тематическое планирование окр мир 4кл
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Мазур Анна Ивановна

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ореховская средняя(полная) общеобразовательная  школа»

         «Рассмотрено»                                                                                             «Утверждаю»

          на заседании МО                                                                                          директор школы

           учителей нач. классов                                                                                  _______М.Т.Швец

          Протокол № 1                                                                                             «___» сентября 2012 г.

          от 16.08.2012 г.

               

Рабочая программа

 

по окружающему миру 4 класс

                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                    Мазур Анна Ивановна

                                                на 2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение». 

Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  поселка, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона.  

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.                                                

               Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Цели обучения

        Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

        развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

         Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края», в музей школы в разделе «Страницы истории Отечества» по теме «Великая война и великая победа» и в лесопарковую зону. Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус

и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу

«Родной край  - часть большой страны».

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.  

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; 

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

         Результаты обучения

        К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);                     - название океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

-  особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

        К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

        -  определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

-  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека  на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.  

                                                                                                                                                 

        Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику;

государственные праздники;

 основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

•  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

 описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•  ориентирования на местности с помощью компаса;

•  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•  ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа


Учебная дисцип-

лина


Класс


Програм

ма, кем рекомендована и когда


Тип програм-

мы

(государственная, авторская)

Кол - во часов

 в неделю,

общее

количество

 часов


Базовый учебник


Методическое обеспечение


Дидактическое обеспече

ние

Окру

жаю

щий мир

4

Програм

ма автора

А. А. Плеша

ков

Рекомен

довано Министерством образова-

ния и науки РФ

Государ

ственная

2 часа в неделю

68 часов

в год

А. А. Плеша

ков

Мир вокруг нас

  1. Учебник
  2. Методическое

Пособие О. И.Дмитриева  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».

  1. Комплект рабочих тетрадей
  2. Тетрадь «Проверь себя»

1. Нагляд ный материал, карточки, тесты, раздаточ-

ный материал, доска, картинки, календарьфенологических наблюде

ний

           

Учебно-тематическое планирование

курса окружающего мира 4 класс

Раздел № 1

(10 часов)

Тема  «Земля и человечество».

Комплексная   дидактическая   цель:                                                                                                                         знать:             

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);              

- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;        

- об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира в   области охраны природы на планете.    

 уметь:              

 - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и  показать изученные географические объекты;                                                                                                                                                             - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;                  

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;                                                                         

- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;                    

- определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении  природного окружения.                                                                                                     

развивать:            

- умение работать с глобусом, географической картой, с памятками, алгоритмами, схемами, опорами, таблицами; написать сообщение, реферат;                                                                                    

- самостоятельно работать с учебниками и дополнительной литературой, составить план, разбить текст на части, составить алгоритм ответа;                                                                            

- слушать, рассуждать, ставить вопросы, поддерживать беседу; наблюдать, сравнивать, анализировать, систематизировать                                                                                                                          

воспитывать:    

- культуру общения; умение работать в паре, группе;                                                                                                  - ответственность, дисциплинированность, самостоятельность;                                                                            - интерес к изучаемой теме; ответственное отношение к жизни, к окружающей среде;              

- внимание, собранность, активность при работе над темой; бережное отношение к природе.

Раздел темы №1 «Земля и человечество».


№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Примеча-

ния

№1

Мир глазами астронома. 

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

№2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

№3

Звездное небо – великая книга природы.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Тест

№4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес-

кая работа

№5

Пояса Земли.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Индивиду

альная работа  по карточкам

№6

Мир глазами историка.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Самостоя-

тельная работа

№7

Когда и где? История –путешествие в глубь времён

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес-

кая работа

№8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Самостоя-

тельная работа

№9

Сокровища Земли под охраной человечества. 

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Тест

№10

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

1 час

Закрепление знаний

                                                                                       Раздел № 2

   (10 часов)

Тема «Природа России»    

 Комплексно – дидактическая   цель:

знать:             

- положение России на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- представление о природном равновесии в этих зонах;

- названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;

- правила безопасного поведения у моря.

  уметь:  

 1 уровень      

- назвать природные зоны России и показать их на карте;

2 уровень           

- различать природные зоны России по отличительным признакам;

        - устанавливать сходства и различия зон России;

- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

        3 уровень           

- выполнять задания творческого характера;

        - составлять план ответа;

        - самостоятельно построить структурно – логическую схему.

          развивать:            

- самостоятельную деятельность учащихся в работе с дополнительной литературой;

        - развивать коммуникативные умения на основе методик КСО и познавательные  способности учащихся.

