КТП по ОМ 4 класс ПНШ
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon om4_pnsh.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                            

«Яйская  основная  общеобразовательная  школа №3»

Утверждена

Приказом №248

от «30» августа 2013г. Директор __________

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

для учащихся 4  класса

Количество часов - 68 час

Количество часов в неделю- 2 час

Учебник: Федотова,О. Н. Окружающий мир:4 класс:учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. Академкнига/Учебник,2010. 

                                                                                                                                                                               

Составитель:

Шипачева  Е. М.,

учитель начальных классов

 

                                 

Принята на                                                                                                                                  

заседании  РМО                                                                                                                              

Протокол № 1                                              

от « 27 »   августа  2013г.

Руководитель РМО _______________

                                   Шипачева Е.М.

Принята                                                           педагогическим советом                                        

Протокол №1                                        

от « 30 » августа 2013г

Яя

2013

Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотовой,  Г.В. Трафимовой  «Программа  по окружающему миру» (Москва, Академкнига/Учебник,  2009 г.), созданной  в  соответствии Федерального  компонента государственного образовательного стандарта (2004г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа  рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

4. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : метод. пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни – с естественно-природным ритмом ЖИЗНИ, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

• последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;

• проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

• изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.

Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу – истории отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

Требования к уровню подготовки учащихся  по курсу «Окружающий мир»

к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

• основы личной гигиены;

• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

• способы сохранения и укрепления здоровья;

• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;

уметь:

• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

• устно описывать объекты природы;

• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

• выполнения правил поведения в природе;

• рассказа о родном крае, родной стране, столице.

Содержание

раздел

Название разделов  программы

Номера уроков

Кол – во часов

1

Человек и природа

13-54

42

2

Человек и общество

1-12,    55-68

26

Всего

68

Календарно-тематическое планирование

№  п/п

п/р

     Наименование  разделов и тем  учебника

Кол-во часов

Формы контроля

Учебник;

часть;стр

Тетрадь; часть;

стр

Дата

проведения

урока

Раздел 1.   История отечества 

10

1 часть

1

2.1

Древние славяне

1

7 - 13

2

03.09

2

2.2

Занятия древних славян

1

14 – 17

3

05.09

3

2.3

Древняя Русь

1

Практ.раб

18 – 20

4  

10.09

4

2.4

Путь «Из варяг в греки»

1

 21 – 24

5

12.09

5

2.5

Крещение Руси

1

25 – 29

6

17.09

6

2.6

Борьба Руси с западными завоевателями

1

сообщение

30 – 33

7

19.09

7

2.7

Возникновение Москвы.

1

34

8

24.09

8

2.8

Первые Московские князья

1

сообщение

35 – 38

9

26.09

9

2.9

Время многобожия

1

39 – 48

10

01.10

10

2.10

Вера в силы природы

1

39 – 48

10

03.10

Итого по разделу:

10

Раздел 2.    Земля – планета Солнечной системы

2

 

11

2.11

Солнечная система

1

49 – 53

11 – 12

08.10

12

2.12

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца

1

54 – 58

13 – 15

10.10

Итого по разделу:

2

Раздел 3.  Путешествие по природным зонам России

13

13

1.1

Природные зоны нашей страны

1

59 – 63

16 – 18

15.10

14

1.2

Неживая природа ледяной зоны

1

сообщение

65 – 73

19 – 21

17.10

15

1.3

Живая природа ледяной зоны

1

сообщение

 65 – 73

19 – 21

22.10

16

1.4

Тундра

1

74 – 83

22 – 26

24.10

17

1.5

Тундра

1

сообщение

74 – 83

22 – 26

07.11

18

1.6

Зона лесов

1

84 – 94

27 – 31

12.11

19

1.7

Живая природа лесов

1

сообщение

84 – 94

27 – 31

14.11

20

1.8

Зона степей

1

95 – 103

32 – 34

19.11

21

1.9

Зона степей

1

95 – 103

32 – 34

21.11

22

1.10

Зона пустынь

1

104 – 111

35 – 36

26.11

23

1.11

Зона пустынь

1

сообщение

104 – 111

35 – 36

28.11

24

1.12

Субтропическая зона.

1

112 – 121

37

03.12

25

1.13

Животный мир субтропиков

1

сообщение

112 – 121

37

05.12

Итого по разделу:

13

Раздел 4.  Родной край – часть великой России

9

26

1.14

Твой родной край.

