Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Программа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc99.5 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской учебной  программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Исходя из общих положений, начальный курс окружающего мира призван решать следующие задачи:

  1. сформировать представление об идеях предмета окружающего мира, о методе познания окружающего мира;
  2. сформировать представление об окружающем мире как части общечеловеческой культуры, понимание значимости предмета для общественного прогресса;
  3. сформировать устойчивый интерес к окружающему миру на основе дифференцированного подхода к учащимся.

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа учебного курса относится к предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир) и рассчитана на 50 часов год. Программа по предмету «Окружающий мир» расширена внутрипредметным модулем «Наш край», который помогает сформировать у ребенка представление о городе Калининграде и Калининградской области.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс окружающего мира изучается с 1 по 4 класс.

Учебно-методический комплект представлен  пособиями:

  1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012;
  2. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)». - М.: «Баласс», 2012;

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе на внутри-, межпредметный модуль

Контрольные, проектные,  лабораторные, практические работы, экскурсии (количество)

1.

Общие понятия

7

2

7

2.

Человек и природа

21

8

13

3.

Человек и общество

18

-

3

4.

Правила безопасной жизни

4

-

1

Итого:

50

10

24

Программно-методическое обеспечение 

  1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»), учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012;
  2. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). - М.: «Баласс», 2012;
  3. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  О.А.Родыгина, самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). - М.: «Баласс», 2012;
  4. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский. Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). - М.: «Баласс», 2012.

Материально-техническое обеспечение

Интерактивная доска;

цифровые микроскопы;

картины времен года;

картины животных и растений;

таблицы;

гербарий.

Литература

1. Сборник программ для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2011.).

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.).

3.Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В.    Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения).

4.Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка (1-4 класс).- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

5.Мои первые опыты: тетрадь к учебникам «Окружающий мир», 1-2 класс.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт образовательной системы «Школа 2100» (http://www.school2100.ru/).
  2. Сайт для учителей начальных классов (www.pedsovet.su).
  3. Сайт для заучей и учителей начальных классов ( http://zavuch.info).



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Принятые сокращения:

ИАД – интерактивная доска

ИНМ – изучение нового материала

ЗИ – закрепление изученного

ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

КУ – комбинированный урок

ЗП – защита проекта

КЗ – контроль знаний

КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная  работа

УЭ- урок-экскурсия

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Оборудование

1

Как мы будем учиться.

КУ

Определять положение предметов и направления движения.

Различать признаки предметов.

ИАД,

предметные картинки

2

Ты – школьник.

КУ

3

Путешествуем, не выходя из класса.

ПР

4

Ценный совет.

ПР

5

Зачем нужен жизненный опыт.

ИНМ

6

Где и куда.

ПР

7

Учимся определять положение предметов.

ПР

8

Учимся определять «верх» и «вниз».

ЗИ

9

Раньше, позже.

ОМЗ

10

М. «Наш край». Наш регион. Наш город.

ПР

11

Предметы и их признаки.

КУ

12

Сочетания предметов.

ПР

13

М. «Наш край». Города Калининградской области.

ПР

14

Признаки осени.

ОСЗ

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки осени.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

ИАД,

гербарий,

картины осени

15

М. «Наш край». Природные богатства Калининградской области.

ПР

16

Экскурсия «Осень в нашем крае».

УЭ

17

М. «Наш край». Растительность Калининградской области.

ПР

18

Наши помощники – органы чувств.

ИНМ

Характеризовать основные функции органов чувств.

ИАД,

таблицы

19

М. «Наш край». Животный мир Калининградской области.

ПР

20

Родители, учителя и книги.

КУ

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома.

21

М. «Наш край». Викторина о Калининградской области.

ПР

22

Ты и твоя семья.

КУ

23

Один дома.

КЗ

24

М. «Наш край». История Калининграда.

ПР

25

Ты и твои друзья.

КУ

26

Как нужно общаться.

ПР

27

М. «Наш край». Улицы, исторические памятники города Калининграда.

ПР

28

Зима: покой природы.

ЗИ

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки зимы.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

ИАД,

цифровые микроскопы,

картины зимы

29

Экскурсия «Зима в нашем крае».

УЭ

30

М. «Наш край». Герои нашего города.

ПР

31

М. «Наш край». Герои нашего города.

ПР

32

Учимся быть пешеходами.

ПР

Осваивать правила поведения на дорогах.

ИАД,

таблицы

33

Хозяйство человека.

КУ

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

34

Из чего делаются вещи?

ИНМ

35

Богатства природы.

КУ

36

Твёрдые тела, жидкости и газы.

ИНМ

37

Признаки весны.

ЗИ

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки весны.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

ИАД,

картины весны

38

Весна – природа пробуждается.

КЗ

39

Экскурсия «Весна в нашем крае».

УЭ

40

Живое и неживое.

КУ

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Классифицировать объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

ИАД,

картины животных и растений,

таблицы

41

Растения и животные.

ИНМ

42

В мире растений.

ПР

43

В мире животных.

ПР

44

Равновесие в природе.

ОСЗ

45

Домашние любимцы и комнатные растения.

ЗИ

46

Наши помощники – домашние живот-ные и культурные растения.

КУ

47

Человек – разумное существо.

ЗИ

48

Природа и мы.

КЗ

49

Признаки лета.

ПР

50

Отчего и почему.

УЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...