Валеологический кружок. Планы занятий.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Ефремова Наталья Ивановна

Предлагаются разработки кружковых занятий, направленных на формирование навыков ЗОЖ у учащихся. Материалы можно использовать и на уроках окружающего мира при изучение темы "Человек" в 3-4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Здравствуйте»

Тема: «Посмотрите в глаза друг другу. Улыбнитесь» (2 часа)

Цель: - дать информацию о валеологии как науке о здоровье; ознакомить со значением слова «здравствуйте»; познакомить с понятием ЗОЖ;

            - формировать знания о роли настроения в сохранении и укреплении здоровья человека;

            - воспитывать у детей желание быть весёлыми, добрыми, улыбчивыми.

Ход занятия:

Орг. момент.

Психогимнастика «Нежный маленький бутон» (фронтально).

Нежный маленький бутон.

Туго-туго свёрнут он.

Только солнца луч коснулся…..,

И бутон наш развернулся!

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Беседа о «волшебном» слове «здравствуйте», рассуждения о здоровье, здоровом образе жизни, ознакомление с наукой – валеологией (основные понятии и термины даются под запись).

       Здоровье (по определению ВОЗ) – состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов развития. Это хорошее физическое состояние, хорошее самочувствие, хорошее настроение.

       ЗОЖ – здоровый образ жизни, способ жизнедеятельности человека, направленный на формирование, сохранение, укрепление и передачу здоровья.

       Валеология – наука о здоровье (Брехман И.И., 1980 г.); наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Ролевая игра «Улыбнитесь» (фронтально).

Золотое правило: при встрече надо обязательно улыбаться и здороваться «Здравствуй! Здравствуйте!». При расставании  - «До свидания! Будь здоров!»

Прослушивание фонограммы песни «Улыбка» (работа в группах), обсуждение  темы «Для чего человеку нужна улыбка?», презентация ответов групп.

Вывод: с помощью улыбки можно улучшить своё настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни.

Задание: 1) спойте песню «Улыбка»;

                  2) нарисуйте улыбку вашей группы (коллективная работа).

Упражнение «Тренировка улыбки» (с помощью зеркала, 1-2 минуты, индивидуально).

Упражнение на релаксацию « Песчаный берег»(фронтально).

Обобщение.

Валеология – наука о здоровье.

ЗОЖ – здоровый образ жизни.

Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов развития.

Вежливые слова помогают нам общаться.

Чаще улыбайтесь друг другу, улыбка – волшебный ключик к нашему настроению, настроению близких людей. Улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье.

Домашнее задание. Найти пословицы и поговорки о здоровье, об улыбке и хорошем настроении, записать в тетрадь.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Мы – здоровые дети»

Тема: «Какой я? Моя оздоровительная программа» (2 часа)

Цель: - дать представление о том, что все люди разные, кратко рассказать о различиях между мальчиками и девочками, особенностях их развития;

            - помочь составить индивидуальную оздоровительную программу;

            - воспитывать у детей желание быть здоровыми, сильными, красивыми.

Ход занятия:

Орг. момент.

Психогимнастика Пантомима.  Представьте, что вы – красивые осенние разноцветные листочки. Подул ветер, сорвал вас с дерева, и вы медленно летите на землю, кружитесь, показываете себя и плавно опускаетесь (фронтально).

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Беседа о различиях между мальчиками и девочками, особенностях их развития.

Ролевая игра «Дамы и кавалеры» (фронтально).

Творческая работа (нарисовать, как по вашему мнению будет выглядеть человек будущего; рядом с рисунком написать какие черты характера будут ему присущи, групповая работа на формате А3). Презентация работ.

Тестирование.

Цель: выявить проблемные моменты для составления индивидуальной оздоровительной программы.

Сколько раз в год ты посещаешь зубного врача?

-1 раз                                                                           0 баллов

- когда болит зуб                                                      5 баллов

- не посещаю, так как боюсь                                 15 баллов

Как часто ухаживаешь за ногтями?

- 1 раз в неделю или чаще                                      0 баллов

- когда мама заставит                                               5 баллов

- когда начнут загибаться                                        15 баллов

Как часто ты моешь голову?

- 1 раз в неделю или чаще, без напоминаний   3 балла

- когда мама скажет                                                  5 баллов

- 1 раз в месяц                                                             10 баллов

Работаешь ли ты над своей мимикой?

- каждый день                                                             1 балл

- иногда                                                                         2 балла

- забываю                                                                      10 баллов

Как ты снимаешь стресс?

- всё ломаю, рву, реву, кричу                                  10 баллов

- слушаю приятную музыку                                      2 балла

- танцую                                                                         3 балла

Закаляешься ли ты?

- да, регулярно                                                             0 баллов

- да, от случая к случаю, редко                                5 баллов

- не закаляюсь, боюсь замёрзнуть                          10 баллов

Как часто ты употребляешь в пищу соки, овощи, фрукты?

- каждый день                                                               2 балла

- иногда                                                                           5 баллов

- редко                                                                             10 баллов

Делаешь ли ты утреннюю гигиеническую гимнастику?

- да                                                                                    0 баллов

- иногда                                                                            5 баллов

- не делаю, люблю поспать                                        10 баллов

Если набралось 6 – 9 очков – ты в полном порядке!

От 10 до 30 – обращай на себя больше внимания!

От 35 до 85 – пора серьёзно подумать о своих привычка, о своём здоровье.

Составление индивидуальных оздоровительных программ (с каждым ребёнком учитель работает индивидуально по результатам тестирования).

Физпауза. Разучивание дыхательных упражнений. Показ приёмов самомассажа для предотвращения общей усталости.

Обобщение.

Домашнее задание. Выполнять свою оздоровительную программу, вести дневничок самоконтроля.

Дата

Самочувствие

Настроение

Сон

Аппетит

Работоспособность



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Гигиена тела и души»

Тема: «Водные процедуры как воздух нужны» (2 часа)

Цель: - дать информацию о значении воды для здоровья человека;

            - познакомить детей с разнообразием водных процедур и их значением для здоровья человека;

            - воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью.

Ход занятия:

Орг. момент.

Разминка. Выполнение упражнений типа гимнастики под музыкальное сопровождение (фонограмма).

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Рассказ с элементами беседы. 

Ты и дня не проживёшь,

Коль сока жизни не попьёшь.

Нет её, придёт беда,

Всем везде нужна ……..(вода).

Вода – дар природы. Тело человека по весу больше чем на половину состоит из воды. В обычных условиях жизни человек может некоторое время обходиться без воды, но недолго и в зависимости от температуры воздуха. Чем жарче. Тем короче время выживания без воды. Вода очищает наш организм изнутри и обновляет снаружи. Вода необходима для приготовления пищи. Использование воды человеком помогает соблюдать личную гигиену. Вода нужна для умывания, купаний, ухода за волосами и др.

Водные процедуры оказывают многостороннее действие на организм. Особенно полезны они для расслабления мышц. Кратковременное действие воды (теплой или горячей) оказывает тонизирующий эффект на нервную систему, продолжительные процедуры — успокаивающий.
Слишком низкая или слишком высокая температура воды вызывает неприятное ощущение, что недопустимо.  Ванны повышают общую сопротивляемость организма, снимают утомление. Холодные или умеренно теплые углубляют вдох и урежают дыхание, горячие или продолжительные теплые увеличивают количество вдохов, дыхание становится более поверхностным.
Ванны увеличивают общее крово- и лимфообращение, что способствует ускоренному выведению шлаков из организма, особенно после нагрузок.
Действие холодной воды на организм можно разделить на три фазы:

 сосуды суживаются, кожа становится бледной, наступает ощущение холода;

 сосуды расширяются, кожа краснеет и наступает ощущение тепла;

 возникает ощущение холода, кожа бледнеет и даже синеет, синеют губы и появляется «гусиная кожа». Это означает, что следует прекратить процедуру и быстро согреться.
С возрастанием температуры воды учащается сердцебиение и дыхание, увеличивается объем циркулирующей крови, отчего сердце получает значительную нагрузку. Очень холодная ванна также небезразлична для сердца.

