Конспект урока Окружающего мира 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Щетко Татьяна Станиславовна

Урок виртуальная экскурсия по карте России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekskursiya_dlya_4_klassa.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - виртуальная экскурсия по теме

 « Путешествие по карте России».

(Равнины, горы, моря)

Окружающий мир 4 класс

Из опыта работы учителя Щетко Т.С.

ГОУ СОШ №429

Г.Санкт-Петербург

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных географических объектах России (равнины, горы, моря).

Задачи урока:

  • Формировать умение работать с физической картой страны, умение находить основные географические объекты на карте.
  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к родной стране, бережное отношение к её природным ресурсам.

Оборудование: учебник А.Плешакова 4 класс, атлас с картами, конверт с частями карты, компьютер, экран, проектор, презентация «Равнины, горы, моря».

                                                                       Ход урока

Этап урока.

Действие учителя

Действие учеников

 Примечание.

I. Организацион-ный момент

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?

Ответы учеников.

Слайд №1

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашей стране.

Слайд №2

III. Актуализация знаний.

- Чтобы узнать маршрут нашего путешествия, надо сложить по кусочкам контурную карту России. (Альбом-задачник для 4 класса А. Плешаков).

-На этой карте цифрой 1 обозначено начало нашего путешествия, а пунктирной линией путь до первой остановки.

-Где мы начнём свой путь? (Санкт-Петербург)

-Где будет наша первая остановка? (п-ов Камчатка)

-Посмотрите на свои карты, какой крупный город есть на Камчатке? (Петропавловск-Камчатский)

-Как узнать, какое расстояние между Санкт-Петербургом и Петропавловском-Камчатским? (Измерить расстояние по линейке и умножить на масштаб карты)

-Наш путь будет немного длиннее, так как добираться до Камчатки мы будем морским путём. На чём мы будем путешествовать?

Практическая работа в парах.

Вывод: расстояние от Петербурга до Петропавловска приблизительно 6600 км.

- На корабле.

IV. Изучение нового материала.

1.Начало путешествия.

-Итак, мы начинаем своё путешествие из города Санкт-Петербурга. Он построен на берегу Финского залива, чтобы иметь удобный выход к морю. Какое это море? Что вы о нём знаете?

2. Северные моря.

- Наш путь лежит вперёд в моря Северного Ледовитого океана. Назовите их и покажите на карте.

- Наши ребята подготовились к путешествию и будут коротко рассказывать нам об этих морях.

3. Моря Тихого океана.

- Мы приближаемся к восточным границам нашей страны и попадаем в моря Тихого океана. Посмотрите на карту, какие моря омывают п-ов Камчатка?

4. Полуостров Камчатка.

- Полуостров Камчатку, омываемый двумя морями и океаном, можно смело назвать горной страной с множеством рек и озёр. В этих краях находится самый высокий вулкан в Евразии под названием Ключевская сопка и 29 действующих на сегодняшний момент вулканов. Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6- 7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.

5. Алтай и Саяны.

- А теперь мы пересядем на самолёт и будем осматривать нашу страну с высоты. Мы отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян.

- Что вы можете сказать о высоте гор?

- На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

6.Западно-Сибирская равнина.

- Наш путь пролегает над Западно-Сибирской равниной.  Это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина”

 Полюбуйтесь её красотой и прослушайте краткий рассказ.

7.Уральские горы.

- У самолёта кончается горючее и мы делаем остановку на Уральской земле, богатой нефтью, газом и другими полезными ископаемыми.

- Что вы можете сказать об этих горах?

- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае

- Что это доказывает?

Рассказ учеников о море.

Работа у доски.

Ученики показывают моря на карте: Баренцево море, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

Рассказ о Беринговом и Охотском морях.

Рассказ учеников о горах Алтая и Саян.

- Горы довольно высокие. Их вершины покрыты снегом.

Прослушивание озвученных слайдов.

Рассказ ученика об Уральских горах.

- Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.

- Уральские горы намного ниже Алтайских.

Слайд № 16

Слайд №2

Слайды №

     8-12.

Слайды №

   13-14.

Слайд № 24

Слайд №

  21-22

Слайд № 3, 5

Слайд № 20

Физминутка.

- Итак, мы на привале. Надо отдохнуть и размяться.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки.

8. Восточно-Европейская равнина.

- Мы снова поднимаемся в воздух и сейчас наш путь проходит над Восточно-Европейской равниной. Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. Эту равнину называют “холмистая равнина”, и ещё называют Русской равниной.

9. Кавказские горы.

- А сейчас держим путь на юго-запад в горы. Их называют Кавказскими горами.

- Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.

- Что вы можете сказать об этих горах?

10. Чёрное море.

- Прежде чем вернуться домой, в наш северный город мы обязательно должны искупаться в тёплых водах Чёрного моря и погреться под ласковым южным солнцем.

Прослушивание озвученных слайдов.

Рассказ ученика о Кавказских горах.

Рассказ ученика о Чёрном море.

Слайд №3, 4

Слайд № 23

Слайд № 18

V. Закрепление

изученного

материала.

- Вот и закончилось наше путешествие. Где же мы сегодня побывали?

- Что вы можете сказать о форме земной поверхности нашей страны?

- Давайте ещё раз вспомним некоторые места, в которых мы сегодня побывали. Разгадайте кроссворд.

Работа в парах.

Листочки с кроссвордом лежат на партах у учеников. Задания высвечиваются на слайде. После работы ученики сверяют свои ответы со слайдом.

Приложение     №1

Слайд № 26

VI. Рефлексия.

- Кому понравилось наше сегодняшнее путешествие?

- Что интересного вы узнали о географии нашей страны?

- В какой уголок России вам действительно захотелось бы совершить путешествие? Почему?

- Как вы думаете, как нужно вести себя людям, чтобы не нанести вреда природе нашей страны?

VII.Домашнее задание.

Прочитать текст учебника стр.32-37.

Отметить на контурной карте равнины, горы и моря по которым мы путешествовали.

По желанию можно нарисовать понравившийся уголок России.

Литература.

Учебник. А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Издательство «Просвещение» 2010 год.

Атлас. Природоведение. 3-5 классы. Роскартография. 2010 год.

Детская энциклопедия. Наша Родина. Москва. «Педагогика» 1978 г.

Сборник. Наша Родина. Москва. Просвещение. 1984 г.

Ю.К. Ефремов. Природа моей страны.

М. Аджиев. Сибирь, которую я видел.

Ю. Пшонкин. Встречи у вулканов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...