урок по предмету Окружающий мир "Город на Неве"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гукова Евгения Сергеевна

Урок во 2 классе по предмету Окружающий мир "Город на Неве" к учебнику Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok6-sankt-peterburg.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга

"Экономический лицей"

        

Тема: «Город на Неве»

урок окружающий мир

2 класс

учебник Плешаков А.А.

учитель начальных классов

Гукова Евгения Сергеевна

Тип урока:  урок "открытия" нового знания

Педагогические технологии:

  • технология работы в группах
  • технология деятельностного подхода

   

Цели и задачи урока:

  • Познавательные - ознакомление учеников с историей города Санкт-Петербурга и с его достопримечательностями; учить понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий;
  • Личностные - более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я- петербуржец»; повышение познавательных мотивов  учебной деятельности; выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; 
  • Регулятивные - понимание и формулирование учебной задачи совместно с учителем; выделение из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планирование своих действий на уроке; оценивание правильности выполнения задания;
  • Коммуникативные - включение учащихся в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; умение формулировать ответы на вопросы; развитие умения поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; развитие умения договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

                 

Ход урока.

I.  Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, в течение нескольких уроков мы совершали  путешествие по нашей стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие и побываем  в одном из красивейших городов мира.  Для того, чтобы угадать куда мы отправимся, прослушайте гимн этого города.

(звучит гимн Санкт-Петербурга, музыка Рейнгольд Глиэр)

Учитель: Вы прослушали гимн , какому городу посвящены эти строки? Куда мы сегодня отправляемся на прогулку?

Ученики: Санкт-Петербург

Учитель: как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Какой маршрут (план) можно проложить нам  для нашего путешествия?  

Ученики формулируют тему урока и составляют план. (план составляют с помощью учителя)

Тема урока: Город Санкт-Петербург

План: 1.История родного города

        2.Достопримечательности Санкт-Петербурга

        3.Игровая пауза

        4.Блокада Ленинграда

        5.Подведение итогов

        6.Домашнее задание

II. Открытие детьми нового знания.

Учитель: Ребята, на партах у вас лежат карты города. Они серые, не цветные, некрасивые. Не очень удобно по таким картам ориентироваться. Давайте сделаем эти карты "веселыми". Многие вопросы, связанные с нашим городом мы уже изучали, смотрели фильмы, ходили в музеи, ездили на экскурсии по городу. Раскрасьте главную водную "артерию" города синим карандашом или фломастером . Какое у нее название?

Ученики: Нева.

Учитель: Назовите главную наземную "артерию" нашего города?

Ученики: Невский проспект.

Раскрашивают Неву и Невский проспект на своих картах(2 минуты)

Учитель: Ребята, как красиво у вас получилось. Карта уже стала ярче.

Для дальнейшего путешествия, необходимо вспомнить историю нашего города. Для этого вам необходимо ответить на вопросы. У каждой группы на столе лежат карточки с вопросами. За пять минут необходимо ответить на эти вопросы. Если возникают трудности с ответами, то можно воспользоваться учебником на стр.110. Время пошло!

Вопросы: 1. В какой части нашей страны находится Санкт-Петербург?

               2. Кто основал Санкт-Петербург?

               3. В каком году был основан Санкт-Петербург?

                4. На какой реке стоит город Санкт-Петербург?

                5. Как еще называют Санкт-Петербург?

Учитель: А теперь, вам, необходимо, поменяться бланками ответов с соседней команда. Проверить ответы другой команды. За каждый правильный ответ вы ставите 1 балл. Всего можно получить 5 баллов. Каждый участник команды получает столько баллов, сколько баллов получено за ответы. И еще один бонус-балл получает тот, кто был самым активным при выполнении этого задания. А кто будет эти счастливчиком решать команде.

Ученики проверяют ответы. Выставляют баллы в свои карточки.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием! Давайте обратимся к картам и раскрасим на ней  место, откуда началось строительство нашего города. Кто знает, о чем идет речь?

