Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли"
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Конспект урока окружающего мира "Жизнь в море. Океаны земли" в 4 классе по программе "Гармония"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhizn_v_more._okeany_zemli.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе

    по теме «Жизнь в море. Океаны земли»

    Учитель Данилина Е.В.

    УРОК 35

    ЖИЗНЬ В МОРЕ. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ

    Цели:

    - познакомить учащихся с растениями и животными моря;

    - рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;

    - показать возможность негативного воздействия на море человеком;

    - познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств.

    Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе», физическая карта,  фотографии растений и животных морей, батискафа.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. 3адание №5 (рабочая тетрадь, с. 4). Взаимопроверка. Ответы на экране (используется проектор).

    Хищные животные:

    2 - белый медведь

    7 - орел

    9 - снежный барс

    3 - рысь

    5 - лиса.

     Растительноядные:

    8 - дрофа

    10 - суслик

    4 - саранча

    1 - северный олень

    6 – верблюд

    2.Экологическая игра (блиц-опрос).

    - Предположите, какие будут последствия:

    а) если растают льды Арктики;

    б) если в степи весной развести костер;

    в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;

    г) если высушить все болота;

    д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.

    III. Сообщение темы урока.

    - Отгадайте загадки:

    Кругом вода,

    А с питьем беда.             (Море.)

    - Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.

    - Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

    Если на карту Земли посмотреть

    Земли на земле всего одна треть...

    Но странный вопрос возникает тогда?

    Планета должна называться - вода!

    - Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.

    IV. Океаны Земли. Жизнь в море.

    - Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для этого нам нужно прочитать статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учебника.

    Фронтальный опрос по прочитанному.

            - Сколько на Земле океанов? Назовите их.

            - Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия?

    - Какие удивительные организмы обитают в океанах?

    - Чем важны океаны для человечества?

    - А сейчас для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат - батискаф. И спускаемся на дно океана со скоростью 3 метра в минуту (мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе»).

    - Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. Разнообразен живой мир морей и океанов. От планктона – мельчайших водорослей и животных, до китов – морских гигантов.

    В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски  от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.

    В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких         рыбок как добычи.

    - Давайте поближе познакомимся с обитателями морей. Заранее подготовленные  учащиеся рассказывают о некоторых обитателях морей и океанов. Учитель демонстрирует фотографии на экране, используя проектор.

    ВОДОРОСЛИ (Саша Б.)

    Водоросли могут быть и крошечными, и длиной до 60 метров. Они прикрепляются ко дну коротенькими выростами. На конце выроста находится утолщение-подушечка, которая работает как присоска. Размножаются водоросли спорами. Почти все солнечные лучи поглощаются верхними слоями воды. Поэтому чем глубже слой морской воды, тем в нем холоднее и темнее. Поэтому больше всего морских растений находится на мелководье. Чем глубже растет водоросль, тем она бурее. В Черном море находят на глубине 200 метров водоросли красного цвета.

    Многие обитатели водоемов питаются водорослями. С ними связано «цветение» воды в водоемах. Если водоем загрязнен сточными водами, водоросли настолько сильно размножаются, что могут лишить кислорода всех других обитателей водоема, и тогда они погибают.

    Есть съедобные водоросли, из которых приготовляют пищевые добавки. Есть водоросли, которые используют для удобрения рисовых полей.

    АКТИНИЯ (Маша)

    Фантастическим цветком распускается в морских водах животное актиния. Примостившись к скалам, они порой образуют огромные поселения на мелководье. Ярко окрашенная в красный или зеленый цвет, с венцом из нежных прозрачных щупальцев, которых у нее 192, актиния действительно похожа на цветок. Раки-отшельники и некоторые виды крабов носят актиний на себе для самозащиты. Актинию можно держать в аквариуме, создав ей необходимые условия. Вот кто на животное совсем не похож, так это актиния. И без ног, и без сердца, и без головы. Ну, цветок и цветок! Торчит себе на одном месте, словно дремлет. Словно все-то ей безразлично. А так ли это? Вот приближается к актинии стайка шустрых мальков - все ближе, ближе. Мигом наша «спящая красавица» проснулась. Все свои щупальца напрягла цап! Прощай, малек, пойдешь ты хищнице на завтрак.

    АКУЛА (Саша И.)

            Из всех животных, плавающих в море, акула вызывает наибольший страх. Ученые считают, что акулы живут на земле уже около 100 миллионов лет. Бывают акулы совсем маленькие, размером не более карандаша и массой всего 200 грамм, другие имеют длину 20 метров и массу до 20 тонн. Эти хищницы имеют страшные зубы, которые остры, как бритва. Располагаются зубы акул в четыре-шесть рядов, а у некоторых видов и до двадцати рядов. В желудках этих прожорливых хищниц находят веревки, части погибших кораблей, металлические части машин, птиц, собак, буранов, даже других акул. Их кожа покрыта чешуей,  нет у них, как у рыб, плавательного пузыря. Интересно, что размножаются акулы по-разному. Одни откладывают на дно яйца, другие рождают живых акулят.

    Физкультминутка (упражнения для глаз)

    V. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.

    - Какие группы живых организмов обитают в морях? Учитель составляет из карточек схему на доске:

    Животные морей

    Рыбы                                                                                                                                      Крабы

    Млекопитающие                   Пресмыкающиеся           Птицы                     Моллюски

         киты                                          черепахи                           чайки                    осьминоги

        дельфины                                                                          альбатрос               мидии

        моржи

        тюлени

    - Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (задание 6 на с. 5).

    Составить по рисунку список обитателей моря. Работа в парах. Самопроверка.

    Ответы на доске: 1. Дельфин. 2. Кит. 3. Черепаха. 4. Медуза. 5. Водоросли. 6. Рыбы. 7. Планктон. 8. Кальмар. 9. Удильщик. 10. Актиния. 11. Альбатрос.

    VI. Влияние человека на жизнь морских обитателей.

    - В жизни животных, растений все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

    Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

    Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?

    Учащиеся делятся своими мнениями.

    VII. Итог урока.

    Самостоятельная работа у доски 3  человека, остальные на листочках.

    - Составьте цепи питания обитателей моря (по вариантам):

    • водоросли       планктон       кит

    • водоросли       рыбы             чайки

    • водоросли       планктон      морские губки.

    Проверка с использованием сигнальных карточек.

    - Какие растения обитают в морях?

    - Каких морских животных вам приходилось наблюдать?

    - Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?

    Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

    Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

    Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.

    Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...

    Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»

    Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

    Конспект урока окружающий мир во 2 классе Тема урока «Исследование глубин морей и океанов». Учитель Захарина Нина Леонидовна

    Конспект урока окружающий мир во 2 классе УМК "планета знаний". Применяется исследовательская работа. применяется технология оценивания образовательных достижений....

    Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»

    Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....

    Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс

    Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...