Культурные и дикорастущие растения. Окружающий мир. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Культурные и дикорастущие растения. Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

ОУ Пестяковская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Ивановская обл., п. Пестяки

Конспект урока окружающего мира

во 2 классе на тему: « Дикорастущие и культурные растения »

Педагог: Малова Елена Александровна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаний о дикорастущих и культурных растениях; для формирования УУД обучающихся.

Задачи:

 •        формирование  понятия «дикорастущие» и «культурные» растения;

•        изучение особенностей культурных и дикорастущих растений;

•        привитие интереса к изучению природы;

•        способствовать развитию навыков групповой работы и самооценки;

•        формировать компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.

Оборудование и технические средства обучения:  Компьютер, мультимедиа проектор.

Наглядные пособия: «Градусник настроения», картинки дикорастущих и культурных растений, карточки с загадками,  импровизированные грядки и клумбы, листы самооценки, альбомные листы.

Ключевые слова: дикорастущие, культурные растения

Рабочие материалы для обучающихся: Учебник «Окружающий мир»(1 часть), рабочая тетрадь «Окружающий мир»(1 часть), толковый словарь Ожегова.

Автор учебника: А.А.Плешаков

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный

(этап мотивации).

Создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Начинается урок,                                                                     Он пойдёт ребятам впрок.                                               Постарайтесь всё понять,                                             Учитесь тайны открывать,                                                    Ответы полные давать,                                                    Чтоб за работу получать                                                    Только лишь оценку «5»!

Настраиваются на работу.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

коммуникативные:

- осознавать речь (говорение, слушание) как способ устного и письменного общения людей

2

Актуализация опорных знаний и умений.

Формулирует задание:

-Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Муравей Вопросик (слайд №2). Он предлагает вам отправиться в царство, а в какое царство, догадайтесь сами. Для этого необходимо отгадать загадки.

- Отгадайте загадки (Приложение 1).

Заполним интеллект – карту.

-  О каком царстве пойдёт речь на уроке?

Организует беседу по уточнению и конкретизации имеющихся у учащихся знаний.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов (№3- №8)

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в полях, высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах и даже в морях и океанах.

Разнообразие растительного мира велико: они отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветов и листьев.

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения по виду листвы?

- Как, одним словом можно назвать эти группы растений? (слайд №9)

?

?

?

Осина

Яблоня

Сосна

Лилия

Клевер

Полынь

Крыжовник

Смородина

Можжевельник

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- А Муравей Вопросик разделил эти растения на две группы (слайд №10). Как вы считаете, можно ли этим группам подобрать названия? Если можно, то, какие именно?

?

?

Осина

Сосна

Клевер

Полынь

Можжевельник

Яблоня

Лилия

Смородина

Крыжовник

 

Отгадывают загадки, анализируют, заполняют интеллект – карту.

                   растения

        

Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений).

(Закрашивают листочки

- зеленый – легко, без затруднений

- желтый – с некоторыми затруднениями

- красный – задание не выполнили, трудно)

Отвечают на вопросы учителя

Выявляют закономерность, формулируют свои выводы.

Высказывают свои предположения.

Метапредметные  УУД:

познавательные:

- слушать, извлекая нужную информацию

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

- выполнение логических операций

регулятивные:

- осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

личностные:

- мотивация к познанию

3

Постановка учебной проблемы.

- Он разделил растения на группы по виду листвы? По количеству стволов?

- Почему возникло затруднение?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

- Ставить учебную задачу.

4

Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Что же мы должны сегодня выяснить на уроке?

1. Как называются эти группы.

2. Что общего у растений каждой групп.

Даёт задание на поиск информации в тексте.

Проверьте, правильно ли мы предположили. Прочитайте на с.68, что говорит нам Муравьишка Вопросик.

- Как получить новое знание?

•        Можно воспользоваться учебником

•        Можно найти что-то общее у растений каждой группы и сравнить группы между собой.

•        Можно попросить помощи у учителя

- Какой вариант вы выбираете?

Прогнозируют тему и цели урока.

Работа с источником информации.

Читают тему и цели урока (c.68)

Высказывают предположения.

Регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- договариваться с людьми,  согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

5

Открытие нового знания

Организует работу в группах.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей.

-Что мы должны были узнать?

-Давайте повторим правила работы в группе (слайд №11)

  • -в  группе должен быть организатор
  • -каждый может высказывать своё мнение
  • -один говорит, а все слушают, не перебивают друг друга
  • -надо уметь договариваться
  • -говорить надо спокойно и понятно

   Вместе не трудно,

    Вместе не тесно,

    Вместе легко

    И всегда интересно.

Организует проверку самостоятельной работы (Слайд №12)

- Какие новые слова вы вписали в интеллект-карту.

- Какие растения называют дикорастущими? Культурными?

-По какому признаку их разделили?

Приведите свои примеры дикорастущих и культурных растений.

Работают в группах. Находят необходимую информацию. Заполняют интеллект-карту.

        Дикорастущие

(сами растут)

                Растения

        (выращивает человек)

            Культурные

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений).

Выполняют работу в тетради с.48 №1

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

- фиксировать информацию разными способами;

- доказывать, делать выводы

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, в общей беседе

Физкультминутка

Организует игру.

