мире фестиваль холодного украшенного оружия, Всероссийский Бушуевский фестиваль. Павел Петрович Бажов – автор знаменитой «Малахитовой шкатулки». Сюжеты семи сказов Бажова разворачивались на Южном Урале. Это «Иванко Крылатко» о мастере

златоустовского украшенного оружия Иване Бушуеве, «Чугунная бабушка» о каслинских художниках-литейщиках, «Золотой волос», действие которого происходило на озере Иткуль. Еще сказы о Южном Урале — «Веселухин ложок», сюжет вертится вокруг художников-узорщиков по оружию, «Старых гор подаренье», «Коренная тайность» – о секретах булатной стали. Златоуст – родина маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова. В Златоусте на доме по адресу улица Скворцова, 26 висит мемориальная доска с таким текстом: «В этом доме родился и провел детство выдающийся военачальник, маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба РККА Шапошников Борис Михайлович. 20.09.1882–26.03.1945». В годы Великой Отечественной войны – Борис Шапошников советник при Ставке Верховного

главнокомандующего И. В. Сталина. Из советских наград на его груди было три ордена Ленина, два Красного Знамени, один Суворова 1-й степени и два Красной Звезды. Игорь Васильевич Курчатов – выдающийся ученый – физик-ядерщик. Знаменитый физик-ядерщик, академик и создатель советского ядерного оружия Игорь Курчатов (1903 – 1960) родился в поселке Симский Завод бывшей Уфимской губернии (ныне город Сим в Челябинской области). С конца 1945 года И.В. Курчатов руководил проектированием, строительством и пуском первого промышленного реактора на Урале. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне под руководством И.В. Курчатова состоялось первое в СССР испытание плутониевой бомбы. Игорь Курчатов может считаться «основателем» городов Озёрск и Снежинск, в Челябинске есть целый район, носящий имя выдающегося ученого, памятник Курчатову расположен

в Челябинске в конце проспекта Ленина, его именем назван аэропорт.

- Как Вы считаете почему в теме «Прошлое» нашего занятия «Разговоры о важном мы говорим об известных людях Челябинской области?

- Ребята, а сейчас давайте выполним первое задание на карточке. Вам нужно подписать портреты и написать чем прославились эти люди.

 - Челябинская область – это уникальный регион, который обладает и значительными запасами природных ресурсов и в котором наибольшее значение имеют месторождения железных и медно-цинковых руд, золота, огнеупорного сырья, талька, графита и кварца. Челябинская область – край с живописной и изумительной природой. Подлинное украшение края – это Аркаим. В 1987 на юге Челябинской области во время строительства водохранилища был обнаружен уникальный памятник – Аркаим. Своё имя поселение получило от горы, находящейся неподалеку. Аркаим – это загадочный древний город,

укреплённое деревянное поселение. Возраст поселения составляет 4 тысячи лет, он является ровесником Египитских пирамид. Сегодня Аркаим известен не только на Южном Урале, но и в России. Игнатьевская пещера – достопримечательность Южного Урала. Расположена она на берегу реки Сим в южной части Уральских гор близ села Серпиевка. Игнатьевская пещера (известна также как Игната, Игнатова, Игнатиевская, Дальняя, Серпиевская, Ямазы-Таш) — крупная известняковая пещера на берегу реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области. Игнатьевская пещера известна наскальными рисунками (лошади, мамонты, носороги, культовые символы).

Считается, что рисунки в пещере были нанесены в эпоху верхнего палеолита – 12-14 тысяч лет назад. Свое современное название Игнатьевская пещера получила по имени старца Игната, который по легендам жил в пещере в 19 веке. Игнатьевская пещера известна своей наскальной живописью, сделанной древними её жителями. Её возраст археологи оценивают в 14 тысяч лет. Подобных пещер с рисунками древних людей в России всего три. Игнатьевская пещера с 1983 года имеет статус историко археологического памятника федерального значения.

- Кто согласен с такими словами «Живу в Челябинске (населённый пункт), и я самый счастливый человек». Докажите это примерами.

- Сегодня в Челябинской области работают много заводов: Челябинский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский

цинковый завод, Ашинский металлургический завод, Русская медная компания и другие. Металлургия и машиностроение являются визитной карточкой региона. Челябинский тракторный завод широко известен в России и мире. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. завод выпускал танки. За вклад в общую Победы над фашизмом в народе был назван гордым именем «Танкоград». Сегодня произведенные на этом заводе тракторы, бульдозеры, трубопрокатчики можно встретить и на севере, и на юге нашей страны, они используются в сельском хозяйстве, в строительстве дорог и трубопроводов.

Магнитогорский металлургический комбинат строила вся страна. Все началось с уникального месторождения руд горы Магнитной близ города Магнитогорска Челябинской области. ММК или «Магнитка» – это одно из крупнейших

предприятий России, которое производит сталь, чугун, тонкий прокат. Изделия из чугуна и стали можно встретить в домах, например, это различная посуда, в обычных лампочках (вольфрамовая нить накаливания), в точнейших измерительных приборах. Из прочной стали строят вагоны, самолёты, подъёмные краны, колеса к трамваям и поездам.

- Когда рассказывают про Россию всегда советуют посмотреть золотое кольцо России (входят 8 городов Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир). Есть такое выражение «Челябинск – железный пояс России». Почему нужно гордиться этим? Расскажи, почему нужно познакомиться с достопримечательностями Челябинска.

- Спасибо за ваши ответы! давайте выполним задание номер 2. Вам нужно выбрать правильный ответ из перечисленных вариантов!

