Комнатные растения
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Аксёнова Елена Анатольевна

Этот материал можно использовать для фронтальной работы с классом при знакомстве учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями в рамках данного раздела. Использование данных приёмов и игр помогает учащимся более глубоко усвоить изучаемый материал, развивает их практические умения ухода за комнатными растениями, способствует формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии, способность наблюдать, мыслить, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc73 КБ
Office presentation icon chto_rastyot.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 9»

ЧТО СТОИТ НА ПОДОКОННИКЕ

1 КЛАСС

                       

                                     Аксёнова Елена Анатольевна

                                                 учитель начальных классов,

                                                      высшей категории

г. Нягань

2012 г.

Урок окружающего мира в 1 классе

Автор учебника А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Тема: Что растёт на подоконнике

Цель: Знакомство с комнатными растениями

Задачи:

образовательные: 

  1. способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений;
  2. познакомить учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями
  3. расширить представление о значении комнатных растений в жизни человека;
  4. формировать понятие и практические умения о правилах ухода за ними;

развивающие:

  1. развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы;
  2. способствовать формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии;

воспитательные:

  1. способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию комнатным  растениям, воспитанию  стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни;
  2. воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться,

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

        - Сегодня я предлагаю вам поиграть со мной. Представьте, что вы жители другой планеты. Превращаемся в инопланетян (учитель надевает на голову ободок, на ободке пружинки с глазками, предлагает детям надеть такие же ободки). Презентация.

- Внимание! Нет сигнала. Всем срочно выйти на связь. Настройте ваши антеннки на рабочую волну.

        - Снаряжаем экспедицию. Отправляемся исследовать планету Земля  и узнаем «Зачем люди разводят растения у себя дома» и привезём экземпляры для размножения на нашу планету.        

- Итак, приготовились к полёту. Движемся со скоростью света. Посадка успешно завершена.

        - Посмотрите, какая красивая планета Земля!        

- Приближаемся к месту исследования.

2. Открытие новых знаний.

        - А это наша знакомая – мудрая черепаха (этот герой сопровождает все страницы учебника А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»). Черепаха продолжит знакомить нас с планетой Земля и поможет ответить на вопрос: «Что растёт на подоконнике» и: «Для чего люди разводят цветы в своих жилищах».

        - На подоконниках в классе, в квартирах, в коридорах поликлиник и школ растут растения. У них всегда зелёные листья. Такие растения называются вечнозелёными.

        - Многие лесные и луговые растения не могут долго жить в комнатах. Им не хватает света. Зимой они теряют листья. Для нормального развития лесным и луговым растениям необходимы другие условия. Почему же комнатные растения так хорошо чувствуют себя у нас в помещениях?

        - Предки комнатных растений чаще всего были привезены к нам из жарких стран, из пустынь. На своей родине эти растения достигали большой высоты и толщины. Условия, в которых растения росли на своей родине, похожи на условия в комнате. Поэтому растения при правильном уходе могут радовать человека много лет.

- Посмотрите на растения, которые находятся вокруг нас.

(Если есть возможность показать растения в классе, то показ идёт непосредственно этих растений, если такой возможности нет, то дети знакомятся с комнатными растениями, глядя на картинки в презентации)

        - Кактусы, многолетние растения. Они запасают и надолго сохраняют в себе влагу. Существует более 3000 видов кактусов. Их родина – Мексика. Многие кактусы в Мексике живут по 500 лет и достигают в высоту до 10 метров и нескольких метров в толщину. В засушливых местах с листовых пластин растений испаряется много влаги, необходимой растению, поэтому кактусы приспособились сохранять влагу за счёт того, что у них нет листьев. У некоторых кактусов остался только колючий, сочный стебель. Некоторые сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок, например зигокактус или декабрист. Цветёт этот кактус в декабре, за что  и получил своё второе название.

        - В пустынях кактусы единственные хранители влаги и часто спасают жизнь путешественникам. Колючки защищают растение от крупных животных.