Здоровые люди переносят водные процедуры хорошо. Людям полным или с повышенным тепловым балансом лучше подходят холодные процедуры, а худым или лицам с пониженным тепловым балансом — теплые.

Водные процедуры оказывают на организм успокаивающее или тонизирующее действие, что зависит от индивидуальных особенностей человека и от состояния его нервной системы. Поэтому иногда успокаивающая ванна может иметь возбуждающее действие, и наоборот.

Успокаивающими считаются ванны тепловатые и умеренно теплые, тонизирующими — холодные или чередующиеся (с быстрой сменой температур). Обычно сначала проводят ванны с успокаивающим действием. Тем, кто хорошо их переносит, можно переходить к тонизирующим.

Валеопауза «Море волнуется….»

Творческая работа (работа в группах). Проиллюстрировать выполнение ежедневных водных процедур в режиме дня. Презентация рисунков.

 Упражнение на релаксацию « Песчаный берег» (фронтально).

Обобщение.

Чистая вода – природный дар, который является источником жизни для всего живого. Вода «помогает» человеку быть здоровым. Водные процедуры очень разнообразны, оказывают на организм человека различное действие.

Домашнее задание. Выполнять ежедневно гигиенические водные процедуры, найти пословицы, поговорки загадки о воде и её пользе для здоровья человека.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Гигиена тела и души»

Тема: «Закаляюсь в радость» (2 часа)

Цель: - дать представление о закаливании как эффективном средстве укрепления здоровья;

            - показать роль закаливания в профилактике простудных заболеваний;    

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.                  

 Ход занятия:

Орг. момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать!

Психогимнастика. Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Рассказ учителя с элементами беседы (запись основных понятий по теме «Закаливание» в тетрадь).

Постоянство температуры нашего тела обеспечивается сочетанием двух взаимосвязанных процессов — образования тепла и его отдачи. Ведущая роль при этом принадлежит центральной нервной системе, которая заставляет ткани и органы реагировать на любое температурное воздействие.

Теплорегулирующий аппарат, как показали исследования, действует надежно у людей, постоянно подвергающих свой организм и теплу, и холоду.

Пределы терморегуляции отнюдь не безграничны. Нарушение теплового равновесия, как правило, наносит существенный ущерб здоровью, и об это не следует забывать. Желаемый эффект будет достигнут лишь в том случае, если закаливающие процедуры проводить правильно, придерживаясь основных принципов. Но сперва обязательно посоветуйтесь с врачом. Он не только проверит ваше здоровье, но и поможет выбрать формулу закаливающих процедур, установит их продолжительность, интенсивность. А в дальнейшем определит и эффективность закаливания. Помните: это первая и главная заповедь.

Нельзя начинать процедуры при острых заболеваниях и явлениях обострения хронических недугов. И, наоборот, частые заболевания верхних дыхательных путей, тонзиллиты, трахеиты, бронхиты служат показаниями для их назначения. Всевозможные наблюдения свидетельствуют: люди избавлялись от этих заболеваний именно благодаря правильно проводимому закаливанию.

На основании исследований и практического опыта установлены следующие основные гигиенические принципы закаливания: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль.

      Принцип систематичности требует регулярного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций.

Начинают закаливание с простейших способов. Согласитесь, безрассудно начинать борьбу за свое здоровье сразу с обтирания снегом или купания в проруби. Только последовательный переход от малых доз принимаемых процедур к большим — по времени, количеству и форме — обеспечивает хороший эффект. Постепенное и последовательное увеличение дозировки особенно важно соблюдать пожилым людям и детям.

Вода — одно из лучших средств закаливания. В коже и мышцах человека при физических упражнениях находится около одной трети всей его крови. В первый момент при обтирании или обливании тела кожные сосуды суживаются и вытесняют кровь к внутренним органам. Человек ощущает холод. Затем кровь вновь с большой силой притекает в кожные сосуды — они расширяются. В этот момент возникает ощущение приятной теплоты, свежести, бодрости.

Под влиянием водной процедуры в короткий промежуток времени в организме перемещается большое количество крови. Это приучает сердце к энергичной работе, повышенным нагрузкам. Кроме того, сужение и расширение кожных сосудов развивает их способность быстро и правильно приспосабливаться к различным температурам воздуха, способствует лучшему снабжению тканей наших органов питательными веществами и кислородом. Все это помогает стать человеку более выносливым и работоспособным.

При закаливании водой каждый может использовать воду той температуры, которая необходима в данном случае. Чем холоднее вода, тем короче должна быть продолжительность процедуры.

Немаловажное значение при выполнении водных процедур имеет также температура окружающего воздуха. В начале закаливания организма она должна быть не ниже 17—20°. И лишь постепенно можно приучать себя к воздействию более низкой температуры.

Лучшее время для водных процедур — утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки, когда кожа равномерно согрета. Водные процедуры, выполняемые перед сном, обычно переносятся хуже. Возбуждая нервную систему, они вызывают раздражительность, бессонницу.

Начальный этап — обтирание. В течение нескольких дней обтирайтесь полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Сначала — по пояс, затем — обтирайте все тело, последовательно, начиная с верхней половины туловища. Методика такая: обтерев водой шею, руки, грудь и спину, вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого приступают к нижним конечностям. Вся процедура, включая и растирание тела, не должна превышать 5 мин.

Начните с воды, нагретой до 33—34°. Затем через каждые 3—4 дня понижайте температуру на 1°. И постепенно через 1,5—2 месяца доведите ее, в зависимости от самочувствия и состояния здоровья, до 18—20° и ниже. Запомните: во время процедур не должно быть никаких неприятных ощущений, особенно озноба.

Следующий этап — обливание. На первых порах пользуйтесь водой температуры около 30°, в дальнейшем можно понизить ее до 15° и ниже. После обливания обязательно разотрите тело полотенцем. Длительность всей процедуры — 3—4 мин.

Еще более энергичная водная процедура — душ. Для закаливания используйте средней силы струю в виде веера или дождя. Сочетание холодной воды и механического воздействия дает хороший результат. Но будьте осторожны — не всем такая нагрузка по плечу. Поэтому, прежде чем перейти к холодному душу, получите «добро» у врача.

Вначале температура воды — 30—35°, продолжительность процедур — не более 1 мин. В дальнейшем делайте воду холоднее, а время процедуры увеличивайте до 2 мин. Если же самочувствие после душа ухудшается, от его приема целесообразно на время отказаться.

После обливания и душа надо растереться, до легкого порозовения кожи. Лучше всего пользоваться махровым полотенцем. Закончив процедуру, следует быстро одеться и в течение нескольких минут спокойно походить по комнате.

Процесс закаливания немыслим без постоянного самоконтроля. Крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности — вот что должно появиться уже вскоре после начала закаливания. А бессонница, раздражительность, головные боли, снижение аппетита — тревожный сигнал. В таких случаях измените форму и дозировку процедур и посоветуйтесь с врачом.

Водные процедуры полезны людям всех возрастов. Они оздоровляют и закаливают организм, приучают человека постоянно ухаживать за кожным покровом. Даже самые простые и доступные водные процедуры, такие, как обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, заметно повышают устойчивость организма. Люди, регулярно выполняющие их, мало подвержены насморкам, тонзиллитам. Особенно полезны такие несложные процедуры тем, кто страдает хроническими заболеваниями носоглотки.

Обмывание стоп следует проводить ежедневно перед сном в течение года. Первоначальная температура воды 26—28°, затем через каждую неделю ее надо снижать на 1—2°и довести до 12—15°. После обмывания стопы также растирайте до покраснения.

Рекомендуется применять и контрастные ванны для ног. Для этого в один таз (ведро) наливают горячую воду (температуру от 35° в течение недели повышают до 40—42°). Другой наполняют холодной водой (температура 20°, с постепенным понижением до 15°). Сначала ноги помещают на 2—3 мин, в горячую воду, затем на 30 сек в холодную. И так два-три раза. Заканчивают процедуру растиранием.

Полоскание горла проводите каждый день утром и вечером. Вначале пользуйтесь водой, подогретой до 25°.

      Понижая каждую неделю температуру воды на 1—2°, доведите ее до комнатной.

