Урок развития речи "Дикие животные.Заяц"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

В занимательной форме дети узнают много нового о диком животном и закрепят имеющиеся знания о зайце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_-_kopiya.docx673.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение  общеобразовательная

школа № 5 для обучающихся  с   ограниченными возможностями здоровья

Урок развития речи  во 2 классе «А» с применением игровых, ИКТ, разноуровневой дифференциации, технологии коррекционно-развивающего обучения, технологии индивидуального обучения.

Тема: «Дикие животные. Заяц»

Провела: Пушечкина Ю.Е.,

учитель начальных классов.

30.03.2015г.

Тема: «Дикие животные. Заяц»

Цель: формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках зайца.

Задачи.

1.Образовательные: расширять знания учащихся о диких животных, учить называть части тела зайца,  составлять описательный рассказ о животном.

2.Воспитательные: воспитывать  организованность, интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе (животным), воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

3.Коррекционно-развивающие:

  • развивать  наблюдательность  при работе с наглядным материалом;
  • корригировать  речь, зрительное  восприятие,  память, внимание, мышление;
  • обогащать  словарный запас; развивать зрительный, осязательный и слуховой анализатор (активизировать  познавательную  деятельность и  вводить  новую информацию по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов).

       Оборудование:

  •  ИКТ, картинки с изображением домашних и диких животных,
  •  индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений;
  • натуральное пособие – шкурка зайца;
  • видеофильм « Заяц – дикое животное»,  
  • фарфоровый заяц для определения частей тела;
  • морковки для  каждого ученика за старание на уроке;
  • карточки для дифференцированной самостоятельной работы;
  • индивидуальные конверты  с изображением домашних животных, которые разрезаны на части;

Методы:

- словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, рассказ – заключение, инструкции к заданиям).

- наглядные методы (натуральный вид наглядности – шкурка зайца; изобразительная наглядность – пособие «Лабиринт», различные картинки зайцев; демонстрация видеофильма).

- практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений).

Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался охранительный режим учащихся.

Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; сравнение картинок; списывание с печатного текста, осложненное заданием и т.д.).

Средства обучения: перфокарты для индивидуальной самостоятельной работы; карточки с заданиями «Закончи предложения»; осколочные картинки зайца, карточки – подсказки к заданиям: «Подбор слов – антонимов», «Закончи предложения», морковки для  каждого ученика за старание на уроке.

Тип урока – изучения нового.

План урока.

  1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Индивидуальные логопедические упражнения.
  2. Повторение о домашних животных.
  3. Введение в тему.
  4. Изучение нового.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление знаний.
  7. Физкультминутка.
  8. Индивидуальная самостоятельная работа на перфокартах.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итога урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.  Артикуляционная гимнастика + индивидуальные логопедические упражнения). 

2.  Повторение о домашних животных.

 Дидактическая игра «Собери картинку».

«Назови детёнышей» Слайд №2

 -Ребята, у вас на столе лежат разрезные

картинки. Соберите их. Назовите животное

и его детёнышей.

 - Какое изображение лишнее? Докажите.

3 Введение в тему урока.

а) Загадки.           Слайд №3

  1. Хитрая плутовка                                           2.  На овчарку он похож.

       Рыжая головка                                                    Что ни зуб – то острый нож!
      Хвост пушистый, ах краса                                Он бежит, оскалив пасть,
      А зовут ее … (лиса).
                                          На овцу готов напасть (волк). 

  1. По полю скачет                                                        4.  Он всю зиму в шубе спал,

       Уши прячет,                                                        Лапу бурую сосал,
      Встанет столбом –                                              А проспавшись, стал реветь.
      Уши торчком (заяц).
                                         Это зверь лесной … (медведь).

- Назовите животных  на картинках. Сколько их? (4)

- Какие это животные? Почему вы так считаете?

(Животные живут в лесу,  сами добывают себе пищу,

защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье,

выводят потомство.)

- Каких ещё диких животных знаете?

б)  Дидактическая игра «Что изменилось?» Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации внимания. Слайд №4

-  Попробуйте запомнить всех животных на доске. Закройте глаза. Открываем. Что изменилось?

 - Какого животного  нет на доске? (зайца). 

- Заяц – словарное слово.

- Назовите ударную и безударную гласную.

в) Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным,

  узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается,

чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.

4.Изучение нового материала.

а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков. Рассказ учителя о зайце с опорой на картинки (привлекая учеников к беседе по вопросам).

- Какие части тела вы видите?       Слайд №5

Упражнения в образовании и употреблении притяжательных прилагательных (работа в группах)  Составление словосочетаний по образцу.