        - Сансевьера родом из Африки. Назвали это растение  в честь итальянского князя Сансевиеро. Но у этого растения есть другое имя, его легче запомнить, «Щучий хвост». Как вы думаете, почему сансевьеру так назвали?  (за его длинные листья, которые цветком напоминают окраску щуки)

- Фиалка - невысокое растение, ей необходимо много света, тепло. Поэтому фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Родина - горы Африки. Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев.

- Произнесите медленно название цветка гиппераструм. Не услышите ли вы какое-то знакомое слово?

        - Правильно, «аструм» похоже на «астра». «Астра» в переводе – звезда. Если перевести название цветка полностью, то получится кавалер со звездой». К нам этот кавалер приехал из Америки.

        - Кала. Это слово в переводе с греческого языка означает «прекрасная»

Неприхотлива, теневынослива, влаголюбива. Её выращивают для срезки и создания букетов.

- Бегония. Родина - тропические леса Южной Америки, Азии и Африки. Листья бегонии самой разнообразной окраски — зеленые, коричневатые, серебристо-серые, красные с различными узорами, пятнами, крапинками, с четким рисунком жилок, часто опушенные. Бегония - комнатное растение

- Произнесите медленно название цветка гиппераструм. Не услышите ли вы какое-то знакомое слово?

        - Правильно, «аструм» похоже на «астра». «Астра» в переводе – звезда. Если перевести название цветка полностью, то получится кавалер со звездой». К нам этот кавалер приехал из Америки.

- Посмотрите, какие растения изображены в учебнике на странице 10. Прочитайте названия. Какие из этих растений есть у нас в классе?

        - Закрасьте кружок рядом с каждым названным растением зелёным цветом. Какие названия показались вам сложными?

                

        - Прочитайте вопросы Мудрой Черепахи.

        - Художник на стр.11 изобразил кактус и бегонию в естественных для этих растений жизненных условиях. Обратите внимание на то, каких размеров может достигать бегония в природе.

3. Дидактические игры.

Игра: Что изменилось?

- Посмотрите на картинки, а теперь закройте глазки (идёт смена  картинок местами, дети открыв глаза должны сказать, что изменилось). Цель игры: развитие внимания, развитие памяти – дети должны дать названия комнатным растениям, поменявшим место. Эту игру можно заменить следующей:

Игра: «Чего не стало»

        Педагог показывает 4 растения. Дети называют их. Затем педагог просит детей закрыть глаза и убирает одно растение. Открыв глаза, дети должны назвать растение, убранное учителем.

Игра: «Узнай растение по фрагментам»

Игра: «Угадай растение по описанию»

        Педагог подробно рассказывает об одном из растений. Он отмечает, на что похоже растение, какие у него стебель, форма листьев, окраска цветов и их количество. Дети должны показать и назвать растение.

Цель этих дидактических игр: выучить названия комнатных растений и  запомнить, как они выглядят.

4. Закрепление изученного

Кроссворд:

1) Растение, выращиваемое для букетов (кала)

2) Растение, листья, которых могут быть самой разнообразной окраски: — зеленые, коричневатые, серебристо-серые, красные… (бегония)

3) В переводе это растение означает кавалер со звездой (гиппеаструм)

4) Растение с узкими длинными листьями, называемое в народе «Щучий хвост» (Сансевьера)

5) Невысокое растение, цветочки которого могут быть различных цветов (фиалки)

6) Растение, похожее на зелёного ёжика. (Кактус)

7) Растение получившее название в честь месяца, в котором цветёт. (Декабрист)

- Читаем, где же растут все эти растения? (комната)

5.Исследование: «Для чего человек разводит цветы в помещении»

- Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения? (Дети высказываются и просматривают слайды помещение со цветами и без них. Делают вывод: цветы приносят уют и красоту в помещение)

- Растения выделяют кислород необходимый человеку для дыхания, а поглощают углекислый газ.

Комнатные растения лечат людей

  1. Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название – столетник. (Алоэ)
  2. Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ)

- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

- Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.

6.  Исследование «Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?» . Правила ухода за комнатными растениями.

– Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу по теме: «Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?»