Закалив свое тело холодными водными процедурам», вы можете смело переходить на обтирание снегом. G улицы — сразу же в теплое помещение. Бравада на холоде ни к чему. И даже если после снежного закаливания вы не станете «моржом», что, кстати говоря, вовсе не обязательно, не огорчайтесь: ведь вы добились главного — укрепили здоровье и сказали решительное «нет!» гриппу и простуде.

Кстати, «моржи» тоже, как ни странно, иногда боятся сквозняков, схватывают насморк. Правда, переносят они болезнь легче и выздоравливают быстрее, чем нетренированные люди. Получается парадоксальная вещь. Бывалый «морж», которому не страшен никакой мороз, при умеренной температуре вдруг простывает. В чем же дело?

При тренировках в условиях низких температур у человека вырабатывается так называемый высокий порог чувствительности. Организм начинает вырабатывать защитные реакции лишь при достаточно сильном охлаждении. А вот в диапазоне более высоких температур он оказывается «незапрограммированным» на стойкое сопротивление воздействиям среды. Вот почему и «моржей» подстерегают порой неприятности.

Воздушные ванны. Принимать их рекомендуется вначале при температуре в помещении не менее 18— 20°С. В течение первой недели продолжительность «воздушного купания» 10 мин., а затем, ежедневно прибавляя по две-три минуты, время увеличивают до 40 минут. Можно приучить себя принимать воздушные ванны и на балконе. До этого надо еженедельно снижать температуру воздуха помещения (путем его проветривания) на один-два градуса. А начав закаливание на балконе, находиться все время в движении.

После приема воздушных ванн полезно обтереться водой комнатной температуры, а затем сделать самомассаж.

От холодных воздушных ванн и водных процедур следует воздержаться людям с острыми заболеваниями легких, почек, желудка и кишечника, с нарушением работы желез внутренней секреции, а также при тяжелых заболеваниях сердца и сосудов, нервной системы.

Очень важно не забывать о правильном дыхании в холодный период года. Нужно приучить себя вдох обязательно делать через нос (выдыхать можно и ртом), а если что-то мешает этому, устранить причину, обратившись к врачу. Дело в том, что при дыхании через нос воздух прогревается значительно лучше, чем при дыхании через рот. Так, если температура вдыхаемого воздуха один градус тепла, то при дыхании через нос он нагревается почти до 30 градусов, а при дыхании через рот только до 20. Следовательно, в первом случае опасность вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей меньше.

Хорошей закаливающей процедурой является и сон на открытом воздухе: будь то спальня с раскрытыми на ночь окном или форточкой или же сон в спальном мешке на балконе. Приучать себя к этому можно начиная с температуры наружного воздуха 5 градусов тепла, то есть с весенней ночи.

Чем же объясняется целебное действие свежего воздуха? Он возбуждает аппарат теплорегуляции (кожные капилляры, мышцы), железы внутренней секреции. Влияя на чувствительные окончания кожных нервов, воздушные ванны рефлекторным путем положительно действуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную систему, благотворно влияя на психику. Статистика говорит, что люди, которые много времени проводят на свежем воздухе, даже в период эпидемий гриппа болеют гораздо реже и в более легкой форме.

Известно немало людей, которые уже в наши дни, отчаявшись избавиться от вечного насморка при помощи даже самых модных лекарств, стали здоровыми благодаря систематическому закаливанию, начав с воздушных ванн.

Закаливайтесь систематически. Обычно через 2—3 недели после прекращения процедур защитные реакции организма понижаются. После вынужденных перерывов необходимо возобновить закаливание снова. Постепенный переход от малых доз к большим по времени, по количеству и по виду процедур обеспечит хороший эффект. Если у вас сон стал крепче, самочувствие лучше, работоспособность выше, значит закаливание вы проводите правильно.

Солнечные ванны. Для ограждения организма от прямых ультрафиолетовых лучей солнечные ванны принимаются под тентами. То же делается и для приема прерывистых ванн, когда при облучении тела суммарной солнечной радиацией назначают 10—20-минутные перерывы. Методика прерывания ванн применяется в начале закаливания при высокой температуре воздуха — свыше 30—32°С в тени. Число перерывов определяется дозой солнечного воздействия и самочувствием закаливающегося. В околополуденные часы при отсутствии облаков указанное количество тепла и УФ-лучей поглощается телом за 5 минут. Необходимо помнить и о равномерном распределении действия солнечных лучей на кожу и попеременно по 5 минут облучать переднюю, заднюю и боковые поверхности тела.

В дальнейшем при хорошей переносимости организмом солнечных ванн время облучения увеличивается на 5—10 минут и может достигать максимум 90— 120 минут или 90—120 кал/см2, или 4—6 ультрафиолетовых биодоз на 1 квадратный сантиметр поверхности тела.

При облачности и низком солнцестоянии (не ниже 30° над горизонтом) время солнечной ванны можно увеличивать, но не более чем на 50% от полученной дозы.

Желательно отказаться от широко бытующего мнения, будто загорать нужно лежа, в покое. Наоборот, солнечные ванны (за редким исключением) следует принимать при умеренной двигательной активности, например, во время ходьбы, подвижных игр, но не слишком интенсивных. Солнечные ванны, осуществляемые в движении, характеризуются равномерным распределением световых воздействий на организм. Отсюда оптимальные оздоравливающий эффект и качество пигментации — загара.

Если по каким-либо обстоятельствам возникла необходимость загорать лежа, то нужно помнить следующее. Величина солнечной энергии, которая попадает на организм, зависит от того, как располагается тело по отношению к направлению прямых солнечных лучей. Если параллельно, то организм получает меньше, а если перпендикулярно, то значительно больше прямых солнечных лучей. При низком солнцестоянии закаливающийся должен лежать боком к солнцу.

Есть еще одна деталь, о которой нужно знать при приеме солнечных ванн. Ткани, изготовленные из нейлона, капрона и некоторых других синтетических материалов, хорошо проницаемы для УФ-лучей и не ограждают тело от их воздействия.

При неумелом пользовании солнечными ваннами могут произойти нарушение терморегуляции и изменения в деятельности центральной нервной системы вследствие перегрева головы и всего организма. Появляется слабость, головная боль, головокружение. Если в это время солнечное облучение не прекратить, то симптомы усиливаются: начинается шум в ушах, тошнота, иногда потеря сознания. Наступает так называемый солнечный удар. Пострадавшего следует немедленно перенести в прохладное место, смочить лицо и грудь холодной водой, положить мокрое полотенце на голову и область сердца. Если имеется хлорэтил, смочите им лобную часть головы и область сердца пострадавшего. Он быстрее придет в себя. После случившегося, естественно, продолжать солнечные ванны категорически запре-щается.

Для профилактики солнечного удара необходимо защищать голову от прямых солнечных лучей, не читать во время солнечного облучения, не принимать солнечные ванны натощак, а самое главное — правильно дозировать их. Одним из первых признаков излишнего облучения являются неприятные ощущения жжения, зуда, болезненности кожи, ее выраженное покраснение. При появлении таких симптомов солнечное облучение следует немедленно прекратить. Покрасневшие области тела протереть спиртом или одеколоном. Если под рукой ничего подобного нет/то — сливками или жирным кефиром. Необходимо помнить, что солнце и друг и враг, шутить с ним опасно.

«Каждый шаг босиком—лишняя минута жизни» Такой своеобразный лозунг выдвинул в конце прошлого века известный гигиенист Себастьян Кнейпп. О пользе босохождения при различных заболеваниях говорили еще древнегреческие, египетские и римские врачи. В те далекие времена дети получали право на ношение обуви только с 18-летнего возраста. А Сократ, Сенека и другие философы считали ходьбу босиком еще и отличным средством развития умственных способностей.

Физиологи доказали, что подошва — одна из наиболее мощных рефлексогенных зон. На одном квадратном сантиметре подошвы в 1,5 раза больше механо- и терморецепторов, чем на других участках кожи.

