2 класс тема: "Культурные и дикорастущие растения"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Волошина  Наталья Ивановна

Разработано 2 конспекта уроков по теме: "Культурные и дикорастущие растения"    2 класс по программе "Перспективная начальная школа". 

Согласно стандартам ФГОС.

Моя метадическая разработка набрала более 10 баллов в областном конкурсе. Разработка уроков по программе  "Перспективная начальная школа". Согласно ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx35.33 КБ
Office presentation icon prezentaciya_dlya_uroka_kulturnyh_rasteniy.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Культурные и дикорастущие растения

Предмет: Окружающий мир

Класс  -2

Автор  разработок: учитель начальных классов Волошина Наталья Ивановна.

Образовательное учреждение: МКОУ « Воскресенская СОШ»

Муниципальный район: Калачинский

Краткое описание: Разработка состоит из 2 уроков. Уроки разработаны по программе: « Перспективная начальная школа». Согласно стандартам  ФГОС.

Тип урока

Форма организации: урок

Представление о результатах:

Личностные результаты: Система заданий, ориентирующая обучащихся на оказание помощи героям ( Маше и Мише) или своему другу по парте.

Метапредметные результаты: Научить детей формулировать задачу, оценивать свою деятельность по совместно выбранным критериям. Работа с информацией. Сформировать умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, в Интернете. Сплотить к сотрудничеству.

Предметные результаты: Научить различать особенности культурных и дикорастущих растений. Учить раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений.

Цель уроков: Изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Задачи: Познакомить обучающихся с новыми понятиями. Расширить словарный запас.

Развивающие: Продолжить развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Мультимедийная установка, экран, раздаточный материал.

7.  Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучащихся

Результат

 1.

Организационный

момент

Организация направ-ленного внима-ния на начало урока.

Начнём урок с добрых слов. Будьте добры займите свои места.

Все дети становятся в круг, произносят добрые пожелания на урок.

 2.

Опрос обучащихся по домашнему заданию.

(самостоятельная работа)

Прове-рить получен-ные знания

 Подчеркните деревья красным карандашом , кустарники- синим, травы- жёлтым (Слива. Можжевельник. Пихта. Крыжовник. Одуванчик. Лиственница. Вишня. Репейник. Мать – и- мачеха. Кедр . Малина.

Самостоятель-ная работа по карточкам . Взаимопровер-ка

Умение самостоятельно оценивать работу.

Закрепле-ние получен-ных знаний.

        

 3.

Постановка цели урока

Сформу-лировать цель урока и его осозна-ние.

Ребята , Саша встретила Машу и Мишу . И сейчас она расскажет нам о встрече.

Ребята,  давайте откроем учебник и познакомимся с темой нашего урока

Что мы уже знаем о растениях, которые относятся к дикорастущим ,а какие к культурным растениям?

 Давайте перед собой поставим цель ( учитель подводит детей к самостоятельной постановке цели.)

Выступление ученика:          Ребята у наших друзей опять проблемы. В волшебном лесу их встретила Баба- Яга , пригласила в гости на свой огород . Попросила сгруппировать растения по их признакам  и свойствам и выявить группы культурных и дикорастущих растений для посадки. Давайте поможем Маше и Мише. Но мы пока не знаем  ничего о культурных и дикорастущих растениях.

Дети читают тему урока:

«Дикорастущие и культурные растения»

Учащиеся высказывают свою точку зрения

Дети ставят перед собой цель: узнать, какие растения относятся к дикорастущим , а какие к  культурным растениям?.

Самостоя-тельная постанов-ка цели урока.

 4.

Актуализация знаний

Что бы вы хотели узнать о дикорастущих и культурных растениях?

Для чего вам это пригодится?

 Опрос учащихся

 5.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретическо-го учебного материала

Подвести детей к восприя-тию нового материа-ла.

 Выполняя задание в саду, Миша  спросил у Маши : « Маша ,а какое значение для человека имеют растения?»

 Маша предположила, что растения кормят человека .

А вы ребята как думаете ?

Дети парами работают с учебником
( стр.89)

 Добавляют:

растения одевают человека (хло-пок, лён)

 Растения лечат человека (зверобой, ромашка).

 Растения дают много полезного (мебель, топливо).

Умение работать в парах

 6.

Применение теоретичес-ких положений в условиях выполнения упражнений

Знакомство с понятием слов –дикорас-тущие и культур-ные растения.

Много интересного увидели на огороде Бабы -Яги Маша и Миша. Вот Миша заметил, что не все растения живут на огороде. Вот, например, яблоня растёт в саду ,а ель в волшебном лесу .