- Предположим, что растения мы поставим в темные углы и не будем поливать. Что произойдет?

- Понаблюдайте за растениями, изображенными на слайде. Что вы заметили?

- Давайте подумаем, как помочь растениям. ( Выслушиваются ответы детей по каждому рисунку на слайде )

- Растения болеют.

- Сделаем выводы: комнатным растениям необходимы:

  1. правильное освещение,
  2. достаточное количество воды,
  3. тепло,
  4. свежий воздух,
  5. дозированное удобрение,
  6. забота человека.

7. Формирование умений и навыков по теме.

1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах).

- К нам в гости пришел цветовод (один из учеников в роли цветовода). Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.

Цветовод:

  1. Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни.
  2. Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю.
  3. Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной.
  4. Опрыскивать те растения, которые это любят, и не замочить листья, растений, которые  этого не выносят.
  5. Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.

2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.

8. Творческая работа

        - В прямоугольнике на стр 11 дети рисуют своё любимое комнатное растение и в рабочей тетради с 5 №1

        Возьмите ножницы и клей. Они понадобятся для выполнения задания № 2 на стр.5.. Найдите в приложении изображение прямоугольника с колючками. Из этого прямоугольника вам надо вырезать «лепёшки» произвольной формы и наклеить их на рисунок.

  1. Решение проектной задачи:

- Нам надо увезти для размножения на планету… комнатные растения «Давайте выберем нужные» (Работа в группе – слайды в помощь для проверки)

  1. Рефлексия

- С комнатными растениями мы возвратились на свою планету.

-Возьмите листочки со своим портретом -  инопланетянином. Какой то странный у нас инопланетянин. Чего не хватает?

- Нарисуйте ему лицо. Если,

J- я доволен, я запомнил названия комнатных растений и правила ухода за ними, урок мне понравился.

L- я  не всё понял и не всё запомнил, но я обязательно научусь.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайды

15-22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайды

31- 62

Слайд 63


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 1 класс Аксёнова Е. А.

Слайд 2

Что изменилось?

Слайд 3

Узнай растения Гиппеаструм Калла Кактус Сансевьера

Слайд 4

к а л л а б е г о н и я г и п п е а с т р у м с а н с е в ь е р а ф и а л к а к а к т у с д е к а б р и с т

Слайд 5

да нет Кактус будем брать ? помощь

Слайд 6

Молодец! кактус – комнатное растение! дальше

Слайд 7

Эх, дружок! Обратись-ка ты в скорую энциклопедическую помощь! помощь

Слайд 8

СКОРАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Кактус назад Кактусы, многолетние растения. Они запасают и надолго сохраняют в себе влагу. Не требует много света. Существует более 3000 видов кактусов. Их родина – Мексика. Кактус – комнатное растение.

Слайд 9

да нет помощь Сансевьеру будем брать ?

Слайд 10

Молодец! сансевьера – комнатное растение! дальше

Слайд 11

Эх, дружок! Обратись-ка ты в скорую энциклопедическую помощь! помощь

Слайд 12

СКОРАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Сансевьера назад Сансевьера родом из Африки. Назвали это растение в честь итальянского князя Сансевиеро. Но у этого растения есть другое имя, его легче запомнить, «Щучий хвост». Растение светолюбиво, предпочитает яркий солнечный свет. Сансевьера – комнатное растение.

Слайд 13

 - я доволен, я запомнил названия комнатных растений и правила ухода за ними, урок мне понравился.  - я не всё запомнил, но я обязательно научусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс УМК "Школа России"...

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...

«Декоративные растения и комнатные растения»

Цель: познакомить детей с декоративными и комнатными растениями их происхождением.Задачи: формировать представления о декоративных растениях, о разнообразии лесных, полевых, садовых и комнатных цветов...

Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" 2 класс

Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" по предмету "Окружающий мир" "  2классПрезентация урока "Комнатные растения" 2 к...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....

Занятие в группе продленного дня.Уголок природы. Комнатные растения. Растения уголка природы

Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности : отношение к труду как к важнейшему общественному долгу;добросовестное отношение к любой работе, ува...