Мир вокруг нас
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Григораш Валентина Николаевна

Экологическое мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

              Утренник «Мир вокруг нас»

Цель:

  1. Ознакомить детей с главными экологическими проблемами в стране.
  2. Оценить роль государства, организаций и человека по охране природы.
  3. Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к ней.
  4. Познакомить учащихся с правилами поведения в природе.

Оборудование:

  • газета «Мир вокруг нас»,
  • маски грустного и улыбающегося человека,
  • написанное на бумаге слово атмосфера,
  • схема загрязнения воздуха,
  • правила поведения в природе (плакаты),
  • картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу нашей страны.

Учитель:  Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

  • Грустный человек.
  • А почему он грустный? (Ответы детей)
  • У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

(Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.)

Первый корреспондент:  Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем.

                                                       (Воздух)

-Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)

-Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

-Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)

Рассмотрите схему.

  • От чего загрязняется воздух?
  • Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?
  • Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)
  • Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов).
  •  Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.     Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!                                                          Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.  Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

     Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей)

Им не нравится, потому что шумно и неприятно.                                                        Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

  • Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)
  • Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель.     Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент:      Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это?

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

-Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода.

-Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

  1. Вечером на землю слетает,

ночью на земле пребывает,

утром опять улетает.

  1. Над рекою, над долиной повисла

белая холстина.

  1. Пушистая вата плывет куда-то:

чем вата ниже, тем дождик ближе.

  1. Меня ждут, не дождутся, а как

завидят – разбегутся.

  1. На дворе переполох, с неба

сыплется горох.

Третий корреспондент:  Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

          Водичка, водичка,

          Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

-Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?                                                                                           (Ответы детей)

  • Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми;
  •  во-вторых, беречь воду от загрязнения.

         Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат, химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?

-Что надо сделать? (Ответы детей)

  • Надо экономить воду,
  • не выбрасывать в реки т озера мусор;
  • не мыть в них машины.

Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Учитель:          Уберем все грязные пятна!

  • Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент: Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

-Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

(Появляется плакат.)

-О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

  • Не рвать цветы;
  • не собирать букеты в дикой природе;
  • не плести венки;
  • красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберем цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

-Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)

-Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)

Главные  правила:         не ловить никаких животных;                                                                                                                                                                                                                                       не пугать их;     не кричать в лесу; не трогать птичьих гнезд.                                                                                                                                                                                                                                                        Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)

(Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)                                                                         Просьба.                                      (Н.А. Заболоцкий.)                                                Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель: Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.                                                                                      А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)                                                           (Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.)                              Учитель:   Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.                                                                                                             -Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.                                       -Что такое природа? (Ответы детей)                                                                               -Что природа дает человеку?                                                                                            -Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)                                                  -А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...