Урок развития речи "Дикие животные. Заяц."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок развития речи на основе предметов и явлений окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект к уроку.43.41 КБ
Файл Презентация к уроку.1.76 МБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С  РОДНЫМ ГОРОДОМ

В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.

Дошкольный период - важнейший период в формировании личности, когда закладываются нравственно - духовные качества личности, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуры. Основой формирования у детей любви к Родине является накопление ими социально - культурного опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений к миру различных культур.

Современные исследования посвящённые проблемам приобщения, дошкольников к культуре, социальной жизни родного города (Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и др), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крухлект) и т.д.

Идеи педагогов прошлого нашли отражение и в исследованиях современных педагогов. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Н.В.Виноградова, Р.И.Жуковская, Е.И.Радина, которые говорили об ознакомлении детей дошкольного возраста с природой, культурой Родного края.

Любой город, край имеют свои особенности как культурного, так и социального характера. У каждого места на планете Земля есть своя история. Знакомясь с историей родного города, края, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, «в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры» (Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, М.Ю.Новицкая).

Современные исследователи рассматривают проблему знакомства с родным городом в различных аспектах:

•        в    связи    с    изучением    механизмов    социализации,     формирования    социальной
компетентности дошкольника (Т.Н.Антонова, Е.П.Арнаутова, Т.Т.Зубова, Т.И.Оверчук и

др);

  • осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (О.А.Князева, С.А.Козлова, Т.Н.Таранова, С.Е.Шукшина и др.);
  • восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова и др.);
  • формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулект);
  • в   связи   со  знакомством   с   национальной   культурой   (О.Л.Князева,   М.Д.Маханёва, М.Ю.Новицкая, Е.В.Соловьева и др.) и т.д.

Важнейшее место в патриотическом воспитании занимают игры. Игра - наиболее естественный и радостный для детей вид деятельности. Играя, дети могут лучше освоить материал, закрепить его. Игровая деятельность возникает из потребности познать социальное окружение, быть его участников.


Базовым этапом формирования у детей любви к городу является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:

  • творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);
  • игры с готовым содержанием и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные), подвижные и интеллектуально-развивающие.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Е.О. Смирнова, А.И Сорокина, А.П. Усова и

др).

С помощью дидактических игр решаются задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

З.М.Богуславская, А.К.Бондаренко указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

  • четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
  • вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
  • давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;
  • обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Содержание работы по знакомству дошкольников с родным городом имеет систематизированный и последовательный характер. Только целенаправленное руководство педагога, систематическое обучение и тесный контакт педагогических работников, детей, их родителей способствует эффективности работы по ознакомлению дошкольников с родными местами.

Список литературы:

1.        Бондаренко,      А.К.      Воспитание      детей      в      игре      /А.К.Бондаренко,      А.И.Матусик.-М.:

«Просвящение», 1983.-192с.

  1. Козлова, С.А. Я - Человек. Программа социального развития ребёнка. – М., Школьная Пресса, 2005. – с.48.
  2. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В.Коломийченко, - Пермь, 2002 – 115 с.
  3. Леконцева Ю., Кущ Н.В. Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городами Удмуртии // Инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании Удмуртской Республики. Под ред. Т.Н. Пацуковой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2011. – С. 57-58.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Дикие животные. Заяц.

Слайд 7

Расскажи о зайце по схеме:

Слайд 8

У зайца есть…

Слайд 9

Прочитай, сравни, скажи.

Слайд 12

Подбери слова.

Слайд 13

Домашнее задание Составить рассказ о зайце Задание № 1 на стр. 70 Нарисовать зайца и подписать картинку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Дикие животные:заяц"

Цель: формировать представления детей о зайце.Задачи:           -  формирование представления о зайце, как представителе диких животны...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Открытый урок "Дикие животные - Заяц".

Урок по развитию речи в 3 классе школы 8 вида!...

Урок развития речи "Дикие животные.Заяц"

В занимательной форме дети узнают много нового о диком животном и закрепят имеющиеся знания о зайце....

конспект урока развития речи "Дикие животные. Заяц". 1 класс, школа 8 вида

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по развитию речи для 1 класса. Урок способствует развитию ин...