Обувь, которую мы носим всю жизнь, создает для ног постоянный комфортный микроклимат, и функция рецепторов подошвы постепенно снижается, охлаждение ног вызывает простуду. Дело в том, что между подошвой и слизистой оболочкой верхних дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь: при местном охлаждении ног температура слизистой носоглотки понижается, вслед за чем у незакаленного человека могут возникнуть насморк и кашель.

При хождении босиком повышается активность рецепторов подошвы.

Спонтанное пробуждение положительных эмоций имеет огромное значение для профилактики болезней века, в частности, стенокардии, провоцируемой как и многие другие, всевозможными стрессами. Не случайно в различных странах популярны санатории, в которых дозированная ходьба босыми ногами по различной почве (асфальтовая дорожка с чередующимися горячей и холодной поверхностями, искусственный лед, стерня, песок, камни, трава) успешно используется как средство лечения сердечно-сосудистых, нервных и даже психических заболеваний.

Также босохождение позволяет предупреждать и лечить разного рода деформации ступни, например, плоскостопие и подвывих большого пальца. Известно, что в странах, где жители много ходят босиком (в Индии, Вьетнаме, Индонезии), с подобной ортопедической патологией врачи почти не сталкиваются.

Нередко приходится слышать, что при хождении босиком можно заразиться эпидермофитией. Однако специалисты по кожным болезням утверждают, что возбудители этого заболевания больше опасны как раз для изнеженных ног.

Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем по деревянному, впоследствии и кафельному полу, а с наступлением теплых дней выходить на улицу, не боясь изменений погоды. В первые дни достаточно ограничить время закаливания 15—30 минутами, постепенно увеличивая продолжительность тренировки. Неплохо пошлепать босиком и по теплым лужам, а с наступлением зимы после достаточной подготовки бегать 1—2 минуты по снегу. Полезно совместить этот вид закаливания с ежедневными ножными ваннами, последовательно снижая температуру воды, а затем делать ванны с холодной и горячей водой. Ванны контрастной температуры усиливают закаливающий эффект.

Разные виды почв вызывают различную реакцию нервных рецепторов. Снег, лед, горячий песок и асфальт, острые камни и шлак, шишки и хвойные иглы действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе.

Учитывая это, советуем, если есть возможность, после теплого песка перейти на траву, затем потерпеть покалывания свежескошенной стерни и завершить тренировку на земляной тропинке и в мягкой дорожной пыли. В городе можно комбинировать босохождение по комнатному полу, каменной лестнице, снегу и льду (возвращаться домой в обратной последовательности), завершая тренировку несколькими физическими упражнениями. Каждый при желании может сам составить для себя различные комбинации.

Разумеется, систематическая ходьба босиком требует соблюдения определенных правил гигиены. Очевидно, не надо объяснять, почему после каждой тренировки надо мыть ноги, лучше водой комнатной температуры, желательно с мылом и щеткой, особенно тщательно протирая кожу между пальцами, а также смазывать ступни на ночь питательным кремом.

Лучше всего приучать к босохождению с детства. В летнее время, если есть возможность, за городом, в сквере, на зеленом газоне пусть ребятишки бегают без обуви. Приучать малышей к хождению босиком следует последовательно и постепенно. Вовсе не обязательно носить целый день чулки и колготки, а резиновые кеды, полукеды и тапочки-«чешки» допустимы исключительно во время занятий спортом.

Конечно же, мы не за полный отказ от обуви. Призываем лишь использовать такое эффективное средство, как босохождение для борьбы с болезнями, для сохранения бодрости и работоспособности. Не упускайте представившейся возможности. Почувствуйте удовольствие и радость от прикосновения росистой травы и прохладного в жаркий день сыпучего песка, бархатной земляной пыли.

Практическая работа (освоение закаливающей процедуры – полоскание горла прохладной водой, индивидуально).

Работа в группах (составление коллажа на тему «Закаляюсь с удовольствием» из заранее заготовленных вырезок, иллюстраций, фотографий)

Валеопауза «Море волнуется….» (фронтально)

Обобщение.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. При закаливании надо соблюдать следующие принципы: постепенность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей человека.

Домашнее задание. Проводить дома простейшие закаливающие процедуры, отмечать изменение самочувствия в дневничке самоконтроля.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Гигиена тела и души»

Тема: «Здоровый сон» (2 часа)

Цель: - раскрыть значение сна для здоровья человека;

            - сформировать представление о том. Что сон является составной частью режима дня;    

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.                  

 Ход занятия:

Орг. момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать!

- Что нужно делать, чтобы вырасти здоровым и сильным? (Соблюдать режим дня, правила личной гигиены, режим питания, закаляться и заниматься физкультурой и спортом).

2. Аутотренинг. Звучит медленная музыка.

- Я расслабляюсь и успокаиваюсь….. Мои руки расслаблены, как жидкое тесто……, тёплые, неподвижные…. Мои ноги расслаблены…., тёплые, неподвижные…….

Моё туловище расслаблено…. тёплое, неподвижное…..

Моя шея расслаблена, тёплая, неподвижная…….

Моё лицо расслаблено, тёплое, неподвижное…..

Состояние приятного покоя…..

Мне дышится легко и спокойно……

Я отдыхаю. И набираюсь сил……

Музыка звучит в более быстром темпе.

Свежесть и бодрость наполняют меня….

Уходит чувство расслабленности из рук, ног, туловища, шеи, лица.

Мои мышцы отдохнули…..они лёгкие, как воздушный шарик……

Я буду со всеми приветливым…….добрым……

Я уверен в себе…..

Я хорошо отдохнул!!!

Я бодр и силён!!!

Настроение радостное!!! Самочувствие отличное!!!

3.Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

4.Рассказ учителя с элементами беседы (запись основных понятий по теме в тетрадь).

- Что слаще всего на свете?  (Сон)

Что такое сон?

Люди всегда интересовались природой сна. Учёные прежних времён не знали причин сна и часто выдвигали ошибочные теории о сне. Так более ста лет назад некоторые учёные считали, что сон является отравлением организма т. к. во время бодрствования в теле человека накапливаются яды, которые вызывают отравление мозга и наступление сна. Человек отдаёт сну почти треть своей жизни. Сон является циклическим явлением, обычно за 7-8 часов сна, друг друга сменяют 4-5 циклов. Каждый цикл включает в себя 2 фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна. Когда человек засыпает, у него начинается медленный сон, который включает в себя 4 стадии, во время него в организме понижается обмен веществ, понижается температура, расслабляются мышцы. Примерно через 1,5 часа фаза медленного сна сменяется фазой быстрого сна. Во время этой фазы в организме активизируется работа внутренних органов и именно в этой фазе человек видит сны. Быстрый сон длится около 15 минут.

В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. Учёные не ставили таких экспериментов, но это подтверждает казнь, которую проводили в древнем Китае. Люди, которых лишали сна во время такой казни, не жили дольше 10 дней.

Норма сна, которая необходима для хорошего отдыха около 7-8 часов в сутки. В истории известны случаи, когда люди затрачивали на сон гораздо меньше времени. Наполеон спал не более 4 часов в сутки, Пётр I, Шиллер, Гете, В. М. Бехтерев спали 5 часов сутки, а Эдисон спал всего 2-3 часа в сутки.

Всё же учёные проводили опыты, во время которых человека лишали сна, но во время этих опытов они пытались выяснить значение каждой фазы сна. Человека будили на определённой стадии сна, затем человек засыпал вновь. Все результаты фиксировались с помощью специальных приборов. Было выяснено, что лишение быстрого сна приводит к тому, что человек становится рассеянным, агрессивным, у него снижается память, возникают неопределённые страхи и галлюцинации. Учёные сделали вывод, что во время быстрого сна в организме происходят различные процессы, направленные на восстановление функций нервной системы.

Интересные факты

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.

Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

Бетховен во сне сочинил пьесу.

7 правил здорового сна

Если по утрам Вы чувствуете дискомфорт в шее и позвоночнике, если проспав 7-9 часов Вы не чувствуете себя выспавшимся, если иногда Вы просыпаетесь с головной болью, то Вам пора задуматься о том, на чем Вы спите.

