Урок по окружающему миру в 4 классе "Кто во что верит?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кулакова Елена Романовна

Урок составлен с акцентом на модуль "Религии в Росии" из курса ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kto_vo_chto_verit.docx582.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №42

                                                             

Открытый урок

по окружающему миру

в 4 «Б» классе

Тема: «Кто во что верит»?

Автор: учитель начальных классов

                       Кулакова Елена Романовна

Люберцы


Тема:  «Кто во что верит»?

Цели урока: 

  1. Способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения  и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов (на данном уроке мы ограничимся знакомством с мировыми религиями). 
  2. заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается человеческое общество;
  3. способствовать формированию универсальных учебных действий.

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из текстов разных стилей и схем.
  2. Строить речевое высказывание в устной форме.
  3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.
  4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
  5. Использовать основы смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
  6. Преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу.

Регулятивные УУД

  1. Определять цель деятельности на уроке.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  1. Слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
  2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
  3. Толерантно относиться к окружающим.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Беседа о приметах.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли  наши старые знакомые Аня и Илюша. Они пришли не просто так, а за помощью.

- Аня, что случилось?

(Аня рассказывает о письме, которое они получили, в которое была вложена картинка с надписью на обороте: «Говорят не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»… и о том, что им не понятен смысл всего этого)

- Ребята, есть ли у вас предположения, что все это может значить? (здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом).

- А какие еще приметы вы знаете?

- Верить ли в то, что «не повезет, если черный кот дорогу перейдет», и вообще, верить в приметы или нет?

- А кто решает верить или нет в приметы?

- Какой же вывод мы можем сделать?

(Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам)

  1. Формулировка темы и  проблемы урока.

Инсценировка.

Появляются Аня и Илюша и начинают спор на тему «Существует ли Бог?»:

А: Меня бабушка в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то надо Богу молиться – легче станет.

И:  А где, по-твоему, Бог живет? Ведь не на небе же! В верхних слоях атмосферы очень холодно. А в космосе вообще никто жить не может.

А: А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе живет!

  1. Ребята, кто прав в этом споре?
  2. Можно считать, что права Анюта?
  3. Можно согласиться с Илюшей?
  4. Какие еще мнения у вас есть?
  5. Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...
  6. Какой вопрос у вас возникает?

(Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?)

- Обобщим и запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:

Могут ли все люди думать одинаково?

- А теперь прочитайте тему нашего урока.

«Кто во что верит».

  1. Этап открытия новых знаний
  1. Ребята, что нам надо знать, чтобы решить проблему, которую мы с вами выделили?
  2. Что мы уже знаем о многоликом человечестве с прошлых уроков? Заполним таблицу.

В результате фронтальной работы на доске и в тетради должно получиться следующее:

  1. Ребята, посмотрите на главный вопрос нашего урока и предположите, что можно записать в третьем «окошке» схемы.
  2. На какие множества можно разделить людей относительно веры? (Одни верят, другие - нет.)
  3. Вспомните, во что с древних времен верят люди. (В Бога, в разных богов... ) 
  4. Как одним словом назвать веру людей в существование высших, сверхъестественных  сил -  Бога (Богов) (религия).
  5. А существует ли научное название «неверия» ни в каких богов? (атеизм)

- Итак, заполним последнее окошечко в нашей схеме. По отношению к вере всех людей можно разделить на какие 2 группы, запишем.

- Давайте обратимся к учебнику. На с. 92 представлены четыре иллюстрации. Обсудите в парах и определите, какие высказывания принадлежат религиозным, верующим людям, а какие атеистам.

- Проверим ваши ответы.

  1. Кто прав в своих взглядах на мир - верующие или атеисты? Оправданы ли жестокие споры между ними? Если все люди такие разные, что не могут думать одинаково, как же им тогда жить вместе в мире и согласии на одной планете?

(Во что верить, а во что нет, каждый человек решает сам)

- А что касается верующих людей, все ли они думают одинаково, все ли они верят в одного единственного Бога? (ответы детей)

- Да, в мире существует много религий. Но какая же вера истинная, какую религию выбрать? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам проанализировать три основных религии: буддизм, христианство, ислам). Эти три религии  называют мировыми.

Жеребьевка определит какая из трех религий (буддизм, христианство, ислам) достанется какой группе.

Результаты исследований оформим в виде таблицы:

Название

Религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Христианство

Ислам

Группа 1.

Буддизм

Буддизм — древнейшая из мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее, от почётного титула своего основателя Будды, что означает «Просветлённый», «Пробуждённый».

Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды называется Трипи́така. В переводе Трипитака означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела.

Буддисты проводят богослужения в храмах или небольших помещениях для служб (вихары).

Буддизм появился в 5 -6 вв. до н.э. в Индии. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже (христианство — пять, ислам — двенадцать веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, высокоразвитую цивилизацию.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
      Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.

Группа 2.

Христианство

Христианство – одна из распространённых в мире религий, вера в Бога. Священной книгой христиан является Библия. В ней говориться о том, как Бог сотворил мир, жизнь на Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сына Бога – Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что Иисус Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спасти род человеческий от горя и зла и научить его добру и справедливости.

По преданию, у Христа и его учеников нашлось много врагов. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит Библия, Сын Божий через три дня воскрес из мёртвых и вознёсся на небо.

Людей, которые поверили в его учение и приняли новую веру - христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Поэтому неудивительно, что точкой отсчёта новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.

Основным местом богослужения является храм. Православный храм, символизирующий землю, с куполом (символ неба) – это образ мира. Купол так же символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.

Группа 3.

Ислам

Ислам - одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами.

Мусульмане верят, что существует только один Бог –создатель мира Аллах.

Чтобы научить людей правильной жизни, Аллах обращался к ним через пророков – особых людей, в уста которых Бог вкладывал свои слова. Последним и главным пророком Аллаха был Мухаммед, который жил 14 веков назад ( в 7 в. н.э.).

Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман Коране. Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков, творить добрые дела во имя Аллаха.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращалось любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи.

Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву.

 Для пребывания в мечете от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в изолированных галереях мечети.

       С течением времени ислам распространился во многих странах. Сейчас в современной России многие люди исповедают исламскую религию.

Проверка. Ребята, давайте посмотрим на  результаты вашей работы. Капитан каждой группы назовет то, что получилось у его команды.

Название

религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Будда

Храм

Лама

Трипи́така

Вера в добро, жизнь по совести …

Христианство

Бог, Иисус Христос

Храм, церковь

Священно-служитель

Библия

Ислам

Аллах

Мечеть

Мулла

Коран

Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.

– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается,  что лучшей религии нет?  Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет.)

  1. Ребята, а что же подскажет человеку, как правильно думать, поступать, во что верить?  (Совесть человека, его душа.)

- Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника на с. 93.
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.

IV.  Итог.  

- Итак, ребята, что нового вы узнали о едином человечестве?

– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу.

V.  Домашнее задание

- Подготовить информацию о других религиозных направлениях.  Сориентироваться в выборе темы вам помогут страницы учебника с. 94-95 и тетради с.64, №3.

-Также Илюше снова потребуется ваша помощь с редактированием письма от его друга (найти ошибочные высказывания) и написанием ответа (Т. с. 65, №5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...