Конспект урока во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кожемякина Галина  Анатольевна

Конспект урока "Растения и животные болот",2 класс УМК "21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mira_.doc445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

На современном этапе становления образования комбинированные уроки уходят на второй план, уступая место более современным типам уроков. Исходя из специфики предмета «Окружающий мир», учитывая его возможности, возможности и особенности, выделяют :

-урок – наблюдение

-урок – поиск

- урок - дискуссия

- урок - практикум

- урок - игра

- урок творчества

Предлагаю вашему вниманию разработку урока - диалога окружающего мира во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Особый интерес представляет процесс побуждения детей к поиску информации, а также подведение детей к выводу о важности болот.

Конспект   урока  во 2 классе

Окружающий мир

 УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Животные и растения болот.

Цель: подвести детей к выводу, что болота нужны в природе так же, как и другие водоемы.

Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.

2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и ее коллективный анализ, обмен репликами, наблюдение, формулирование выводов.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» Н.Ф. Виноградовой, картинки с изображением растений и животных болот, плакат с изображением болота, тексты с описанием ягодных кустарников, 2 маски лягушек

Ход урока.

I. Орг.момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовности к уроку. (1-2 мин.)

II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.(2-3 мин.)

- Ребята, на прошлых уроках мы говорили о водоемах. Какие водоемы вы можете назвать? (Океан, море, река, озеро)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото)

III. Знакомство с растениями болот. ( 15 мин)

- Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей.)

- Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото – осушать или помиловать?» А для этого совершим увлекательное путешествие на болото.

- Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка …).

- Чем же интересны эти растения? Рассмотрим их в учебнике на с.116. (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.)

- А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.)

- Верно. На болоте растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. (Показываю изображения растений.)

- Прочитаем интересную информацию об этих растениях. (Дети читают текст на листочках.)

Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

У черники стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.

- Но не только ягоды растут на болотах, но и другие травянистые растения. Послушаем сообщения ребят о них.

Росянка – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

- Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.)

Кукушкин лен – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.

- А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? (Предположения детей.)

- Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.

- А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей.)

IV. Физминутка. (1-2 мин)

- А теперь немного отдохнем.

На болото мы пойдем,

Много клюквы наберем –

Кислой, приятной,

Очень ароматной.

V. Знакомство с животными болот. (5-6 минут)

- Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)

- Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.)

- Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.)

- Рассмотрим в учебнике на с.110, какие животные живут на болоте. (Работа в учебнике. Рассматривание рисунков.)

- Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Длинные клювы помогают им достать пищу из воды. Все они летают, а утки и либеди – еще и плавают.)

- Живет на болоте интересная птица – выпь. (Показ иллюстрации.)

 Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

- Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки.

VI. Физминутка. (1-2 мин)

 (Инсценирование стихотворения.)

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкультпривет.

VII. Закрепление изученного. (6 мин)

- А сейчас у нас викторина «Кто живет на болоте?». Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

1) «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь- то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х.К. Андерсен «Дюймовочка».)

2) «Наш бегемот провалился в болото.

И ни туда, ни сюда!

О если вы не придете,

Он утонет, утонет в болоте!

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота…» (К.И. Чуковский «Телефон».)

3) «А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка)

VIII. Итог урока.(5 мин)

- Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: «Болото – осушать или помиловать?» Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.109. (Читают вывод.)

- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?

- Дома прочитаете про земноводных на с.111-112 и выполните задание в тетради на с.52 №95.

- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.

Список использованной литературы

1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2013

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник. 2 класс. – М.: Вентана – Граф, 2013

3. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч.– М.: Вентана – Граф, 2013

Урок составила: Кожемякина Галина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Новосибирска

ул.Серебренниковская 10

тел. 8-913-926-24-24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...