Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

    ДоскочТатьяна Борисовна

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2012г.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

    УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Принято:                           Согласовано:                Утверждаю:

    На заседании МО:                          Зам. Директора по УВР:           Директор МОУ СОШ №9

    Протокол №_____                           __________________                _____________________

    «____»___________2012 г                «____»___________2012 г     «_____»__________2012 г

    Руководитель МО

    _____________________

    Рабочая программа

    по предмету

    «Окружающий мир»

    Для 2 «Д» класса

    (1 ступень обучения – начальное общее образование)

    на 2012-2013 учебный год

               Программа составлена

                                                                                                                          Учителем начальных классов

                   Доскоч Т.Б.

                                                                                                                          На основе программ «Школа России»

                                                                                                                          М.:Просвещение,2012г

                                                                                                                           Учебник «Окружающий мир»

                                                                                                                           А.А. Плешаков  

                                                                                                                           М.: Просвещение, 2012г

                                                                                                                           

                                                                                                                               

                                                                                       

    Г. Усть-Кут, 2012 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру  для 2 класса разработана в соответствии:                                

    - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

    - с рекомендациями примерной программы (Москва «Просвещение» 2011), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

    - с возможностями УМК  « Окружающий мир» А.А. Плешакова.

    Цель:

    Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося  к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей страны и всего человечества.

    Задачи:

    1. становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира;
    2. развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
    3. формирование личностных качеств культурного человека: доброты, терпимости, ответственности;
    4. формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
    5. развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
    6. создание условий для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

            Место предмета в  учебном плане

     На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  70 часов. 

    Основные средства реализации цели и задачи курса:

    1. преобладание проблемно-поискового и личностно-ориентированного метода обучения;
    2. практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт учащихся;
    3. значительный воспитательный потенциал;
    4. творческие, проектные задания;
    5. моделирование изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
    6. учебные диалоги;
    7. разнообразие организационных форм обучения

    Характеристика  2 «Д» класса

    Во 2 «Д» классе 26 человек, из них 13 девочек и 13 мальчиков.  

    12 девочек и 10 мальчиков 2004 года рождения, 2 мальчика 2003 г.р. – Яшуркаев Владислав, Зырянов Данил.  Клименко Милена и Симанович Степа – 2005 года рождения.

    В классе есть дети из многодетных семей: Зырянов Данил (3 детей). Рожкова Настя и Кузнецов Саша из неполных семей. В целом ребята воспитываются в благополучных семьях, где родители уделяют своим детям должное внимание.

    Дети относятся друг к другу достаточно доброжелательно, легко идут на контакт, стараются урегулировать конфликтные ситуации без помощи грубой силы, умеют приносить извинения. У всех учащихся  есть навыки ухода за собой.

    Учащиеся в коллективе чувствуют себя свободно, привыкли к школьным требованиям. Ребята с удовольствием участвуют в подготовке и проведении классных  и школьных мероприятий.Отношение учащихся к учебной деятельности стабильное. Учащиеся стараются доводить начатое дело до конца, к рабочим навыкам в основном все относятся старательно, добросовестно. Следует отметить, что в классе есть группа детей с низкой мотивацией к учебной деятельности. Не у всех желание учиться совпадает с хорошими способностями в учебе, поэтому эти дети требуют к себе дополнительное внимание со стороны учителя.

    Мелентьева Марина, Семенов Антон имеют дефекты речи. Им необходимы занятия с логопедом.

    Учащиеся с ослабленным здоровьем: Кокарева Дарья – бронхиальная астма, Осетрова Анастасия – пиелониефрит, Зырянов Данил, Цику Максим, Жидкова Вика имеют проблемы со зрением. Марков Саша, Кокарева Даша, Семенов Антон, Харитонова Олеся, Яшуркаев Влад – нарушение осанки.

    В целях укрепления, сохранения физического и психического здоровья введен курс внеурочной деятельности «Уроки здоровья». Проведение этих уроков необходимо, т.к. здоровье – важный показатель успехе ребенка. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, нужно уже сейчас закладывать гигиенические навыки, формировать негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

    Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения важна связь с поколениями, ознакомление со своей малой родиной. В связи  с этим введен курс внеурочной деятельности «С чего начинается Родина», главное назначение которого – ознакомление с историей, природой родного края, области, России; воспитание патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории, культуре, бережного отношения к природе.

    Для развития творческих способностей, мелкой моторики проводятся занятия изостудии «Веселая кисточка».

    Учащимся необходимо развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Для этого введен курс «РПС», который также способствует формированию интеллектуальных умений, воспитывает самостоятельность, аккуратность, любознательность.

    Для обогащения внутреннего мира, привития любви к чтению введен факультатив «Внеклассное чтение».

     Основные содержательные линии

    Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».

       К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

    Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

    Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к  природе.

    Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.

    Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.

    Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.

    Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

    Содержание

    Где мы живем 3 ч

    Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

    Природа 20 ч

    Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

    Сезонные изменения в природе: осенние явления.

    Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

    Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

    Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

    Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

    Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

    Жизнь города и села 11 ч

    Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

    Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

    Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

    Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

    Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

    Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

    Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

    Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

    Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

    Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

    Здоровье и безопасность 10 ч

    Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

    Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

    Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

    Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

    Общение 6 ч

    Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

    Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

    Практическая работа: отработка основных правил этикета.

    Путешествия 18 ч

    Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

    Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

    Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

    Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

    Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

    Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

    Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

    Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

             

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

    - наблюдать объекты окружающего мира;  

    -  работать с учебником,   энциклопедиями;

            - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;    

    - рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

    - уметь работать в паре, группе, индивидуально;

    - уметь оценить себя, товарища;

    - формировать коммуникативные умения;

    - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

    - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

    Планируемые результаты

    Личностные:  

    1. осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
    2. осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
    3. установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

    Метапредметные:  

    Регулятивные:

    1. умение формулировать и удерживать учебную задачу,
    2. умение преобразовывать практическую задачу в познавательную,
    3. умение выделять и формулировать то, что уже усвоено,
    4. умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
    5. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Познавательные:

    1. умение  искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); анализировать, обобщать и передавать информацию;
    2. умение классифицировать по заданным критериям;
    3. умение устанавливать аналогии;   причинно-следственные связи;
    1. умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

    Коммуникативные:

    1. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
    2. умение  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    3. осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

    Предметные:

    1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
    2. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
    3. умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

    К концу 2 класса учащиеся должны знать:

    1. неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
    2. строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
    3. имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
    4. основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
    5. названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

    Учащиеся должны уметь:

    1. различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учител; выполнять правила поведения в природе;
    2. различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
    3. выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
    4. использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
    5. определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
    6. приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы. 

    Материально-техническое обеспечение.

    Печатные пособия:

    1. научно-популярные, художественные книги для чтения (в   соответствии с основным содержанием обучения);        
    2. детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.);      
    3. таблицы природоведческого и  обществоведческого содержания в соответствии с программой  обучения;  
    4. географические настенные карты;  
    5. иллюстративные материалы  (альбомы, комплекты открыток и др.).

    Экранно-звуковые пособия:

    1. мультимедийные (цифровые)  инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету;        
    2. аудиозаписи в соответствии  с программой обучения;        
    3. видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования.    
    1. лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;
    2. модели светофоров, дорожных  знаков, средств транспорта;  
    3. муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания   обучения;                    
    4. гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).  

    Методическое обеспечение:

    1. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
    2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
    3. Окружающий мир. Тесты (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
    4. Поурочные  разработки  к  учебнику  для  2  класса  «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

    Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

    Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

    Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

    Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

    Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

    рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

    Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...