 Во время сна матрац поддерживает тело, а вот голова и шея не всегда находятся в удобном положении. А ведь именно в голове находится мозг, именно шейные позвонки испытывают самое больное напряжение в течение дня. Шейные позвонки самые капризные среди всех позвонков. Если голова с утра побаливает, Вы не чувствуете бодрости, Вы ощущаете тяжесть, то значит, Вам стоит поменять подушку.

 

Как определить, подходит ли Вам та подушка, на которой Вы спите? Попросите кого-нибудь понаблюдать за Вашим поведением во время сна. Если Вы подкладываете ладошку под голову или отодвигаете подушку к краю кровати, значит, подушка Вам не подходит. Если подушка слишком большая, пухлая, то голова находится слишком высоко, в результате чего шея неестественно изгибается. Но спать вообще без подушки тоже не рекомендуется, шея должна иметь поддержку, иначе во время сна вы так и не найдете удобного положения и отдых не будет полноценным.

 

Психологи выяснили, что на протяжении всей своей жизни мы выбираем для себя те подушки, подобные которым наши родители подкладывали нам под головы в детстве. Все идет от первой подушки. Если Вы привыкли к тонкой подушке, то Вам скорее всего будет некомфортно спать на пухлой, высокой подушке.

 

По этой причине при смене подушки первые дни нам несколько некомфортно, не бойтесь этого. Это не дискомфорт, а скорее непривычное ощущение полной расслабленности. Современные подушки, особенно ортопедические, позволяют достаточно быстро перестроиться. На то чтобы привыкнуть к подушке у Вас уйдет 3-5 дней. За это время Вы привыкните к новой высоте и жесткости подушки. Зато после этого периода привыкания Вы будете бодро чувствовать себя по утрам, будете ощущать себя отдохнувшим.

 

Вот основные восемь правил, которые помогут Вам добиться того, что по утрам Вы не будете ощущать дискомфорта и в течение всего дня будете бодрым. Также Вы сможете избежать желания поспать после обеда. Ведь оно возникает исключительно потому, что ночью мы не полностью высыпаемся.

 

1.Стремитесь к качеству сна, а не к тому, чтобы подольше поспать.

Каждому человеку необходимо разное количество сна. Некоторые спят по 5 часов и им этого достаточно, а некоторые чувствуют себя отдохнувшими лишь после 10 часов здорового полноценного сна. Поэтому не стремитесь поспать подольше, если Ваш организм этого не требует. Многим знакомо ощущение того, что они проспали слишком долго. Оно сопровождается общей разбитостью, легкой головной болью, апатией. Возникают эти ощущения по причине того, что все внутренние органы уже выспались и отдохнули, они готовы к работе, а мы, продолжая спать, не даем им такой возможности. В среднем взрослому человеку для сна достаточно 7-9 часов в день, ребёнку – до 10 часов.

 

2.Старайтесь ложиться спать в одно и то же время.

В будние дни это сделать легче, так как на работу большинство из нас встает примерно в одно и тоже время. Постарайтесь ложиться на протяжении всех дней недели в одно и то же время, даже в выходные дни. Постарайтесь "программировать" свой организм на сон. Например, делайте легкую гимнастику или же пейте чай. Организм через пару недель привыкнет, что после этих действий он может расслабиться и отдыхать. Чаепитие или гимнастика станут для организма сигналом "пора спать".

 

3.Регулярно занимайтесь спортом.

 

4.Позаботьтесь о постели.

Если Ваш матрац слишком мал, слишком высок, мягок или тверд, спать на нем Вам будет некомфортно. Вам необходимо подобрать матрац, который обеспечит поддержку позвоночника на протяжении всего времени сна. Но самое важное - это подушка. К выбору подушки отнеситесь ответственно. Если Вы спите на подушке, которая Вам не подходит, то во время сна шейные позвонки находятся в неестественном для них положении, мышцы верхней части спины и шеи находятся в напряжении, кровоснабжение мозга становится замедленным и неполноценным, отсюда и возникают проблемы с головными болями и с хронической усталостью.

 

5.Подберите комфортную одежду для сна.

Одежда не должна быть облегающей, не должна мешать движениям. Оптимальный вариант - если одежда сделана из натуральной ткани, из хлопка или льна. Стирайте одежду для сна не реже, чем два раза в неделю. Зимой можно надевать носочки, но следите, чтобы они не сковывали движений.

 

6.Проветривайте помещение.

Позаботьтесь о том, чтобы воздух в спальне был свежим. Проветривайте помещение, где Вы спите. Оптимальная температура для сна 20-22 градуса. Пыль в спальне необходимо убирать как можно чаще. Цветы обеспечивают насыщение комнаты для сна кислородом, их должно быть много.

 

7.Не ешьте на ночь.

Обильная, и в особенности жирная еда заставит Вашу пищеварительную систему работать, в то время, как мозг будет отдыхать. Работа пищеварительной системы не даст Вам возможности выспаться. Но с другой стороны, ложиться спать на голодный желудок тоже не совсем правильно. Перед сном желательно съесть что-нибудь легкое: нежирный сыр, овощной салат, фрукты.

 

Работа в группах (составление коллажа на тему «Здоровый сон  » из заранее заготовленных вырезок, иллюстраций, фотографий)

Валеопауза «День и ночь….» (фронтально)

Обобщение.

Сон – одна из главных потребностей человека, без которой он не может жить. От ночного отдыха зависит и наше настроение, и наше здоровье.

Домашнее задание. Стараться выполнять правила здорового сна.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Оздоровительные минутки»

Тема: «Что делать, чтобы осанка была хорошей» (1 час)

Цель: - дать представление об осанке как привычном положении тела человека,    - научить выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки;    

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.                  

 Ход занятия:

Орг. момент.

Чтобы было здоровье в порядке,

Следи за дыханием,

Следи за походкой,

Следи за осанкой и делай зарядку.

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

- Итак, сегодня мы будем говорить об осанке и упражнениях, которые помогут её выработать.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Осанка – это умение человека держать своё тело в различных положениях; привычное положение тела человека в пространстве.

Правильная осанка – умеренные изгибы позвоночника, симметричное положение лопаток, развёрнутые плечи, прямые ноги с нормальными сводами стоп, голова откинута чуть назад, грудь чуть выступает над животом.

Чтобы проверить, правильная ли у вас осанка, надо встать к гладкой стене без плинтусов и выступов спиной. Если ваше тело коснётся стены в 4 точках (затылок, лопатки, ягодицы, пятки), то у вас осанка – правильная.

Правильная осанка – красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и физической активности человека.

8 причин иметь правильную и здоровую осанку:
1. Чем красивее спина, тем увереннее личность
2. Дыхание становится легким и более глубоким
3. Улучшается дыхание и пищеварение
4. Вы выглядите более стройными и молодыми
5. Голос будет казаться лучше
6. Помогает мышцам и суставам
7. Улучшается мышление
8. Здоровый позвоночник

Формирование правильной осанки требует длительного времени. Для этого необходимы:

- специальные физические упражнения для развития мышечной системы, особенно мышц живота, спины, которые удерживают позвоночник, создавая вокруг него мышечный «корсет»;

- соблюдение гигиенических требований режима дня;

- подбор учебной мебели и оборудования в соответствии с ростом ребёнка;

- занятия плаванием, теннисом, коньками, велосипедным спортом и многое другое.

Кроме того, многое зависит и от самого человека. Он сам должен контролировать себя, следить за своей осанкой всегда.

Гигиенические требования к посадке учащихся:

сидеть за партой прямо, не упираясь грудью в край мебели;

ноги ставить на пол или подножку;

низко не склоняться над тетрадью или книгой (расстояние от глаз до тетради/учебника – 30-35 см);

между краем парты и грудью должны проходить 4 пальца.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки:

Исходное положение – стоя спиной к стене касаться её пятками, ягодицами, лопатками, затылком. Удерживать своё тело в этом положении несколько секунд.

Исходное положение – у стены, основная стойка, руки на пояс: 1-2 – присесть; 3-4 – принять исходное положение. Повторить 6-8 раз.

Исходное положение – у стены, руки вверх, ладони на стене: 1 – наклон влево; 2 – исходное положение; 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

«Ношение» книги на голове и передвижение с ней по комнате.