- Система высшего образования Челябинской области в настоящее время представлена 28 университетами, институтами федерального и регионального значения, в которых получают профессию более ста тысяч студентов

(2023-2024 учебный год). В семи из них осуществляется подготовка кадров по

инженерно-техническим направлениям. Также в вузах Южного Урала готовят специалистов для медицины, образования, культуры, сельского хозяйства. Большинство выпускников вузов Челябинской области работают на предприятиях и в организациях Южного Урала. В Челябинской области в учреждениях среднего профессионального образования открывается

профессионалитет. Это очень выгодно для обучения, так как быстро и качественно можно обучиться именно той профессии, которая востребована в регионе на рынке труда. В Челябинской области профессионалитет направлен на обучение ребят навыкам, которые нужны инженерам, и чтобы стать высококвалифицированным рабочим на ведущих промышленных предприятиях своего региона. В ближайшее время в Челябинске откроется уникальный

студенческий кампус, в котором будет размещено уникальное научно-лабораторное оборудование для студентов и преподавателей

- Если есть старший(ая) брат /сестра, в каком учреждении учиться? Кто он(она) будет по профессии? А как ты считаешь, какие профессии нужны предприятиям

/учреждениям Челябинской области?

- Экономика и промышленность в Челябинской области развивается быстро / интенсивно. Запущен новый завод по производству троллейбусов и электробусов, продолжается роботизация производства на Челябинском

кузнечно-прессовом заводе и Челябинском тракторном заводе, создан первый арктический автобус. Построен новый терминал челябинского аэропорта. Регион стал лидером в производстве макаронных изделий.

- Знаешь ли ты, какие предприятия, заводы, фабрики строятся в нашем городе (населённом пункте)?

- Если говорить о будущем по теме «Образование и наука», то можно отметить, что в Челябинске начал работу Межуниверситетский кампус мирового уровня. Кампус – это и научно-лабораторный корпус с оборудованными лабораториями, это общественно-деловой корпус, который будет представлять собой трансформируемое пространство для проведения конференций, форумов, выступлений, это и студенческие комфортабельные гостиницы, и спортивные

объекты. Система высшего образования Челябинской области в настоящее время представлена 28 университетами, институтами. В 7 из них осуществляется подготовка кадров по инженерно-техническим направлениям. Организации среднего профессионального образования очень востребованы среди выпускников школ Южного Урала. В колледжах региона можно получить интересные и современные профессии.

- Как вы думаете, что такое кампус? Для чего нужен университетский кампус?

- После презентации результатов проектной работы

общее обсуждение тезиса Будущие выдающиеся земляки –

это мы! (ответы на вопросы: Кем я вижу себя в будущем своего региона? В какой сфере я хотел бы найти себе применение? Что для этого нужно?)

Ответы учеников.

Творческое задание «Чем вы гордитесь?»

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Динамическая пауза. (видео с движениями)

Ответы учеников.

 

Выполняют задание на карточке.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Выполняют задание.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

III. Заключительный

- Сегодня мы говорили о нашей малой Родине – Челябинской области. Челябинская область находится на Южном Урале, где проходит граница между

Европой и Азией. Мы узнали об истории нашего края, его достижениях в промышленности, образовании, науке. Вспомнили наших знаменитых земляков, которые прославили нашу Челябинскую область.

- Какой народ является коренным народом Южного Урала? Какие у этого народа есть традиции, народные промыслы, праздники? Каких известных в нашей стране земляков вы сегодня узнали? Чем они прославили нашу малую Родину?

О каких университетах вы узнали сегодня? Какие профессии там можно получить? Скажите, почему нашу область называют «железный пояс России», «опорный край державы»?

- Сегодня во всех уголках страны ребята говорят о будущем своей малой родины. Только представьте – мы говорим об одном и том же, находясь друг от друга за тысячи километров! Родина бывает разная… 89 регионов страны,

каждый со своим уникальным лицом и характером, со своей историей и со своим сегодняшним днем. Родина бывает разная, но у всех она одна – наша Россия. Огромная и прекрасная в своем разнообразии, богатая природой и культурой, славная своими людьми и их трудом! И сегодня мы все вместе творим ее будущее.

- Ребята, покажите палец вверх если вам понравилось сегодняшний классный час! Чем он вам понравился? Покажите палец вниз если вы что-то не поняли или вам не понравилось занятие, аргументируйте!

- Спасибо всем за работу!

 

Ответы учеников.

Просмотр видеоролика про Национальный центр «Россия»

Рефлексия.

Если останется время:  + раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "моя малая родина"

Планируемый результат: Личностный – формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа. Метапредметный: Литературное чтение – знаком...

внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)

Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по...

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Моя малая родина.

внеурочная деятельность по программе Мой край...

Конспект НОД «Мой город - моя малая Родина».

На занятии по теме «Мой город - моя малая Родина» воспитатель формирует чувства патриотизма у детей старшей группы, используя проблемные ситуации, художественное слово, ситуативный разговор....

Конспект классного часа с презентацией по теме "Моя малая Родина - Шаховская"

"Моя малая Родина". Шаховской муниципальный район....

Конспект классного часа на тему "Моя малая родина"

Конспект классного часа может помочь учителю 3-4 класса  интересно построить разговор с учащимися  о любви и гордости за свою страну, задуматься  о людях, которые прикладывают большие у...

Конспект «Моя малая родина»

Форма мероприятия: классный час.Цель: Актуализация и развитие представлений обучающихся о своей малой родине, ее вкладе в прошлое, настоящее и будущее страны; формирование ценностной установки на...