 Сказать правильно (заячья морда; заячьи лапы и т. д.)Слайд №6

- Где живёт заяц? Слайд №7

- Чем покрыто тело?

- Какая у него шерсть? (дети щупают шкурку зайца)

- Каким цветом шерсть летом?   Слайд №7

- Каким цветом шерсть зимой?   Слайд №8

- «Зимой – белый – летом серый». Почему? (Заяц линяет. Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)

- Какие лапы у зайца?                 Слайд №10

- Почему у зайца задние ноги длинные?  Слайд №11, №12 (Он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами. Поэтому и в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем (перевертываясь, кувыркаясь при движении, стремительно, очень быстро). Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком» (переворачиваясь через голову), т. к. передние лапы у зайца короткие.) К, сожалению,  у зайчика есть враги, которых он боится  — это лиса, рысь, куница, волки, собаки, ласки, горностаи, орлы, большие вороны, филины, ястребы. Он не умеет защищаться от врагов, поэтому ему приходится убегать. И это у него очень хорошо получается!  Заяц быстро бегает и  очень ловко прыгает.

«Угадай следы на снегу» Слайд №13

- Чем питается заяц?  Слайд №14, №15

(корой деревьев, морковью, капустой,

молодыми побегами деревьев, кустарников.)

 Летом зверек кушает свежую траву и другие

растения, например, ему нравятся одуванчики

 и клевер. Иногда выкапывает грибы и находит

мышиный горошек. Ну и, конечно, морковка

и капуста, которые зайцу иногда удается

найти на огороде человека. А когда

начинается осень и зеленая трава пропадает,

 то заяц кушает веточки деревьев и

кустарников. Зимой он обдирает кору с деревьев и также не забывает про ветки.

- Где живет заяц? Слайд №16

Летом у зайца рождаются детёныши. Слайд №17

б) Просмотр видеофильма «Заяц – дикое животное». Слайд №18

- Сейчас вы увидите, как заяц живет в природных условиях. Понаблюдайте, постарайтесь запомнить.

в) Обобщающая беседа после просмотра.

- Где обитает заяц?

- Когда у зайчихи появляются детеныши?

- Зачем заяц запутывает следы?

Вывод. Вставить пропущенные слова в предложения. Слайд №19

Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, травой, морковью. Передние ноги короче задних ног. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую.

5 Музыкальная физминутка.

6 Закрепление знаний

а) Работа по учебнику (стр. 69, № 2).

Упражнение в подборе слов – антонимов

Уши у зайца длинные, а хвост - ?. 

Летом мех у зайца серый, а зимой - ?.

Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?.

Голова у зайца маленькая, а туловище - ?.

Фронтальная проверка - чтение предложений по цепочке.

7. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика:
1. «На лугу вырос цветок»
И.п.- основная стойка.
На счет 1 вдох через нос. Поднять руки через стороны вверх.
На счет 2 выдох через рот со звуком (а- а- х ).Опустить руки вниз.


2. «Комарик»
И.п.- основная стойка.
На счет 1 вдох через нос.
На счет 2 выдох со звуком « з- з- з» через рот, зубы сжаты.

8. Дифференцированная самостоятельная  работа на карточках.

1. Задание для сильных учеников: «Вставить вместо точек нужные слова. Слова для справок: белый, серый, зелёный, быстрый, чёрный, длинный, короткий, лес».

Заяц живет в …. У зайца … глаза, … уши, … хвост. … ноги спасают зайца от врагов.

Зимой зайцы …, а летом

2.Задание для средних учеников: «Подписать части тела зайца».

3. Задание для слабых учеников: «Раскрась картинку зайца».

Проверка индивидуальная.

 9. Домашнее задание.

Выбрать любое дикое животное, нарисовать, выучить о нём загадку.

  1. Подведение итога урока.

 Выставление оценок по ходу урока.

 - Вам понравился урок?

- Что нового узнали?

--Покажите и назовите части тела зайца.

 (На фарфоровом заяц)

Каждый ребёнок получает морковку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Дикие животные:заяц"

Цель: формировать представления детей о зайце.Задачи:           -  формирование представления о зайце, как представителе диких животны...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Открытый урок "Дикие животные - Заяц".

Урок по развитию речи в 3 классе школы 8 вида!...

Урок развития речи "Дикие животные. Заяц."

Урок развития речи на основе предметов и явлений окружающей действительности....

конспект урока развития речи "Дикие животные. Заяц". 1 класс, школа 8 вида

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по развитию речи для 1 класса. Урок способствует развитию ин...