Конспект урока в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Исупова Ольга Викторовна

Представляю конспект урока на тему "В царстве грибов". Проведён в 3 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_uroka_griby.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

«В царстве грибов»

3 класс
УМК «Школа России»

Учебник «Окружающий мир»

Проведен учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

 Исуповой Ольгой Викторовной

Аннотация

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия  для освоения обучающимися универсальных учебных действий  в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах.

На данном уроке применение ИКТ представлено в виде презентации к уроку.

 Условия урока созданы таким образом, что при решении учебных задач третьеклассники попутно продолжают осваивать навыки работы с нетбуком.

Следует отметить, что при создании наглядно-иллюстративного материала к уроку (презентации) были учтены психологические особенности  восприятия детей данного возраста. Был создан достаточный визуальный ряд, но при этом не перегруженный излишней информацией, цветовым и композиционным решением. Каждый слайд имеет логическую завершенность.

Кроме этого во внеурочном режиме в классе работает компьютер, который регулярно пополняется презентациями и другими материалами, используемыми на уроках, и имеет УМК «Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия». Обучающиеся имеют возможность в любое удобное время использовать их как средство для повторения и закрепления изученного материала.

Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет свое продолжение в решении проектных задач вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно и непосредственно познавать окружающий мир.

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Раздел курса: «Эта удивительная природа»

Тема урока: «В царстве грибов»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – путешествие

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением  и использованием человеком.

Метапредметные:

развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;

формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

Прогнозируемые результаты:

третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать  съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;

Формирование УУД:

1. Личностные:

проявлять интерес к изучаемому материалу;

проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

2. Регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией;   

3. Познавательные:

а) общеучебные:

учить ориентироваться в многообразии грибов;

работать с информационным материалом на компьютере;

б) логические:

анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде

в) воспитательные:

формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

4. Коммуникативные:

читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;

умение высказать свою точку зрения;

умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);

соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Материалы к уроку:

презентация, карточки с видами грибов, памятка «Правила сбора грибов», корзинка, муляжи грибов.

Оборудование:

мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя, точка доступа для установления локальной сети класса;  нетбуки для учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся (2 мин)

Что мы будем делать с вами,

Что б природе стать друзьями?

Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать качество – внимательность.

А поможет всё узнать наша любознательность.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно!

         2. Постановка темы и цели урока (3 мин)

Звучит музыка «Звуки леса»

- Лес - это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь…. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый  лесной воздух.

- На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и знакомились и его обитателями – животными. Узнать, куда мы сегодня отправимся вы сможете, если расшифруете слова. Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (Работа в группах)

1

2

3

4

5

6

20

30

40

50

60

ц

д

ж

ю

г

е

в

к

л

м

з

н

а

п

ф

о

б

х

щ

э

ё

я

ь

т

ъ

и

с

ш

у

ч

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24            

61, 64, 26, 34, 24, 32

-Куда же мы сегодня отправимся? (В царство грибов) Да, сегодня на уроке речь пойдет о грибах и их многообразии. (Слайд 1)

3. Первичная проверка знаний учащихся (3 мин)

- Вы знаете,  где растут грибы? (В лесу, на грядках, на продуктах, в молоке)

(Слайд 2)

- Какие правила нужно соблюдать в лесу? (Нельзя пить сырую воду из ручьёв и рек, в лесу ничего нельзя оставлять после себя. Остатки костра надо затоптать или залить водой из ручья. Нельзя ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнёзда и муравейники, не рвать цветы)

- Вы любите собирать грибы? Для начала хотелось бы узнать какие вы грибники. Игра «Съедобный – несъедобный». В этой игре будут участвовать 2 ученика. Задача первого: разложить отдельно съедобные от несъедобных грибов. (Выдаю картинки) Задача второго ученика съедобный грибок положить в кузовок. (Выдаю муляжи грибов и небольшую корзинку) Дети работают

4. Изучение нового материала. Путешествие по станциям (   мин)

- В путешествие мы отправимся все вместе. Первая станция «Игровая»

Пока 2 ребят работают,  мы с вами поиграем. Игра называется «Кто хочет стать отличником». Я хочу знать, что вам известно о грибах. Напомню условия игры: 5 вопросов, 1 подсказка – либо 50 на 50, либо помощь класса. Если правильно ответили на 5 вопросов , то получаете «5».

