Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли" в 4 классе по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_v_more._okeany_zemli.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

по теме «Жизнь в море. Океаны земли»

Учитель Данилина Е.В.

УРОК 35

ЖИЗНЬ В МОРЕ. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ

Цели:

- познакомить учащихся с растениями и животными моря;

- рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;

- показать возможность негативного воздействия на море человеком;

- познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе», физическая карта,  фотографии растений и животных морей, батискафа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. 3адание №5 (рабочая тетрадь, с. 4). Взаимопроверка. Ответы на экране (используется проектор).

Хищные животные:

2 - белый медведь

7 - орел

9 - снежный барс

3 - рысь

5 - лиса.

 Растительноядные:

8 - дрофа

10 - суслик

4 - саранча

1 - северный олень

6 – верблюд

2.Экологическая игра (блиц-опрос).

- Предположите, какие будут последствия:

а) если растают льды Арктики;

б) если в степи весной развести костер;

в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;

г) если высушить все болота;

д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.

III. Сообщение темы урока.

- Отгадайте загадки:

Кругом вода,

А с питьем беда.             (Море.)

- Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.

- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

Если на карту Земли посмотреть

Земли на земле всего одна треть...

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться - вода!

- Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.

IV. Океаны Земли. Жизнь в море.

- Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для этого нам нужно прочитать статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учебника.

Фронтальный опрос по прочитанному.

        - Сколько на Земле океанов? Назовите их.

        - Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия?

- Какие удивительные организмы обитают в океанах?

- Чем важны океаны для человечества?

- А сейчас для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат - батискаф. И спускаемся на дно океана со скоростью 3 метра в минуту (мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе»).

- Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. Разнообразен живой мир морей и океанов. От планктона – мельчайших водорослей и животных, до китов – морских гигантов.

В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски  от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.

В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких         рыбок как добычи.

- Давайте поближе познакомимся с обитателями морей. Заранее подготовленные  учащиеся рассказывают о некоторых обитателях морей и океанов. Учитель демонстрирует фотографии на экране, используя проектор.

ВОДОРОСЛИ (Саша Б.)

Водоросли могут быть и крошечными, и длиной до 60 метров. Они прикрепляются ко дну коротенькими выростами. На конце выроста находится утолщение-подушечка, которая работает как присоска. Размножаются водоросли спорами. Почти все солнечные лучи поглощаются верхними слоями воды. Поэтому чем глубже слой морской воды, тем в нем холоднее и темнее. Поэтому больше всего морских растений находится на мелководье. Чем глубже растет водоросль, тем она бурее. В Черном море находят на глубине 200 метров водоросли красного цвета.

Многие обитатели водоемов питаются водорослями. С ними связано «цветение» воды в водоемах. Если водоем загрязнен сточными водами, водоросли настолько сильно размножаются, что могут лишить кислорода всех других обитателей водоема, и тогда они погибают.

Есть съедобные водоросли, из которых приготовляют пищевые добавки. Есть водоросли, которые используют для удобрения рисовых полей.

АКТИНИЯ (Маша)

Фантастическим цветком распускается в морских водах животное актиния. Примостившись к скалам, они порой образуют огромные поселения на мелководье. Ярко окрашенная в красный или зеленый цвет, с венцом из нежных прозрачных щупальцев, которых у нее 192, актиния действительно похожа на цветок. Раки-отшельники и некоторые виды крабов носят актиний на себе для самозащиты. Актинию можно держать в аквариуме, создав ей необходимые условия. Вот кто на животное совсем не похож, так это актиния. И без ног, и без сердца, и без головы. Ну, цветок и цветок! Торчит себе на одном месте, словно дремлет. Словно все-то ей безразлично. А так ли это? Вот приближается к актинии стайка шустрых мальков - все ближе, ближе. Мигом наша «спящая красавица» проснулась. Все свои щупальца напрягла цап! Прощай, малек, пойдешь ты хищнице на завтрак.

АКУЛА (Саша И.)

        Из всех животных, плавающих в море, акула вызывает наибольший страх. Ученые считают, что акулы живут на земле уже около 100 миллионов лет. Бывают акулы совсем маленькие, размером не более карандаша и массой всего 200 грамм, другие имеют длину 20 метров и массу до 20 тонн. Эти хищницы имеют страшные зубы, которые остры, как бритва. Располагаются зубы акул в четыре-шесть рядов, а у некоторых видов и до двадцати рядов. В желудках этих прожорливых хищниц находят веревки, части погибших кораблей, металлические части машин, птиц, собак, буранов, даже других акул. Их кожа покрыта чешуей,  нет у них, как у рыб, плавательного пузыря. Интересно, что размножаются акулы по-разному. Одни откладывают на дно яйца, другие рождают живых акулят.

Физкультминутка (упражнения для глаз)

V. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.

- Какие группы живых организмов обитают в морях? Учитель составляет из карточек схему на доске:

Животные морей

Рыбы                                                                                                                                      Крабы

Млекопитающие                   Пресмыкающиеся           Птицы                     Моллюски

     киты                                          черепахи                           чайки                    осьминоги

    дельфины                                                                          альбатрос               мидии

    моржи

    тюлени

- Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (задание 6 на с. 5).

Составить по рисунку список обитателей моря. Работа в парах. Самопроверка.

Ответы на доске: 1. Дельфин. 2. Кит. 3. Черепаха. 4. Медуза. 5. Водоросли. 6. Рыбы. 7. Планктон. 8. Кальмар. 9. Удильщик. 10. Актиния. 11. Альбатрос.

VI. Влияние человека на жизнь морских обитателей.

- В жизни животных, растений все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

VII. Итог урока.

Самостоятельная работа у доски 3  человека, остальные на листочках.

- Составьте цепи питания обитателей моря (по вариантам):

• водоросли       планктон       кит

• водоросли       рыбы             чайки

• водоросли       планктон      морские губки.

Проверка с использованием сигнальных карточек.

- Какие растения обитают в морях?

- Каких морских животных вам приходилось наблюдать?

- Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.

Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»

Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс

Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Сокровища Земли под охраной"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия; формирование знаний о красоте и неповторимости этих достопримечательностей.Планируемые результаты...