Исходное положение – лёжа на спине, опираясь ладонями на пол; выполнять «велосипед» до 30-40 секунд; сделать 4-5 подходов.

Практическая работа (освоение 1-4  упражнений из комплекса).

Валеопауза «Море волнуется….» (фронтально).

Обобщение.

       Правильная осанка – красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и физической активности человека. Она помогает предотвратить заболевания позвоночника.

Домашнее задание. Выполнять дома комплекс упражнений для формирования правильной осанки.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Тренируем тело, укрепляем дух»

Тема: «Самомассаж» (2 часа)

Цель: - дать представление о самомассаже,

            - учить выполнять простейшие приёмы самомассажа;    

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.        

           Ход занятия:

Орг. момент.

Чтобы было здоровье в порядке,

Следи за дыханием,

Следи за походкой,

Следи за осанкой и делай зарядку.

Вставать не ленись,

Зубы почисть,

Умойся скорее и будешь бодрее!

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

- Итак, сегодня мы будем говорить о самомассаже, о приёмах самомассажа, которые должен знать каждый человек.

Рассказ учителя с демонстрацией.

    - Массаж может быть использован как лечебное и профилактическое средство при различных недомоганиях и заболеваниях человека. Важной считается и косметическая роль массажа лица, подбородка, рук. Виды массажа: гигиенический (активное укрепление здоровья), спортивный, лечебный (при различных заболеваниях и травмах), точечный (воздействие на активные точки на коже человека (проекции внутренних органов)  и другие. В массаже существует много приёмов: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание и другие. Каждый человек должен владеть простейшими приёмами самомассажа, чтобы снять напряжение после трудового дня или занятий, красиво выглядеть и быть здоровым. Массаж может проводиться в любом положении тела человека. Желательно, чтобы при проведении массажа  группы мышц, которые подвергаются массажу, были расслаблены, а не напряжены. Массаж можно проводить с использованием специального массажного крема или без него. Простейший самомассаж проводится лёгкими движениями кончиков пальцев без использования других подручных средств. (Демонстрация приёмов самомассажа).

Практическая работа (освоение учащимися приёмов самомассажа, показанных учителем).

Валеопауза «Зеркало» (учитель молча показывает движения, учащиеся следом за ним повторяют их).

Обобщение.

Самомассаж – эффективное средство укрепления здоровья человека.

Домашнее задание. Выполнять дома простейшие приёмы самомассажа.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Тренируем тело, укрепляем дух»

Тема: «Упражнения для ног» (1 час)

Цель: - ознакомить с упражнениями для мышц ног, помогающими снять напряжение;

            - показать роль физических упражнений в укреплении здоровья человека;    

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.                  

 Ход занятия:

Орг. момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать!

Психогимнастика. Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Рассказ учителя с демонстрацией упражнений.

Канатоходцы. Уч-ся должны представить себе, что они готовятся к восхождению на гору. Для того, чтобы «восхождение» оказалось удачным, необходимо научиться «ползать по канату». А для этого надо научиться выполнять следующие упражнения:

- максимально свести пятки вместе;

-максимально свести носки обуви вместе;

- поставить ноги крест на крест, поочерёдно меняя их положение;

- «нарисовать» попеременно каждой ногой своё имя;

- максимально сжать пальцы ног и расслабить;

-обеими стопами себе поаплодировать.

Тренировка ног. Участники сидят в круге. Они находятся в положении «ноги врозь» друг возле друга и передают палочку внутренней и наружной стороной стопы. Затем они зажимают трубочку из газеты ступнями и передают её по кругу.

Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях и:

- «сложить» стопы вместе, развести ноги и максимально вывернуть стопы наружу;

- сводить и разводить ноги, соприкасаясь попеременно пятками и пальцами ног;

- шевелить пальцами ног, сначала медленно, а затем убыстряя темп;

- «вибрировать» ногами, то убыстряя, то замедляя темп.

Велосипед. Лежа на спине и прижав руки к туловищу, поочерёдно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.

Прямой угол. Лежа на спине, отвести руки за голову.

- поднимать ноги поочередно вверх пот возможности под прямым углом;

- горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

Футболисты. Сидя на стуле нужно:

- захватить стопами мяч и поднять его как можно выше;

- покатать мяч попеременно левой и правой ногой;

- разложить вокруг себя несколько мячей на равном расстоянии и, захватывая их обеими ступнями, менять мячи местами.

Практическая работа (освоение предложенных учителем упражнений).

Валеопауза «Клоуны» (фронтально)

Обобщение.

Упражнения для мышц ног не только позволяют снять напряжение, но и содействуют укреплению здоровья человека.

Домашнее задание. Выполнять упражнения для мышц ног, когда  необходимо снять напряжение и усталость.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Раздел «Тренируем тело, укрепляем дух»

Тема: «Упражнения при плоскостопии и нарушении осанки» (2 часа)

Цель: - ознакомить с упражнениями ЛФК при  плоскостопии и нарушении осанки;

            - показать роль физических упражнений в укреплении здоровья человека;    

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.                  

 Ход занятия:

Орг. момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать!

Психогимнастика. Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Рассказ учителя с демонстрацией упражнений.

Основная задача лечебной физкультуры при плоскостопии и нарушении осанки – разгрузка позвоночника, укрепление мышечной системы  и развития силовой выносливости, исправление имеющихся дефектов осанки, общая тренировка организма. При нарушениях осанки на занятиях используются следующие упражнения: ходьба с мешочками с песком на голове, общеразвивающие упражнения для верхних и нижних конечностей туловища, проводятся упражнения с гимнастическими снарядами (палки, гантели, мячи), подвижные игры и эстафеты, направленные на развитие координации движений, различные виды ходьбы и бега, игры в спокойном темпе, дыхательные упражнения, проверка осанки (у гладкой стены).

Для профилактики и устранения плоскостопия необходимы упражнения, укрепляющие свод стопы, самомассаж стоп. Наиболее эффективными упражнениями можно считать: ходьбу босиком на внешнем и внутреннем своде стопы, катание босыми стопами гимнастической палки, мяча; переступание босыми ногами по обручу; ходьба босиком по галке, песку, земле; самомассаж стоп и обливание их водой с постепенным понижением температуры воды.

Практическая работа (освоение предложенных учителем упражнений).

Валеопауза «Нежный маленький бутон…» (фронтально)

Обобщение.

Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики и лечения плоскостопия позволяют укреплять мышечный корсет и свод стопы ребёнка, содействуют общему оздоровлению организма.

Домашнее задание. Выполнять упражнения для  стоп ног и формирования правильной осанки, показанные учителем.



Предварительный просмотр:

План занятия валеологического кружка. Дата: _________________.

Тема: «Упражнения для глаз» (2 часа)

Цель: - дать представление об упражнениях для глаз как эффективном средстве укрепления здоровья, учить их выполнять;

            - воспитывать потребность вести ЗОЖ.                  

 Ход занятия:

Орг. момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать!

Психогимнастика. Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

Сообщение темы занятия, запись в тетрадь.

Рассказ учителя с элементами беседы (запись основных понятий по теме «Закаливание» в тетрадь)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Краткое изложение правильных привычек зрения

1. Моргайте и двигайтесь: непрерывно и автоматически.
2. Дышите: легко и непрерывно.
3. Смотрите на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаз.
4. Возбуждайте в себе интерес: во время рассматривания объекта путешествуйте по нему.
5. Воспринимайте увиденное без усилия.
6. Часто закрывайте глаза, чтобы дать им отдых.

Расслабление, массаж, разминка

Расслабление глаз.
Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
Лицо и тело также расслабить. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувства тепла и тяжести должны смениться легкостью, а в дальнейшем - полной потерей ощущения глаз. Время расслабления не ограничено. В промежутках между другими упражнениями для глаз оно может составлять 20-40 секунд, выполняемое само по себе - 3-5 минут. Расслабление можно проводить в любое время.