1.  Дополни пословицу: «Мухомор красен, да для здоровья…»

     а) прекрасен      б) ужасен      в) опасен     г) вреден

2. Какой из этих грибов является несъедобным?

     а) груздь    б) ложнодождевик обыкновенный    в) шампиньон    г) маслёнок

3. У этого гриба много названий: «дедушкин табачок», «дедушка, покури», «волчий  

     табак», «чёртов табачок»

4. Какой гриб лето кончает?

    а) груздь     б) сыроежка      в) боровик      г) мухомор

5. Какие грибы появляются первыми?

    а) опята    б) сморчки        в) лисички       г) подберёзовики

6. Какие птицы едят грибы?

    а) рябчики       б) воробьи      в)  глухари      г) совы

7. Какой гриб называют «царём грибов»?

   а) подосиновик     б) рыжик       в) груздь      г) боровик

8. Назовите самый ядовитый гриб

    а) бледная поганка     б) мухомор    в) опёнок ложный    г) желчный гриб

9. Какие грибы можно выращивать на грядках?

    а) лисички     б) шампиньоны       в) дождевики       г) мухоморы

10. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя он не ядовит и очень вкусен?

     а) груздь    б) вёшенка    в) гриб – «баран»      г) подосиновик

11. Какой гриб разлагает старую древесину?

      а) трутовик   б) опёнок    в) рыжик     г) гриб «чага»

Примечание: о грибе – «баран» дети узнают на уроке позже на станции «необычная»

- Ребята, что нового и интересного для себя узнали из этой игры?

Вторая станция «Грибное лукошко»

- Как вы думаете, о каких грибах пойдёт речь на этой станции? (О тех, которые мы соберём в корзину и возьмём домой)

Постановка проблемы

- Что же такое гриб: растение или животное? Можно ли назвать гриб растением? Вспомните части растений (корень, стебель, листья, цветы)

Вывод: гриб не является растением.

- Можно ли назвать гриб животным? (Они не передвигаются, не имеют лап и т.д.)

Вывод: грибы не являются животными.

- Большинство учёных выделяют грибы в особое самостоятельное «царство». Как выглядят грибы? (Выслушиваются ответы детей) (Слайд 3)

- Верхний слой почвы в лесу пронизан белыми нитями, образующие под грибами плотные сплетения. Это грибница (мицелий), которая и является собственно грибом, живущим в почве. А то, что мы собираем и кладём в корзину – плодовое тело, появившееся на поверхности, чтобы высыпать споры для размножения гриба. Споры – семена грибов, которые разносятся ветром. У многих знакомых нам грибов плодовое тело состоит из плотной ножки и шляпки зонтичной формы. У большинства грибов плодовые тела живут всего несколько дней. За это время споры рассеиваются, и плодовое тело отмирает. А грибница (мицелий) остаётся в земле и живёт десятилетиями. Грибницы самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. А также с ними связаны корни черники и брусники. Орхидея вообще не может жить без грибов. Растёт берёза, а её корни оплетены грибницей подберёзовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. Деревья в свою очередь получают пользу от грибницы. Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.

- Нужны ли грибы лесу?

(Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят их в новых лесопарках, так как грибница снабжает деревья питательными веществами из почвы. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, шишки и тем самым улучшают почву. Грибами питаются и лечатся животные.