воспитывать:   

- ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;

- бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, к родному краю;

- воспитывать речевую и экологическую культуру;

- интерес к предмету через творческие задания;                                                                                   - умение согласовывать свои действия с другими детьми, учителем. 

                               

Раздел темы №2 «Природа России».


№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Примеча-

ния

№1

Равнины и горы России.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Карточка на обучаемость

№2

Моря, озера и реки России.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес

кая работа  по карте

№3

Зона Арктических пустынь.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес

кая работа   по карте, карточка на обучаемость

№4

 Тундра.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Тест

№5

Леса России.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Самостоя

тельная работа

№6

Лес и человек.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Индивиду

альная работа по карточкам

№7

Зона степей.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Карточка на обучаемость

№8



 Пустыни.

1 час.


Изучение, первичное

закрепление знаний

Практичес

кое задание по атласу и карте

№9

У Черного моря.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Работа с дополни

тельной литературой

№10

Экологическое равновесие.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Тест

                                                                       Раздел № 3

 (14ч.)

Тема «Родной край – часть большой страны».

Комплексно-дидактическая цель:

знать:                    

-  положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;

-  использование и охрана природы родного края;

-  правила поведения в природе;        

-  особенности сельского хозяйства края.

уметь:                    

-  показать на карте свой край;

         -  различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;

-  основные сельскохозяйственные растения, животные края.

   - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источников сведения о   своем крае;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.

развивать:            

- умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями;

                         - составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;

                                - слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;

                                - самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.

воспитывать:        

- культуру общения;

- умение работать в паре, группе;

                          - ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, самообладание, выдержку, упорство, внимание, собранность, уверенность         в себе, умение согласовывать свои действия с товарищами, интерес к изучаемой теме, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважение к труду взрослых

Раздел темы №3 «Родной край  - часть большой страны».


№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Примеча-

ния

№1

Наш край.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес

кая работа по карте

№2

Поверхность нашего края.

1 час.

Экскурсия

№3

Водоемы нашего края.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес

кая работа по карте, карточка на обучаемость

№4

Наши подземные богатства.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Самостоя-тельная работа с образцами полезных ископаемых

№5

Земля – кормилица.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Индивиду

альная работа по карточкам

№6

Жизнь леса.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес

кая работа по карточкам,

с муляжами

№7

Жизнь луга.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Практичес

кая работа с гербарием

№8

Жизнь пресного водоема.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

№9

Растениеводство нашего края.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Работа с дополни

тельной литературой

№10

Незаметные защитники урожая.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний


Тест

№11

Животноводство в нашем крае.

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Работа с дополни

тельной литературой

№12

Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».

1 час.

Изучение, первичное закрепление знаний

Тематичес

кий учет знаний,

контроль

ная работа

                                                                         Раздел № 4 (5ч.)

Тема «Страницы всемирной истории»

Комплексно-дидактическая цель.

знать:                 

 - что и как изучает предмет «История»;

- откуда берет начало история человечества;

- названия эпох истории и человечества;

- виды исторических источников (вещественные, письменные и устные).

уметь:                

- определять эпоху истории человечества;

- определять последовательность исторических событий;

- соотносить год с веком;

- рассказать о событиях той или иной эпохи;

- дать оценку происходящему;

- самим находить и проводить примеры из других источников.

развивать:                

- образное представление о прошлом развития человечества;

- историко-временные представления;

- устную речь, творческое мышление;

- умение делать выводы;

- эмоциональное восприятие окружающего мира;

- глубокое, вдумчивое изучение предмета истории;

- умение понимать текст.

воспитывать:        

- интерес к уроку истории;

- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;

- уважение к культуре и традициям прошлого;

- самостоятельность, ответственность, дисциплинированность;

- культуру общения.

                   

                         

                         Раздел темы №4 «Страницы всемирной истории».


№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Начало истории человечества

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни-

тельной литературой

№2

Мир древности: далекий и близкий 

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-

тельная работа по карточке

№3

Средние Века: время рыцарей и замков

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Тест

№4

Новое время: встреча Европы и Америки

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни-

тельной литературой

№5

Новейшее время: история продолжается сегодня

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-

тельная работа по учебнику

Раздел № 5 (20 ч.)

Тема «Страницы истории Отечества»

Комплексно-дидактическая цель.