Пальминг.
Сложите чашкообразно ладони рук и наложите одну ладонь руки на другую крест-накрест, так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков. Окончательно подберите положение ладоней, позволяющее свободно открываться и закрываться глазам, а также исключающее возможность проникновения света, проверить, направив взгляд на источник света. Обратите внимание на то, чтобы выполнение упражнения
не сопровождалось каким-либо мышечным напряжением. В этих целях в домашних условиях удобно расположитесь сидя за столом, поставив локти на мягкую подстилку, или опираясь на локти можно устроиться лежа на животе. Приняв удобную позу, спокойно закройте глаза под руками. Следующим этапом выполнения этого упражнения является психическое расслабление. Ваша цель достигнуть совершенно черного поля перед глазами. Для этого не требуется никаких специальных усилий. Наоборот, максимальное расслабление поможет исключить калейдоскопические явления штрихи, кружки, пятна, отражающие возбуждение зрительных центров мозга.

Закрыть глаза. Поморгайте сомкнутыми веками.

Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.

Первый закон зрения - это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.
Большие повороты.
Станьте лицом к окну своей комнаты, расставив ступни ног приблизительно на 30 см. Затем, перенося вес тела на левую ногу, поверните голову и плечи к левой стене. После этого, перенеся вес тела на правую ногу, поверните голову и плечи к правой стене. Делайте эти движения в ритме медленного вальса, отрывая во время поворотов пятку от пола. Если же во время поворотов вы будете еще напевать мелодию какого-нибудь понравившегося вам вальса, то это позволит вам быть уверенным в том, что вы во время поворотов глубоко дышите. Обратите внимание, что когда вы поворачиваетесь к правой стене, окна проходят мимо вас влево, а когда поворачиваетесь к левой стене, то окна уходят вправо. Вы можете заметить, что окна проскакивают мимо лишь тогда, когда вы во время поворота "забираете глаза с собой". Не следует пытаться загипнотизировать себя ощущением этого движения.
Вам надо только ощутить относительность этого процесса - вы и окна проходят мимо друг друга. Пусть они проходят. Если вы "прилипните" к ним глазами, то у вас появится головокружение или легкая тошнота. Таким образом вы поймете, что не дали, как говорил доктор Бейтс, "пройти миру мимо вас". Следите за тем, чтобы у вас не закрывались глаза в момент прохождения мимо окон, иначе вы не сможете увидеть их проплывающими мимо вас. Во время поворотов считайте их количество. Чтобы достичь нужной вам степени расслабления, надо сделать до 60 поворотов. В пределах от 60-го до 100-го поворота вы наслаждаетесь достигнутым вами уровнем расслабления, призванного помочь улучшить ваше зрение. Это упражнение надо делать по 100 раз каждое утро и еще столько же раз вечером перед сном. Несмотря на то, что его выполнение занимает всего 2-3 минуты, результаты его применения вас поразят. Это упражнение развивает гибкость позвоночника, нормализует функции внутренних органов человека (сердца, легких, пищеварительного тракта и так далее). Но в первую очередь, оно способствует возбуждению своеобразной вибрации глаз (очень мелких непроизвольных движений глаз).
Пальцевые повороты.
Поставьте указательный палец какой-нибудь руки перед своим носом. Мягко поворачивайте голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него.
Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если вы закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут "прилипать" к пальцу, у вас появится головокружение, и вы не сможете добиться ощущения движения. Что, не можете добиться никакой иллюзии движения? Тогда попытайтесь проделать следующее. Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы - это что-то вроде частокола, и смотрите в момент их прохождения не на них, а сквозь них вдаль. Пальцы должны проходить мимо вас. Чередуйте три поворота с закрытыми глазами (с мыслью - "они движутся к одному уху, а потом к другому"), с тремя поворотами с открытыми глазами, видя пальцы проходящими мимо вас. Делайте эти повороты всегда по 20-30 раз, не забывая при этом о дыхании. Эти повороты обладают снимающим боль эффектом. Если у вас появилась головная боль или какая-нибудь боль вообще, то поделайте эти повороты в течение 10-20 минут, чередуя повороты с открытыми глазами с поворотами с закрытыми глазами. Сделайте после этого пальминг, и вам станет легче. Но в любом случае думайте о движении. И дышите!
Повороты головы являются одним из наиболее ценных упражнений, поскольку они через симпатическую нервную систему снимают напряжение буквально с каждой частички вашего тела.

"Письмо носом".
Значительная часть напряжения, приходящаяся на нашу нервную систему, покоится в задней части шеи у основания черепа. Все мы так много читаем, пишем, печатаем на машинке, водим автомобиль, что на определенном этапе шея начинает тянуть голову назад и сутулить плечи. Мы в этот момент чувствуем, что "пожалуй, устали". Глаза с нарушенной соосностью ведут к таким же последствиям. Чтобы облегчить это состояние,
закройте глаза и, используя нос как удлиненную ручку, пишите им что-нибудь в воздухе. Что именно писать? Вспомните алфавит и напишите названия городов, начинающиеся на буквы алфавита по порядку (на столько букв, на сколько вы сможете вспомнить). Например, для А - Анапа, для Б - Брест, для К - Киев и так далее. В следующий раз, чтобы избежать скуки, поставьте себе другую задачу. Пишите названия стран, цветов, драгоценных камней, профессий, продуктов и так далее - на каждом уроке разное. Это вас развлечет, и вы потеряете ощущение усталости у основания черепа, ведущее к напряжению глаз. Это упражнение, поскольку вы рисуете контуры букв, помимо всего прочего, пускает в ход вашу память и мысленное представление, что несет с собой расслабление. "Письмо носом" можно использовать как первую помощь при появлении напряжения в течение дня, где бы оно не возникло. Конечно, на людях незаметно использовать свой нос в качестве удлиненной ручки и двигать при этом голову невозможно, но вы тогда можете закрыть глаза и мысленно писать кончиком вышивальной иглы какие-нибудь буквы на головке булавки. Ни один человек не заметит этого. Даже такое упражнение способно уменьшить напряжение, поскольку оно дает возможность осуществляться вибрации глаз. Держите глаза во время выполнения "письма носом" мягко прикрытыми, и под веками начнутся эти непроизвольные перемещения глаз с частотой около 70 раз в секунду. Зрение после того, как вы откроете глаза, покажется вам яснее.

Массаж глаз.
Хорошее тонизирующее влияние на циркуляцию крови, на глазные нервы и нервные окончания могут оказывать очень простые манипуляции - это
поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием, когда одновременно массируются оба глаза двумя пальцами - указательным и средним. По нижнему краю глаза - движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такие движения повторяются 8-15 раз.

Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев обеих кистей проводить
поглаживание бровей от переносицы к вискам с небольшим нажимом: глаза должны быть закрыты. Выполнить 20-30 движений.

Тремя пальцами надавите три раза под бровями, по верхнему краю глазницы, стараясь, чтобы ногти не касались кожи, и направляя движение вверх. То же самое сделайте по нижнему краю глазницы, направляя движение вниз.

Пран Мудра (Мудра Жизни).
Упражнения по воздействию на биоточки и энергетические каналы пальцев рук называются мудрами. Цель применения этой мудры — выравнивание энергетического уровня во всем организме и повышение его жизнеспособности. Применять мудру стоит при истощении и усталости. Кроме того она положительно сказывается на зрении, способствует повышению его остроты, поможет при лечении различных заболеваний глаз. Также будет полезна нервным людям, поскольку благоприятно влияет на самочувствие, устраняет нежелательную сонливость. Позиция: подушечки безымянного, большого пальцев и мизинца соединены, а остальные пальцы свободно выпрямлены. Выполняйте эту мудру по 40 - 60 минут ежедневно. Это время можно выработать и частями  - по 10, 15 и 20 минут.

Удобно сядьте в кресле или примите горизонтальное положение и положите на усталые глаза уже использованные чайные пакетики, смоченные в настое ромашки. Они могут быть как теплыми, так и холодными. Можно предварительно промыть глаза некрепкой, слегка охлажденной заваркой чая. Дубильные и дезинфицирующие вещества, содержащиеся в черном и зеленом чае, заметно снимают с глаз болевые ощущения.   [с

Набрать в ладонь воды и плеснуть в закрытые глаза.