Весёлая компания

Удвой своё внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Листики осенние

 На веточках сидели.

Только дунул ветерок,

Тут же все …     .

Снова ветер набежал,

И листочки все …     .

Полетали, покружились

И на землю   …      .

Будут тихо тут лежать,

Чтоб никому …    .

Стало тихо вдруг в лесу.

Листья дремлют на   …    .

Участвуют в игре.

Машут руками, приседают.

Поднимаются.

Кружатся.

Приседают.

Садятся за парты.

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

- слушать, извлекая нужную информацию

6

Первичная проверка понимания

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- С какой целью человек выращивает эти растения?

Организует работу в группах.

Организует проверку выполненной работы. На доске появляется таблица (слайд №13)

?

?

?

?

?

Смородина

Клубника

Яблоня

Облепиха

Груша

Лён

Хлопок

Пшеница

Кукуруза Рис

Ячмень

Овёс

Роза

Тюльпан

Настурция

Гладиолус

Тыква

Томат

Огурец

Даёт задание на поиск в тексте учебника нужной информации.

У каждой этой группы тоже есть своё название. Воспользуйтесь статьёй в учебнике и найдите нужную информацию.

Организует проверку выполненной работы.

Высказывают свои предположения.

Практическая работа. Из предложенных картинок с дикорастущими и культурными растениями отбирают только культурные растения ( Приложение №2)

1группа: яблоня, груша, смородина.

2 группа: Огурец, кабачок.

3 группа: Пшеница, кукуруза, овёс

4 группа: Лён, хлопок

5 группа: роза, настурция,  гладиолусы

Озвучивают названия выбранных культурных растений.

Работа с источником информации.

Находят с помощью учебника (с.69) названия этих групп и дополняют интеллект-карту

Дикорастущие

(сами растут)

                Растения

        (выращивает человек)

            Культурные

овощные

         плодово-ягодные

                            зерновые

                                                     прядильные       декоративные

Озвучивают названия групп культурных растений.

Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений).

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

- фиксировать информацию разными способами;

- выполнять логические действия: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные:

организовывать учебное взаимодействие в группе

7

Применение новых знаний.

Обеспечивает мотивацию выполнения работы на карточках.

-Муравьишку Вопросика мама попросила прополоть грядки и клумбы. А что такое «прополоть» он не знает. Можете вы ему помочь? Каким образом?

-Для чего нам нужен толковый словарь?

Найдите в словаре значение слова «полоть».

- От каких растений нужно очищать грядки и клумбы?

Организует проверку выполненной работы.

Предлагает проверить правильность выполненной работы (слайд №14)

№1 - бархатцы, астра, хризантема

№2 - горох

№3 – розы, фиалка, пион, гвоздика
№4 – лук, чеснок
№5 – капуста

Заинтересовывает детей интересными историями о растениях.

Народ сложил легенды о разных растениях. Я вам поведаю легенду о моркови.

Рассказывает легенду о моркови (Приложение №4)

Даёт задание для самостоятельной работы.

В нашем учебнике на с. 70 тоже даны легенды о растениях. Прочитайте их и подготовьтесь понравившуюся легенду рассказать.

Организует фронтальную проверку выполненной работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Работают с толковым словарём.

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Очищают грядки и клумбы от сорных (дикорастущих) растений (Приложение №3)

Называют культурные растения, которые остались на клумбах и грядках.

Проверяют правильность своей работы.

Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений).

Слушают, воспринимая нужную информацию.

Читают легенды, готовят пересказ одной из легенд.

Рассказывают легенды.

Личностные:

- понимание значения знаний для человека

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Познавательные:

- пользоваться словарём

- выполнять логические действия

Коммуникативные:

- организовывать учебное взаимодействие в группе

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8

Рефлексия учебной деятельности

Подводит итог урока

-В какое царство мы совершили путешествие?

- Какая интеллект-карта вам больше всего понравилась?

- Кто сможет, используя свою интеллект-карту, рассказать, что нового о растениях узнали на уроке?

- Могут ли пригодиться в жизни эти новые знания?

- Комфортно ли было вам работать в группах?

Даёт задание на дом.

(Разноуровневое домашнее задание.)

- Подготовить сообщение об одном из культурных растений  нашей местности.

- Выполнить задания №2-4 в рабочей тетради на  с.48-50

- с. 68-71 – прочитать и ответить на вопросы

Благодарит учащихся за работу.  Предлагает оценить работу в течение всего урока.

Собирает лист достижений.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают работу одноклассников (на доске вывешиваются интеллект-карты).

Рассказывают, какие новые знания получили на уроке.

Используя «Градусник настроения», показывают своё настроение.

Записывают задание на дом.

Оценивают с помощью «Градусника настроения».

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Познавательные:

понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Тест по окружающему миру по теме:"Культурные и дикорастущие растения"

Тест по окружающему миру для учащихся 2 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения"...

Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

- Выяснить:  для чего выращивают культурные растения?        - Назвать признаки, отличающие культурные растения от  дикорастущих...

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

Урок по окружающему миру "Культурные и дикорастущие растения"

Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику Плешакова....

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...