знать:                

- истоки истории Отечества;

- наиболее важные события в истории Отечества и их даты;

- народы, населяющие Россию;

- исторические и культурные памятники страны;

- достопримечательности родного края;

- выдающихся людей, прославивших родное Отечество;

- историю возникновения городов.

уметь:                        

- рассказать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;

         - описывать жилище, предметы быта, одежду разных времен отечественной         истории;

           - называть наиболее значительные памятники культуры Отечества, имена их создателей;

           - называть иена людей, которые оставили след в развитии Отечества, в его освобождении от врагов;

- применять счет лет в истории;

- показывать на карте исторические объекты;

        - работать с текстом, выделять главное в тексте, пересказать содержание, самостоятельно строить рассказ;

- объяснять отдельные исторические термины;

- связно и логично отвечать на вопросы;

- самостоятельно выполнять творческие задания;

развивать:            

- интерес к истории Отечества;

- воображение и фантазию;

- устную и письменную речь;

                  - умение самостоятельно работать с учебником, разбивать текст на части, составить план ответа;

- умение делать выводы, обобщения;

- умение работать по карте;

- умение слушать, рассуждать, анализировать;

- умение поддерживать беседу, ставить вопросы.

воспитывать:        

- любовь к Отечеству;

- патриотизм;

- бережное отношение к памятникам культуры;

- интерес к изучаемой теме;

- внимание, собранность, активность при работе над темой;

- культуру общения.

Раздел темы №5 «Страницы истории Отечества».


№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Жизнь древних славян

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни- тельной литературой

№2

Во времена Древней Руси.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-тельная работа

№3

Страна городов.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа по карте.

Тест

№4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа

по карточке

№5

Трудные времена на Русской земле.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа

по карте

№6

Русь расправляет крылья

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни- тельной литературой

№7

Куликовская битва

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа по карте

№8

Иван Третий.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Тест

№9


Мастера печатных дел.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-тельная работа

по учебнику

№10

Патриоты России

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни- тельной литературой

№11

Петр Великий

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Тест

№12

Михаил Васильевич Ломоносов

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с энциклопе

дией

№13

Екатерина Великая

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Тест

№14

Отечественная война 1812 года.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа

по карте

№15

Страницы истории ХIХ века.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа

по карте.

Тест

№16

Россия вступает в ХХ век.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-тельная работа

по карточке. Работа

по карте

№17

Страницы истории 20-30-х годов ХХ века.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Тест

№18

Великая война и великая Победа. 

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни- тельной литературой

№19

Страна, открывшая путь в космос.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-тельная работа

по карточке

№20

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества»

1 час.

Закрепление пройденного

Тематичес-

кий  учет знаний, тест

                                       Раздел № 6  (9ч.)

Тема «Современная Россия».

Комплексно-дидактическая цель.

знать:                

- государственное устройство нашей страны;

- символику Российского государства;

- основные законы страны;

- права ребенка;

- государственные праздники Российской Федерации;

уметь:                

- рассказать о государственном устройстве Российской Федерации;

- назвать основные документы, защищающие права человека и ребенка;

- различать государственные символы современной России;

- называть и рассказывать о государственных праздниках современной России, о их различиях и особенностях;

развивать:                

- умение работать со справочниками, энциклопедиями, словарями;

- умение написать реферат, сообщение;

- умение составлять план своего ответа;

- умение работать с текстом;

- умение слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;

воспитывать:

- любовь в Родине;

- чувство патриотизма;

        - самостоятельность, сознательность, стремление узнать побольше об         истории России;

- ответственное отношение к подготовке домашнего задания;

- бережное отношение к окружающей среде.

                                        Раздел темы №6 «Современная Россия».


№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Основной закон России и права человека

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-тельная работа

с первоисточником

№2

«Дети имеют право на особую защиту и помощь».

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа с дополни

тельной литературой

№3

Мы – граждане России.

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Робота по карточке

№4

Славные символы России

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Тест

№5

Такие разные праздники

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Самостоя-тельная работа

 с дополни

тельной литературой

№6

Путешествие по России

1 час.

Изучение, первичное закрепление новых знаний

Работа

по карте. Тест

№7

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

1 час.

Закрепление пройденного

Тематичес-

кий  учет знаний, тест

№8

Обобщающий урок-игра КВН

1 час.

№9

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1 час.

Закрепление изученного

Тематичес-

кий  учет знаний.

Тест

Список литературы по реализации программы

Для учителя:

  1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
  2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
  3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4класс.
  4. О.И. Дмитриева. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
  6.  «Я познаю мир» (энциклопедия)

Для ученика:

  1. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
  2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
  3. А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....