Как вы думаете чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

Первый ряд рассмотрит  иллюстрации крыжовника и можжевельника.

 Второй ряд рассмотрит иллюстрации  мать- и -мачехи и помидора .

 И расскажем ,чем похожи и чем отличаются ?

Итак,  растения выращивает специально человек- КУЛЬТУРНЫЕ

  Растения – никто не сажает, они сами растут по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу , на водоеме.- ДИКОРАСТУ-ЩИЕ.

Дети  сравнивают, находят общие и различные черты.

 Дают сравнительную характеристику

 Ель и яблоня- деревья.

 Ель и яблоня – приносят пользу нам.

Ель растёт в волшебном лесу и за ней никто не ухаживает.

Яблоня растёт в саду у Бабы- Яги и за ней ухаживают  Маша и Миша .

Выступление ребят первой группы:

Крыжовник и можжевельник- кустарники.

Можжевельник- растение леса.

Крыжовник –растение сада, за ним ухаживает человек.

 Выступление ребят  второй группы:

Мать- и- мачеха и помидор –травянистые растения.

Мать – и- мачеха растёт повсюду.

Помидор- растёт в огороде и за ним ухаживает человек.

Умение самостоятельно  делать выводы

Умение работать в группах.

 7.

Самостоятельное, творческое использова-ние сформированных умений и навыков

Закре-пить получен-ные знания о дикорас-тущих и культур-ных растении-ях.

Учить самостоя-тельно пользоваться получен-ными знаниями

 А сейчас будем работать на огороде  самостоятельно (тетрадь для самостоятельной работы  №50 стр.36).

 Прочитайте задание.

Кто затрудняется с выполнением, поднимите маячок.

Дети работают самостоятельно Взаимопровер-ка .

       

 Умение работать самостоя-тельно и делать проверку.

 8.

Динамическая пауза

Физминутка.

 Найдите в классе карточки .

Девочки-названия культурных растений

Мальчики – названия дикорастущих растений.

 9.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Обоб-щить получен-ные знания.

Вернёмся к работе .

Отгадайте загадки.

Дайте характеристику.

Никого не огорчаю ,

А всех плакать заставляю (лук)

Синий мундир

 Тёплая подкладка,

 А в середине сладко.

(слива)

В поле росла.

Под жерновом была,

 Из печки на стол

Караваем пришла (пшеница)

Что за дерево стоит

  Ветра нет , а лист дрожит. (осина)

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки. (лиственница)

Коллективная работа

Умение логически мыслить

 10.

Рефлексия деятельности

Учить делать анализ постав-ленной цели.

Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока?

 Дети делают анализ  поставленной на уроке цели

Умение делать анализ поставленной цели.

 11.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Учить детей подво-дить итог работы на уроке.

Итог урока.

Для чего люди выращивают культурные растения ?

Чем дикорастущие растения отличаются от культурных?

Что нового вы узнали на уроке? Ваше мнение об уроке.

Учащиеся подводят итог своей деятельности

Умение делать анализ своей работы на уроке.

 12.

Домашнее задание

Прово-дить простейшую классификацию изучен-ных  Объектов природы.

Задание в рабочей тетради №52.

Составить таблицу культурных и дикорастущих растений своего края.

Урок закончен.

Спасибо за урок.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием

Умение работать с другими источниками, :включая интернет.


Ход урока №2:

№п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Результат

  1.

Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все дети повторяют за учителем

Умение настраи-вать себя на работу.

  2.

Опрос учащихся по домашнему заданию

Довести до автоматизма получен-ные знания.

-Какая разница между культурными, дикорастущими и комнатными растениями?

Могут ли одни растения жить в любом месте?

-Чем вы объясните эти различия?

-Рассмотрите землянику лесную и землянику садовую, представленную на рисунке на доске.

-Как получают культурные растения?

Коллективная работа:

Ответы ребят.

(Дикорастущие растения растут там , где есть для них условия; культу

Закрепле-ние знаний

  3.

Постановка цели урока

Сформулировать цель урока .

Так давайте поставим перед собой цель , что мы должны сегодня узнать на уроке?

Ответы детей

Мы знаем ,что растения делятся на культурные и дикорастущие.

Но пока не знаем

 На какие группы можно разделить культурные растения.

 Следовательно

Цель нашего урока выявить группы культурных растений

Умение самостоятельно ставить цель урока.

  4.

Актуализация знаний

 Что  мы уже знаем про растения?

Что мы должны узнать?