Работа с памяткой «Правила сбора грибов»

- Люди приходят в лес по разным причинам. Одни - погулять, другие – в турпоход, третьи – на работу. Да, на работу, так как существует много профессий, связанных с лесом. Люди заготавливают лекарственные растения, корм животным на зиму, расчищают лес от старых и больных деревьев. Но многие приходят в лес, чтобы собирать грибы. Это занятие часто называют «тихой охотой». Ходят по лесу грибники, вооружившись палочками и корзинками, ищут своё грибное счастье. Но надо хорошо знать правила сбора грибов. Давайте обратимся к памятке «Правила сбора грибов» (Дети читают вслух)

- Расскажите друг другу о том, что нового для себя узнали из памятки (Работа в парах)

- Если мы все будем строго соблюдать эти правила, то в наших лесах всегда будет много разных грибов, здоровых деревьев и сытых животных. Но чтобы быть удачливым грибником, надо знать места, где растут грибы и хорошо в них разбираться.

Работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 115. Рассмотрите изображения грибов. Давайте с ними познакомимся. Белый гриб или боровик называют «белым», потому что в отличие от остальных грибов, он никогда не темнеет: ни при сушке, ни при варке.

ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

В своих плодовых телах грибы, ягоды могут накапливать много тяжёлых металлов и других веществ, опасных для здоровья человека, поэтому их нельзя собирать в следующих местах:

в радиусе 250 км от магистрали федерального значения;

в радиусе 50 м от автомобильных дорого местного значения;

в радиусе 1 км от аэродромов;

в радиусе 1 км от заводов;

в радиусе 1 км от промышленных захоронений.

  При сборе грибов и ягод рядом с детьми должен быть обязательно взрослый – опытный грибник и ягодник, хорошо знающий флору данной местности и различающий съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Дети могут срывать ягоду или срезать гриб только после разрешения взрослого.

  Нельзя собирать старые или червивые грибы, даже если они относятся к съедобным. В них накапливается большое количество продуктов жизнедеятельности червей и продуктов разложения.  Пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на будущий год.

  Грибы – самый скоропортящийся продукт, уже через несколько часов после сбора они могут стать непригодными для употребления в пищу. Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после обработки (сварить или засолить).

   При сборе грибы необходимо очень осторожно срезать ножиком у самого основания или выкрутить ножку гриба, чтобы не повредить грибницу. У небрежно срезанного гриба оставшаяся на земле часть ножки может загнить. Нельзя разрывать подстилку из опавших листьев или слой мха вокруг гриба.

   Нельзя брать в рот сырые грибы.

   Несъедобные грибы (мухоморы, поганки и др.) надо оставлять для обитателей леса. Они ими лечатся. 

Растут белые грибы очень быстро. Если гриб, которому всего 1 день, весит 2 грамма, то на 6 день его вес увеличивается до 95 раз, а то и больше. Не надо путать его  двойника – желчный гриб. Рассмотрите его  изображение. Его называют ложным белым грибом. Внешне он очень похож на белый, но у настоящего боровика губчатый слой с нижней стороны шляпки белый (у молодого) и зелёный (у старого), а у ложного – розовый или грязно – розовый. На изломе или срезе мякоть боровика остаётся белой, а у ложного - розовеет. (Слайд 4)

- Какие ещё грибы, кроме белых, можно собирать? Смотрим на второй гриб. Это опёнок. Он очень вкусный гриб. Опёнки жарят и варят, маринуют и солят. (Слайд 5)

- Опёнок – паразит, живущий на нижней части пней и корней деревьев. Растут они целыми группами больших и маленьких грибов. Прочитайте описание опят в учебнике. (Дети читают)

- Теперь прочитайте описание ложных опят, с которыми часто путают съедобный гриб. (Дети читают) Ложные опята часто вызывают сильные отравления. Мякоть у настоящих опят белая, с тонким грибным ароматом. У ложных – жёлтая, горькая, с тяжёлым неприятным запахом. У осенних опят на ножках - ходульках есть плёнчатое кольцо. У ядовитых ножки гладкие.

- Ещё один гриб, который смело можно класть в корзинку – шампиньон. (Слайд 6) О нём расскажет Кузьмина Алина.