Ответы учеников. Раскрашивают Заячий остров, место , где находится Петропавловская крепость.

  Учитель: Наше путешествие продолжается. А что у нас следующее в нашем маршруте.

Ученики: Достопримечательности Санкт -Петербурга.

Учитель: Правильно. И следующее задание вы будите выполнять в группах. На экране будут появляться фотографии с разными достопримечательностями Санкт-Петербурга, вам необходимо отгадать, что на  этих фотографиях изображено. У вас на партах есть пустые листы. На этих листах вам необходимо записывать ответы. За каждый правильный ответ команда получает балл.

На экране появляются слайды. Ученики выполняют задание.

слайд 1: Петропавловская крепость

слайд2: Эрмитаж

слайд 3: Казанский собор

слайд 4: Исаакиевский собор

слайд 5: Московские ворота

слайд 6: Дворцовая площадь

слайд7:Медный всадник

слайд 8: ответы

Ученики проверяют ответы в своих группах. Выставляют себе баллы. Сколько баллов у команды, столько и у каждого. Учитель дает бонус-балл за активное участие. Кому этот балл ребята решают сами.

Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 114 и прочитаем  про историю знаменитого памятника Медный всадник.

Чтение текста вслух.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали, прочитав текст? 

Обсуждение текста. Ученики наносят на свои карты место расположения Медного всадника.

Учитель: А что дальше в нашем маршруте?

Ученики: Игровая пауза

игра "Собери мозаику"

Ребята собирают мозаику по группам "Площадь победы", "Цветок жизни", " Мать Родина", "Блокадный колодец" (5 минут) За правильный сбор команды получают по 1 баллу. Команда, выполнившая задание быстрее всех, получает дополнительный балл.

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия - это страшные годы нашего города. Блокадные дни Ленинграда 1941 - 1944 .  Посмотрите на свои картины, которые вы собрали. Что изображено на них? Что вы можете рассказать? Ребята, что вы знаете о блокаде?

Беседа по собранным картинам. Рассказы учащихся о блокаде Ленинграда.

Ученик читает стихотворение  Ю.Воронова "27 января 1944"

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут...

III. Первичное закрепление нового материала.

Учитель: Ребята, мы подошли к концу нашего путешествия. Осталась одна остановка. Давайте проверим, как вы слушали и как работали сегодня на уроке. Проведем викторину. Я задаю вопросы , а вы отвечаете. За каждый верный ответ получаете 1 балл. Выкрикивать с места нельзя. Поднимаем руку.

Вопросы:

1. Как называется город, стоящий на Неве?

2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?

3. В честь кого назван город Санкт-Петербург?

4. Как иначе называют  наш город?

5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?

6. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и    

    Александровской колонны?

7. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»?

8.Когда была блокада Ленинграда?

Учитель: Молодцы! Справились с заданием! Поставьте в свои карточки баллы, кто заработал.

IV.  Рефлексия

Учитель: Ребята, сегодня мы путешествовали по нашему родному городу Санкт-Петербургу. Вы узнали много нового. Всю информацию вы добывали самостоятельно: из учебника, из рассказов своих одноклассников, с презентации.  Вам понравилось наше путешествие? Если вам было интересно, то на вашей больной карточке нарисуйте веселого человечка, а если нет - грустного. Также подведите итоги своей деятельности, подсчитайте сами количество полученных баллов за урок.  И добавьте из в общую таблицу по предмету Окружающий мир. Оцените себя по пятибалльной шкале: 1- я ничего не делал и мешал ребятам, 2 - я ничего не делал, 3 - я несколько раз помог ребятам, 4 - я помогал ребятам и отвечал на уроке, 5 - я участвовал во всех работах на уроке. Оценку поставьте на карточку и сдайте ее мне.

V. Домашнее задание.

 Доделать карту. Нанести на нее все достопримечательности, о которых говорилось на уроке. Знать , где они находятся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

   Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Система работы клуба "Мы и окружающий мир" в рамках проведения уроков по предмету "Окружающий мир"УМК "ПНШ"

Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся  учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...