Ответы детей

Мы знаем ,что растения делятся на культурные и дикорастущие.

  5.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Выявить группы культурных растений

Маша и Миша хороший урожай вырастили на огородах Бабы-Яги Я предлагаю и сегодня помочь нашим друзьям

 Соберите растения выращенные в огороде ,в саду , в поле.

Ребята работают с карточками  по группам

 Выступление учащихся

 1 группа рассказывает о растениях выращенных на огороде.

2группа о растениях выращенных в поле.

3группа о растениях выращенных в саду

4группа о растениях выращенных в цветниках

  6.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Закрепить группы культурных растений

Следовательно подведём итог нашей групповой работы:

Растения выращенные в поле –это зерновые культуры

Растения выращенные в саду –это плодовые культуры

Растения выращенные на огороде –это овощные культуры

Растения выращенные для одежды- это прядильные культуры

Растения выращенные для красоты –это декоративные культуры.

 Сделаем вывод

Ребята самостоятельно делают вывод.

Растения делятся на

Плодовые (те которые растут в саду)

Зерновые (те которые выращивают в поле)

Прядильные (Растения выращенные для одежды)

Овощные (растения выращенные в огороде)

Декоративные (растения выращенные для красоты).

Закрепле-ние нового материала.

  7.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Учить самостоятельно работать

Работа в тетрадях для самостоятельной работы

№54,53

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. Взаимопроверка

Умение самостоятельно применять получен-ные знания.

  8.

Динамическая пауза

Устали . Давайте отдохнём

Встали

Мы одуванчики

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка,

Был цветок- и нет цветка.

Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движеня.

  9.

Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных знаний, умений и навыков.

Учить детей применять свои знания в другой учебной деятельности..

Ребята мы с вами помогли Маши  и Миши вырастить культурные растения . Но мы должны помочь и нашим родителям . Какие же культурные растения выращивают в нашем крае.

Учащиеся работают по карточкам

Работа в парах Взаимопроверка

Защита ответов у доски.

Умение работать в парах и оценивать соседа.

  10.

Рефлексия деятельности.

Учить анализировать достижения поставленных целей на уроке

А теперь поговорим о том смогли ли мы достигнуть

Цели на нашем уроке.

Учащиеся анализируют урок

Кто и насколько достиг своей поставленной цели.

Умение анализировать о достиже-ниях поставленной цели урока.

  11.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Учить подводить итог своей деятельности.

Итог урока .

Что нового узнали на уроке?

Понравился или нет урок и что именно понравилось или не понравилось? Оценивание учащихся.

Учащиеся подводят итог своей деятельности на уроке.

Умение подводить итог своей деятельности на уроке.

  12.

Домашнее задание.

Научить работать с дополнительными источниками.

 Домашнее задание. №55 ( рабочая тетрадь для самостоятельной работы) Составить таблицу овощных, зерновых и бобовых растений своего края.

Объяснение задания.

Спасибо за работу на уроке.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием

Умение работать с дополнительными источниками.

 

                                Карточки к урокам

                               Карточка№1

Подчеркни деревья  -красным карандашом, кустарники- синим, травы- жёлтым:

Слива,

Можжевельник,

Пихта,

Крыжовник,

Одуванчик,

Лиственница,

Вишня,

Репейник,

Мать-и-мачеха,

Кедр,

Малина.

                                           Карточка№2

Напиши растения выращенные в

Огороде…………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

Поле…………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

Саду…………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………….

Цветниках……………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………..

                                             Карточка№3

Напиши растения Омской области 1уровня

Зерновые……………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………

Декоративные………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………….

Прядильные……………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………….

Овощные…………………………………………………………………………………………….…

………………………………………………………………………………………………………..…

Садовые…………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………….

                                             Карточка №3 2уровня

Подобрать группу ,к которой относятся растения . Подчеркни растения Омской области.

ЕЛЬ                                        ПОДСОЛНУХ

МАЛИНА                             ГЕОРГИН

АБРИКОС                             ЛАНДЫШ

ХЛОПОК                               ГРЕЧИХА

МАЛИНА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Тест по окружающему миру по теме:"Культурные и дикорастущие растения"

Тест по окружающему миру для учащихся 2 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения"...

Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

- Выяснить:  для чего выращивают культурные растения?        - Назвать признаки, отличающие культурные растения от  дикорастущих...

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

Урок по окружающему миру "Культурные и дикорастущие растения"

Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику Плешакова....

Культурные и дикорастущие растения. Окружающий мир. 2 класс

Культурные и дикорастущие растения. Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока + презентация....