Конспект урока "Почему радуга разноцветная?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Хремкина Светлана Григорьевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_raduga.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР.

2011 г.                                     Урок в 1 классе .

 

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 1167 г. Москвы  

Хремкиной Светланы Григорьевны.

Тема урока: « Почему радуга разноцветная?»

Цели урока:

          Образовательные:

 - формировать первоначальное представление о цвете;

 - познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

 - объяснять природные явления;

          Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес к явлениям природы;

- обогащать словарный запас детей;

- содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

          Воспитательные:

- развитие коммуникативных навыков;

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

 

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- металлофон, колокольчик, кукла-неваляшка;

- учебник, тетрадь;

- конверты с заданиями, цветные карандаши;

- наглядный материал к уроку.

Ход  урока : 

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

 Постараюсь всё понять,

Многое хочу узнать.

2. Повторение изученного материала.

- Прослушивание песни «Звук».

- А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?

( Почему звенит звонок? Как рождается звук? )

- Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.

Демонстрация картинок.

- Какие звуки издают различные предметы?

 

Практическая работа №1.

Учитель показывает предметы: колокольчик, куклу-неваляшку.

- Звучат ли эти предметы сейчас?

- Что надо сделать, чтобы услышать звук?

- Этот инструмент называется металлофон. А слышен ли звук от этого инструмента?

- Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук?

- Почему эти предметы молчали, а потом издали звук? (Мы потрясли колокольчик и неваляшку, постучали молоточком.)

 

- Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.

Схематично это можно изобразить так:

- Каким органом мы слышим звуки? (Ушами. )

- Правильно, уши – это орган слуха. (На доске – запись: УШИ – ОРГАН СЛУХА).

- Чего боятся уши?

- Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)

Практическая работа №2.

Работа парами. На парте у детей конверты с заданиями.

Задание: разложить картинки на две группы – правильно или неправильно поступают ребята. (Картинки о бережном отношении к ушам).

Физкульт. минутка.

3. Актуализация знаний.

- Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …

Какое?

Отгадайте загадку :

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти ?

 

- Что появилось на небе ? ( Правильно. Радуга.)

(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки : Муравьишка, дождь, солнце, радуга. )

4. Сообщение темы и целей урока.  Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

( Ответы детей ).

- Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.

- Дети, кто из вас видел радугу?

  Какое настроение было при этом ?

 - Когда в небе появляется радуга? ( Когда светит солнце и идёт дождь.)

Чтение стихотворения :

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги ?

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете ?

5. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.

Предположения детей. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы.

Демонстрация  презентации ( 13 слайдов).

№1. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

№2. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце.

№3. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.

        Откуда же берётся цвет ? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.

№4. Солнечные лучи , попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.

№5. И на небе появляется радуга.

№6. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

№7. Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» - называли её в старину и верили , что она приносит счастье.

№8. С тех пор так и зовут – РАДУГА.

Физкульт. минутка.

- Кто знает , из каких цветов состоит радуга?

- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.

 

7 цветов радуги – слайд № 9.

Проблемный вопрос. Как запомнить цвета по порядку ?

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.»

- По первым буквам слов и запоминаются цвета.

( на доске постепенно появляются – цветные слова)

Повторение и заучивание этой фразы.

6. Закрепление нового.

 А.      Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание.  Помогите Муравьишке собрать радугу.

 Проверка по слайду – слайд № 10.

Б.      Работа в тетради / Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание. Закрась одежду человечков в цвета радуги по порядку.

7. Рефлексия.  

 Проведение  теста.  Образец теста на слайде № 11.

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы , ученики самостоятельно отвечают «да – нет»;

Ответ «да» - кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ «нет» - кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги  7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?      

 Проверка  по слайду № 12.

8.  Итог  урока.

Что интересного и нового вы узнали на уроке?

В каком же порядке расположены цвета в радуге?

Слайд № 13.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

конспект "пейзаж с радугой" 1 класс

конспект уркоа с презентацией для первого класса по теме "пейзаж с радугой"...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....

Радуга.Отчего бывает радуга.

В последнее время появилось осознание важности изучения предмета "Окружающий мир" не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального  и особенно для духовно-нравственного ра...

Конспект урока "Радуга настроений" для 1-2-х классов начальной школы

Данный материал может быть использован классными руководителями начальной школы и педагогами дополнительного образования...

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....