Упражнения

Ни в коем случае не переутомляться во время упражнений!
Сделали пару упражнений - сделайте пальминг, моргание и т.п. (см. выше)

Стоя или сидя расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. То же, поменяв руки.

Выполняется стоя:
• смотреть прямо перед собой 2-3 секунды
• поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз
• перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд
• опустить руку
Повторить 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками или линзами, выполняют это упражнение, не снимая их.

Сведение глаз.
Тренирующийся следит за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение переносится по центру к переносице и по 10 раз перед каждым глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

Или: поднесите палец близко к носу и сфокусируйте на нем взгляд на секунд 5 так, чтобы различить фактуру кожи, потом быстро переведите на какой-нибудь предмет на столе, чтобы тоже различить подробности. Повторить пять раз.

Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо, следите за пальцем, не поворачивая головы. Верните руку в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца. То же выполните с левой рукой.

Метка на стекле.
На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, найти любой удаленный предмет (ствол дерева, фонарный столб и т. д.) и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет.
ИЛИ:
Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на ладонь или наручные часы. Повторить 15 раз.

Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Для профилактики близорукости предлагаем следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):
1.
Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
3.
Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
4. Поднять
глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут зрительной работы в домашних условиях. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Положение - сидя или стоя. Длительность - 30-45 секунд.
Закройте глаза, расслабьте брови.
• Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц,
переведите глаза в крайнее левое положение.
• Медленно, с напряжением, переведите глаза вправо.
Повторите упражнение 10 раз.
• старайтесь не щуриться;
• следите за тем, чтобы веки не подрагивали;
• напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным; со временем они укрепятся, и их двигательные возможности улучшатся.

• В течение 5 секунд смотрите обоими глазами на переносицу. Расслабьтесь.
• Обоими глазами смотрите
на кончик носа до появления легкой усталости.

• В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз);
Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз) - это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах;
Частое моргание в течение 20 секунд.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить 5-8 раз. Потом в обратном порядке.

Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, по диагонали.

Эффективно тренирует ослабленные мышцы глаза... чтение. Три минуты читайте текст, расположив книгу на удобном и привычном расстоянии, затем три минуты продолжайте чтение, отодвинув книгу дальше, внимательно всматриваясь в "далекие и нечеткие" буквы. Читать таким образом нужно каждый день, продолжительность этого упражнения - от 15 минут до получаса.

Советы и упражнения из школы зрения

При плохом зрении глаза не скользят по объектам, а как бы приклеиваются к ним, взгляд "стекленеет". Когда едите на маршрутке, то позволяйте миру проплывать перед вами, не надо "прыгать глазами" с одного предмета на другой, "не цепляйтесь".

При просмотре телевизора периодически пробегайте взглядом по поверхности экрана. То есть как будто вы смотрите в окно и переводите взгляд на стекло.

Моё любимое упражнение. :) Разотрите ладони, чтобы они стали теплыми. Вытяните пальцы, словно снимаете перчатки. Легко похлопайте кончиками пальцев по лицу, макушке, затылку, шее, особенно обратите внимание на границу шеи и плеч. Найдите сами где у вас скопились основные напряжения. При прохлоповании это очень хорошо чувствуется. Проходя область нижней челюсти рот лучше открыть.

Комплекс упражнений (5 мин.)

Важной составной частью каждого упражнения является фаза расслабления в конце. Желаемый эффект достигается только при выполнении этого условия.

1.  Скосите глаза влево. Вдохните, удерживая мышцы глаз в этом положении, сосчитайте до 3, выдохните. Вновь переведите взгляд вперед. Расслабьтесь, сделав при этом глубокий вдох и выдох. Аналогично повторить вправо, вверх и вниз.

2. Поверните голову влево, через левое плечо посмотрите назад. Вдохните, удерживая мышцы глаз в этом положении, сосчитайте до 3, выдохните. Верните взгляд и голову в исходное положение. Расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох. Аналогично повторить вправо.

3. Сцепите руки на затылке, наклоните вперед голову, смотрите прямо вперед. Вдохните, нажимая затылком назад на ладони, сосчитайте до 3, выдохните. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь.

4. Обопритесь подбородком в кулак. Голову держите прямо, смотрите перед собой. Вдохните, нажимая подбородком на кулак, сосчитайте до 3, выдохните. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь.

5. На протяжении 3 вдохов и выдохов скашивайте глаза влево. Ненадолго закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох. Аналогично повторить вправо.

6. На протяжении 3 вдохов и выдохов рисуйте взглядом на стене лежащую восьмерку как можно большего размера. Закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох.

7. Прикройте правой рукой правый глаз. Большой палец левой руки держите напротив кончика носа, примерно в 40 см от него. Потянитесь взглядом к горизонту, затем переведите взгляд на палец, далее - на кончик носа, снова на палец и вновь обратитесь к горизонту. Закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох. Повторить с другой стороны.

8. Большие пальцы обеих рук держите на одной линии напротив кончика носа на расстоянии 20 и 40 см от него. На протяжении 3 вдохов-выдохов фиксируйте взгляд на том пальце, который находится ближе, одновременно наблюдая, как на заднем плане появляется изображение2 пальцев. Затем поменяйте объект наблюдения, и зафиксируйте взгляд на пальце, который находится дальше, наблюдая, как ближний палец раздваивается, образуя ворота. Закройте глаза и расслабьтесь, сделав глубокий вдох и выдох.

9. Трижды громко и от души зевните, потянитесь.

10. На протяжении 3 вдохов-выдохов быстро моргайте, как будто ваши веки - крылья бабочки.

11. Прикройте глаза ладонями. Сделайте 3 глубоких, спокойных вдоха-выдоха, погрузив глаза в темноту и дав им отдых. Уберите ладони, потом не спеша откройте глаза. Глазки не любят резких переходов.

Маленькие дополнения от меня:
1)
во время задержек дыхания (упр. 2-7 и вообще по жизни :) считайте про себя НЕ СЕКУНДЫ, А БИЕНИЯ СЕРДЦА; в упражнениях 6 и 7 переводить взгляд соответственно по тактам;
2) в упр.2 попробуйте переводить взгляд влево
после выдоха, а не одновременно с ним. То есть сначала расслабить мышцы, а уже потом переводить глаза. Мне кажется так лучше. Возвращать обратно - как написано (одновременно со вдохом). Аналогично в других упражнениях.
3) я делал комплекс и сидя на стуле и стоя, до позы лотоса как на фотографии пока не дошёл. :)

Мимоходом

Для глаз полезно смотреть на пламя горящей свечи (это также полезно для нервной системы - когда болят зубы, нервы расшатались и т.п.) - до 15 минут.

Как проверить правильное ли расстояние от глаз до книги? Поставьте руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснитесь виска. Такое расстояние и должно быть от глаз до рабочей поверхности.

Практическая работа (освоение упражнений гимнастики для глаз).

Валеопауза или аутотренинг.

Обобщение.

Гимнастика для глаз помогает снять утомление с глаз, позволяет восстанавливать зрение, укрепляет глазные мышцы.

Домашнее задание. Проводить дома простейшую гимнастику для глаз, использовать изученные упражнения во время уроков в школе, когда чувствуется утомление глазного анализатора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план занятия кружка" тукымадан чәчәкләр"

план занятия "Тукымадан чәчәкләр"...

План занятий по математике

План занятий по математике...

План занятия «Практическая работа по изготовлению цветов из ткани – розы. Мифология розы»

План занятияТворческого объединения «Рукодельница»Педагог дополнительного образования Фуника Л.А.Тема занятия выбрана из учебной программы творческого объединения «Рукодельница» первого года обучения....

Конспект-план занятия по логопедии.

Материал по проведению логопедического занятия....

Перспективный план занятий в старшей группе

Перспективный план занятий в старшей группе...

план занятия по танцу "модерн"

конспект занятия по танцу "Модерн"(2-й год обучения) для начальной школы...


 

Комментарии

Ефремова Наталья Ивановна

Предложенные материалы можно использовать во внеклассной работе с учащимися 3-4 классов при формировании навыков здорового образа жизни и на уроках окружающего мира при изучении темы "Человек".