(Шампиньоны – невысокие грибы с плавно закруглённой шляпкой, которая у молодых грибов похожа на белый шарик. Ножка у гриба толстая, плотная. От плёнки на ней повисает бахромчатое кольцо. Чистая, белая, как снег, мякоть на изломе медленно розовеет. Растут шампиньоны семьями. В настоящее время существует много хозяйств, в которых выращивают шампиньоны на продажу. На каждом рынке можно увидеть эти грибы в больших количествах.)

- С бледной поганкой (слайд 7) вы знакомились на уроках. Что вы помните об этом грибе? (Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Человека, который съел бледную поганку, через несколько часов уже невозможно спасти. Приметы бледной поганки: плоская серо-зелёная шляпка, под ней снежно-белые пластинки. У бледной поганки обычно заметны «юбочка» и «воротничок» - остатки от чехлика, в котором находился молодой растущий гриб.)

Физкультминутка (1 минута)

Третья станция «Необычная»(Слайд 8)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой станции? (О необычных грибах)

- Сейчас вы самостоятельно будете работать в группах. Каждой группе нужно   будет постараться найти интересный материал о необычных грибах:

1группа – грифола курчавая;  2 группа – рогатик пестиковый; 3 группа – решёточник красный; 4 группа – шишкогрибхлопьеножковый; 5 группа – дождевик.

Литература, которой вы можете пользоваться, лежит перед вами. Выступления готовим небольшие.

(Дети работают, затем заслушиваются выступления каждой группы)

- Что интересного узнали о необычных грибах?

- Посмотрите на необычные грибы, которые приготовила для вас я. Это гриб- чага. Он растёт в наших лесах на берёзах. Им лечат болезни желудка. Вот следующий гриб. Кто знает его название? (Чайный гриб) Чайный гриб живёт в смеси сахарного раствора и чайной заварки. Он превращается во вкусный и полезный напиток. Этот напиток помогает от многих болезней. А вам можно лечить ангину и насморк.

- Ребята, что вы видите? Это таблетки. Они называются пенициллин. Но при чём здесь грибы? Оказывается, и здесь без них не обошлось. Лекарство пенициллин, которым лечат воспаление лёгких, бронхиты, был получен из обыкновенной зелёной плесени. (Показ плесени на кусочке хлеба) Сама по себе плесень очень ядовита, но лекарственный препарат, который из неё получают, помогает в лечении болезней.

Четвёртая станция «Загадочная» (Слайд 9)

(Выходят дети в костюмах грибов и загадывают загадки)

Во лесу, во бору                            Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью.

Стоят стары старички,                  Мудрый бородач-старик, житель бора…

На них красны колпачки.                                              (Боровик)

(Подосиновик)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые…

                         (Лисички)

Яд мой вызывает удушье, обмороки.

Меня используют, как средство для уничтожения мух.

                         (Мухомор)

-Какие лесные жители питаются мухоморами? (Лоси) Почему же лоси остаются невредимыми? (Мухоморы служат им лекарством, выводят из организма паразитов)

Дополнительная информация (У лосей и оленей нет желчного пузыря, который производит естественное отравление своего «хозяина». Поедая мухоморы, звери самоотравляются, восстанавливая баланс в организме.)

5. Закрепление изученного (1мин)

- Ребята, представьте, что вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Как поступите? (Спрошу у взрослых или не буду срывать)

- На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? (Пройду мимо)

- Почему именно так надо вести себя в лесу? (Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, мы приносим вред другим. Если мы будем беречь наши леса, то они одарят нас запасами из лесной кладовой. Ведь свежий воздух, ягоды и грибы, пение птиц - что может быть лучше!)

6. Рефлексия (1мин) (Слайд 10)

- Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение.

(Предложения записаны на доске)

1. На сегодняшнем уроке я узнал …

2. После урока мне захотелось …

3. На этом уроке я похвалил бы себя за …

7. Творческое домашнее задание (1мин)

- Я вам выдала филлворды. В нём 45 названий грибов. Вам надо найти эти названия и обвести. Слова читаются во всех направлениях и могут быть изломаны любое количество раз под прямым углом. Составьте контрольное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...