Методическая разработка урока
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Осипова Любовь Степановна

Окружающий мир тема "Сезонные изменения в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnodarskiy_kray.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Динской район, станица Динская  

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

                                                                                                     

                                                                                                                                                                        Окружающий мир 1 класс

                                                                Учитель начальных классов

                                                                Осипова Любовь Степановна

Конспект урока

Тема урока: Сезонные изменения в природе. Весна, Признаки весны.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД.

  - Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  -В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 - Преобразовывать практическую задачу в  познавательную;

- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  1. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
  2. Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  1. Учитывать  разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  2. Формулировать собственное мнение и позицию;
  3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Задачи:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной.
  2. Показать связь этих изменений с неживой природой.
  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
  4. Воспитывать чувство гордости за родной край.
  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры.
  6. Развивать монологическую речь учащихся через  использование алгоритма ответа.
  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
  8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.

Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийная  доска, презентация.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

1Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем  некоторые ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах  Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет все узнать

Наша любознательность

Регулятивные действия. Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II.Актуализация опорных знаний.

-Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

-Что такое природа?  (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)

-Какая бывает природа?

-Что относится к живой природе (Растения, животные и человек).

_А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

-По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают.)

-Послушайте  стихотворение и попробуйте сформулировать, назвать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3).

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

              ( С. Маршак )

(Слайд 4)

Весна  - природа пробуждается.

-Назовите весенние месяцы  (Слайд 4)

(Март, апрель, май).

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили  подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Iii Работа над новым материалом

  1. Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

-Прочитайте вопрос, который нам приготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы

-Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6)

Картина  А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

-Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника  Саврасова, который рисовал картины родной природы.

-Что изображено, как бы вы озаглавили?

-Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели»

(Слайд 6)

-Назовите объекты неживой природы.

-А теперь назовите объекты живой природы.

-Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

Совместное открытие нового.

Работа в парах.

-По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? (варианты детей)

-Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. (Дети работают по карточкам в парах).  (Слайд 7)

Карточка №1

Стало холоднее. Стало теплее. Образовались проталины.

Земля покрылась снегом.

День уменьшается.

День увеличивается.

Река замерзает.

Лед на реке тает.

Листья распускаются.

Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.

Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.

-Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике?

А во 2?    (Слайд 7).

-Давайте попробуем выделить самый главный признак.  ( День увеличивается и становится теплее).  (Слайд 7)

-А как потепление связано с осадками?  (вместо снега идет дождь)

-Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8) снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твердая плотная корка- наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед. (Слайд 9)

Коммуникативные УУД

сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих взаимосвязь между живой и неживой природой.

Iv Физкультминутка под музыку

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте)

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно подтянуться.

(Потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

V Закрепление

Итог урока.

Рефлексия.

Первичное  ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ СПОСОБОМ ПРИМЕНЕНИЯ)

-Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

ОПЫТ.

-А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в теплом классе, а другие положили в холодильник).

-Что же произошло?

-Давайте сделаем вывод. В чем же состоит главная причина оживления в жизни растений? (Тепло)

-Какие раннецветущие растения вы знаете. (Показ раннецветущих растений на слайде 10).

Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает раньше всех весну встречает – подснежник.

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница).

Медуница лекарственная – четырежды меняет цвет: розовый- красный – фиолетовый – синий).

-Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов).

-Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые, цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота.)

Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

(Слайд 11)

У всех раннецветущих растений под землей находится или утолщенное корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счет этих запасов  и  тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться  и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

-Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял.

-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?

(В лесу передвигаться по тропинкам; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке).

-Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится.

Угадали…Это…птица

-Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в теплые края. (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться).

-Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы вернулись птицы? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, мухи, комары.)

Работа по учебнику.

-Рассмотрите рисунок на стр. 57. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы).

-А какие птицы прилетают весной?

-Как называют этих птиц. (Перелетные).

-Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит  пашню от червей,

Взад, вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…грач

(Слайд 12)

-Прочитайте на стр. 57 народную примету о граче. Чтение статьи.

-А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать- дворец.

Прилетай скорей… скворец.

(Слайд 12)

-Прочитайте народную примету про скворца.

-У скворца вскоре появляются птенцы. До300 раз приносит корм своим птенцам скворцы.

-Следующими прилетают жаворонки.

(Слайд 12)

-А вот синицы  (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются  птенцы, В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

-А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач - до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

-Рассмотри рисунки на стр. 59. Расскажи о гнездах, которые строят разные птицы.

Работа в тетрадях на стр. 65

-Нарисуйте на деревьях грачиные гнезда.

-Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

-А еще весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Практическая часть урока (начало формирования умений)

-Давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах

-Все события весной  наступают в определенном порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде ( расставить цифры возле каждого предложения).

(Слайд 16)

Карточка №2

Возвращаются из теплых краев птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

Проверка по слайду. (Слайд 17)

Работа в группах

_Повернитесь  друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

Карточка №3.

1.Весна приходит к нам сразу после______________.

2.Весенние месяцы – это____________.

3.Весну можно узнать по таким признакам_________________.

4.Какие раннецветущие растения появляются весной?

5.Какая особенность раннецветущих растений.

6.Охрана раннецветущих растений.

7.Какие птицы прилетают к нам весной?

8.Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

9.Какую пользу приносят птицы?

10.Забота о птицах весной.

Проверка. (Рассказы по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

Подведение итогов.

-Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

_Что нового узнали на уроке?

_Что было для вас самым интересным на уроке?

-Что было сложным. Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 19)

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке.  

-Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

_Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека».

_Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Познавательные УУД

Познавательные УУД  

Смысловое чтение

Коммуникативные УУД

 

 

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок.

Нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...