1

123 – 125

10.12

27

1.15

Московское время.

1

126 – 127

40

12.12

28

1.16

Карта твоего края.

1

128

38 – 39

17.12

29

1.17

Поверхность и водоемы твоего края.

1

129 – 132

41 – 42

19.12

30

1.18

Полезные ископаемые твоего края

1

сообщение

133 – 135

 

24.12

31

1.19

Растения твоего края

1

136 – 137

  1; 43

26.12

32

1.20

Животноводство твоего края и домашние животные

1

сообщение                                                                                                                                                                              

138 – 139

14.01

33

1.21

Народные промыслы твоего края

1

140 – 143

44

16.01

34

1.22

Заповедные места твоего края

1

сообщение

144 - 147

45

21.01

Итого по разделу:

9

Раздел 5. Человеческий организм

13

2 часть

35

1.23

Забота о здоровье

1

Практ.раб

7 – 8

23.01

36

1.24

Как устроен организм человека

1

9 – 11

2 – 3

28.01

37

1.25

Путешествие мир клеток

1

12 – 13

4 – 5

 30.01

38

1.26

Самый большой орган чувств

1

14 – 16

6 – 7

04.02

39

1.27

Как человек двигается?

1

17 – 20

8 – 9

06.02

40

1.28

Пищеварительная система

1

21 – 24

10 – 12

11.02

41

1.29

Пищеварительная система

1

Практ.раб

21 – 24

10 – 12

13.02

42

1.30

Система кровообращения

1

25 – 28

13 – 14

18.02

43

1.31

Система кровообращения

1

25 – 28

13 – 14

20.02

44

1.32

Вдох и выдох

1

29 – 33

15-17

25.02

45

1.33

Береги свои легкие

1

Практ.раб

34 – 35

18

27.02

46

1.34

Работа почек в организме

1

36 – 37

19

04.03

47

1.35

Нервная система человека

1

38 – 40

20 – 21

06.03

Итого по разделу:

13

Раздел 6.  Изучаем органы чувств

7

48

1.36

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

43 – 45

11.03

49

1.37

Спроси у носа: что такое запах?

1

46 – 48

22 – 23

13.03

50

1.38

Высуни язык и скажи: «А»

1

49 – 51

24

18.03

51

1.39

«Взгляд» на глаз.  Береги зрение

1

52 – 56

25 – 27

20.03

52

1.40

Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия

1

57 - 59

 28 – 30

01.04

53

1.41

Распознавание предметов путем соприкоснове- ния с ними

1

 60 – 63

03.04

54

1.42

Игры детей и дорожная безопасность.

1

сообщение

64 – 66

 31

08.04

Итого по разделу:

7

Раздел 7.   Путешествие по странам мира

5

55

2.13

Границы России с Европой

1

Практ.раб

69 – 79

32 – 33

10.04

56

2.14

Границы России  с  Азией

1

Практ.раб

69 – 79

 32 – 33

15.04

57

2.15

Соединенные штаты Америки

1

Практ.раб

 80 – 83

 34 – 35

17.04

58

2.16

Великобритания

1

Практ.раб

84 – 86

 36 – 37

22.04

59

2.17

Франция

1

Практ.раб

87 – 89

38 – 39

24.04

Итого по разделу:

5

Раздел 8. Москва как летопись истории России

4

60

2.18

День народного единства

1

93 – 95

40 – 41

29.04

61

2.19

Москва: память о войне 1812 года

1

96 – 99

42 – 43

06.05

62

2.20

Память Москвы о героях ВОВ 1941-1945 годов

1

доклад

100 – 103

 44

08.05

63

2.21

Памятники Москвы покорителям космоса

1

сообщение

104 – 107

13.05

Итого по разделу:

4

Раздел 9.  Мы – граждане России

5

 

64

2.22

Имя нашей страны – Россия; или РФ

1

109 – 111

45

15.05

65

2.23

Основной закон страны – Конституция России

1

сообщение

112 – 114

20.05

66

2.24

Президент России

1

сообщение

115 – 116

22.05

67

2.25

Наш мир знакомый и загадочный

1

27.05

68

2.26

Что  нового я узнал?

1

доклад

29.05

Итого по разделу:

5

Всего  по  курсу:

68

Перечень ключевых слов

Аллергия

Археолог

Астероиды

Астроном

Бармица

Береста

Бивак

Бородинская битва

Булат

Бусурман

Варяги

Венцы сруба

Витраж

Вселенная

Дань

Драгун

Защитный рефлекс

Кариес

Картечь

Кивер

Конгресс

Комета

Константинополь

Крещение

Лафет

Летяга

Лишайники

Междоусобица

Метеорные тела

Молоточек (косточки)

Наковальня (косточки)

Мусью

Ополчение

Осязание

Пионер

Плактон

Племя

Полон

Поры

Природные зоны

Ратуша

Редут

Сеча

Свод законов

Союз

Сустав

Сукно

Стремечко (косточки)

Телескоп

Уланы

Устье

Ширваншах

Химера

Фураж

Фьорд

Частокол

Целинная степь

Циркуляция

Список литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 121-142.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

4. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

5. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : метод. пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

для учащегося:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 4 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

Дополнительный материал в интернете

ИСТОРИЯ

Начальная русская летопись

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/ predkis/pvl.htm

Верования древних славян

http://www.rusfederation.narod.ru/text3.html

http://www.verovaniya-slavyan.narod.ru/index.html

Праздники древних славян

http://ancient.astrostar.ru/slavjane /108943.html

Древняя Русь IX—XII вв.

http://rusfederation.narod.ru/historyrus.html

Культура Киевской Руси X—XIII вв.

http://schools.perm.ru/modules/wf downloads/

singlef ile.php?cid=13&lid=103

Карты Руси VII-XVIb.

http: // www.ostu.ru/personal/nikolaev/wslav7.gif

Александр Невский

http:// a-nevskiy.narod.ru/nevskiy.html

Русские богатыри

http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000628/

uroki2004/urok22.htm http:// www.rusbogatyr.ru/index.html

Ледовое побоище

http:// www.hrono.info/sobyt/ledov.html http:// a-nevskiy.narod.ru/library/45.html

Крещение Руси

http:// rusfederation.narod.ru/text3.html Рассказы о Москве

http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/epoha/epoha.htm

http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/

moscow/oherk/oherk.html http:// www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/

moscow/sevenholm/holmi_moskvi.htm

ЗЕМЛЯ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Земля в Солнечной системе

http:// pmos.vstu.vinnica.ua/kursov/earth/sunsys.htm http:// adventure.hut.ru/general/

Солнце, планеты

http:// www.astro.alf aspace.net/sol_sys/5. htm http:// systemplanet.narod.ru/

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

Природные зоны России (Арктика, тундра, тайга, степи) http:// rospriroda.ru/?cat=43

Лес

http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200101602 http:// forest-russia.narod.ru/ http:// www.lesgazeta.ru/

Лесотундра

http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=34595&rubr=286

Лесостепь

http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber= 34593&rubr=286

Степь

http:// www.biodat.ru/doc/biodiv/part3a.htm http:// adventure.hut.ru/general/steppe.htm

Степь и полупустыня

http:// geo.1september.ru/2002/04/11.htm Полупустыня

http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=50182&rubr=286

Пустыня

http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=52332&rubr=286

Арктические пустыни

http:// mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=3807

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

http:// www.moscow-vernisage.com/main/spravka# 12

http:// russia.rin.ru/guide/3/5.html

http:// www.moscow-vernisage.eom/main/spravka# 10

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ 

Опорно-двигательный аппарат

http://www.skeletos.zharko.ru/G 1 /AdvSkeletEnc.htm http://www.skeletos.zharko.ru/main. php?page=G1 Anatomy http://www.skeletos.zharko.ru/main.php?page=G212 Человеческий организм

http://dronisimo.chat.ru/homepage1 /anatom1.htm

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНАМ МИРА 

США (Статуя свободы) http://chudesa.by.ru/liberty.html

Великобритания  - http://www.uk.ru/culture/queen_trad.html

Лувр - http://louvre.historic.ru/

Эйфелева, Останкинская и Берлинская башни  http://www.solnet.ee/school/деоО 1.html

Эйфелева башня - http://fr.iatp.org.ua/paris_123.html

http://chudesa.by.ru/eifel.html

ИСТОРИЯ Кремль - XVI век

http://www.kinderino.ru/vokrug/russia/moskva/m_12.hti Война 1812 г.

http://www.kinderino.ru/vokrug/russia/kutuzov.html Великая Отечественная Война http://cat.tmn.fio.ru/works/88x/311 /index.htm

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ

Президент России   http: //www.uznay-prezidenta.ru

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...